Методическая разработка родительского собрания «Правильное питание – путь к здоровью и успеху ребенка»
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ И УСПЕХУ РЕБЕНКА»
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
Часть 1. Вступительная.
Часть 2. Основная.
2.1. Полезные и вредные продукты.
2.2. Пирамида питания.
2.3. Питательные вещества: белки, жиры и углеводы.
2.4. Витамины, минеральные соли, микроэлементы, вода.
2.5. Режим питания.
Часть 3. Заключительная
3.1. Прогноз оценки здоровья детей к восемнадцатилетию.
3.2. Рефлексия.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
ЧАСТЬ 1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать! Спасибо, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание, тема которого звучит так: «Правильное питание – путь к здоровью и успеху ребенка». (СЛАЙД №1)
Каждому дереву, чтобы расти, нужно питание: вода с минеральными солями, различные удобрения и подкормка. У него, как и у человека, свой рацион и режим питания: «завтрак», «обед», «полдник» и «ужин». Представим себе «дерево здоровья», которое получило все нужные ему вещества. Его листочки распускаются, но будут они такого цвета, который выберете вы. У вас в конверте листики трех цветов. Выберите один листик: красный, если думаете, что не узнаете ничего нового; желтый, если сомневаетесь, что узнаете что-то новое; зелёный, если уверены, что информация будет полезна. Таким образом, мы видим, что ожидаем от родительского собрания. К его завершению ваше мнение может измениться и «дерево здоровья» может приобрести другой цвет.
Родительское собрание я бы хотела начать с небольшой притчи о здоровье.
Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть красивым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Здоровое питание является неотъемлемой частью повседневной жизни и способствует крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека.
Уважаемые родители, что на ваш взгляд означает здоровое питание? (ответы родителей).
Под выражением здоровое питание подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Не зря говорят: «Какое питание – таково и здоровье человека». (СЛАЙД №2)
«Культура питания – это не только чистые стол и посуда, умение пользоваться ножом и вилкой, это, прежде всего, сознательное и правильное применение в повседневной жизни принципов рационального питания. Главная цель питания – обеспечение роста, развития, работоспособности, хорошего самочувствия, высокой сопротивляемости различным неблагоприятным факторам окружающей среды и инфекциям» (Дружинина Л.В., Ладодо К.С., 2008).
Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, в том белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения. Это важнейшее и непременное условие здоровья и долголетия. (СЛАЙД №3)
Еще в давние времена люди заметили, что существует прямая связь между питанием и состоянием здоровья человека. Современные специалисты по рациональному питанию утверждают, что состояние здоровья человека на 80% зависит от правильного питания, а для нормальной жизнедеятельности организма нужно употреблять 32 вида продуктов. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.
Пища служит главным источником энергии человека. Органические вещества, которые содержатся в продуктах, окисляясь, высвобождают свои скрытые силы – химическую энергию. За счет нее мы поддерживаем температуру тела, двигаемся, синтезируем необходимые вещества. Можно сказать, что питание – это материализованная энергия, она входит в человека в виде пищи, преобразуется в нем и исходит в совершенно другом виде – в физической, эмоциональной, интеллектуальной деятельности.
То, насколько хорошо человек умеет преобразовывать энергию пищи в другие виды энергии, насколько его пищевой рацион полезнее для его физического и душевного здоровья, во многом зависит от того, как он питался в детстве, какое отношение к питанию было в семье, насколько разнообразным, естественным и природным был рацион питания, в какой степени родителям удалось воспитать в ребенке культуру питания. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов.
Здоровье ребенка – основа здоровья взрослой жизни. Здоровый ребенок в семье – это самое важное для родителей. Достаточная обеспеченность ребенка всеми питательными веществами, витаминами, минеральными солями, микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности во все возрастные периоды. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.
Уважаемые родители, далее наше родительское собрание будет продолжено в форме деловой игры-исследования. Я предлагаю вам разделиться на две команды и занять свои места за столами игровой площадки знаний.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, изучить.
ЧАСТЬ 2. ОСНОВНАЯ
2.1. ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ
«Еда в жизни человека играет огромную роль и может подарить ему, с одной стороны, здоровье и долголетие, а с другой – болезни и преждевременную старость. Все зависит от того: что мы едим, как едим, как много едим, в какое время и даже с кем едим и что при этом думаем» (Ренценбринк У., 2003). (СЛАЙД №4)
Давайте начнем наш разговор с полезных и вредных продуктов, которые едят наши дети. Но сначала предлагаю вам выполнить задание. Возьмите набор карточек с продуктами и разделите их на две группы: полезные и вредные.
