Методическая разработка учебного занятия на тему «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»
Методическая разработка учебного занятия
на тему:
«Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»
Выполнил:
преподаватель русского языка и литературы
Гречкина Светлана Руслановна
Самара, 2021
Конспект урока
Тема занятия: Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика
Профессия/специальность: Сварщик
Продолжительность: 45 мин
Тип занятия: Урок общения, систематизации и закрепления знаний
Вид занятия: практическое
Цель методическая: развитие функциональной грамотности обучающихся
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»
Задачи:
- Образовательная: способствовать обобщению знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»; систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», применять полученные знания в конкретных ситуациях;
- Развивающая: развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе (компоненты компетенции ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем и ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами)
- Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии (компоненты компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы)
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.
Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, видеоролика, беседа.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint).
Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал: опорный конспект, текст с «неизвестными», видеоролик «Сварка труб с очень большим зазором» https://www.youtube.com/watch?v=Xstc_gJjxEI
Междисциплинарные связи: ПМ 1. Выполнение слесарных операций и подготовка оборудования к сварке и резке
Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Орфография», «Грамматика»
Ход занятия
I.Организационный момент (2мин)
- Здравствуйте, уважаемые обучающиеся.
Своё занятие я начну с такого вопроса:
- Какова главная цель вашего обучения в училище? (предполагаемый ответ: получение профессии)
- А неотъемлемым условием получения образования, овладения профессией является знание профессиональной лексики.
- Как Вы считаете, необходимо ли знать терминологическую и профессиональную лексику, относящуюся к вашей будущей профессии? Понадобится ли она вам в работе? – Конечно же, необходимо знать.
Культура профессиональной речи включает:
- владение терминологией данной специальности;
- умение строить выступление на профессиональную тему;
- умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
-Помимо всего выше перечисленного, что еще включает в себя профессиональная речь? (предполагаемый ответ: соблюдение норм)
- Имеет ли значение соблюдение орфоэпических и орфографических норм при употреблении профессионализмов и терминов? Или можно допускать ошибки?
II. Этап мотивации (3мин)
Герои будней- (…) простые,
А руки у героев золотые!
Кто с их работой нынче не знаком?
На их плечах весь город, каждый дом!
Сварить, создать, отремонтировать мгновенно- огнём дуги сияя непременно.
На предприятии, и дома, и везде
Без (…) не обойтись нигде!
-Какое слова пропущено в стихотворении? (сварщик)
Сварщик- профессия серьёзная, почти виртуозная, от качества работы зависит многое- прочность и надёжность строительных сооружений, работа и срок службы различной техники. Любые недочёты, невнимательность, халатность, допускаемые в работе, могут привести к разрушительным последствиям.
- Сегодня наше практическое занятие будет иметь не совсем привычную форму и, прежде всего, носить продуктивный характер. Для начала вам нужно поделиться на четыре подгруппы по четыре человека. Мы с вами окунёмся в мир профессии, которую вы сейчас осваиваете. За выполненное задание каждая команда будет получать по одной букве, из которых мы сложим слово.
Решение проблемной ситуации. Чтобы у Вас не возникало ситуаций по использованию в речи слов в неправильном значении, мы выполним следующее задание.
На экране вашему вниманию представлены слова.
- Выберите, какие из слов можно отнести к профессии «Сварщик»
Пл…вление (А/О), пр…садочная проволока (И/Е), св…рить борщ(ь), сварной ш…в(О/Ё), эл…ктрод (Е/И), наплавленный мета…(Л/ЛЛ), пос…дочная полоса (А/О), пл…вленый (А/О) сыр
- Какие орфографические правила соотносятся с пропущенными буквами? (Ответы обучающихся: правописание безударной гласной, проверяемой ударением , ь знак на конце существительных после шипящих, гласные о/ё после шипящих, правописание приставок пре-/при-, удвоенная согласная в словах)
- При выполнении этого задания мы утвердились в мнении о непосредственной связи двух разделов лингвистики. Каких? Назовите эти разделы.(Орфография и лексика)
- Итак, как вы думаете, какова тема нашего занятия? (ответы)
III.Объявление темы и целей занятия (1 мин)
Тема: Профессиональная и терминологическая лексика.
Цель: обобщить и систематизировать знания по профессиональной и терминологической лексике (запись темы в рабочих тетрадях)
IV. Актуализация знаний (4 мин)
- Сегодня мы подытожим ваши знания по теме при помощи различных заданий.
Вновь возвращаю вас к теме урока: «Профессиональная и терминологическая лексика». Что же такое лексика? (Приложение 2)
Лексика –1) словарный состав языка; 2) совокупность слов.
Общеупотребительная лексика – основной пласт русского языка, состоящий из нейтральных слов. Приведите примеры, которые встречаются в вашей профессии. (Ответы обучающихся)
Помимо общеупотребительной выделяется лексика, ограниченная в сфере употребления. Это…? (ответы)
Жаргонизмы –это слова и словосочетания, которые используются определенной группой носителей языка, объединенной социальной или возрастной сферой употребления.
