Методическая разработка «Великие российские учёные биологи» (11 класс)
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Тестовые задания по биологии»
Автор: Битюкова Ольга Анатольевна
учитель биологии МБОУ СОШ №6
г.Новочеркасска Ростовской области
Пояснительная записка к методической разработке
«Великие российские ученые биологи»
Сегодня все актуальнее звучат слова о воспитательном потенциале современного урока. Задача учителя не только сформировать систему научных знаний по биологии, но и системно подходить к нравственному воспитанию учащихся, которое подразумевает не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Отличительной чертой патриотизма является любовь к Отечеству, гордость за ее великих людей, в том числе, внесших вклад в развитие науки. В школьном курсе биологии изучаются различные законы, теории, учения, явления, первооткрывателями которых стали российские ученые. К сожалению, не всегда учащиеся обращают внимание на краткую информацию учебника об этих ученых. Только целенаправленная работа учителя в этом направлении позволит сформировать знания о великих ученых-соотечественниках и внесет вклад в патриотическое воспитание школьников.
Предложенный тест может проводиться с учащимися на ступени основного общего образования (9класс) и основного среднего образования (11 класс). Тест дает возможность провести диагностику уровня знаний учащихся о великих ученых биологах нашей страны.
Структура теста:
Тест состоит их 2 частей, включающих 23 задания.
Часть А включает 15 заданий (А1-А15). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть В включает 8 заданий (В1-В8); В1-В4 - с выбором трех верных ответов их шести, В5-В6 – на соответствие; В7-В8 – заполнение ячеек таблицы с выбором терминов из предложенного списка.
Оценивание заданий:
Часть А - (1 задание-1 балл), всего 15 баллов
Часть В - (1 задание-2 балла), всего 16 баллов
Критерии оценивания
«5» 86% - 100% (26 -31 балл)
«4» 66% - 85% (20-25 баллов)
«3» 51% - 65% ( 15 -24 балла)
Тест по биологии «Великие российские ученые биологи»
Часть А
Выполните тестовое задание на выбор одного верного ответа:
А1.Ученый, создавший фагоцитарную теорию иммунитета:
а) И.П. Павлов
б) И.М. Сеченов
в) А.А. Ухтомский
г) И.И. Мечников
А2.Неклеточные формы жизни, вирусы, открыты:
а) Н.Ф. Гамалея
б) Д.И. Ивановский
в) Л. Пастер
г) Р. Вирхов
А3.Двойное оплодотворение и у покрытосеменных растений открыл:
а) С.Г. Навашин
б) К.И. Скрябин
в) И.П. Павлов
г) К.А. Тимирязев
А4. Процесс хемосинтеза у бактерий открыл:
а) С.С. Четвериков
б) С.Н. Виноградский
в) И.В. Мичурин
г) Д.И. Ивановский
А5. Ученый, открывший явление центрального торможения:
а) И.М. Сеченов
б) И.П. Павлов
в) А.А. Ухтомский
г) К.И. Скрябин
А6. Обосновал важнейшую роль хлорофилла в процессе фотосинтеза
а) К.И. Скрябин
б) К.А. Тимирязев
в) Р. Вирхов
г) В.В. Докучаев
А7. Ученый, создавший учение о центрах происхождения культурных растений
а) В.В. Докучаев
б) Н.Ф. Гамалея
в) И.В. Мичурин
г) Н.И. Вавилов
А8. Автор учения о двух сигнальных системах:
а) А.О. Ковалевский
б) К.И. Скрябин
в) И.П. Павлов
г) И.М. Сеченов
А9. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости сформулировал:
а) Н.И. Вавилов
б) С.Г. Навашин
в) И.В. Мичурин
г) К.А. Тимирязев
А10. Автор учения о двух видах рефлексов:
а) А.А. Ухтомский
б) Н.М. Амосов
в) В.М. Бехтерев
г) И.П. Павлов
А11. Открытие витаминов связано с исследованиями ученого:
а) А.Н. Лунин
б) А.И. Опарин
в) Д.И.Вернадский
г) Н.И. Вавилов
А12. Автором гипотезы возникновения жизни путем биохимической эволюции является:
а) Д.И.Вернадский
б) С.С. Четвериков
в) А.И. Опарин
г) Н.Ф. Гамалея
А13. Учение о биосфере создал:
а) С.Н. Виноградский
б) Д.И. Ивановский
в) В.И. Вернадский
г) А.О. Ковалевский
А14.Лауреат Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения…»:
а) К.А. Тимирязев