Родители распределяют карточки по группам. Проверка выполнения задания.
Как действуют на растущий организм газированные сладкие напитки, картофельные чипсы, бургеры, картошка фри, хот-доги, лапша быстрого приготовления и другие вредные продукты? (ответы родителей).
Сладкие газированные напитки «Кока – Кола», «Пепси – Кола», «Сэвен – Ап», «Фанта» и другие в своем составе имеют различные консерванты. Некоторые из них, способствуют возникновению раковых клеток. Кроме того, чрезмерное использование сладких газированных напитков раздражает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, приводит к вздутию кишечника, повышает кислотность желудочного сока. Всё это может привести к возникновению гастрита, который может перейти в язвенную болезнь желудка. Все химические добавки, внесённые в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесённые для увеличения срока годности, являются сильнейшими аллергенами. Ко всему прочему газированные напитки очень сладкие, и равноценны4-5 ложкам сахара на стакан воды, жажду они не утоляют совершенно.
Очень популярные на сегодняшний день блюда из фастфудов – хот-доги, гамбургеры и бургер-кинги содержат большое количество майонеза и кетчупа. Чем опасны эти продукты для растущего организма? Прежде всего, тем, что они содержат большое количество калорий, насыщенных жиров, холестерина и натрия. А это как раз то, что нужно для развития болезней цивилизации: гипертонии, ожирения, атеросклероза.
В составе сосисок и дешёвой колбасы практически нет мяса, зато много жиров (до 40% веса), сала, нутряного жира, свиной шкурки. В них добавляют ароматизаторы, заменители вкусов, красители, соевый белок и нитрит натрия. В колбасе содержится много соли и раздражающих веществ, которые пагубно влияют на пищеварительные и выделительные органы, также они сильно закисляют кровь. Около 80% сосисок, колбас, сарделек состоят из трансгенной сои. Мало того, неизвестно из какого мяса были сделаны сосиски и колбасы. Из-за своей насыщенности разными специями и добавками эти продукты также вредны для детского организма.
Привлекает детей и лапша быстрого приготовления, например, «Доширак» или «Бигбон». Но известно ли любителям этого продукта, что в процессе технологической подготовки она проходит стадию, которой нет при приготовлении традиционных макаронных изделий: она обжаривается в растительном масле. В ходе этой обжарки из лапши удаляют влагу, что увеличивает срок её годности. Кроме того, в упаковку вкладывается пакетик с основой для бульона, состав которого и влияет на здоровье.
Многие дети любят жевательную резинку и жевательные конфеты. Но мало кто знает, что в их состав входят подсластители, красители и ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жевательной резинки и жевательных конфет просто нет конкурентов. Ароматизаторы и красители, которые используются при их производстве, тоже опасны, особенно, синтетические, а не натуральные.
Необходимо также помнить, что чрезмерное употребление таких продуктов снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта, вызывает заболевание желудка и кишечника.
А вот картофельные чипсы и сухарики занимают, к большому сожалению специалистов в области детского питания, большой удельный вес в рационе питания. Эти продукты содержат большое количество жиров, углеводов, много специй и соли. Они являются поставщиками «пустых» калорий, которые могут остаться в виде избыточных жировых отложений в области талии и бёдер у подростков. Кроме того известен тот факт, что чипсы и сухарики, а точнее специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.
У детей, которые питаются в основном гамбургерами, хот-догами, фастфудом, чипсами, сухариками, конфетами, газированными напитками может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.
Хочу вам продемонстрировать простые опыты, которые показывают, почему вредны эти продукты питания, особенно для растущего организма (демонстрация опытов).
Опыт №1. В стакан с водой высыпать сухарики, перемешать.
Наблюдение: вода в стакане стала мутной и как будто грязной.
Вывод: это произошло потому, что добавлено много острых приправ, соли, что плохо влияет на здоровье человека, а именно на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта.
Опыт 2. Взять большой ломтик чипсов, положить его на салфетку и осторожно согнуть её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удалить кусочки чипсов с салфетки.