-Знаете ли вы жаргонизмы в сварочном деле?(«трезубец»- электродный держатель, «гарнир»- присадка в виде проволоки, «рыба»- связующая пластина и другие)
Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности
- Знакома ли вам профессиональная и терминологическая лексика вашей профессии? (ответы обучающихся)
V. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности (2 мин.)
- Сейчас закрепим тот материал, который проходили по разделу «Лексика». Вспомните, что такое синонимы? Обратите внимание на экран. Вам необходимо соединить между собой пары слов.
Задание «Установи соответствие» - буква «С»
Подобрать синонимы
| а) склеивание |
| б) разрушение |
3. адгезия | в) соединение |
| г) деффект |
| д) проверка |
| е) сетка |
(Проверка: 1 –в; 2 –е; 3 –а; 4 – б; 5 – г; 6 – д)
- Какую тему вы вспомнили, выполняя это задание? Что такое синонимы?
VI. Обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика. Жаргонизмы» (25 мин)
Задание 1 «Текст с неизвестными» (5 мин)- буква «В»
Перед Вами на экране представлен текст. Ваша задача: вставить пропущенные слова, согласовывая их в роде, числе и падеже.
Неразъёмное соединение, выполненное с помощью сварки, называют сварным (…). Чаще всего с помощью сварки соединяют детали из (…). Однако, сварку применяют и для неметаллов — (…, …) или их сочетания.
При сварке используются различные источники (…): электрическая дуга, электрический ток, газовое пламя, лазерное излучение, электронный луч, трение, ультразвук. Развитие (…) позволяет в настоящее время проводить (…) не только в условиях промышленных предприятий, но в полевых и монтажных условиях (в степи, в поле, в открытом море и т. п.), под водой и даже в космосе. Процесс сварки сопряжён с опасностью возгораний; поражений (…); отравлений вредными газами; поражений глаз и других частей (…) тепловым, ультрафиолетовым, инфракрасным излучением и брызгами (…) металла.
Слова для справки: соединение, металлы, пластмассы, керамика, энергия, технологии, сварка, электрический ток, тело, расплавленный.
Ответ: Неразъёмное соединение, выполненное с помощью сварки, называют сварным соединением. Чаще всего с помощью сварки соединяют детали из металлов. Однако, сварку применяют и для неметаллов — пластмасс, керамики или их сочетания.
При сварке используются различные источники энергии: электрическая дуга, электрический ток, газовое пламя, лазерное излучение, электронный луч, трение, ультразвук. Развитие технологий позволяет в настоящее время проводить сварку не только в условиях промышленных предприятий, но в полевых и монтажных условиях (в степи, в поле, в открытом море и т. п.), под водой и даже в космосе. Процесс сварки сопряжён с опасностью возгораний; поражений электрическим током; отравлений вредными газами; поражений глаз и других частей тела тепловым, ультрафиолетовым, инфракрасным излучением и брызгами расплавленного металла.
Задание 2. «Жаргонизмы (5 мин)- буква «А»
- Давайте вспомним, что такое жаргонизмы? Чем они отличаются от профессионализмов и терминов? (Ответы обучающихся: жаргонизмы – это слова, понятные только в определенной среде, служащие средством общения социальных групп. Термины – точное определение слова для обозначения чего-либо в какой-либо сфере, а профессионализмы могут включать слова обиходные в профессии
- Посмотрите на экран. Здесь представлены жаргонизмы и их значение. Вам необходимо установить соответствие между ними.
1.Прихватка | а) Зажим массы – сходство с силой зажима челюстями крокодила |
2.Ручник | б) Держак для электрода – сходство в действии |
3.Напруга | в) Отбивание шлака – сходно с действиями птицы, громким звуком |
4.Намордник | г) Мелкие остатки электродов – сходство по форме после использования |
5.Крокодил | д) Сборка деталей перед сваркой |
6.Окурки | е) Маска – внешнее сходство с намордником собаки |
7.Чикнуть | ж) Неумело выполненный шов – образное сходство с бородой |
8.Вилка | з) Аппарат ручной дуговой сварки |
9.Дятел | и) Напряжение, сила тока |
10.Наловить зайчиков | к) Посмотреть на электрическую дугу без маски- сравнение с солнечным зайчиком (ослепление) |
11.Борода | л) Отрезать кусок металла – сходство по звуку(громкий, резкий) |
(Правильные ответы: 1-д, 2-з, 3-и, 4-е, 5-а, 6-г, 7-л, 8-б, 9-в, 10-к, 11-ж)
Задание 3. «Профессиональная лексика и жаргонизмы в речи сварщика» (7 мин.) – буква «Р»
Предлагаю видеоролик для просмотра и исследования «Сварка труб с очень большим зазором» https://www.youtube.com/watch?v=Xstc_gJjxEI
- Во время просмотра видеоролика выпишите все профессиональные слова и жаргонизмы, которые вы услышите.
