Методическая разработка сценария квест – игры «Танцевальными тропами России»

2
0
Материал опубликован 26 January

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Верхняя Пышма







Методическая разработка сценария квест – игры

«Танцевальными тропами России»

для учащихся 2-го класса отделения «Хореографическое творчество» МБУДО «Детская школа искусств» г. Верхняя Пышма







Выполнил:

Чекменева Анастасия Сергеевна

Преподаватель хореографии отделения «Хореографическое творчество»






2025



Аннотация

Методическая разработка сценария квест –игры «Танцевальными тропами России» предназначена для преподавателей образовательных учреждений, в которых осуществляется деятельность по обучению детей дошкольного и школьного возрастов хореографическому творчеству.

Методическая разработка ориентирована на обучающихся 2 класса отделения «Хореографическое творчество» в детских школах искусств.

В квест – игре 7 станций с заданиями, за выполнение которых обучающиеся получают ключи. Собрав все 7 ключей и открыв таинственную коробку, ученики получают призы.

Квест – игра направлена на сохранение и расширение знаний об особенностях и специфике культуры народов России. Методическая разработка призвана популяризировать народные танцы среди обучающихся.



Пояснительная записка

Сохранение культурных традиций и особенностей – важная задача каждого государства. На территории России проживает около 190 народов, в культуре каждого из которых, есть свои уникальные особенности и отличительные черты. Важную роль в культуре народов играют танцы. Ведь именно с помощью танцев люди призывали погоду, задабривали духов и отмечали праздники.

В квест – игре «Танцевальными тропами России» затрагиваются 7 народностей страны: марийцы, чуваши, башкиры, чукчи, тувинцы, русские, якуты. Были выбраны именно эти народы, так как именно они составляют большую часть населения России.

Тип мероприятия: игра – квест.

Возраст участников: 2 класс (8 – 9 лет).

Время проведения: 40 – 50 минут.

Место проведения: кабинеты детской школы искусств.

Цель мероприятия: расширение знаний учеников о танцевальном разнообразии народов России через игру.

Образовательные задачи:

  1. Расширение представления обучающихся о народах России.
  2. Формирование знаний о танцевальных особенностях народов России.
  3. Формирование умения называть народы России и различать их.
  4. Обучение определенным движениям, характеризующих конкретный народный танец.

Развивающие задачи:

  1. Развитие творческих умений.
  2. Создание условий для развития умения быстро запоминать и воспроизводить через движения полученную информацию.
  3. Развитие интереса к народным танцам.
  4. Развитие умения выразить определённое животное, действие через танец.

Воспитательные задачи:

  1. Формирование уважительного отношения к каждому народу России.
  2. Формирование умения работать в команде, слушать и слышать других людей.
  3. Воспитание самоконтроля.
  4. Воспитание ответственности за себя и свою команду.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, коробка, 7 ключей, маршрутный лист, картинки с изображением народов России, задания для каждого этапа, белая бумага формата А4, красные карандаши, ручки.

Подготовительная работа:

  1. Определить особенности культуры народов России, в частности, танцевальной.
  2. Выбрать несколько наиболее распространенных народов России.
  3. Определить кабинеты, в которых будет проходить игра.
  4. Подготовить расходные материалы для этапов квеста.
  5. Подобрать музыкальный материал, отражающий каждую народность России, задействованную к квест – игре.



Проведение мероприятия

Технология и этапы проведения мероприятия

Ход проведения мероприятия

Действия педагога

Действия обучающихся

1. Вступительное слово, определение цели мероприятия.

Учитель входит в класс и спрашивает у детей, какие народы проживают на территории России. Как только дети отвечают, учитель сообщает ученикам, что у каждого народа есть свои национальные танцы. Далее педагог предлагает ученикам повспоминать, какие же на территории России есть национальные танцы.

Проведя вступительную часть, педагог сообщает детям, что у него есть интересная коробка, на которой висит 7 замков. Чтобы открыть коробку и посмотреть внутрь, нужно отыскать 7 ключей, которые открывают замки. Где-то в зале спрятан конверт с картой, обучающимся нужно его найти.

Приложение №1.

После того, как ученики нашли конверт, учитель объявляет начало большого и увлекательного путешествия по танцевальным тропам России.

На каждом этапе педагог включает музыку, относящуюся к тому народу, о котором идет речь на этапе.

Дети внимательно слушают педагога и отвечают на вопросы.


Ученики все вместе ищут конверт, спрятанный в классе.

2. Проведение квест – игры.

Педагог объясняет детям, что на карте изображены разные народы России. Старт происходит с точки, обозначенной цифрой 1. Около каждой цифры нарисованы представители определенного народа. Чтобы понять, куда

Ученики определяют, где старт игры на карте. В соответствии с рисунком народа, ищут подходящий кабинет.