Наблюдение: на салфетке образовалось жирное пятно и достаточное большое количество специи.
Вывод: чипсы содержат много жира и специй, которые вредят растущему организму.
Опыт 3. Поставить бутылку с «Кока-колой» в емкость (например, пластмассовую чашку, 5 л), добавить к напитку «Ментос».
Наблюдение: «Кока-кола» брызнула высоким пенным фонтаном в разные стороны.
Вывод: попадая в желудок вместе с «Кока-колой», «Ментос» провоцирует интенсивное газообразование, повышающее давление на стенки желудка; вещества, которые входят в состав напитка разъедают стенки органа, что вредит растущему организму.
Покупая импортные кондитерские изделия, напитки, маргарин и другую продукцию, обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке. Обратите внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок: эмульгаторы, пищевые красители, вкусовые и ароматизирующие вещества. Каждый индекс несет информацию о характере воздействия вещества на организм человека. Предполагается, что покупатель решает сам, приобретать ему данный продукт или нет. Товары с опасными компонентами очень дешевы в странах-производителях и не предназначены для продажи на внутреннем рынке.
Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики:
– запрещенные (Е103, Е105, Е111);
– опасные (Е102, Е110, Е120, Е124, Е127);
– подозрительные (Е104, Е122, Е141, Е171);
– ракообразующие (Е131, Е210-Е217, Е330, Е240). (СЛАЙД №5)
Таким образом, продукты – это не только обилие вкусов, но еще и обилие свойств, которые стоит учитывать во время планирования рациона. Нужно изучать эти свойства как можно подробнее и включать в рацион то, что действительно полезно, сокращая потребление тех продуктов, свойства которых являются не самыми ценными. Если следить за тем, что мы употребляем, мы можем избежать многих заболеваний. И очень важно научить этому детей. (СЛАЙД №6)
2.2. ПИРАМИДА ПИТАНИЯ
Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды и представляет собой схему обязательных продуктов на каждый день. В ее основании находятся самые важные продукты, а на вершине те, которые следует потреблять очень умеренно.
Предлагаю выполнить следующее задание. Возьмите набор карточек с продуктами и расположите их от основания к вершине по мере убывания их полезности.
Родители составляют пирамиду питания. Проверка выполнения задания. (СЛАЙД №7)
Первый уровень пирамиды – зерновой. Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты: каши (гречневая, овсяная), хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов. Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Сюда не входят источники «пустых» углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.
Второй и третий уровни пирамиды – овощной и фруктовый (две отдельные группы). Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста. Очень важно включать в рацион ярко-желтые, оранжевые и красные овощи и фрукты (помидоры, тыкву, сладкий перец). Они содержат водорастворимый бета-каротин, в организме превращающийся в жирорастворимый витамин А. Необходимо пить свежевыжатые соки, причем не только фруктовые, но и овощные! Если недоступны свежие фрукты, можно купить быстрозамороженные овощные смеси и фрукты, а также сухофрукты.
Четвертый уровень – мясной. В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба. К этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Сосиски, сардельки, вареные колбасы в эту группу не входят – мяса в них не так много, а жира и калорий – предостаточно!
Пятый уровень – молочный. Каждый день на столе должны быть и молочные продукты – источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо - и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Необходимо ограничивать поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).
Шестой уровень – жиросодержащий. В группу жиросодержащих продуктов входят орехи, животные и растительные масла. Последние – источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
2.3. ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА: БЕЛКИ, ЖИРЫ И УГЛЕВОДЫ
Вместе с пищей организм получает необходимые питательные вещества: белки, жиры и углеводы.
Белки – основной строительный материал нашего организма, составная часть гормонов, ферментов и витаминов.
Углеводы – основной поставщик энергии для жизни.
Жиры – источник энергии, минеральных веществ, жирорастворимых витаминов.
Предлагаю вам определить питательные вещества: белки, жиры и углеводы в основных продуктах питания. Внимание! Продукт может быть источником разных питательных веществ.
