Методическая разработка урока-проекта в 1 классе «Учимся писать письма»
Методическая разработка урока-проекта в 1 классе
«Учимся писать письма»
Цель: знакомство с эпистолярным жанром, правилами написания личного письма.
Задачи:
1. познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, особыми правилами написания писем;
2. развивать речь детей, её коммуникативную сторону;
3. воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание пользоваться услугами связи, дарить радость и получать удовольствие от получения и написания писем.
Планируемые результаты: |
||
предметные: знать назначение письменных сообщений; отвечать на вопросы по содержанию. |
метапредметные: определять учебную задачу урока, планировать её выполнение; выбирать предложенные фразы и группировать их. |
личностные: ценить в окружающих доброе отношение; дарить близким радость с помощью письменных сообщений. |
Оборудование:
Презентация;
Листы ватмана;
Фигурки голубей с фразами.
Тип урока: урок приобретения новых знаний, работа в группах (3 группы учащихся).
Методы:
Словесные
Практические
Наглядные
Объяснительно-иллюстративные
Репродуктивный
Проектирования
Основные приемы:
Объяснение
Беседа
Опрос
Самостоятельная работа с раздаточным материалом
Ход урока
звучат позывные конкурса «Лучший урок письма»
Организационный момент: (дети выбирают изображения в виде почтовых марок с тремя изображениями; по изображения на марке они делятся на три группы)
Этап актуализации знаний и постановка проблемы:
Учитель: Рассмотрите изображения необычного предмета на нашем уроке, что это? (Марка) Где вы встречали марки? (На конвертах, на открытках, у дедушки есть альбом с марками)
Учитель: Люди используют марки для открыток, писем как специальный знак оплаты за это отправление. Это кусочек бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой и клеем, нанесённым на оборотную сторону. На марках может указываться наименование почтовой администрации, их выпустившей; изображены различные символы, декоративные элементы и рисунки. Не зря про марку говорят: «Может путешествовать по миру, оставаясь в углу», как понимаете эти слова? (Марка клеится в верхнем правом углу почтового конверта. Благодаря почтовым маркам письмо может попасть в любой уголок земного шара)
Учитель: Попробуем разгадать загадки и поставить проблему нашего урока (Каждая группа получает загадку)
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Без крыльев, а летит. Без языка, а говорит. |
Земля беленькая, А птички на ней чёрненькие. |
Дом из жесть, А жильцы в нём – вести. |
(При разгадывании получаются отгадки: «Почтовый конверт», «Письмо», «Почтовый ящик». Учитель помещает изображения отгадок и текст загадок на лист ватмана)
Учитель: А для чего нужны все эти предметы? (Для писем)
Учитель: Какую проблему мы с вами поставим на уроке? (дети обсуждают проблему урока)
Существуют ли правила написания писем? |
Уч: Чтобы решить эту проблему, давайте составим план нашего урока: пронумеруйте этапы нашего урока. (Дети совещаются и расставляют номера 1, 2,3,4 по этапам урока)
2. |
Получаем новые знания. |
1. |
Вспоминаем то, что знаем. |
4. |
Делаем выводы. |
3. |
Применяем новые знания. |
Открытие новых знаний.
Учитель: Расскажите, что вы знаете о письмах (Ответы детей)
Учитель: Часто ли вы получаете письма? (Нет). Нравится ли получать письма (Да) Почему нравится (Когда берёшь в руки конверт, то чувствуешь волнение. Это письмо – частичка добра другого человека, которую он тебе присылает на протяжении сотен километров)
Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди писали письма? (Нет. Раньше не было грамотности)
Учитель: В истории человечества существовало несколько видов почтовых сообщений:
Узелковое письмо изобретение инков: "Послания" состояли из шерстяных или хлопчатобумажных верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. При этом узелки завязывались по вертикали относительно одной, горизонтальной веревки. Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали».
