Методическая разработка учебного занятия на тему «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»

2
0
Материал опубликован 18 December 2021


Методическая разработка учебного занятия

на тему:

 «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»






Выполнил:

преподаватель русского языка и литературы

Гречкина Светлана Руслановна












Самара, 2021




Конспект урока

Тема занятия: Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика

Профессия/специальность: Сварщик

Продолжительность: 45 мин

Тип занятия: Урок общения, систематизации и закрепления знаний

Вид занятия: практическое

Цель методическая: развитие функциональной грамотности обучающихся

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»

Задачи:

  1. Образовательная: способствовать обобщению знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»; систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», применять полученные знания в конкретных ситуациях;
  2. Развивающая: развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе (компоненты компетенции ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем и ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами)
  3. Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии (компоненты компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы)

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, видеоролика, беседа.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint).

Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал: опорный конспект, текст с «неизвестными», видеоролик  «Сварка труб с очень большим зазором» https://www.youtube.com/watch?v=Xstc_gJjxEI

Междисциплинарные связи: ПМ 1. Выполнение слесарных операций и подготовка оборудования к сварке и резке


Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Орфография», «Грамматика»

Ход занятия

I.Организационный момент (2мин)

- Здравствуйте, уважаемые обучающиеся.

Своё занятие я начну с такого вопроса:

- Какова главная цель вашего обучения в училище? (предполагаемый ответ: получение профессии)

- А неотъемлемым условием получения образования, овладения профессией  является знание профессиональной лексики.

- Как Вы считаете, необходимо ли знать терминологическую и профессиональную лексику, относящуюся к вашей будущей профессии? Понадобится ли она вам в работе? – Конечно же, необходимо знать.

Культура профессиональной речи включает:

  •  владение терминологией данной специальности;
  • умение строить выступление на профессиональную тему;
  • умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
  •  умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

-Помимо всего выше перечисленного, что еще включает в себя профессиональная речь? (предполагаемый ответ: соблюдение норм)

- Имеет ли значение соблюдение орфоэпических и орфографических норм при употреблении профессионализмов и терминов? Или можно допускать ошибки?

II. Этап мотивации (3мин)

 Герои будней- (…) простые,

А руки у героев золотые!

Кто с их работой нынче не знаком?

На их плечах весь город, каждый дом!

Сварить, создать, отремонтировать мгновенно- огнём дуги сияя непременно.

На предприятии, и дома, и везде

Без (…) не обойтись нигде!

-Какое слова пропущено в стихотворении? (сварщик)

Сварщик- профессия серьёзная, почти виртуозная, от качества работы зависит многое- прочность и надёжность строительных сооружений, работа и срок службы различной техники. Любые недочёты, невнимательность, халатность, допускаемые в работе, могут привести к разрушительным последствиям. 

- Сегодня наше практическое занятие будет иметь не совсем привычную форму и, прежде всего, носить продуктивный характер. Для начала вам нужно поделиться на четыре подгруппы по четыре человека. Мы с вами окунёмся в мир профессии, которую вы сейчас осваиваете. За выполненное задание каждая команда будет получать по одной букве, из которых мы сложим слово.

Решение проблемной ситуации. Чтобы у Вас не возникало ситуаций по использованию в речи слов в неправильном значении, мы выполним следующее задание.

На экране вашему вниманию представлены слова.

- Выберите, какие из слов можно отнести к профессии «Сварщик»

Пл…вление (А/О),  пр…садочная проволока (И/Е), св…рить борщ(ь), сварной ш…в(О/Ё), эл…ктрод (Е/И), наплавленный мета…(Л/ЛЛ), пос…дочная полоса (А/О), пл…вленый (А/О)  сыр

- Какие орфографические правила соотносятся с пропущенными буквами? (Ответы обучающихся: правописание безударной гласной, проверяемой ударением , ь знак на конце существительных после шипящих, гласные о/ё после шипящих, правописание приставок пре-/при-, удвоенная согласная в словах)

- При выполнении этого задания мы утвердились в мнении о непосредственной связи двух разделов лингвистики. Каких? Назовите эти разделы.(Орфография и лексика)

- Итак, как вы думаете, какова тема нашего занятия? (ответы)

III.Объявление темы и целей занятия (1 мин)

Тема: Профессиональная и терминологическая лексика.

Цель: обобщить и систематизировать знания по профессиональной и терминологической лексике (запись темы в рабочих тетрадях)

IV. Актуализация знаний  (4 мин)

- Сегодня мы подытожим  ваши знания по теме при помощи различных заданий.

Вновь возвращаю вас к теме урока: «Профессиональная и терминологическая лексика». Что же такое лексика? (Приложение 2)

Лексика –1) словарный состав языка; 2) совокупность слов.

Общеупотребительная лексика – основной пласт русского языка, состоящий из нейтральных слов. Приведите примеры, которые встречаются в вашей профессии. (Ответы обучающихся)

Помимо общеупотребительной выделяется лексика, ограниченная в сфере употребления. Это…? (ответы)

Жаргонизмы –это слова и словосочетания, которые используются определенной группой носителей языка, объединенной социальной или возрастной сферой употребления.