Родители заполняют таблицу. Проверка выполнения задания. (СЛАЙД №8)
№ п/п | Название продукта питания | Питательные вещества |
1 | Молоко | Б+Ж+У |
2 | Мясо | Б |
3 | Масло растительное | Ж |
4 | Ягоды | У |
5 | Орехи | Б+Ж |
6 | Хлеб (пшеничный, ржаной) | У |
7 | Бобовые (горох, фасоль, соя) | Б |
8 | Сыр | Ж |
9 | Помидоры | У |
10 | Крупы | У |
11 | Рыба | Б |
12 | Макароны | У |
13 | Сметана | Ж |
14 | Творог | Б |
15 | Картофель | У |
Рассмотрим рекомендуемые нормы потребления детьми белков, жиров и углеводов в день (СЛАЙД №9)
Возраст (годы) | Энергетичес-кая ценность, Ккал | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | ||
всего | животного происхождения | всего | животного происхождения | |||
7-10 | 2300 | 79 | 47 | 79 | 16 | 315 |
11-13, мальчики | 2700 | 93 | 56 | 93 | 19 | 370 |
11-13, девочки | 2450 | 85 | 51 | 85 | 17 | 340 |
14-17, юноши | 2900 | 100 | 60 | 100 | 20 | 400 |
14-17, девушки | 2600 | 90 | 54 | 90 | 18 | 360 |
Обратите внимание: оптимальный баланс белков, жиров и углеводов в школьном возрасте 1:1:4.
Белки – основа строения каждой клетки. Это природные органические соединения, состоящие из аминокислот, среди которых есть так называемые заменимые, т.е. те, которые могут строиться в организме самостоятельно, и незаменимые, которые поступают только с пищей, ничем другим их заменить нельзя. Белки выполняют в организме множество важнейших функций. Во-первых, они являются основным строительным материалом клетки, ее органоидов и межклеточного вещества, во-вторых, белки – это основной компонент всех известных ферментов – катализаторов и регуляторов обменных процессов в организме. (СЛАЙД №10)
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству – мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.
Усвояемость белков зависит от качества белка и вида кулинарной обработки пищи. В организме лучше усваиваются белки, подвергнутые тепловой обработке.
Жиры – это основной энергетический материал клетки. Они участвуют в процессах терморегуляции, защите организма от холода, способствуют закреплению в определенном положении внутренних органов, кишечника, предохраняют их от смещения и сотрясений, являются единственными носителями жирорастворимых витаминов А, Е, D, К. (СЛАЙД №11)
Необходимые жиры содержатся не только в «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Норма потребления жиров для школьников – 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: сливочное масло, растительное масло, сметану. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.
Избыток жира может привести к развитию ожирения, атеросклероза, снижению иммунитета, развитию злокачественных опухолей. Важно помнить, что к полноте более склонен тот, у кого в детстве была избыточная масса тела.
Углеводы – самый главный источник энергии и материал для строительства клеток организма, некоторых важных биологических активных веществ. При слишком низком поступлении углеводов с пищей происходит резкое нарушение обмена веществ, отравление организма продуктами неполного сгорания жиров, разрушение собственных белков организма для покрытия энергетических затрат. При избыточном поступлении углеводов понижается сопротивляемость организма инфекции, развиваются атеросклероз, желчнокаменная болезнь, ожирение. (СЛАЙД №12)
Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна, которые способствуют хорошему пищеварению, защищают организм от пищевых канцерогенов, помогают в профилактике многих заболеваний.
Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г. Необходимые продукты в меню школьника: хлеб, крупы, картофель, натуральный мёд, сухофрукты, сахар, овощи, фрукты.
2.4. ВИТАМИНЫ, МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ, МИКРОЭЛЕМЕНТЫ, ВОДА
Незаменимыми компонентами пищи являются витамины (от греч. «носители жизни»). При недостатке или избытке этих веществ развиваются особые болезненные состояния (гипо- или гипервитаминозы). Повышенная потребность в витаминах возникает в период интенсивного роста организма, чрезмерной физической или нервно-психической нагрузки, при стрессовых состояниях инфекционных заболеваниях, отравлениях и многих других состояниях.
Знаете ли вы, какими витаминами богаты продукты, которые являются неотъемлемой частью детского рациона? (ответы родителей).
Предлагаю выполнить следующее задание. Возьмите набор карточек с продуктами питания и подпишите, источниками каких витаминов они являются. (СЛАЙД №13)
Родители вносят названия витаминов в карточки. Проверка выполнения задания. (СЛАЙДЫ №14 – 17)
Витамин А (ретинол) обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, стимулирует иммунитет и повышает устойчивость организма к инфекциям, отвечает за нормальное состояние зрения. Содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови. При варке витамин А сохраняется, в большей степени он теряется при поджаривании продуктов.
