Методическая разработка сценария квест – игры «Танцевальными тропами России»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Верхняя Пышма
Методическая разработка сценария квест – игры
«Танцевальными тропами России»
для учащихся 2-го класса отделения «Хореографическое творчество» МБУДО «Детская школа искусств» г. Верхняя Пышма
Выполнил: |
Чекменева Анастасия Сергеевна Преподаватель хореографии отделения «Хореографическое творчество» |
2025
Методическая разработка сценария квест –игры «Танцевальными тропами России» предназначена для преподавателей образовательных учреждений, в которых осуществляется деятельность по обучению детей дошкольного и школьного возрастов хореографическому творчеству.
Методическая разработка ориентирована на обучающихся 2 класса отделения «Хореографическое творчество» в детских школах искусств.
В квест – игре 7 станций с заданиями, за выполнение которых обучающиеся получают ключи. Собрав все 7 ключей и открыв таинственную коробку, ученики получают призы.
Квест – игра направлена на сохранение и расширение знаний об особенностях и специфике культуры народов России. Методическая разработка призвана популяризировать народные танцы среди обучающихся.
Сохранение культурных традиций и особенностей – важная задача каждого государства. На территории России проживает около 190 народов, в культуре каждого из которых, есть свои уникальные особенности и отличительные черты. Важную роль в культуре народов играют танцы. Ведь именно с помощью танцев люди призывали погоду, задабривали духов и отмечали праздники.
В квест – игре «Танцевальными тропами России» затрагиваются 7 народностей страны: марийцы, чуваши, башкиры, чукчи, тувинцы, русские, якуты. Были выбраны именно эти народы, так как именно они составляют большую часть населения России.
Тип мероприятия: игра – квест.
Возраст участников: 2 класс (8 – 9 лет).
Время проведения: 40 – 50 минут.
Место проведения: кабинеты детской школы искусств.
Цель мероприятия: расширение знаний учеников о танцевальном разнообразии народов России через игру.
Образовательные задачи:
- Расширение представления обучающихся о народах России.
- Формирование знаний о танцевальных особенностях народов России.
- Формирование умения называть народы России и различать их.
- Обучение определенным движениям, характеризующих конкретный народный танец.
Развивающие задачи:
- Развитие творческих умений.
- Создание условий для развития умения быстро запоминать и воспроизводить через движения полученную информацию.
- Развитие интереса к народным танцам.
- Развитие умения выразить определённое животное, действие через танец.
Воспитательные задачи:
- Формирование уважительного отношения к каждому народу России.
- Формирование умения работать в команде, слушать и слышать других людей.
- Воспитание самоконтроля.
- Воспитание ответственности за себя и свою команду.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, коробка, 7 ключей, маршрутный лист, картинки с изображением народов России, задания для каждого этапа, белая бумага формата А4, красные карандаши, ручки.
Подготовительная работа:
- Определить особенности культуры народов России, в частности, танцевальной.
- Выбрать несколько наиболее распространенных народов России.
- Определить кабинеты, в которых будет проходить игра.
- Подготовить расходные материалы для этапов квеста.
- Подобрать музыкальный материал, отражающий каждую народность России, задействованную к квест – игре.