-Знаете ли вы жаргонизмы в сварочном деле?(«трезубец»- электродный держатель, «гарнир»- присадка в виде проволоки, «рыба»- связующая пластина и другие)

Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности

- Знакома ли вам профессиональная и терминологическая лексика вашей профессии? (ответы обучающихся)

V. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности (2 мин.)

- Сейчас закрепим тот материал, который проходили по разделу «Лексика». Вспомните, что такое синонимы? Обратите внимание на экран. Вам необходимо соединить между собой пары слов.

Задание «Установи соответствие» - буква «С»

Подобрать синонимы

  1. сварка

а) склеивание

  1. электрод

б) разрушение

       3.   адгезия

в) соединение

  1. коррозия

г) деффект

  1. прожог

д) проверка

  1. юстировка

е) сетка

(Проверка: 1 –в; 2 –е; 3 –а; 4 – б; 5 – г; 6 – д)

- Какую тему вы вспомнили, выполняя это задание? Что такое синонимы?

VI. Обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика. Жаргонизмы» (25 мин)

Задание 1 «Текст с неизвестными»  (5 мин)- буква «В»

Перед Вами на экране представлен текст. Ваша задача: вставить пропущенные слова, согласовывая их в роде, числе и падеже.

Неразъёмное соединение, выполненное с помощью сварки, называют сварным (…). Чаще всего с помощью сварки соединяют детали из (…). Однако, сварку применяют и для неметаллов — (…, …)  или их сочетания.

При сварке используются различные источники (…): электрическая дугаэлектрический ток, газовое пламялазерное излучениеэлектронный лучтрениеультразвук. Развитие (…)  позволяет в настоящее время проводить (…) не только в условиях промышленных предприятий, но в полевых и монтажных условиях (в степи, в поле, в открытом море и т. п.), под водой и даже в космосе. Процесс сварки сопряжён с опасностью возгоранийпоражений (…); отравлений вредными газами; поражений глаз и других частей (…) тепловым, ультрафиолетовым, инфракрасным излучением и брызгами (…) металла.

Слова для справки: соединение, металлы, пластмассы, керамика, энергия, технологии, сварка, электрический ток, тело, расплавленный.

Ответ: Неразъёмное соединение, выполненное с помощью сварки, называют сварным соединением. Чаще всего с помощью сварки соединяют детали из металлов. Однако, сварку применяют и для неметаллов — пластмасскерамики или их сочетания.

При сварке используются различные источники энергии: электрическая дугаэлектрический ток, газовое пламялазерное излучениеэлектронный лучтрениеультразвук. Развитие технологий позволяет в настоящее время проводить сварку не только в условиях промышленных предприятий, но в полевых и монтажных условиях (в степи, в поле, в открытом море и т. п.), под водой и даже в космосе. Процесс сварки сопряжён с опасностью возгоранийпоражений электрическим током; отравлений вредными газами; поражений глаз и других частей тела тепловым, ультрафиолетовым, инфракрасным излучением и брызгами расплавленного металла.


Задание 2. «Жаргонизмы (5 мин)- буква «А»

- Давайте вспомним, что такое жаргонизмы? Чем они отличаются от профессионализмов и терминов? (Ответы обучающихся:  жаргонизмы – это слова, понятные только в определенной среде, служащие средством общения социальных групп. Термины – точное определение слова для обозначения чего-либо в какой-либо сфере, а профессионализмы могут включать слова обиходные в профессии

- Посмотрите на экран. Здесь представлены жаргонизмы и их значение. Вам необходимо установить соответствие между ними.


1.Прихватка

а) Зажим массы – сходство с силой зажима челюстями крокодила


2.Ручник

б) Держак для электрода – сходство в действии


3.Напруга

в) Отбивание шлака – сходно с действиями птицы, громким звуком


4.Намордник

г) Мелкие остатки электродов – сходство по форме после использования

5.Крокодил

д) Сборка деталей перед сваркой

6.Окурки

е) Маска – внешнее сходство с намордником собаки

7.Чикнуть

ж) Неумело выполненный шов – образное сходство с бородой

8.Вилка

з) Аппарат ручной дуговой сварки

9.Дятел

и) Напряжение, сила тока

10.Наловить зайчиков

к) Посмотреть на электрическую дугу без маски- сравнение с солнечным зайчиком (ослепление)

11.Борода

л) Отрезать кусок металла – сходство по звуку(громкий, резкий)

(Правильные ответы: 1-д, 2-з, 3-и, 4-е, 5-а, 6-г, 7-л, 8-б, 9-в, 10-к, 11-ж)

Задание 3. «Профессиональная лексика и жаргонизмы в речи сварщика» (7 мин.) – буква «Р»

Предлагаю видеоролик для просмотра и исследования «Сварка труб с очень большим зазором» https://www.youtube.com/watch?v=Xstc_gJjxEI

- Во время просмотра видеоролика выпишите все профессиональные слова и жаргонизмы, которые вы услышите.