Витамин С (аскорбиновая кислота) полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в болгарском перце, зеленом луке, помидорах, капусте, картофеле, лимонах, чёрной смородине. При варке пищи теряется 50-60% аскорбиновой кислоты, а при длительной варке она разрушается полностью.
Витамин Р (рутин) усиливает биологический эффект витамина С, уменьшает проницаемость капилляров. Содержится в лимонах, кожуре апельсинов, черной смородине, шиповнике, петрушке, салате, овощах.
Витамин B1 (тиамин) улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Содержится в овощах, хлебе из муки грубого помола, кашах из недробленых круп, бобовых, грецких орехах, мясе птицы, печени животных, сердце, яичном желтке, молоке.
Витамин В2 (рибофлавин) укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов стимулирует остроту зрения. Его много содержится в печени, почках, пивных дрожжах, меньше в молоке, яйцах, мясе, зерновых.
Витамин В6 (пиридоксин) отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.
Витамин В9 (фолиевая кислота) необходим для роста и нормального кроветворения. Содержится в печени, хлебе, бобовых, мясе, грибах, яйцах, моркови, шпинате, капусте. Фолиевая кислота легко разрушается при тепловой обработке пищи. К примеру, при длительной варке овощей теряется до 90 % витамина.
Витамин В12 (цианкобаламин) стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.
Витамин D (кальциферол) укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке, рыбьем жире, жирных сортах рыбы, сливочном масле. Под влиянием солнечных лучей витамин D может образовываться в коже.
Витамин F стимулирует иммунную систему, процессы регенерации и обмен веществ. Содержится в нерафинированных растительных маслах подсолнечника, семенах льна, арахиса, грецкого ореха, миндаля, яйцах, авокадо, моллюсках, смородине, крыжовнике, сардинах, тунце.
Витамин Н (биотин) отвечает за состояние кожи, ногтей и волос, регулирует уровень сахара в крови. Биотин содержится в яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.
Витамин РР регулирует уровень холестерина и улучшает кровообращение. Содержится в рыбе, мясе, орехах, овощах, в хлебе грубого помола.
Наиболее часто встречается дефицит витаминов С, А, B1, В2, РР, В6, фолиевой кислоты. Это случается при резком ограничении в рационе хлеба, круп, молока, яиц, мяса, рыбы. Названные продукты, а также овощи, фрукты и ягоды основные источники витаминов для организма. При дефиците витаминов в продуктах питания, заболеваниях кишечника прием поливитаминных препаратов единственный путь для адекватной поставки организму этих незаменимых пищевых веществ.
Иногда причиной бессонницы, повышенной раздражительности и ряда других болезненных состояний является неумеренное потребление витаминных препаратов. При избытке витамина D кальций выводится из костной ткани, и она начинает размягчаться, как, например, и при недостаточности витамина D. Перенасыщение организма витамином А может привести к отравлению. Избыток одного из витаминов группы В, а именно фолиевой кислоты, неблагоприятно сказывается на функции надпочечников. Любые витаминные препараты надо употреблять, соблюдая осторожность.
Кроме витаминов в рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие минеральные соли, микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие. (СЛАЙД №18)
Вода не является продуктом питания, но составляет около 60% от общей массы организма. Вода – это универсальный растворитель. Она необходима для нормального здорового функционирования всех органов и систем органов. В зависимости от возраста, температуры, климата, состояния здоровья и деятельности суточная потребность в свободной жидкости может колебаться от 1,5-2 до 3-4 литров в сутки. Для утоления жажды может быть предложена минеральная вода, фруктовые и овощные соки и напитки, морсы, кисель, чай, тонизирующие напитки, цикорий, свежие фрукты и овощи. (СЛАЙД №19)
2.5. РЕЖИМ ПИТАНИЯ
Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет защитную функцию организма, улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Питание детей должно отвечать основным принципам рационального, сбалансированного, щадящего питания:
— рацион питания по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты;
— рацион питания должен быть сбалансированным по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки, аминокислоты, жиры, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
— использование широкого ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
— соблюдение режима питания с достаточной продолжительностью каждого приема пищи (завтрак и ужин – 15-20 минут, обед – 20-25 минут);
— исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающими свойствами, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения);
— учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимости ими отдельных видов продуктов или блюд). (СЛАЙДЫ №20 – 22)
Важно, чтобы кроме энергии пища содержала все вещества, которые непрерывно расходуются в организме на протяжении всей жизни. В рационе вашего ребенка в обязательном порядке должны присутствовать белки и жиры животного происхождения (молоко, мясо, рыба, яйца), углеводы (хлеб, крупы, макаронные изделия, овощи, фрукты), витамины и минеральные вещества.
Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья. Кроме того, значимым принципом здорового питания являются эстетические требования к пище – она должна выглядеть внешне здоровой, свежей, иметь красивый внешний вид и свежий запах.
Рекомендуется 4-5 разовое питание в одно и то же время со следующим распределением пищи: завтрак – 30%, обед – 40-50%, полдник – 10% и ужин – 15-20%.
Завтрак должен быть здоровым и разнообразным и отказываться от него нельзя. (СЛАЙДЫ №23 – 24)
Почему же так важен утренний прием пищи?
Во-первых, во время завтрака повышается уровень сахара в крови, человек становится более внимательным, лучше воспринимает и запоминает информацию, что важно во время учебы.
Во-вторых, у тех, кто завтракает, быстрее происходит обмен веществ, что способствует поддержанию здорового веса.
В-третьих, завтрак состоит из более здоровой пищи, т.к. утром употребляются в пищу продукты, богатые углеводами, а не жирами.
В-четвертых, завтрак помогает существенно снизить содержание холестерина в организме.
В-пятых, без завтрака организм начинает голодать, а это вредно для желчного пузыря.
Умственное напряжение, большая физическая нагрузка во время занятий сопровождаются большим расходом энергии, поэтому на завтрак надо подавать пищу, богатую белками, а также блюда из овощей (салат, рагу или запеченные овощи) и каши (овсяную, ячневую, пшеничную). Мюсли заправленные соками, молоком и кисломолочными продуктами, это один из наиболее оптимальных вариантов завтрака, так как сами мюсли содержат все необходимые злаки, богатые белками и углеводами, соки содержат витамины, а молоко и молочные продукты – аминокислоты. Можно предусмотреть и второй завтрак, в который включить блюда из яиц или творога (омлет, запеканку, сырники) и напитки (сок, компот, чай, какао, цикорий).
Обед должен состоять из закуски (овощного салата), первого, второго, напитка. Поэтому горячее питание, организуемое в школе, имеет важное значение для обеспечения регулярного приёма пищи. (СЛАЙД №25)
Значительное место в меню первых блюд занимают картофельные супы с клецками, рыбными и мясными фрикадельками, борщи, рассольники, свекольники, суп-пюре из овощей.
В качестве второго блюда можно подать мясо или рыбу с гарниром, например, отварные макароны с биточками, бефстроганов с тушеными овощами, запеченную рыбу с картофелем отварным, тушеную печень с рисовой кашей и др.
Мультивитаминным блюдом является салат. Он может быть приготовлен из моркови, свеклы, редиса, белокочанной (краснокочанной) капусты и заправлен растительным маслом.
Завершить обед может подача горячего или холодного морса из брусники, фруктового киселя или компота из кураги, изюма, сухофруктов.
На полдник рекомендуется подавать сок (томатный, персиковый, яблочный и др.), молоко, кисломолочные продукты с булочкой, пирожком, вафлями или печеньем, свежие фрукты. (СЛАЙД №26)
Ужин – последняя еда перед сном, поэтому он должен быть лёгким. Подают его за 1,5–2 часа до сна, иначе нарушается ночной отдых. На ужин можно предложить овощной салат или яичное блюдо, в частности омлет, горячий чай, кефир, простоквашу. (СЛАЙД №27)
Перед сном нельзя есть продукты, содержащие много белков (мясные блюда) так как они возбуждают нервную систему, повышают активность организма и задерживаются в желудке. Из-за этого дети плохо спят и за ночь не успевают полностью отдохнуть.
Режим питания надо организовать таким образом, чтобы высококалорийная пища принималась ребенком в первой половине дня (завтрак, обед), а ужин был легким. К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 25 г ржаного.
Повышенные частые психоэмоциональные нагрузки и нерациональное питание могут привести к ухудшению здоровья, обострениям уже имеющихся хронических заболеваний, возникновению и развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, ожирения.
