Вопросы к теме «Эволюционное учение» (биология 11 класс)
вопрос |
ответ |
Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции? |
1) У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган, приспособленный к половому размножению. 2) Двойное оплодотворение, в результате которого образуется семя. 3) Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению. |
В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота? |
1) Эти животные имеют сходную среду обитания, к которой возникли одинаковые приспособления. 2) Сходное расположение глаз и ноздрей на голове (на возвышенности), которое является приспособлением к лучшему обзору и дыханию. 3) Обтекаемая форма тела. |
Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления. |
1) Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает признаки защищенного организма называется мимикрия. 2) Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным. 3) Но эта защита не дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу, могут ее съесть. |
Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы? |
1) Дало возможность использовать в пищу разные корма, 2) это способствовало ослаблению конкуренции. 3) В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование новых видов. |
Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции? |
1) Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов, 2) переходные формы (например, археоптерикса), 3) филогенетические ряды (например, лошади). |
Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению? |
1) Половое размножение увеличивает разнообразие потомства, 2) это ускоряет естественный отбор, 3) естественный отбор — главная направляющая сила эволюции. |
Почему первые живые организмы были гетеротрофами? |
1) Гетеротрофы — организмы,которые питаются готовыми органическими веществами. 2) В первичном океане было много органических веществ. 3) у организмов еще не сформировался механизм автотрофного питания. |
Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни? |
1) Нуклеиновые кислоты. 2) ДНК или РНК. 3) Они способны к репликации, то есть созданию новых копий, неотличимых от материнских молекул. |
В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов ответа. |
1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы; 2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой; 3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы. |
Домовая мышь — млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. |
1) морфологический — размеры тела; 2) экологический — обитание в естественных условиях и в жилище человека; 3) физиологический — особенности размножения. |
Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах. |
Анализ филогенетического ряда лошади показывает: 1) увеличение размеров тела, удлинение конечностей 2) отсутствие ключицы в связи с бегом 3) редукция пальцев, средний палец удлиняется, утолщается и покрывается копытом |
Каковы основные этапы эволюции хордовых, обеспечившие их расцвет и жизнь на суше? Укажите не менее четырёх этапов. |
1) образование роговых покровов, перьев и шерсти; 2) возникновение ячеистых лёгких и двух кругов кровообращения с полным разделением крови на венозную и артериальную; 3) размножение на суше; 4) образование рычажных конечностей; 5) формирование сложной нервной системы. |
Класс Млекопитающие — процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырёх признаков. |
1) четырёхкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови; 2) наличие волосяного покрова; 3) высокая и постоянная температура тела, механизмы терморегуляции; 4) живорождение и выкармливание потомства молоком; 5) высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения (развитая кора головного мозга) |
ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (из заданий ЕГЭ, 2 часть)
вопрос |
ответ |
|
1 |
Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции? |
|
2 |
В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота? |
|
3 |
Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления. |
|
4 |
Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы? |
|
5 |
Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции? |
|
6 |
Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению? |
|
7 |
Почему первые живые организмы были гетеротрофами? |
|
8 |
Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни? |
|
9 |
В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов ответа. |
|
10 |
Домовая мышь — млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. |
|
11 |
Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах. |
|
12 |
Каковы основные этапы эволюции хордовых, обеспечившие их расцвет и жизнь на суше? Укажите не менее четырёх этапов. |
|
13 |
Класс Млекопитающие — процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырёх признаков. |