Методическая разработка сценария квест-игры «8 марта»
Авторы:
Игенова Надежда Андреевна – физинструктор
Яшевская Оксана Геннадьевна – воспитатель
МБДОУ «Сказка»
Красноярского края, города Бородино
Методическая разработка сценария квест – игры « 8 марта».
«Расскажи–и я забуду,покажи–и я запомню,дай действовать–и я пойму!»
В своей работе по физическому развитию дошкольников меня заинтересовала такая технология, как квест – игра.
Расскажу как я применяю в своей работе квест – технологию.
Что же такое квест? В переводе с английского – это поиск. В общем смысле данное понятие обозначает опеределённый сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Если говорить о квесте, как форме детского мероприятия — это командная игра-приключение с определённым сюжетом. Идея игры проста — команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Но изюминка такой организации игровой деятельности в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к следующему. Задача — преодолеть все препятствия и достичь цель, например, раскопать клад, разгадать тайну, отыскать сокровища. Вообще, я считаю, что Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад.
Задачи квест – игр:
воспитательные- формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество.
образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
Во время проведения квест- игр мне, как инструктору по физической культуре предоставляется возможность в естественной игровой среде , получить информацию об особенностях личностного развития детей (физического, интеллектуального и эмоционального), их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет мне спланировать дальнейшую работу по физическому развитию дошкольников, коррекционную работу( если такова необходима), обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.
При организации и проведении игровых квестов, необходимо учитывать педагогические принципы и условия:
Доступность заданий, т.е задание должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.
Системность. Все задания должны быть последовательными, логически взаимосвязанными.
Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи спрятаны за игровыми формами и приёмами, использование мультимедийного оборудования, декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
Разумность по времени. Необходимо продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес
Использование разных видов детской деятельности. Игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкальную.
И обязательное наличие конечного результата. Найти клад или спасти доброго персонажа от злого, собрать карту, схему…
Существуют следующие виды квестов:
- линейные (Основное содержание такого квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша).
- штурмовые( С помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи).
- круговые (Тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Во взаимодействии с воспитателями групп провожу не традиционные квесты, не там, где взрослый даёт задание детям, а где дети играют друг с другом, сами придумывают задания, прячут подсказки, сами оценивают правильность выполнения всех заданий, врозлый выступает только в роли помощника, а не в роли ведущего, такие квесты я для себя называю « Ты мне – я тебе». Здесь можно придуматать такие варианты заданий, когда дети с одной группы делятся на две команды, одна команда составляет задания для другой, или например, дети подготовительного возраста придумывают квест для детей среднего возраста, или все ребята из группы придумывают поиск для своих родителей на какой – нибудь праздник и т.д.
Один из таких квестов мы провели совместно с воспитателем группы детей среднего возраста, целью этого квеста было научить дошкольников самостоятельно организовывать свою игровую деятельность.
Сценарий квест – игры « 8 МАРТА ДЛЯ ДЕВОЧЕК»
Ход игры:
На кануне праздника воспитатель с мальчиками группы решили поздравить девочек группы с праздником 8 марта.
Пока девочки находятся в игровой с младшим воспитателем, мальчики с воспитателем отдельно от девочек обсуждают праздник.
Воспитатель:
Мальчики, как вы планируете поздравить девочек из нашей группы с женским днём 8 марта?
Мальчики предлагают и обсуждают интересные задания для девочек и вместе с воспитателем приходят к решению провести квест – игру.
Воспитатель:
А какие задания мы включим в квест – игру?
Ответы мальчиков, распределение ответственных за игры, подготовка к квесту . Воспитатель фиксирует все предложенные задания для квеста на магнитную доску.
На следующий день все собираются в игровой, мальчики садятся напротив девочек.
Воспитатель:
Ребята, я очень рада видеть вас.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Теперь подарите друг другу улыбку.
Ребята, давайте мы подарим улыбку друг другу.
Мальчик:
Рассказывает небольшой стих про 8 марта.
Дорогие, девочки! Мы вас поздравляем с праздником весны ( пожелания мальчиков для девочек). Мы приготовили для вас сюрприз, но его спрятали, а вы должны отгадать где он, для этого вы будете выполнять задания. Вы должны нас внимательно слушать и искать подсказки. И вот первая подсказка.
Мальчик даёт девочкам жёлтый вырезной круг и спрашивает:
Что нужно добавить к этому кругу, чтобы получилось что – то красивое?