ЧАСТЬ 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
3.1. ПРОГНОЗ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ К ВОСЕМНАДЦАТИЛЕТИЮ
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Предлагаю вам спрогнозировать оценку здоровья своих детей к восемнадцатилетию.
Задание. К оценкам «5», «4», «3», «2» подберите карточки с характеристикой питания и карточки с прогнозом успехов в жизни.
Родители заполняют таблицу. Проверка выполнения задания. (СЛАЙД №28)
Оценка | Характеристика питания | Прогноз успехов в жизни |
«5» | Горячее питание по режиму с соблюдением разнообразного меню | Успешное преодоление жизненных трудностей (отличная учёба, хорошая работа, счастливая семья) |
«4» | Горячее питание нерегулярное, вместо обеда – «перекус» | Возможны проблемы со здоровьем в трудных жизненных ситуациях в самый неподходящий момент |
«3» | Питание без режима, однообразное | Болезни не только желудочно-кишечного тракта, но и других систем. Ограничения в выборе профессии |
«2» | Питание всухомятку, вместо еды – лакомство | Нет способностей к учёбе, невозможно получить хорошую работу, родить здоровых детей |
3.2. РЕФЛЕКСИЯ
Уважаемые родители, наше родительское собрание подходит к концу. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
Какие вопросы, затронутые на собрании, на ваш взгляд вызвали наибольший интерес?
Помогла ли вам наша встреча решить проблемы с организацией питания детей дома и в школе? Какие?
Изменилось ли ваше отношение к режиму питания ребенка, гигиене и продуктам питания? (ответы родителей).
Вернемся к «дереву здоровья». Если ваше мнение по ходу родительского собрания изменилось, замените листочек.
Вы заметили, что слова «здоровый образ жизни» слышны буквально на каждом шагу? Так и есть: сегодня эта тема интересует практически всех. Изменить напряженный ритм жизни не всегда в наших силах, но мы можем принести много пользы собственному организму, активно двигаясь, отказываясь от вредных привычек и придерживаясь правильного питания. Ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни.
Уважаемые родители, я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу нашего родительского собрания. Я думаю, что сегодня вы получили интересную и полезную информацию о том, как сделать питание детей здоровым и разнообразным, и сделаете ещё один шаг навстречу здоровью своих детей. Рассказывайте им больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья. Совместно с детьми вырабатывайте наиболее рациональные режимы питания и всячески содействуйте их выполнению. Пусть ваши дети будут здоровы и успешны!
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. АВТОРСКАЯ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ И УСПЕХУ РЕБЕНКА»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ "ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ"PPTX / 5.02 Мб
Слайд №1.
Слайд №2.
Слайд №3.
Слайд №4.
Слайд №5.
Слайд №6.
Слайд №7.
Слайд №8.
Слайд №9.
Слайд №10.
Слайд №11.
Слайд №12.
Слайд №13.
Слайд №14.
Слайд №15.
Слайд №16.
Слайд №17.
Слайд №18.
Слайд №19.
Слайд №20.
Слайд №21.
Слайд №22.
Слайд №23.
Слайд №24.
Слайд №25.
Слайд №26.
Слайд №27.
Слайд №28.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. НАБОР КАРТОЧЕК «ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ»
НАБОР КАРТОЧЕК "ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ"PDF / 2.01 Мб
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. НАБОР КАРТОЧЕК «ВИТАМИНЫ»
НАБОР КАРТОЧЕК "ВИТАМИНЫ"PDF / 910.4 Кб
ПРИЛОЖЕНИЕ №4. РАБОЧИЙ ЛИСТ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОСНОВНЫХ ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ»
РАБОЧИЙ ЛИСТ "ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПРОДУКТАХ"PDF / 224.48 Кб
ПРИЛОЖЕНИЕ №5. НАБОР КАРТОЧЕК «ПИРАМИДА ПИТАНИЯ»
НАБОР КАРТОЧЕК "ПИРАМИДА ПИТАНИЯ"DOCX / 1012.29 Кб
ПРИЛОЖЕНИЕ №6. РАБОЧИЙ ЛИСТ И НАБОР КАРТОЧЕК «ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ К ВОСЕМНАДЦАТИЛЕТИЮ»
РАБОЧИЙ ЛИСТ И НАБОР КАРТОЧЕК "ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"PDF / 162.25 Кб
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА):
Здоровое питание в школе и дома: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: МОУ Городской Центр психолого-медико-социального сопровождения, 2011. - 71 страница.