б) И.П. Павлов
в) И.М. Сеченов
г) И.И. Мечников
А15. Основоположник эволюционной и популяционной генетики:
а) С.С. Четвериков
б) И.И. Шмальгаузен
в) Д.И. Ивановский
г) С.Н. Виноградский
Часть В
Выполните тест (В1-В4) на множественный выбор правильного ответа, выберите 3 верных ответа из 6; (В5-В6) – тест на соответствие; (В7-В8) – заполнение пустых ячеек таблицы
В1.Н.И.Вавилов:
а) основоположник эмбриологии
б) открыл Центры происхождения культурных растений
в) разработчик метода «ментора» в селекции растений
г) автор учения об иммунитете растений
д) организатор Всероссийского института растениеводства
е) автор эволюционной теории
В2. И.П. Павлов:
а) лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии
б) рефлексы разделил на две группы: условные и безусловные
в) открыл явление эмбриональной индукции
г) разработал методику наложения фистул
д) открыл принцип доминанты
е) основоположник этологии, науке о поведении
В3. И.И. Мечников:
а) создатель вакцины от бешенства
б) основоположник молекулярной биологии
в) автор теории происхождения многоклеточных животных
г) лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии
д) основоположник генетики
е) рассматривал воспаление как защитную реакцию организма
В4. В.И. Вернадский:
а) разработчик сравнительной эмбриологии
б) создатель науки биогеохимии
в) создатель учения о ноосфере
г) разработчик СТЭ
д) создал учение о биосфере
е) основоположник палеонтологии
В5. Установите соответствие между научными достижениями и учеными, сделавшими их:
Научные достижения |
Ученые |
1.Основоположник отечественной нейрохирургии |
А) Н.И. Пирогов |
2. Создатель первого атласа топографической анатомии |
Б) Н.Н. Бурденко |
3. Основоположник русской военно-полевой хирургии |
|
4. Основатель русской школы анестезии |
|
5. Первый президент Академии Медицинских Наук СССР |
В6. Установите соответствие между научными достижениями и учеными, сделавшими их:
Научные достижения |
Ученые |
1. Открыл центральное торможение |
А) И.М. Сеченов |
2. Провел опыт «мнимого» кормления животного |
Б) И.П. Павлов |
3. Автор идеи о рефлекторной основе психической деятельности |
|
4. Использовал метод «изолированного желудочка» |
|
5.Автор труда «Рефлексы головного мозга» |
В7. Проанализируйте таблицу «Вклад ученых в науку» .Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка
Ученый |
Научные область |
Вклад в науку |
З.В.Ермольева |
микробиология |
_________________(А) |
И.И. Шмальгаузен |
__________________(Б) |
Разработка теории стабилизирующего отбора |
___________________(В) |
Эволюционное учение |
Разработал теорию о типах эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. |
Список терминов:
1.Четвериков С.С.
2.Северцов А.Н.
3.Эволюционное учение
4.Создание вакцины от оспы
5.Эмбриология
6.Создание отечественного пенициллина
В8. Проанализируйте таблицу «Вклад ученых в науку». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка
Ученый |
Научные область |
Вклад в науку |
________________(А) |
Медицина |
Ученый впервые описал клиническую картину инфекционного гепатита |
Н.К.Кольцов |
________________(Б) |
Автор гипотезы молекулярного строения и матричной репродукции хромосом |
А.О.Ковалевский |
Эмбриология |
_______________(В) |
Список терминов:
1.Основатель (совместно с И. И. Мечниковым, 1871) филогенетической теории зародышевых листков.
2.Эволюционное учение
3. Молекулярная биология
4. Н.Н Бурденко
5.С.П. Боткин
6. Создание русской школы гигиенистов
Матрица ответов
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
г |
б |
а |
б |
а |
б |
г |
в |
а |
г |
а |
в |
в |
б |
а |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
б, г, д |
а ,б, г |
в ,г, е |
б, в, д |
В5:
А |
2,3,4 |
Б |
1,5 |
В6:
А |
1,3,5 |
Б |
2,4 |
В7:
А |
6 |
Б |
3 |
В |
2 |
В8
А |
5 |
Б |
3 |
В |
1 |
Надежда
Уманец Ольга Алексеевна