Задание 4. Творческое задание (8 мин.) Составьте рассказ о профессии сварщика, используя профессионализмы- буква «К»

Зачитываются готовые рассказы.

VII. Этап рефлексии (10 мин.)

 «Синквейн»  -буква «А»

- Вы знаете, что синквейн – самая лёгкая форма стихотворения, которая строится по алгоритму.

-Давайте я напомню вам этот алгоритм:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

- Я предлагаю вам придумать  синквейн на тему: «Сварщик», «Сварка»

(Возможные варианты:

1.сварка
технологический опасный
применяется используются соединяются
процесс получения неразъёмного соединения
сплав

 2.сварка

 электрическая тяжёлая

варить резать нагревать

неразъемные соединения материалов

гост)

- Наше занятие подошло к концу. Мы погрузились в вашу будущую профессию при помощи богатого русского языка. Понравился ли вам подобный формат занятия? Сложите свои буквы. Какое слово у вас получилось? «СВАРКА»

- Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: для чего необходима профессиональная и терминологическая лексика? Важно ли соблюдать нормы произношения и написания при использовании специальной лексики.

Технологическая карта урока по теме

«Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»

Планируемые результаты занятия

Этапы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

КУМО

Развитие учебно-организационных умений

- ОК 2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- Создание комфортной обстановки на уроке

Организационный момент

2

- Чтение стихотворения с пропущенными словами

- Постановка цели урока

Слушают

- Отвечают на вопросы

- Слайды

Мотивировать на работу по обобщению ранее полученных знаний, используя решение проблемной ситуации

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Этап мотивации

3

- Организация распределения по группам

- Оценка работы студентов (буквы от слова «СВАРКА»)

- Решение ситуационной задачи

- Определяют лидера в команде

- Определяют такие языковые понятия как профессионализмы

- Выполняют практическое задание

- Слайды

- Карточки-буквы

«С», «В», «А», «Р», «К», «А» на четыре команды

ОК 2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Сообщение темы и целей урока

1

- Сообщение темы и цели урока

- Записывают тему урока в рабочие тетради

- Слайды

- Обобщение знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»

- Развитие способности к открытому взаимодействию

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Актуализация опорных знаний

2

- Рассказ преподавателя о лексике и ее разновидностях

- Организация работы с помощью опорных конспектов

- Дополняют преподавателя своими рассуждениями

- Отвечают на вопросы

- Слайды

- Опорные конспекты

- Развитие умений вести диалог в группе (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами)

Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности

2

- Объяснение правил выполнения задания на повторение языковых понятий (синонимы)

- Организация работы по группам

- Оценка работы обучающихся

- Работают в группах

- Обсуждают в группе полученные задания

- Приходят к единому мнению

- Записывают выбранные варианты ответа в тетрадь

- Отвечают на вопросы

- Слайды

- Карточки с парами языковых понятий на соответствие

Систематизация и углубление знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»

Применение полученных знаний в конкретных ситуациях

- Развитие умений вести диалог в группе (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководство, клиентами)

- Воспитание интереса к профессии (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес)

Обобщение и систематизация знаний по теме

25




Задание 1. «Текст с неизвестными»

5

- Объяснение правил выполнения задания

- организация работы по группам

- оценка работы обучающихся

- работают в группах

- обсуждают

- вставляют пропущенные слова в текст

- записывают в рабочую тетрадь

- озвучивают ответ

- Слайды

- Текст

Задание 2. «Жаргонизмы»

5

- объяснение правил выполнения задания

- организация работы по группам

- оценка работы обучающихся

- работа в группах

- общаются

- приходят к единому мнению

-Записывают выбранный вариант соответствия жаргона и его лексического значения в тетрадь


- слайды

Задание 3. «Профессиональная лексика в речи сварщика»

7

- объяснение правил выполнения задания

- организация работы по группам

- оценка работы обучающихся

- работают в группах

- обсуждают

- приходят к единому мнению

- озвучивают ответ

- видеоролик «Сварка труб с очень большим зазором»

Задание 4. Творческое задание. Составьте рассказ о профессии сварщика, используя профессионализмы.

8

- объяснение правил выполнения задания

-организация работ по группам

- оценка работы обучающихся

- работают в группах

- обсуждают

- приходят к единому мнению

-записывают полученный рассказ в рабочую тетрадь

- озвучивают ответ

- слайды

- Развитие способности к открытому взаимодействию

Рефлексия. Подведение итогов занятия

10

- Организация рефлексии (оценка занятия через творческое задание)

- Оценивание работы обучающихся

- Составляют синквейны

- Отвечают на предложенные вопросы

- Дают оценку занятию

- Слайды



Список использованных источников

Основные:

  1. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф.учеб. завед. [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 320 с.
  2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку5-9 кл. – 2-е изд. – М: ВАКО, 2016 – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника)

Электронные ресурсы:

  1. Словарь терминов по сварке https://weldering.com/
  2. Опорная таблица по теме «Лексика. Сфера употребления» – www.ote4estvo.ru
  3. Педагогическое сообщество «Урок. рф.» https://урок.рф/


Комментарии
Комментариев пока нет.