Голубиная почта изобретена в древнем Риме: люди приметили уникальную особенность голубей, всегда возвращающихся домой, и стали использовать пернатых друзей в качестве почтальонов. Так, первые почтовые голуби использовались уже в 45 году до н.э., при осаде города Модена. С помощью птиц осуществлялась связь города с союзниками. Вслед за ними почтовых голубей начали использовать римляне и греки во время военных операций, а также во время Олимпийских игр. В Швейцарии, например, голубиная почта функционирует по сей день.
Пони-экспресс изобретение американских ковбоев: небольшая американская курьерская компания XIX века, поддерживавшая конную почту в Северной Америке. Просуществовала около полутора лет (с апреля 1860 по октябрь 1861 года) и стала нарицательной из-за девиза «Почта должна быть доставлена любой ценой».
Барабанная почта в Африке: «барабанный язык» состоит из определенного числа знаков, известных лишь узкому кругу посвященных лиц, которых в каждой деревне насчитывается несколько человек.
Факельная почта в древней Греции, изобретение Полибия в 200 г. до н.э.: при помощи факелов, выставляемых в промежутки стены, можно подавать сигналы станции, расположенной напротив. Каждая станция имеет код, содержащий 24 буквы греческого алфавита.
Электронная почта с 70-х годов ХХ века: по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.
В настоящее время наряду с современными видами передачи сообщений письма в бумажных конвертах могут прийти в каждый дом. Сегодня Почта России – это огромный производственный комплекс, оборудованный для быстрой и качественной доставки писем и других видов гражданской пересылки.
Учитель: Как вы думаете, существуют ли специальные особенности написания писем? (Существуют)
Учитель: Письма как и любой текст можно разделить на три части:
начало (зачин);
основную часть;
концовку.
Уч: Оно имеет особенности: ему присущи приветствия, прощание, обращение.
Структура письма
1. |
Начало (зачин) письма обращение начальная фраза о состоянии переписки |
«Добрый день, …», «Привет …» «Здравствуйте, …» «Получил твоё письмо …» «Решил тебе написать» «Давно не писал тебе» |
2. |
Основная часть письма сообщение о новостях |
«Напишу о своей жизни» «Мы живём весело» |
3. |
Концовка письма вопросы адресату просьбы приветы благодарности прощание подпись дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу) |
«Как ты живёшь?», «Чем занимаешься в свободное время?» «Прошу тебя напиши мне о …» «Передай привет …», «Тебе передаёт привет…» «Спасибо тебе за то, что …» «До свидания», «До скорой встречи» «С нетерпением жду твоего письма» «Твой сын …» |
«5 мая 2017 года. п. Майна» |
Применение новых знаний. (Каждой группе даётся лист ватмана «Начало письма» «Основная часть письма» «Концовка письма» и фигурки голубей с фразами, которых надо поместить в нужный лист)
Учитель: Сегодня мы поучимся писать письма. Каждая группа имеет на столе листочки бумаги. На доске помещается структура писем. А вот тема писем в каждой группе будет различной:
- 1 группа: «Что я делаю, чтобы сохранить природу России»
- 2 группа: «Классная история. Истории случаются с теми, кто умеет их рассказывать…»
- 3 группа: «Письмо в 2117 год: какой будет природа России через 100 лет?»
(Группы учащихся получают задание: написать письмо с соблюдением структуры написания письма)
V. Рефлексия
Уч: Продолжите предложения, что хотите сказать о сегодняшнем уроке (Дети продолжают предложения из Экрана рефлексии):
Научились….
Мне было интересно…
Узнали….
Мне было трудно …
Понравилось….
Расскажу дома …..
Я выполнял (а) задания ….
Меня удивило …
Мне захотелось…
Уч: А теперь возьмите лист с письмом, которое вы сегодня писали и отпустите его в один из трёх почтовых ящиков:
У меня всё получилось на уроке |
У меня не всё получилось на уроке |
У меня мало что получилось на уроке |
VI.Итог урока:
Учитель: А теперь вернёмся к проблеме нашего урока:
Существуют ли правила написания писем? |
Учитель: Удалось ли нам найти ответ на этот вопрос? (Ответы детей: письма имеют свою структуру, которой надо придерживаться при написании)
Учитель: Когда вы придёте домой, возьмите лист бумаги и напишите письмо своим родным и близким людям.