Методическая разработка урока по декоративной композиции в 1 классе живописного отделения «Техника монотипия»
Министерство культуры и туризма
Республики Мордовия
Управление культуры
Городского округа Саранск
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №4»
Методическая разработка урока по декоративной композиции в 1 классе живописного отделения
«Техника монотипия»
Подготовила и провела
преподаватель живописного отделения
Копылова К.С.
Саранск 2017г
Одним из средств художественного воспитания детей является изобразительное искусство. Искусство способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств учащихся осуществляется различными средствами, в том числе средствами изобразительного искусства. Художественный вкус формируется художественным опытом личности и его качество зависит от опыта общения человека с искусством. Эмоциональные переживания у учащихся подросткового школьного возраста, связанные с восприятием произведения искусства, (красоты, мастерства), оставляют след в душе ребенка и влияют на формирование художественного вкуса. С годами первое общение с «прекрасным» через искусство часто переходит в потребность понимать, знать, воспринимать и оценивать то или иное произведение искусства, что в свою очередь формирует эстетические качества личности.
По программе федеральных государственных требований на живописном отделении в 1 классе по декоративной композиции обозначена тема урока – «времена года» в технике монотипия.
«Техникой монотипии свободно владеют многие художники, правда, редко воспринимая её серьёзно, предпочитая волевые способы в изображении. Создание монотипии – это не замена исследовательского рисунка, где карандаш способен изображать, изучая предмет и пространство, рисуя с натуры. Это, скорее, тренировка глаза на способность мыслить визуальными образами и благодарность к неповторимой единственности случая» (Арина Даур)
Искусство монотипии известно в западноевропейской гравюре с XVII века. Вначале XX в. Знаменитый русский график Елизавета Сергеевна Кругликова, работая в Париже, самостоятельно открыла и разработала эту технику печатной графики. В своей вступительной статье к книге «Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой» она подробно описала рабочий процесс этой техники.
В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовали цвет и фактура материала. Крупные мастера русской и советской монотипии, этому искусству значительную часть своих творческих помыслов – Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто, Р. Николаевич.
Главным отличием монотипии является неповторимость работ, и большой элемент случайности в окончательном результате. С помощью монотипии легче создать абстрактный образ, чем изобразительный. Однако и в создании изобразительных образов монотипия обладает большим потенциалом зрелищности и неожиданности.
Техника монотипия так же, широко используется в психологии и педагогике. Она является основой психодиагностического теста Германа Роршаха для исследования личности. Также это способ развития воображения, самовыражения, актуализации чувств и снятия психоэмоционального напряжения, развития вариативности мышления, восприятия, креативности, повышения самооценки детей с симптомом «не умею рисовать».
При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь некоторые. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и немало терпения.
Материал для создания монотипии можно использовать любой – акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, а также строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде – в зависимости от задач.
Также многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластины из разных металлов: цинк, медь, сталь, латунь, а также стекло, фанера, холст и дерево, камень. Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала задачам и целям художника.
Существует несколько способов использования и выполнения создания монотипии.
Офортная монотипия
Деотипия
Флоротипия
Акваграфия или водная печать
Фрактальная монотипия
В художественной школе на уроках декоративной композиции, монотипию выполняют с помощью листа бумаги и красок (акварель, гуашь), стекла и красок гуашь, целлофановым пакетом и акварельными красками.
Методическая разработка уроков по декоративной композиции
Тема: «Открытка к Светлой Пасхе в технике монотипия»
Рассчитано: 6 часов; 2 занятия по 3 часа
Класс: 1 (10– 11лет)
Цель: развития художественно-эстетического вкуса детей при помощи выполнения пасхальной открытки приемом монотипия
Задачи:
– воспитывать художественный вкус;
– расширить представления учащихся о выразительных возможностях натюрморта;
– научить выполнять открытку в технике монотипия;
– развивать художественные способности учащихся, воображение, творческое мышление.
Задание: выполнить пасхальную открытку в технике монотипия.
Оборудование для учащихся:
– бумага (формат А4);
– акварельные карандаши;
– ластик;
– краски акварельные;
– кисть;
– палитра
– целлофановый пакет.
Оборудование для учителя:
– образцы монотипий;
– наглядные пособия;
– репродукции картин;
– этапы выполнения открытки.
Структура урока:
1. Организация восприятия.
2. Постановка цели урока.
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итогов.
Ход урока
1. Организация восприятия Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Постановка цели урока Сообщение темы, цели и задач урока.
Монотипия – один из удивительных видов изобразительного искусства. «Mono» – один. «Typus» - отпечаток. То есть единственное изображение, полученное способом отпечатка. Монотипия – это импровизация свободного пятна. графической техникой.
Главным отличием монотипии является неповторимость работ, и большой элемент случайности в окончательном результате. С помощью монотипии легче создать абстрактный образ, чем изобразительный.
Техника монотипия известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в.
Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе «Амбасадор»).
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Работает над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы.
Метод выполнения монотипии можно описать просто - любая краска наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия целевой поверхности.
При этом виде графики получается один оттиск на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер.
По отношению к краскам эта техника всеядна. «Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок.
3. Объяснение нового учебного материала
Способы создания монотипии.
Первый способ, из самых простых, его еще называют – «фрактальная монотипия».
Берете выбранную твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Используют краски акварель, гуашь, акрил, темпер.
Второй способ
Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные краски. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой.
Третий способ
Наливаете в емкость (фотованночку) воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.
Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, и снимаем сначала один конец листа, а потом по дуге второй.
Еще один способ, который мы будем с вами использовать. На листке бумаги, наносим чистые цветовые пятна акварелью, предполагая, где будет находиться кулич, пасхальные яйца, верба и т.д. Делаем довольно быстро, а то акварель высыхает. И сверху прикладываем целлофановый пакет и прижимаем. Ждем, когда высохнет, только тогда можно будет снять. Получаться интересные узоры.
Нашлепки мы сделали, теперь ваша задача состоит в том, должны приглядеться к этим цветовым пятнам и увидеть расположение пасхальных предметов. Прорисовываем это все, оставляя эти пятна, обводим только контур предметов, придаете немного объема, работаем акварельными карандашами и можно так же акварелью, гуашью.
Только потом, мы дополняем лентами, всевозможные украшения, для создания Пасхальной открытки.
4. Самостоятельная работа учащихся
Во время выполнения задания преподаватель проводит индивидуальную работу с каждым учеником. Выделяются наиболее удачные работы. Акцентируется внимание учащихся на общих ошибках.
Подведение итогов
Организация просмотра и анализа работ учащихся.
Работы учащихся: