Урок географии в 9 классе «Калининградская область. Северо-Западный экономический район Российской Федерации»

5
0
Материал опубликован 13 December 2020 в группе

Методическая разработка технологической карты по ФГОС по географии 9 класс.

Учитель географии и экономики Реймерс Марина Германовна,

МАОУ «Многопрофильная школа «Приоритет».

Город Пермь, Пермский край

Урок 26. Калининградская область. Северо-Западный экономический район Российской Федерации. 9 класс.

Цель урока - выявить особенности природы Калининградской области.

Образовательная

На основе знаний учащихся о  тектоническом  строении, рельефе, климате, почвах, внутренних водах  и природных зонах  оценить особенности  природы  Калининградской области,  используя межпредметные связи с химией и биологией, историей;

 Объяснять связи между  природными условиями, ресурсами и их использованием;

Развивающая

Продолжить работу  над развитием образного мышления,  посредством использования  рекламного буклета.

Формировать  умения  составлять географическую  характеристику природы регионов  на основе различных географических источников информации и форм ее представления;

Воспитательная

          Показать успешность учащихся для их самооценки.

Основные понятия – отрасли специализации региона, портовое хозяйство, наукоемкое производство, свободная экономическая зона «Янтарь».

Тип учебного занятия – урок отработки умений и рефлексии.

Оборудование: географические карты России, Северо-Западного экономического района и Калининградской области; слайды с ландшафтом и добычей полезных ископаемых в Калининградской области.

Домашнее задание:§ 29, вопрос 1. Используя текст учебника, на примере Калининградской области докажите, что географическое положение любой территории со временем изменяется. Буклет на тему «Северо-Западный экономический район и Калининградская область».

Технологическая карта урока.

Базовое содержание урока

УУД

СМЫСЛОВЫЕ БОЛКИ

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1

2

3

Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока.

Актуализация опорных знаний учащихся

Определить по карте географическое положение региона и соседей по государственной границе с РФ.

Создание образа области, выявив особенности природы, природных богатств, национальный состав населения Калининградской области

Анализируют политическую и физическую карту Северо-Западного экономического района, показывают на карте соседей по государственной границе и имеющих выход к Балтийскому морю. Показывают соседей на востоке – Центральный экономический район и Европейский Север России.

Оценивают ГП области.

Определяют по картам атласа размещение в регионе памятников Всемирного культурного наследия.

Формулирование задач

С чем предстоит познакомиться на уроке?

Что нового узнать и чему научится? (Расширение и углубление знаний об особенностях природы, хозяйственной деятельности и этнического состава населения, сформировать представление о своеобразии Калининградской области, анклав РФ, совершенствование умения составлять образ территории страны, её описание и характеристику по плану).

Совершенствуют умения получать новые знания на основе анализа карт региона, отражающие сведения об области. Определяют природные условия территории. Оценивают географическое положение области и определяют богатства – полезные ископаемые, которые служат основой хозяйства области.

Актуализируют опорные представления и понятия отрасли специализации и портовое хозяйство.

Создание мотивационной установки

Как Балтийское море влияет на хозяйственную специализацию региона?

Как историко – культурные особенности Калининградской области повлияли на структуру хозяйства?


Анализирует презентацию или видео о природе Калининградской области. Рассматривают слайды с видами города Калининграда и его окрестностей.

Процессуально-содержательный этап урока

Общая характеристика Калининградской области по плану.

Определение ЭГП И ФГП области. Показать на карте РРФ и Северо-Западного экономического района.

Составлять по картам атласа характеристику региона, населения.

Оценивать природные богатства области для развития хозяйства области.

Население территории

Каковы особенности населения и трудовых ресурсов, естественное и механическое движение населения, национальный состав, рынок труда и занятости.

Составлять по тексту учебники и картам атласа «Население России» - национальный и религиозный состав территории.

Особенности хозяйства, транспорт.

Каковы природные богатства территории? Основные отрасли специализации, крупные промышленные центры и промышленные узлы Калининградской области.

Оценивают природные богатства территории для развития хозяйства. Выделяют основные источники минерального сырья.

Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

Какие действия вы совершали, что бы узнать о странах соседях?

Называют свои действия по анализу карт, слайдов и иллюстраций.

Рефлексия содержания урока

Выскажите свое мнение о разнообразии национального состава населения Калининградской области.

Объясняют по экономической карте, карте населения России особенности национального состава.

Этап закрепления и первоначальной проверки

Первичное закрепление материала

Чем отличается природа Калининградской области от всего Северо-Западного района России?

Определять по карте атласа с.30 31 и тексту учебника §29 особенности природы.

Первичная проверка умений

Тестирование

Выбрать ответы.

Объяснить причину данного выбора.

Рефлексия эмоционального состояния

Проведите исследование карты Северо-Западного экономического района с. 30, 31

Учимся находить информацию в различных источниках, составлять буклет.

Объяснение домашнего задания

Объяснительное задание

Прочитать § 29,и ответить вопрос 1. Используя текст учебника, на примере Калининградской области докажите, что географическое положение любой территории со временем изменяется.

Уточняют у учителя способ выполнения задания

Дополнительное задание

Подготовить буклет по теме «Северо-Западный экономический район и Калининградская область»

Готовят обобщение по теме Северо-Западный район в виде буклета

Тест –

Северо-Западный экономический район и Калининградская область.

https://iq2u.ru/tests/test/run/1573

https://obrazovaka.ru/test/severo-zapadniy-rayon-s-otvetami-po-geografii-9-klass.html

Правила создания буклета

Размер – А 4

Рамка (от края 1 см)

Изображение логотип (фирменные цвета)

Содержание включает в себя, как шрифтовую композицию, так и изобразительно-художественную

Шрифт – читаемый

Пространство – яркое, запоминающееся

Ассоциации – предмет,

Аргументы – в пользу вашего рекламируемого объекта

Учет целевой аудитории – ученики, учителя, родители.



Критерии оценки рекламного буклета

Критерии

Максимальное количество баллов

Оценка

1

Отраже5ние ключевого сообщения в оформлении

5

1

2

Наличие аргументов для потребителя

5

1

3

Яркость и обоснованность использования цветов

5

1

4

Согласованность всех элементов продукта, композиция

10

1

5

Презентация продукта

10

1

6

Ответы на вопросы

10

1


Итого

40

5

Источники

http://pksen.org/2018-19-1/doc/tekst_tekhnol_karta_uroka.pdf

https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-kaliningradskaya-oblast-klass-565425.html

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2020/02/11/tehnologicheskaya-karta-urok-geografiya-fgos-9-klass-tema

Использованная литература.

А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким ,« География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2019.

В.П. Дронов, И.И. Баринова и др. « География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2011.

Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова, « География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2018.

Е.А. Жижина, Поурочные разработки по географии. 8 класс. М.: Издательство «Вако»,2008.

 География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах/ Е.М. Курашева. – М.; Издательство «Экзамен», 2011. «Учебно – методический комплект».

Примерное поурочное планирование. География России. 9 класс.  Е.А. Таможная, Е.А. Беловолова. М. Изд. «Вента - Граф», 2017.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.