12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Вера Петровна5441
педагогический стаж - 18 лет,учитель английского и немецкого языков; классный руководитель
Россия, Ростовская обл., Сальск
4

Методическая разработка родительского собрания «Моя семья-моя радость, а школа как часть семьи» в 6 классе



Родительское собрание (вместе с детьми)

«Моя семья – Моя радость, а школа как часть моей семьи»

в 6 классе


Задачи собрания:

 Показать, что мир в семье — главное условие благо­получия, счастья и здоровья всех членов семьи; объяснить важность сохранения поддержания атмосферы любви, уважения и взаимопомощи в семье, раскрыть значение семьи для становления человека.

Способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми.

Культивировать бережное отношение к семье и родителям, воспитывать чувство уважения к своим родителям и чувство гордости за своих детей.

Сотрудничество родителей и школы – залог успешного обучения и воспитания подрастающего поколения.

Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Готовясь к собранию, дадим задание учащимся нарисовать герб семьи и дать письменное толкование его. Рассмотрев внимательно работы детей, составим вступительное слово.

1.Вступительное слово

Уважаемые родители! Сегодня у нас совместная встреча вас и ваших детей.

Цель этой встречи: лучше узнать друг друга, чтобы уметь понимать друг друга.

Наверное, неслучайно крылатой фразой фильма «Доживём до понедельника» стала фраза: «Счастье – когда тебя понимают».

- Я хочу раздать вам, уважаемые родители, работы ваших детей о том, каким они представляют герб вашей семьи и что вкладывают в понятие «счастливая семья»? (раздаю работы)

- Самая большая привилегия, какую мы можем дать своим детям, - любовь к родному дому. Эти слова принадлежат мудрому и гуманному человеку – Аллану Фромму, одному из ведущих специалистов США в области детской психологии.

Любовь и семья – это вечные вопросы. Они всегда волновали человечество. Каждый хочет, чтобы его семья была крепкой, счастливой, дружной. Хорошая семья – необходимый элемент человеческого счастья. Все дети хотят жить в счастливых семьях. Но, к сожалению, не всем это удается.

Сегодня мы поговорим о том, какими же достоинствами должны обладать супруги, чтобы быть счастливыми. Попробуем провести наше собрание в форме диспута. Итак, начнём с первого вопроса.

Что нужно для того, чтобы царило счастье в семье? (Обмен мнениями)

- Вы правильно говорите. Это действительно так: когда рядом есть человек, с которым можно разделить и радости и горести, - это большое счастье. Именно настоящая семья помогает удовлетворить врождённую потребность в любви, общении и тесных дружеских отношениях. Возникающие трудности дают родителям и детям возможность доказать искренность своей любви друг к другу. Нередко наш брак испытывается на прочность в нелёгких обстоятельствах, когда супругам приходится выдерживать натиск различных неприятностей. Поэтому, наверное, очень важно оставаться верными друг другу. К сожалению, сегодня многие родители бояться давать обет верности, а ведь именно он придаёт семье особую значимость. Он служит основанием счастья в семье, необходим для сохранения прочных семейных уз.

Тема нашего устного журнала: «7Я – моя радость».

- Как вы думаете, почему слово семья состоит из семи «Я»: 7Я? (Отвечают учащиеся.)

- Да, настоящая семья, это не семья из трёх человек, как принято сегодня. Настоящая идеальная семья это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей. В таком случае рождаемость детей в стране падать не будет.

- Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья. (Такой семьи не оказалось ни у кого.)

2. Анализ анкеты «Я и моя семья»

Вопросы анкеты:

Кто глава вашей семьи?

Чем ты огорчаешь своих родителей?

Чем ты их радуешь?

Как тебя наказывают родители?

Просишь ли ты прощения?

Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

Какие у тебя отрицательные черты характера?

Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

Что хотел бы ты изменить в своей семье?

Готовясь к сегодняшней встрече, я провела анкетирование среди детей, которое показало, что большинство из ваших детей счастливы в своих семьях, что родители у них добрые и справедливые, что родители понимают своих детей, а последние, в свою очередь, доверяют родителям, а также братьям и сёстрам свои тайны.

Дети часто называют свои отрицательные черты: лень, грубость, несдержанность, упрямство, обидчивость, вспыльчивость.

Они согласны с тем, что часто огорчают своих родителей плохими оценками и поведением. Хорошо, что они сами осознают свои ошибки и просят прощения. И хорошо, что они умеют не только огорчать, но и радовать своих родителей: «хорошим настроением», «если что-то сделаю сам», «поведением и отношением» и, конечно же, хорошей учёбой.

Приятно читать: «Я хочу, чтобы моя семья осталась такой, как она есть сейчас. Я считаю, что моя семья самая лучшая, я её очень люблю».