Девочки обсуждают что бы это могло быть, приходят к выводу, что можно добавить лепестков, чтобы получился цветок.
Мальчики:
Да, правильно, это цветок!
Воспитатель включает аудиозапись –
«Здравствуйте дети, я серединка от волшебного цветка, подул сильный ветер и пять моих лепестков разлетелись по вашей группе. Помогите мне пожалуйста найдите мои лепестки».
Воспитатель:
Девочки, сколько лепестков нужно собрать?
Девочки:
Пять.
Передвигаясь по групповой комнате, девочки ищут лепестки от ромашки. Садятся на ковёр, собирают ромашку, воспитатель склеивает цветок.
Воспитатель:
Девочки, а где же подсказка?
Поворачивая цветок в разные стороны, девочки находят подсказку (нарисованная кастрюля на сердцевине цветка с обратной стороны).
Ищут кастрюлю по группе, находят, в ней подсказка – «скрипичный ключ и танцующий человечек».
Мальчики спрашивают у девочек что бы это могло значит? Предположение девочек.
После вариантов ответов девочек, мальчики объясняют, что нужно потанцевать под музыку, но не просто танцевать, а слушать подсказку в песне.
Играет песня ЁЛКИ « На большом воздушном шаре мандаринового цвета…».
Дети танцуют, а девочки слушают подсказку в песне.
После танца девочки говорят, какую подсказку они услышали в песне ( На большом воздушном шаре, мандаринового цвета….)
Воспитатель:
Девочки, как вы думаете, мандариновый цвет это какой цвет?
Девочки догадываются, что это нужно найти большой шарик оранжевого цвета.
Обнаруживают записку в шарике и предлагают его «лопнуть», воспитатель лопает шарик, в шарике подсказка – нарисованная лестница ведущая вниз.
Мальчики:
Как вы думаете, девочки, что это такое?
Девочки предполагают, что это лестница и нужно по ней спуститься, спускаются.
В конце лестницы приклеена красная яркая стрелочка вниз, дети смотрят вниз и обнаруживают спортивный инвентарь – гимнастические палки, к ним приклеена подсказка – карта. На ней изображена техника ходьбы в команде с палками (элементы тимбилдинга, по три ребёнка встают друг за другом, держась за палки – скрипичный ключ – музыкальный зал, кастрюля – пищеблок, «следы» - ходьба по следам, мячик – спортзал).
Мальчики объясняют маршрут по карте и вместе с девочками продвигаются по маршруту, взрослый контролирует действия детей и правильность выполнения.
Пришли в спортзал.
Мальчики:
Здесь в спортзале мы приготовили следующее задание, а Надежда Андреевна нам в этом поможет.
Задание « Перекати мячи».
Мальчики объясняют задание: по краям полотна встают две девочки, держась руками за полотно, кладут с одной корзины мяч и перекатывают с ткани на ткань поочерёдно мячи в другую корзину, на дне корзины подсказка.
Мальчики хвалят девочек, что они справились с заданием.
Достают подсказку, там нарисован синий мешок.
Мальчики:
Это задание называется « Изобрази животное». Вы должны изобразить животное, которое по очереди достали из мешка.
На дне мешка подсказка – Нарисованный сугроб, на нём яркая оранжевая фишка.
Мальчики:
Как вы думаете, что это такое?
Девочки:
Это похоже на сугроб.
Мальчики:
А где его можно найти?
Девочки предполагают, что сугроб на улице. Значит нужно одеться и пойти на прогулку и искать на сугробе ярко – оранжевую фишку.
Дети выходят на улицу и обойдя территорию детского сада, девочки нашли ярко – оранжевую фишку.
Подойдя к сугробу, девочки находят закапанный в сугробе сюрприз – маленькие куколки.
Мальчики поздравляют девочек с праздником 8 марта и хвалят, что они всё правильно выполнили и нашли подарки. В честь праздника мальчики запускают салют, сделанный своими руками.
Ура! Праздник удался! Девочки и мальчики довольны!
Работая с квест-игрой могу сделать вывод, что
Квест – это не только развитие , но море эмоций и это именно та форма организации образовательной деятельности, которая приносит большую пользу как взрослым, так и детям:
• Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом незабываемые впечатления.
• Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг другу в выполнении заданий.
• В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, а это способствует развитию веры в себя.
И в заключении, хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении. Такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал.
Любая победа даже в игре – это способ выработать у себя привычку к успеху.
Надежда
Игенова Надежда Андреевна