идти, нужно найти у кабинета рисунок с изображением народа, который дети видят на карте. Если изображение на карте соответствует изображению у кабинета, то дети заходят туда.

Приложение №2.


1этап. Чувашский танец.

Учитель рассказывает обучающимся об особенностях народного танца Чувашской Республики.

Задание: обучающимся нужно за определенное время повторить положение людей, запечатлённых на картинке. На каждой фотографии изображены люди, исполняющие чувашский народный танец.

Приложение №3.

Дети смотрят на картинку и повторяют увиденные на ней позы.

По окончании этапа дети получают ключ и перебегают в другой кабинет (Башкирский танец).


2 этап. Башкирский танец.

Педагог объясняет учащимся, что башкирский танец исполнялся под традиционные музыкальные инструменты, такие как курай, кубыз, дунгура, думбыра, а также под аккомпанемент обычных повседневных вещей, таких как поднос, ведра.

Задание: вставить пропущенные буквы в названия музыкальных инструментов и домашней утвари, под которые исполняются башкирские танцы.

Приложение №4.

Поделившись на команды, дети вставляют недостающие буквы в слова.

По окончании этапа дети получают второй ключ и перебегают в следующий кабинет (Тувинский танец).


3 этап. Тувинский танец.

Рассказ обучающимся о том, что шаманы Тувы во время проведения ритуалов имитировали добрых и злых духов. В основном этими духами были животные.

Предварительно нужно помещение класса разделить на 2 половины, одна половина – ответ «да», вторая – ответ «нет».

Задание: учитель показывает картинку животного, а дети должны подумать, дух этого животного помогает или, наоборот, вредит жителям. В соответствии со своим выбором, ребенок должен занять одну из половины класса. Когда учитель скажет правильный ответ, дети - победители должны станцевать, сымитировать движение этого животного.

Приложение №5.

Дети встают в конце кабинета и, увидев картинку, бегут, согласно своему предположению, на первую половину зала, либо на вторую. Угадав правильный ответ, изображают пляску животного.

По окончании этапа дети получают новый ключ и перебегают в другой кабинет (Чукотский танец).


4 этап. Чукотский танец.

Учитель рассказывает детям о том, что Чукотский танец обязательно включает в себя обрядовые, игровые, имитационно-подражательные танцы.

Задание: соотнести дни и действия жителей на празднике «Кереткун» (поклонение духу покровителю морских животных). Приложение №6.

Дети делятся на команды и на листе бумаги соотносят день праздника «Кереткун» и действия людей.

По окончании этапа дети получают ключ и перебегают в следующий кабинет (Якутский танец).


5 этап. Якутский танец.

Педагог ведет рассказ о самом многочисленном и масштабном танце Якутии – осуохай. Это хороводный танец был символом поклонения духам, благодарности природе и самим себе.

Задание: педагог читает/рассказывает последовательность исполнения танца осуохай, а дети, в соответствии с услышанным, должны воспроизвести этот хоровод.

Приложение №7.

Обучающиеся встают в круг и выполняют действия, сказанные педагогом.

По окончании этапа дети получают ключ и перебегают в кабинет (Марийский танец).


6 этап. Марийский танец.

Любой национальный танцевальный костюм имеет свое значение. Так и у марийцев узоры на танцевальных костюмах вышивались для защиты от злых духов, они выступали в

качестве оберегов для людей.

Задание: каждому ребенку нужно постараться нарисовать на белом листе бумаги марийские узоры, согласно примерам.

Приложение №8.

Ученики, взяв белый лист бумаги и красный карандаш, рисуют национальные марийские узоры, стараясь их в точности повторить.

По окончании этапа дети получают предпоследний ключ и перебегают в другой кабинет (Русский танец).


7 этап. Русский танец.

Педагог объясняет, что в русском танце, как и в любом другом, есть свои позиции рук, ног, положения головы и тела.

Задание: детям нужно соотнести позиции рук на картинке с их названием. После того, как дети справились, педагог предлагает теперь самим ученикам выполнить эти позиции. Приложение №9.

*На карте русский танец расположен около города Тверь, так как именно там зародился всеми известный танец «Березка».


Ученики делятся по командам и на листке бумаги соединяют положения рук в русском народном танце с их названиями. После выполнения задания ученики встают и сами показывают данные позиции рук.

По окончании этапа дети получают последний ключ и прибегают в кабинет, в котором начался квест.

3. Итог мероприятия.

Учитель поздравляет учеников с успешным выполнением всех заданий и предлагает открыть загадочную коробку.

Для того, чтобы открыть коробку, дети должны поднести ключ к замку и назвать то, что они запомнили о народах России. 1 ключ – 1 особенность. В итоге должно быть названо 7 отличительных характеристик.