Но, к сожалению, есть и другие мнения: «Я мечтаю о нормальной семье, но не о такой, какая у меня. У меня в семье все нервные, никто меня не любит. Мне ничего не разрешают: все запрещают, не разрешают дружить с тем, с кем хочу». Или: «Постоянно в семье у нас что-то происходит. У папы плохое настроение, и мне часто приходится плакать из-за всяких мелочей и пустяков. Я мечтаю о хорошей семье. Чтобы в нашей семье никто не ругался по мелочам, чтобы все были добрыми и ласковыми».

Конечно, после таких признаний есть над чем задуматься в первую очередь родителям.

3. Сочинения учащихся «Моя семья»

В качестве домашнего задания учащимся предлагалось написать сочинение о своей семье или сочинить стих. Чтобы лучше узнать, что же думают наши дети о своих семьях, давайте послушаем их. (Прослушиваются 4-5 лучших сочинений)

4. Народная мудрость о семье

В воспитательном обиходе всех народов бытует огромное число пословиц, касающихся проблемы семьи и взаимопонимания с родителями. Вдумаемся же в их мудрые суждения. (девочка и мальчик озвучивают пословицы)

Лучше матери друга не сыщешь (русская).

Сердце матери лучше солнца греет (марийская).

Ради ребёнка мать и в огонь бросится (белорусская).

У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце (украинская).

Материнская забота и на дне моря спасёт (русская).

Отец сына на худо не учит (русская).

Родители детям плохо не скажут (мордовская).

Человек в беде спешит к родителям, а птица – к гнезду (калмыцкая).

Кто слушает родителей – не обеднеет (абхазская).

Наши родители – не гонители (русская).

Береги отца и мать – других не сыщешь (русская).

Слушай наставлении отца и матери – не заблудишься (белорусская).

5. Поэтическая страничка

С единым телом я сравню семью:

Отец – глава, а руки сыновья.

И в теле – мать, она, как сердце,

И от неё зависит вся семья.

Камол (перевод с таджикского)

Много стихов написано о родителях, о семье, но особенно – о маме. Некоторые из вас тоже пытаются выразить свои чувства стихами. Давайте послушаем их. (Учащиеся читают свои стихи).

Послушаем стихи, которые прочтут нам мамы о своих мамах. (Мамы читают свои стихи)

Руки мамы

Руки мамы…

Люблю их с детства.

Где б дорога моя не шла, -

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках,

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидела Родину,

Так похожую на тебя,

Мама…

***********

Не надо мне лекарств и докторов,

И вы, чьи матери покуда живы,

Не тратьте на меня сердечных слов,

Казаться будет мне: они фальшивы.

Я не виню вас, не питаю зла,

Но мне участье ваше не поможет:

Покуда мать моя жива была,

Я сострадать был не способен тоже.

Чем тех жалеть, кого ужнет в живых,

Чем плакать соучастливо со мною,

Щадите лучше матерей своих,

От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою.

Я вас прошу: и ныне и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не то, поверьте мне, вас ждёт беда,-

Себя вы не простите до могилы.

6.Экзамен для детей

Каждый учащийся берёт билет-карточку с вопросами и сразу же отвечает без подготовки. (Сколько учащихся в классе, столько и билетов.)

Назови дни рождения мамы и папы.

Сколько лет бабушке и дедушке?

Любимая песня мамы.

Дарите ли вы цветы маме, бабушке?

Любимое воспитательное выражение твоих родителей.

Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?

Любимый цвет одежды мамы.

Назови лучшие черты характера папы.

У тебя 10 тысяч рублей. Что ты купишь?

Есть ли у тебя тайны от родителей?

Ты увидел на рынке желанную вещь. Как ты поступишь?

Тебе хочется взять брошенного щенка или котёнка. Сможешь ли ты уговорить родителей?

Ты получил двойку в школе. Как ты скажешь об этом родителям?

Маме надо сделать подарок к 8 Марта, но у тебя нет денег. Чем ты её порадуешь?

Ты на неделю уезжаешь из дома. Будешь ли ты скучать?

Брату или сестре купили новую вещь, а тебе – нет. Как ты на это реагируешь?

Во сколько встаёт и во сколько ложится спать твоя мама?

Если бы ты был волшебником, что сделал бы ты для семьи?

До которого часа тебе разрешают гулять вечером?

Что для тебя главное в семье?

Знают ли твои родители всех твоих друзей?

Если тебе дают деньги, на что ты их тратишь?

Жалеешь ли ты своих родителей? Как?

Какая будет у тебя семья? – Помечтай вслух.

7. Практикум-игра «Корзина ассоциаций» Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка, в котором он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента:

знания и умения

взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)

взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации статуса).

Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на которой Вы видите начало фразы «ШКОЛА – ЭТО…».

Предлагаю каждому присутствующему записать на листок 1 слово-ассоциацию и поместить в корзину.

