Методическая разработка «Тренера- преподавателя по настольному теннису при работе с обучающимся одним из способов замены спарринг- партнера»
Методическая разработка « Тренера- преподавателя по настольному теннису при работе с обучающимся одним из способов замены спарринг- партнера»
Подготовил:
тренер-преподаватель по настольному теннису
МБУ ДО ДЮСШ г. Тайшета
Минаков Михаил Владимирович
г. Тайшет
2022г.
В ходе своей работы с обучающимися на отделении настольный теннис я применял разные методы тренировок. Решил остановиться в учебно-тренировочном процессе на серии упражнений с большим количеством мячей при формировании атакующих ударов у юных спортсменов (накат справа, накат слева, топ-спин справа, топ-спин слева). Данный вид упражнений дает хороший результат роста спортсменов, потому что интенсивность растет, плотность тренировочного процесса увеличивается.
Этот вид упражнений с большим количеством мячей заключается к набрасыванию одним из игроков или тренером другому с определенным ритмом мячей и в различные точки на столе. Данный вид комбинации может отрабатываться как принимающим игроком, так и подающим. Задача тренера или набрасывающего игрока заключается в четком и с заданным ритмом набрасывания мяча в определенную зону и с заданным вращением.
Для работы с большим количеством мячей используется тазик или корзина, с определенным количеством мячей для каждой комбинации. Количество мячей может меняться 40,60,100,150, все зависит от этапа и уровня подготовленности спортсмена. Мячи могут подаваться из любого угла стола, все зависит от вида вращения и от выбора комбинации.
Комбинации с большим количеством мячей можно разделить на несколько групп:
Определенные- эти комбинации имеют четкие рамки, которые оговоренные. Наброс мячей делается в определенные точки, которые не меняются.
Полуопределенные –данные комбинации имеют как четко обозначенные рамки, так и случайные. Это повышает внимание и концентрацию спортсмена в ходе игры.
Случайные – точка попадания мяча случайны. Эти комбинации наиболее приближены к реальной игре в настольный теннис и требуют от спортсмена максимум концентрации и собранности.
На разных этапах подготовки решаются разные задачи. С использованием большого количества мячей эти задачи решаются наиболее эффективнее.
В настольном теннисе тренировочный процесс разделен на три этапа.
Этап начальный подготовки. На данном этапе идет изучение техники настольного тенниса. На начальном этапе подготовки с использованием большого количества мячей, обучающиеся очень быстро начинают осваивать технику настольного тенниса. В игре с одним мячом очень много времени тратится на хождение за мячом, а при игре с большим количеством мячей спортсмен не отходит от стола пока не закончатся мячи в корзине. При этом способе количество повторений за определенное время увеличивается в несколько раз. Из-за того, что плотность тренировки увеличилась, спортсмены быстрее осваивают технику.
Учебно- тренировочный этап. На данном этапе идет отработка и закрепление техники и тактики игры в настольный теннис. На учебно-тренировочном этапе при работе с большим количеством мячей очень хорошо нарабатывать разные комбинации с варьированием вращения с изменением направления, количества повторений в минимальном промежутке времени. Так же как и на начальном этапе из-за большой плотности выполняется больше элементов, чем с использованием стандартного метода подготовки.
Этап спортивного совершенствования. На данном этапе идет усовершенствование техники и тактики игры в настольный теннис. На этапе спортивного совершенствования с использованием большого количества мячей очень хорошо оттачивать технику вращения мяча.
К преимуществам метода с использованием большого количества мячей можно отнести:
разнообразные тренировочные занятия;
увеличение плотности игры в настольный теннис;
увеличение эффективности тренировок;
многократное повторение ударов;
отработка разнообразных игровых ситуаций;
тренировка вращений, передвижений, силы и точности ударов;
концентрация на техники и тактики и скорости выполнения поставленных задач.
Стоит сказать о минусах данного метода:
зал должен быть приспособлен для занятий настольным теннисом;
должен быть соответствующий инвентарь для улавливания мячей ( заградительная сетка, бортики для настольного тенниса);
При использовании метода с большим количеством мячей необходимо быстро собрать разбросанные мячи по залу, чтобы эффективность и плотность тренировки не падала, если мячи собирать медленнее, то эффективность использования этого метода становится не эффективным.
Используя в своей работе метод большого количества мячей, можно сказать, что он позволяет не только увеличивать моторную плотность тренировок, но и способствует освоению технических элементов, доводя их до совершенства. Следовательно, появляется точность и стабильность в игре. А это важно на начальном этапе обучения в настольном теннисе. Метод использования большого количества мячей позволяет проводить коррекцию игровых двигательных действий непосредственно при их выполнении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчукова, Г.В. Влияние психологического состояния на эффективность соревновательной деятельности квалифицированных игроков в настольный теннис [Текст] / Г.А.Барчукова // Мир настольного тенниса.-2010.-№ 7.- С.68.
2. Барчукова, Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебное пособие [Текст] / Г.В.Барчукова, В.М.М. Богушас, О.В.Матыцин.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.-528с.
3. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность [Текст] / Н.А.Бернштейн.- М.: Наука, 1990. -350с.
4. Начальная подготовка в настольном теннисе./ В.В.Команов, Г.В.Барчукова-М.: Информпечать, 2017,-224с.