Дети подносят ключи и называют, какие особенности народов России они запомнили.

Открыв коробку, дети получают подарки. В нашем случае блокнотики, в которые они смогут записать всё, что узнали благодаря квест - игре.

4. Рефлексия

Педагог проводит беседу с учениками, спрашивает понравилась ли игра, что запомнилось больше всего, что новое они узнали за время квеста. Учитель подчеркивает активное участие детей, сплоченность и уважительное отношение друг к другу.

Ученики определяют для себя, что нового они узнали в ходе игры. Рассказывают остальным свои ощущения и впечатления от пройденного квеста.




Список литературы


  1. Богданов, Г. Ф. Русский народный танец. Теория и история : учебник для вузов / Г. Ф. Богданов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 167 с.
  2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения и станка: Учеб. пособие для вузов искусств и культуры. – М.:Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. – 208 с.
  3. Климов А.А. Основы русского народного танца: учеб. для студентов вузов искусств и культуры / А. Климов. — [3-е изд.] — Москва : Изд-во МГУКИ, 2004. — 318 с.
  4. Кубагушев А.М. Башкирские музыкальные инструменты : книга-альбом / А. М. Кубагушев. - Уфа : Китап, 2020. - 120 с.
  5. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм / Т. Л. Молотова; М-во культуры Респ. Марий Эл, Респ. метод. центр нар. творчества и культпросветработы. – Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 1992. – 108 с.
  6. Ткаченко Т.С. Народный танец: учеб. пособие для хореогр. отд-ний театр. ин-тов и хореогр. училищ. – Москва : Искусство, 1954. – 683 с.


Интернет источники:

https://web.archive.org/web/20110916055716/http://folkler.ru/pesni/tanzy_chukcheyhttps://infourok.ru/beseda-po-horeografii-tema-tradicionnaya-tancevalnaya-kultura-yakutov-626946.htmlhttps://наследиечувашии.рф/russian/category/iskusstvo/chuvashskij-tanecz-horeografiya/https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=чувашский%20танецhttps://www.culture.ru/materials/254422/tancy-narodov-rossii


Приложение №1

t1737911967aa.gif


Приложение №2

t1737911967ab.jpg

Чуваши

t1737911967ac.jpg

Башкиры

t1737911967ad.jpg

Тувинцы

t1737911967ae.jpg

Чукчи

t1737911967af.jpg

Якуты

t1737911967ag.jpg

Марийцы

t1737911967ah.jpg

Русские



Приложение №3

t1737911967ai.jpg


t1737911967aj.jpg


t1737911967ak.jpg


t1737911967al.jpg



Приложение№4

Ку­_ай

t1737911967am.jpg

Дунгур_

t1737911967an.jpg

_одн_с

t1737911967ao.jpg

Кубы_

t1737911967ap.jpg

Д_мбыра

t1737911967aq.jpg

_е_ро

t1737911967ar.jpg


Приложение №5

Ответ «да» (вредят)

Ответ «нет» (не вредят)

t1737911967as.jpg

t1737911967at.jpg

t1737911967au.jpg

t1737911967av.jpg

t1737911967aw.jpg

t1737911967ax.jpg



Приложение №6

t1737911967ay.png

1 день


Принадлежит шаманам, которые показывают свое мастерство в игре на бубне.

2 день

Принадлежит только женщинам. Танцы и игра на бубнах проводится исключительно женщинами.

3 день

Принадлежит хозяевам дома. Мужчины бьют в бубен и, вместе с женщинами, танцуют.t1737911967az.png


Приложение №7

Хороводный танец «Осуохай»

1 часть – зачин. Один из участвующих с помощью пения приглашает остальных присоединится в нему и встать в круг. Все желающие подходят в центр и переплетают свои пальцы рук с пальцами рук соседа. Создав круг, участники, медленно покачиваясь, идут влево и делают поклоны. Движения из 1-й части танца предназначены для поклонению солнцу, природе.

2 часть. Танцующие начинают идти более ритмично, руки, корпус становятся более подвижными, все движения выполняются пружинисто.

3 часть. Участники танца продолжают идти влево, но размеренные шаги и движения корпуса сменяются активными прыжками с ноги на ногу.


Приложение №8

t1737911967ba.jpg

Солнце.

Символ, означающий рождение всего живого на земле.

t1737911967bb.jpg

Ребенок.

Символ безопасности ребенка, его благополучия и здоровья.

t1737911967bc.gif

Дерево.

Символ начала жизни.


t1737911967bd.gif


Лебеди.

Символ верности и любви, олицетворяет добро и красоту.





Приложение №9

t1737911967be.gif

II позиция

t1737911967bf.gif

IV позиция

t1737911967bg.gif

V позиция

t1737911967bh.gif

III позиция

t1737911967bi.gif

I позиция



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.