Технология и этапы проведения мероприятия | Ход проведения мероприятия Действия педагога | Действия обучающихся |
1. Вступительное слово, определение цели мероприятия. | Учитель входит в класс и спрашивает у детей, какие народы проживают на территории России. Как только дети отвечают, учитель сообщает ученикам, что у каждого народа есть свои национальные танцы. Далее педагог предлагает ученикам повспоминать, какие же на территории России есть национальные танцы. Проведя вступительную часть, педагог сообщает детям, что у него есть интересная коробка, на которой висит 7 замков. Чтобы открыть коробку и посмотреть внутрь, нужно отыскать 7 ключей, которые открывают замки. Где-то в зале спрятан конверт с картой, обучающимся нужно его найти. Приложение №1. После того, как ученики нашли конверт, учитель объявляет начало большого и увлекательного путешествия по танцевальным тропам России. На каждом этапе педагог включает музыку, относящуюся к тому народу, о котором идет речь на этапе. | Дети внимательно слушают педагога и отвечают на вопросы. |
Ученики все вместе ищут конверт, спрятанный в классе. | ||
2. Проведение квест – игры. | Педагог объясняет детям, что на карте изображены разные народы России. Старт происходит с точки, обозначенной цифрой 1. Около каждой цифры нарисованы представители определенного народа. Чтобы понять, куда | Ученики определяют, где старт игры на карте. В соответствии с рисунком народа, ищут подходящий кабинет. |
идти, нужно найти у кабинета рисунок с изображением народа, который дети видят на карте. Если изображение на карте соответствует изображению у кабинета, то дети заходят туда. Приложение №2. | ||
1этап. Чувашский танец. Учитель рассказывает обучающимся об особенностях народного танца Чувашской Республики. Задание: обучающимся нужно за определенное время повторить положение людей, запечатлённых на картинке. На каждой фотографии изображены люди, исполняющие чувашский народный танец. Приложение №3. | Дети смотрят на картинку и повторяют увиденные на ней позы. По окончании этапа дети получают ключ и перебегают в другой кабинет (Башкирский танец). | |
2 этап. Башкирский танец. Педагог объясняет учащимся, что башкирский танец исполнялся под традиционные музыкальные инструменты, такие как курай, кубыз, дунгура, думбыра, а также под аккомпанемент обычных повседневных вещей, таких как поднос, ведра. Задание: вставить пропущенные буквы в названия музыкальных инструментов и домашней утвари, под которые исполняются башкирские танцы. Приложение №4. | Поделившись на команды, дети вставляют недостающие буквы в слова. По окончании этапа дети получают второй ключ и перебегают в следующий кабинет (Тувинский танец). | |
3 этап. Тувинский танец. Рассказ обучающимся о том, что шаманы Тувы во время проведения ритуалов имитировали добрых и злых духов. В основном этими духами были животные. Предварительно нужно помещение класса разделить на 2 половины, одна половина – ответ «да», вторая – ответ «нет». Задание: учитель показывает картинку животного, а дети должны подумать, дух этого животного помогает или, наоборот, вредит жителям. В соответствии со своим выбором, ребенок должен занять одну из половины класса. Когда учитель скажет правильный ответ, дети - победители должны станцевать, сымитировать движение этого животного. Приложение №5. | Дети встают в конце кабинета и, увидев картинку, бегут, согласно своему предположению, на первую половину зала, либо на вторую. Угадав правильный ответ, изображают пляску животного. По окончании этапа дети получают новый ключ и перебегают в другой кабинет (Чукотский танец). | |
4 этап. Чукотский танец. Учитель рассказывает детям о том, что Чукотский танец обязательно включает в себя обрядовые, игровые, имитационно-подражательные танцы. Задание: соотнести дни и действия жителей на празднике «Кереткун» (поклонение духу покровителю морских животных). Приложение №6. | Дети делятся на команды и на листе бумаги соотносят день праздника «Кереткун» и действия людей. По окончании этапа дети получают ключ и перебегают в следующий кабинет (Якутский танец). | |
5 этап. Якутский танец. Педагог ведет рассказ о самом многочисленном и масштабном танце Якутии – осуохай. Это хороводный танец был символом поклонения духам, благодарности природе и самим себе. Задание: педагог читает/рассказывает последовательность исполнения танца осуохай, а дети, в соответствии с услышанным, должны воспроизвести этот хоровод. Приложение №7. | Обучающиеся встают в круг и выполняют действия, сказанные педагогом. По окончании этапа дети получают ключ и перебегают в кабинет (Марийский танец). | |