https://infourok.ru/delovaya-igra-zdorovoe-pitanie-detey-i-podrostkov-728639.html
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-pitanie-shkolnikachto-poleznoa-chto-vredno-2472944.html
https://fbuz-74.ru/about/news/942/
https://urok.1sept.ru/articles/691245
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ (КАРТОЧКИ):
https://i.pinimg.com/736x/29/b8/ee/29b8eef455673bf5fe3b347fa41d3f1c.jpg
https://cdn.100sp.ru/pictures/169687988
https://i.pinimg.com/originals/32/3a/a2/323aa2d31c748ddac0e06f8cd98fb13b.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/5219059/img_id2730279959971151761.jpeg/orig
https://pomestie-gals.com/wp-content/uploads/2018/06/food-48.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1841a0dbda620bae9276f4930d264c18_l-4599550-images-thumbs&n=13
https://zell-karaoke.ru/wp-content/uploads/2021/02/harbin-2.jpg
https://4.bp.blogspot.com/-y8i8d5oMiPw/TiZxHIrPQ0I/AAAAAAAAAv8/elHnfBZ4paE/s1600/IMG_4856.JPG
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d57c883abeafeefc78deca6d408eacb9_l-12494025-images-thumbs&n=13
https://www.cuisineseeker.com/wp-content/uploads/2021/09/salmon_baked.jpg
https://cdn.100sp.ru/pictures/579999630
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5c2f3e399b69283cb060fd740a936aba_l-8496930-images-thumbs&n=13
https://pizzamuka.ru/wp-content/uploads/2020/12/5.jpg
https://i.pinimg.com/736x/64/83/60/648360a803e4775ceed38b3bfd098653.jpg
https://obedservis.by/wp-content/uploads/2019/02/tefteli-s-makaronami.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f339c8ab91d65766988ef58b6923a9f4_l-9146252-images-thumbs&n=13
https://www.biocabaz.pt/web/wp-conteudos/uploads/2016/03/cebola-roxa-1024x1024.jpg
https://main-cdn.sbermegamarket.ru/big2/hlr-system/732/565/169/613/115/9/100055171351b0.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c5dee28b761c571ac24df2b27b7a3ecd_l-5624761-images-thumbs&n=13
https://www.jovoyparis.com/modules/beyonds_productcustomfieldsjovoy/views/img/features/278.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=437d6ef13c802a503c694799b881933e_l-8191562-images-thumbs&n=13
https://halalmsk.ru/wp-content/uploads/2021/03/poleznye-svojstva.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=12111e5060cb17f1a503c6e0dc7d23cb_l-4100751-images-thumbs&n=13
https://o.quizlet.com/eu.NiXJ0zA28si5gLpVSyg.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0b2eff3ab3b3f2607c94acfcef1e4f02_l-5235114-images-thumbs&n=13
https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/4338525/img_id1578388200307166339.jpeg/orig
https://www.ballparkbrand.com/sites/default/files/Hero_Dog_0.png
https://i.pinimg.com/736x/bc/e6/5e/bce65e714ff19dbd9eaa8c2f910b843b.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1b314028eab0be167e2e03259379b6c7_l-5328246-images-thumbs&n=13
https://p0.zoon.ru/b/7/58e1d80640c08874708c7844_626a43d8a6dfa5.65252411.jpg
https://html.design/demo/sunshine/images/about.png
https://pulsplus.ru/upload/iblock/adf/4.jpg
https://www.nicepng.com/png/detail/312-3128710_foodgrains-oil-masala.png
https://ufasert.ru/upload/medialibrary/8dc/8dc1ab040a309ce57be1c5730b872c4d.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=79ca00a38379b14cb6acefc0803650ea_l-5233239-images-thumbs&n=13
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ):
Картинки, находящиеся в свободном доступе на сайтах «Яндекс. Картинки» и «Google. Картинки» (презентация, слайды №29-32).
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Алексеевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Юлия Васильевна Воробьева
Трефилова Раиса Поликарповна
Фалина Ирина Валериевна
Колышкина Елена Владимировна
Галина Владимировна
Кузнецова Виктория Владимировна
Морозова Татьяна Леонидовна
Елена Владимировна