Урок географии в 9 классе «Калининградская область. Северо-Западный экономический район Российской Федерации»
Методическая разработка технологической карты по ФГОС по географии 9 класс.
Учитель географии и экономики Реймерс Марина Германовна,
МАОУ «Многопрофильная школа «Приоритет».
Урок 26. Калининградская область. Северо-Западный экономический район Российской Федерации. 9 класс.
Цель урока - выявить особенности природы Калининградской области.
Образовательная
На основе знаний учащихся о тектоническом строении, рельефе, климате, почвах, внутренних водах и природных зонах оценить особенности природы Калининградской области, используя межпредметные связи с химией и биологией, историей;
Объяснять связи между природными условиями, ресурсами и их использованием;
Развивающая
Продолжить работу над развитием образного мышления, посредством использования рекламного буклета.
Формировать умения составлять географическую характеристику природы регионов на основе различных географических источников информации и форм ее представления;
Воспитательная
Показать успешность учащихся для их самооценки.
Основные понятия – отрасли специализации региона, портовое хозяйство, наукоемкое производство, свободная экономическая зона «Янтарь».
Тип учебного занятия – урок отработки умений и рефлексии.
Оборудование: географические карты России, Северо-Западного экономического района и Калининградской области; слайды с ландшафтом и добычей полезных ископаемых в Калининградской области.
Домашнее задание:§ 29, вопрос 1. Используя текст учебника, на примере Калининградской области докажите, что географическое положение любой территории со временем изменяется. Буклет на тему «Северо-Западный экономический район и Калининградская область».
Технологическая карта урока.
Базовое содержание урока | УУД | |
СМЫСЛОВЫЕ БОЛКИ | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | |
1 | 2 | 3 |
Организационно - мотивационный этап урока | ||
Определение темы урока. Актуализация опорных знаний учащихся | Определить по карте географическое положение региона и соседей по государственной границе с РФ. Создание образа области, выявив особенности природы, природных богатств, национальный состав населения Калининградской области | Анализируют политическую и физическую карту Северо-Западного экономического района, показывают на карте соседей по государственной границе и имеющих выход к Балтийскому морю. Показывают соседей на востоке – Центральный экономический район и Европейский Север России. Оценивают ГП области. Определяют по картам атласа размещение в регионе памятников Всемирного культурного наследия. |
Формулирование задач | С чем предстоит познакомиться на уроке? Что нового узнать и чему научится? (Расширение и углубление знаний об особенностях природы, хозяйственной деятельности и этнического состава населения, сформировать представление о своеобразии Калининградской области, анклав РФ, совершенствование умения составлять образ территории страны, её описание и характеристику по плану). | Совершенствуют умения получать новые знания на основе анализа карт региона, отражающие сведения об области. Определяют природные условия территории. Оценивают географическое положение области и определяют богатства – полезные ископаемые, которые служат основой хозяйства области. Актуализируют опорные представления и понятия отрасли специализации и портовое хозяйство. |
Создание мотивационной установки | Как Балтийское море влияет на хозяйственную специализацию региона? Как историко – культурные особенности Калининградской области повлияли на структуру хозяйства? | Анализирует презентацию или видео о природе Калининградской области. Рассматривают слайды с видами города Калининграда и его окрестностей. |
Процессуально-содержательный этап урока | ||
Общая характеристика Калининградской области по плану. | Определение ЭГП И ФГП области. Показать на карте РРФ и Северо-Западного экономического района. | Составлять по картам атласа характеристику региона, населения. Оценивать природные богатства области для развития хозяйства области. |
Население территории | Каковы особенности населения и трудовых ресурсов, естественное и механическое движение населения, национальный состав, рынок труда и занятости. | Составлять по тексту учебники и картам атласа «Население России» - национальный и религиозный состав территории. |
Особенности хозяйства, транспорт. | Каковы природные богатства территории? Основные отрасли специализации, крупные промышленные центры и промышленные узлы Калининградской области. | Оценивают природные богатства территории для развития хозяйства. Выделяют основные источники минерального сырья. |
Рефлексивный этап урока | ||
Рефлексия деятельности | Какие действия вы совершали, что бы узнать о странах соседях? | Называют свои действия по анализу карт, слайдов и иллюстраций. |
Рефлексия содержания урока | Выскажите свое мнение о разнообразии национального состава населения Калининградской области. | Объясняют по экономической карте, карте населения России особенности национального состава. |
Этап закрепления и первоначальной проверки | ||
Первичное закрепление материала | Чем отличается природа Калининградской области от всего Северо-Западного района России? | Определять по карте атласа с.30 31 и тексту учебника §29 особенности природы. |
Первичная проверка умений | Тестирование | Выбрать ответы. Объяснить причину данного выбора. |
Рефлексия эмоционального состояния | Проведите исследование карты Северо-Западного экономического района с. 30, 31 | Учимся находить информацию в различных источниках, составлять буклет. |
Объяснение домашнего задания | ||
Объяснительное задание | Прочитать § 29,и ответить вопрос 1. Используя текст учебника, на примере Калининградской области докажите, что географическое положение любой территории со временем изменяется. | Уточняют у учителя способ выполнения задания |
Дополнительное задание | Подготовить буклет по теме «Северо-Западный экономический район и Калининградская область» | Готовят обобщение по теме Северо-Западный район в виде буклета |
Тест –
Северо-Западный экономический район и Калининградская область.
https://iq2u.ru/tests/test/run/1573
https://obrazovaka.ru/test/severo-zapadniy-rayon-s-otvetami-po-geografii-9-klass.html
Правила создания буклета
Размер – А 4
Рамка (от края 1 см)
Изображение логотип (фирменные цвета)
Содержание включает в себя, как шрифтовую композицию, так и изобразительно-художественную
Шрифт – читаемый
Пространство – яркое, запоминающееся
Ассоциации – предмет,
Аргументы – в пользу вашего рекламируемого объекта
Учет целевой аудитории – ученики, учителя, родители.
Критерии оценки рекламного буклета
№ | Критерии | Максимальное количество баллов | Оценка |
1 | Отраже5ние ключевого сообщения в оформлении | 5 | 1 |
2 | Наличие аргументов для потребителя | 5 | 1 |
3 | Яркость и обоснованность использования цветов | 5 | 1 |
4 | Согласованность всех элементов продукта, композиция | 10 | 1 |
5 | Презентация продукта | 10 | 1 |
6 | Ответы на вопросы | 10 | 1 |
| Итого | 40 | 5 |
Источники
http://pksen.org/2018-19-1/doc/tekst_tekhnol_karta_uroka.pdf
https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-kaliningradskaya-oblast-klass-565425.html
Использованная литература.
А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким ,« География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2019.
В.П. Дронов, И.И. Баринова и др. « География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2011.
Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова, « География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2018.
Е.А. Жижина, Поурочные разработки по географии. 8 класс. М.: Издательство «Вако»,2008.
География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах/ Е.М. Курашева. – М.; Издательство «Экзамен», 2011. «Учебно – методический комплект».
Примерное поурочное планирование. География России. 9 класс. Е.А. Таможная, Е.А. Беловолова. М. Изд. «Вента - Граф», 2017.