Анализ ответов: « Что есть школа для родителя?», «Что есть школа для ребенка?»

Какой из них главный? (ответы родителей, аргументы)

Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана.

8. Копилка школьных УСПЕХОВ.

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую будут «складываться» «добрые дела, маленькие успехи. Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней.

Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за замечания или грязно выполненную работу. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради; Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;

Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже.

Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;

Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.

Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно есть и будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.

Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Для ребенка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Окружающие его педагоги являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их воспитательной работы. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа педагога близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей в классе, много. Поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома.

Задание 1. Подумать и сказать, какие качества родителя хотят воспитывать у своего ребенка в первую очередь. (На отдельных листах.) Обсуждают и ранжируют по степени значимости.

Задание 2. «Образ учителя, которому я доверяю» (прием аллитерация)

Уважаемые родители, сейчас я попрошу вас на каждую букву слова «УЧИТЕЛЬ» подобрать качество, которым должен обладать, человек, который является классным руководителем вашего ребёнка. (работа в группах). А теперь из всех предложенных качеств, назовите те, которыми, по вашему мнению, должен обладать учитель. Какое качество вы ставите на первое место?

Отсюда можно вывести первое правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

И запомните самое главное. Ваши дети – это и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

9.Экзамен для родителей

У вас, уважаемые родители, экзамены с вашими детьми каждый день, каждый час и все годы… Расскажите, как вы решаете те или иные жизненные проблемы. Я вам предлагаю карточки с ситуациями и прошу вас ответить на них одним-двумя предложениями.

1.Вы заняты своими домашними делами, а ваш сын или дочь просят уделить внимание. Как вы обычно поступаете?

2.Вы устали или плохо себя чувствуете, а к вашему сыну или дочери пришли друзья. Что вы скажите?

3.Ваша дочь (сын) хотят узнать о вашей первой любви. Станете ли вы об этом рассказывать?

4.Достаточно ли вы времени уделяете своему ребёнку?

5.Вы заметили, что ваш ребёнок курит. Что вы будете делать? Приходилось ли вам с этим сталкиваться в жизни?

6.Вам не нравится друг (подруга) вашего ребёнка. Будете ли вы как-то влиять на эту дружбу?

7.Разрешаете ли вы своему ребёнку посещать дискотеку? До которого часа разрешаете ему вечером быть вне дома?

8.Даёте ли вы своему ребёнку деньги на его личные расходы? Знаете ли, на что конкретно он их тратит?

9.Как вы относитесь к просьбе дочери (сына) купить новую вещь, которая ей приглянулась в магазине?

10.Знает ли ваш ребёнок, как вы распределяете ваш семейный бюджет?

11.Часто ли ваш ребёнок требует что0то купить? Посильны ли его просьбы для бюджета семьи?

12.У вас плохое настроение – отражается ли это на ваших детях?

13.Вас вызывают в школу, о чём вы узнаёте из дневника вашего ребёнка. Ваша реакция?

14.Вы хотите быть не только родителем, но и другом вашего ребёнка. Что для этого нужно?

15.Вы узнали, что ваш ребёнок совершил плохой поступок. Ваша реакция и ваши действия?

16.Ваш ребёнок плохо отзывается об учителях. Как вы поступаете в таких ситуациях?

17.Вы заметили, что ваш ребёнок врёт. Что вы будете делать?

Тренинг

- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Отсюда второе наше правило:

- никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Признайте за своими детьми право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках. Прислушайтесь к советам психолога.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период обучения в школе.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к школьному режиму.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом учебного года резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.

Совет седьмой: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

8.Подведение итогов

Вы все успешно сдали свои экзамены. Как хотелось бы, чтобы в жизни каждого из вас было как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь преподносит вам только легкие вопросы жизненных экзаменов.

Спасибо, вам ребята, за ваши искренние ответы на вопросы анкеты, за ваши тёплые слова и душевные стихи.

Спасибо вам, уважаемые родители, за то, что вы, отложив все свои дела, пришли сюда вместе со своими детьми.

Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы немножко по-другому посмотрите друг на друга, и буду рада, если у кого-то из вас что-то изменится в лучшую сторону. Любите и понимайте друг друга! Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни вашего ребёнка.

Верьте в ребенка, верьте в учителя.

А сейчас я хочу раздать вам памятки-пожелания для детей и родителей.

Памятка для детей

1.Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

2.Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3.Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4.Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

5.Помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Памятка для родителей

1.Чаще показывайте детям, как вы сильно их любите, не скрывайте этого.

2.Как можно больше времени проводите со своей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.

3.Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.

4.Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.

5.Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет скрывать от вас.

6.Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: «Мы все должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьётесь.

7.Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.

8.Будьте примером для своего ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

9.Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

10.Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».


презентация к собранию
PPTX / 5.35 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.