Методическая разработка «Великие российские учёные биологи» (11 класс)

1
2
Материал опубликован 7 February 2017 в группе

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Тестовые задания по биологии»

Автор: Битюкова Ольга Анатольевна

учитель биологии МБОУ СОШ №6

г.Новочеркасска Ростовской области


 

Пояснительная записка к методической разработке

«Великие российские ученые биологи»

Сегодня все актуальнее звучат слова о воспитательном потенциале современного урока. Задача учителя не только сформировать систему научных знаний по биологии, но и системно подходить к нравственному воспитанию учащихся, которое подразумевает не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Отличительной чертой патриотизма является любовь к Отечеству, гордость за ее великих людей, в том числе, внесших вклад в развитие науки. В школьном курсе биологии изучаются различные законы, теории, учения, явления, первооткрывателями которых стали российские ученые. К сожалению, не всегда учащиеся обращают внимание на краткую информацию учебника об этих ученых. Только целенаправленная работа учителя в этом направлении позволит сформировать знания о великих ученых-соотечественниках и внесет вклад в патриотическое воспитание школьников.

Предложенный тест может проводиться с учащимися на ступени основного общего образования (9класс) и основного среднего образования (11 класс). Тест дает возможность провести диагностику уровня знаний учащихся о великих ученых биологах нашей страны.

Структура теста:

Тест состоит их 2 частей, включающих 23 задания.

Часть А включает 15 заданий (А1-А15). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть В включает 8 заданий (В1-В8); В1-В4 - с выбором трех верных ответов их шести, В5-В6 – на соответствие; В7-В8 – заполнение ячеек таблицы с выбором терминов из предложенного списка.

Оценивание заданий:

Часть А - (1 задание-1 балл), всего 15 баллов

Часть В - (1 задание-2 балла), всего 16 баллов

Критерии оценивания

«5» 86% - 100% (26 -31 балл)

«4» 66% - 85% (20-25 баллов)

«3» 51% - 65% ( 15 -24 балла)


 


 

Тест по биологии «Великие российские ученые биологи»

Часть А

Выполните тестовое задание на выбор одного верного ответа:

А1.Ученый, создавший фагоцитарную теорию иммунитета:

а) И.П. Павлов

б) И.М. Сеченов

в) А.А. Ухтомский

г) И.И. Мечников

А2.Неклеточные формы жизни, вирусы, открыты:

а) Н.Ф. Гамалея

б) Д.И. Ивановский

в) Л. Пастер

г) Р. Вирхов

А3.Двойное оплодотворение и у покрытосеменных растений открыл:

а) С.Г. Навашин

б) К.И. Скрябин

в) И.П. Павлов

г) К.А. Тимирязев

А4. Процесс хемосинтеза у бактерий открыл:

а) С.С. Четвериков

б) С.Н. Виноградский

в) И.В. Мичурин

г) Д.И. Ивановский

А5. Ученый, открывший явление центрального торможения:

а) И.М. Сеченов

б) И.П. Павлов

в) А.А. Ухтомский

г) К.И. Скрябин

А6. Обосновал важнейшую роль хлорофилла в процессе фотосинтеза

а) К.И. Скрябин

б) К.А. Тимирязев

в) Р. Вирхов

г) В.В. Докучаев

А7. Ученый, создавший учение о центрах происхождения культурных растений

а) В.В. Докучаев

б) Н.Ф. Гамалея

в) И.В. Мичурин

г) Н.И. Вавилов

А8. Автор учения о двух сигнальных системах:

а) А.О. Ковалевский

б) К.И. Скрябин

в) И.П. Павлов

г) И.М. Сеченов

А9. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости сформулировал:

а) Н.И. Вавилов

б) С.Г. Навашин

в) И.В. Мичурин

г) К.А. Тимирязев

А10. Автор учения о двух видах рефлексов:

а) А.А. Ухтомский

б) Н.М. Амосов

в) В.М. Бехтерев

г) И.П. Павлов

А11. Открытие витаминов связано с исследованиями ученого:

а) А.Н. Лунин

б) А.И. Опарин

в) Д.И.Вернадский

г) Н.И. Вавилов

А12. Автором гипотезы возникновения жизни путем биохимической эволюции является:

а) Д.И.Вернадский

б) С.С. Четвериков

в) А.И. Опарин

г) Н.Ф. Гамалея

А13. Учение о биосфере создал:

а) С.Н. Виноградский

б) Д.И. Ивановский

в) В.И. Вернадский

г) А.О. Ковалевский

А14.Лауреат Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения…»:

а) К.А. Тимирязев

б) И.П. Павлов

в) И.М. Сеченов

г) И.И. Мечников

А15. Основоположник эволюционной и популяционной генетики:

а) С.С. Четвериков

б) И.И. Шмальгаузен

в) Д.И. Ивановский

г) С.Н. Виноградский


Часть В

Выполните тест (В1-В4) на множественный выбор правильного ответа, выберите 3 верных ответа из 6; (В5-В6) – тест на соответствие; (В7-В8) – заполнение пустых ячеек таблицы

В1.Н.И.Вавилов:

а) основоположник эмбриологии

б) открыл Центры происхождения культурных растений

в) разработчик метода «ментора» в селекции растений

г) автор учения об иммунитете растений

д) организатор Всероссийского института растениеводства

е) автор эволюционной теории

В2. И.П. Павлов:

а) лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии

б) рефлексы разделил на две группы: условные и безусловные

в) открыл явление эмбриональной индукции

г) разработал методику наложения фистул

д) открыл принцип доминанты

е) основоположник этологии, науке о поведении

В3. И.И. Мечников:

а) создатель вакцины от бешенства

б) основоположник молекулярной биологии

в) автор теории происхождения многоклеточных животных

г) лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии

д) основоположник генетики

е) рассматривал воспаление как защитную реакцию организма

В4. В.И. Вернадский:

а) разработчик сравнительной эмбриологии

б) создатель науки биогеохимии

в) создатель учения о ноосфере

г) разработчик СТЭ

д) создал учение о биосфере

е) основоположник палеонтологии

В5. Установите соответствие между научными достижениями и учеными, сделавшими их:

Научные достижения

Ученые

1.Основоположник отечественной нейрохирургии

А) Н.И. Пирогов

2. Создатель первого атласа топографической анатомии

Б) Н.Н. Бурденко

3. Основоположник русской военно-полевой хирургии

 

4. Основатель русской школы анестезии

 

5. Первый президент Академии Медицинских Наук СССР

 

В6. Установите соответствие между научными достижениями и учеными, сделавшими их:

Научные достижения

Ученые

1. Открыл центральное торможение

А) И.М. Сеченов

2. Провел опыт «мнимого» кормления животного

Б) И.П. Павлов

3. Автор идеи о рефлекторной основе психической деятельности

 

4. Использовал метод «изолированного желудочка»

 

5.Автор труда «Рефлексы головного мозга»

 

В7. Проанализируйте таблицу «Вклад ученых в науку» .Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка

Ученый

Научные область

Вклад в науку

З.В.Ермольева

микробиология

_________________(А)

И.И. Шмальгаузен

__________________(Б)

Разработка теории стабилизирующего отбора

___________________(В)

Эволюционное учение

Разработал теорию о типах эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Список терминов:

1.Четвериков С.С.

2.Северцов А.Н.

3.Эволюционное учение

4.Создание вакцины от оспы

5.Эмбриология

6.Создание отечественного пенициллина


 

В8. Проанализируйте таблицу «Вклад ученых в науку». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка

Ученый

Научные область

Вклад в науку

________________(А)

Медицина

Ученый впервые описал клиническую картину инфекционного гепатита

Н.К.Кольцов

________________(Б)

Автор гипотезы молекулярного строения и матричной репродукции хромосом

А.О.Ковалевский

Эмбриология

_______________(В)

Список терминов:

1.Основатель (совместно с И. И. Мечниковым, 1871) филогенетической теории зародышевых листков.

2.Эволюционное учение

3. Молекулярная биология

4. Н.Н Бурденко

5.С.П. Боткин

6. Создание русской школы гигиенистов


 Матрица ответов

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

г

б

а

б

а

б

г

в

а

г

а

в

в

б

а


 

В1

В2

В3

В4

б, г, д

а ,б, г

в ,г, е

б, в, д


 

В5:

А

2,3,4

Б

1,5


 

В6:

А

1,3,5

Б

2,4


 

В7:

А

6

Б

3

В

2


 

В8

А

5

Б

3

В

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

9 March 2017

Ответ #17285 был удален 9 March 2017

Спасибо! Буду использовать в своей работе обязательно!!!

17 March 2017