6 этап. Марийский танец. Любой национальный танцевальный костюм имеет свое значение. Так и у марийцев узоры на танцевальных костюмах вышивались для защиты от злых духов, они выступали в качестве оберегов для людей. Задание: каждому ребенку нужно постараться нарисовать на белом листе бумаги марийские узоры, согласно примерам. Приложение №8. | Ученики, взяв белый лист бумаги и красный карандаш, рисуют национальные марийские узоры, стараясь их в точности повторить. По окончании этапа дети получают предпоследний ключ и перебегают в другой кабинет (Русский танец). | |
7 этап. Русский танец. Педагог объясняет, что в русском танце, как и в любом другом, есть свои позиции рук, ног, положения головы и тела. Задание: детям нужно соотнести позиции рук на картинке с их названием. После того, как дети справились, педагог предлагает теперь самим ученикам выполнить эти позиции. Приложение №9. *На карте русский танец расположен около города Тверь, так как именно там зародился всеми известный танец «Березка». | Ученики делятся по командам и на листке бумаги соединяют положения рук в русском народном танце с их названиями. После выполнения задания ученики встают и сами показывают данные позиции рук. По окончании этапа дети получают последний ключ и прибегают в кабинет, в котором начался квест. | |
3. Итог мероприятия. | Учитель поздравляет учеников с успешным выполнением всех заданий и предлагает открыть загадочную коробку. Для того, чтобы открыть коробку, дети должны поднести ключ к замку и назвать то, что они запомнили о народах России. 1 ключ – 1 особенность. В итоге должно быть названо 7 отличительных характеристик. | Дети подносят ключи и называют, какие особенности народов России они запомнили. Открыв коробку, дети получают подарки. В нашем случае блокнотики, в которые они смогут записать всё, что узнали благодаря квест - игре. |
Педагог проводит беседу с учениками, спрашивает понравилась ли игра, что запомнилось больше всего, что новое они узнали за время квеста. Учитель подчеркивает активное участие детей, сплоченность и уважительное отношение друг к другу. | Ученики определяют для себя, что нового они узнали в ходе игры. Рассказывают остальным свои ощущения и впечатления от пройденного квеста. |
- Богданов, Г. Ф. Русский народный танец. Теория и история : учебник для вузов / Г. Ф. Богданов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 167 с.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения и станка: Учеб. пособие для вузов искусств и культуры. – М.:Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. – 208 с.
- Климов А.А. Основы русского народного танца: учеб. для студентов вузов искусств и культуры / А. Климов. — [3-е изд.] — Москва : Изд-во МГУКИ, 2004. — 318 с.
- Кубагушев А.М. Башкирские музыкальные инструменты : книга-альбом / А. М. Кубагушев. - Уфа : Китап, 2020. - 120 с.
- Молотова Т.Л. Марийский народный костюм / Т. Л. Молотова; М-во культуры Респ. Марий Эл, Респ. метод. центр нар. творчества и культпросветработы. – Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 1992. – 108 с.
- Ткаченко Т.С. Народный танец: учеб. пособие для хореогр. отд-ний театр. ин-тов и хореогр. училищ. – Москва : Искусство, 1954. – 683 с.
Интернет источники:
https://web.archive.org/web/20110916055716/http://folkler.ru/pesni/tanzy_chukcheyhttps://infourok.ru/beseda-po-horeografii-tema-tradicionnaya-tancevalnaya-kultura-yakutov-626946.htmlhttps://наследиечувашии.рф/russian/category/iskusstvo/chuvashskij-tanecz-horeografiya/https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=чувашский%20танецhttps://www.culture.ru/materials/254422/tancy-narodov-rossiiПриложение №1
Приложение №2
Чуваши | Башкиры |
Тувинцы | Чукчи |
Якуты | Марийцы |
Русские |
Приложение №3
Приложение№4
Ку_ай | |
Дунгур_ | |
_одн_с | |
Кубы_ | |
Д_мбыра | |
_е_ро |
Приложение №5
Ответ «да» (вредят) | Ответ «нет» (не вредят) |
Приложение №6
1 день | Принадлежит шаманам, которые показывают свое мастерство в игре на бубне. |
2 день | Принадлежит только женщинам. Танцы и игра на бубнах проводится исключительно женщинами. |
3 день | Принадлежит хозяевам дома. Мужчины бьют в бубен и, вместе с женщинами, танцуют. |
Приложение №7
Хороводный танец «Осуохай»
1 часть – зачин. Один из участвующих с помощью пения приглашает остальных присоединится в нему и встать в круг. Все желающие подходят в центр и переплетают свои пальцы рук с пальцами рук соседа. Создав круг, участники, медленно покачиваясь, идут влево и делают поклоны. Движения из 1-й части танца предназначены для поклонению солнцу, природе.
2 часть. Танцующие начинают идти более ритмично, руки, корпус становятся более подвижными, все движения выполняются пружинисто.
3 часть. Участники танца продолжают идти влево, но размеренные шаги и движения корпуса сменяются активными прыжками с ноги на ногу.
Приложение №8
Солнце. Символ, означающий рождение всего живого на земле. | |
Ребенок. Символ безопасности ребенка, его благополучия и здоровья. | |
Дерево. Символ начала жизни. | |
Лебеди. Символ верности и любви, олицетворяет добро и красоту. |
Приложение №9
II позиция | |
IV позиция | |
V позиция | |
III позиция | |
I позиция |