Задание 4. Творческое задание (8 мин.) Составьте рассказ о профессии сварщика, используя профессионализмы- буква «К»
Зачитываются готовые рассказы.
VII. Этап рефлексии (10 мин.)
«Синквейн» -буква «А»
- Вы знаете, что синквейн – самая лёгкая форма стихотворения, которая строится по алгоритму.
-Давайте я напомню вам этот алгоритм:
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
- Я предлагаю вам придумать синквейн на тему: «Сварщик», «Сварка»
(Возможные варианты:
1.сварка
технологический опасный
применяется используются соединяются
процесс получения неразъёмного соединения
сплав
2.сварка
электрическая тяжёлая
варить резать нагревать
неразъемные соединения материалов
гост)
- Наше занятие подошло к концу. Мы погрузились в вашу будущую профессию при помощи богатого русского языка. Понравился ли вам подобный формат занятия? Сложите свои буквы. Какое слово у вас получилось? «СВАРКА»
- Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: для чего необходима профессиональная и терминологическая лексика? Важно ли соблюдать нормы произношения и написания при использовании специальной лексики.
Технологическая карта урока по теме
«Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»
Планируемые результаты занятия | Этапы занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | КУМО |
Развитие учебно-организационных умений - ОК 2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - Создание комфортной обстановки на уроке | Организационный момент | 2 | - Чтение стихотворения с пропущенными словами - Постановка цели урока | Слушают - Отвечают на вопросы | - Слайды |
Мотивировать на работу по обобщению ранее полученных знаний, используя решение проблемной ситуации - ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Этап мотивации | 3 | - Организация распределения по группам - Оценка работы студентов (буквы от слова «СВАРКА») - Решение ситуационной задачи | - Определяют лидера в команде - Определяют такие языковые понятия как профессионализмы - Выполняют практическое задание | - Слайды - Карточки-буквы «С», «В», «А», «Р», «К», «А» на четыре команды |
ОК 2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Сообщение темы и целей урока | 1 | - Сообщение темы и цели урока | - Записывают тему урока в рабочие тетради | - Слайды |
- Обобщение знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления» - Развитие способности к открытому взаимодействию - ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Актуализация опорных знаний | 2 | - Рассказ преподавателя о лексике и ее разновидностях - Организация работы с помощью опорных конспектов | - Дополняют преподавателя своими рассуждениями - Отвечают на вопросы | - Слайды - Опорные конспекты |
- Развитие умений вести диалог в группе (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами) | Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности | 2 | - Объяснение правил выполнения задания на повторение языковых понятий (синонимы) - Организация работы по группам - Оценка работы обучающихся | - Работают в группах - Обсуждают в группе полученные задания - Приходят к единому мнению - Записывают выбранные варианты ответа в тетрадь - Отвечают на вопросы | - Слайды - Карточки с парами языковых понятий на соответствие |
Систематизация и углубление знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика» Применение полученных знаний в конкретных ситуациях - Развитие умений вести диалог в группе (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководство, клиентами) - Воспитание интереса к профессии (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) | Обобщение и систематизация знаний по теме | 25 | |||
Задание 1. «Текст с неизвестными» | 5 | - Объяснение правил выполнения задания - организация работы по группам - оценка работы обучающихся | - работают в группах - обсуждают - вставляют пропущенные слова в текст - записывают в рабочую тетрадь - озвучивают ответ | - Слайды - Текст | |
Задание 2. «Жаргонизмы» | 5 | - объяснение правил выполнения задания - организация работы по группам - оценка работы обучающихся | - работа в группах - общаются - приходят к единому мнению -Записывают выбранный вариант соответствия жаргона и его лексического значения в тетрадь | - слайды | |
Задание 3. «Профессиональная лексика в речи сварщика» | 7 | - объяснение правил выполнения задания - организация работы по группам - оценка работы обучающихся | - работают в группах - обсуждают - приходят к единому мнению - озвучивают ответ | - видеоролик «Сварка труб с очень большим зазором» | |
Задание 4. Творческое задание. Составьте рассказ о профессии сварщика, используя профессионализмы. | 8 | - объяснение правил выполнения задания -организация работ по группам - оценка работы обучающихся | - работают в группах - обсуждают - приходят к единому мнению -записывают полученный рассказ в рабочую тетрадь - озвучивают ответ | - слайды | |
- Развитие способности к открытому взаимодействию | Рефлексия. Подведение итогов занятия | 10 | - Организация рефлексии (оценка занятия через творческое задание) - Оценивание работы обучающихся | - Составляют синквейны - Отвечают на предложенные вопросы - Дают оценку занятию | - Слайды |
Список использованных источников
Основные:
- Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф.учеб. завед. [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 320 с.
- Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку5-9 кл. – 2-е изд. – М: ВАКО, 2016 – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника)
Электронные ресурсы:
- Словарь терминов по сварке https://weldering.com/
- Опорная таблица по теме «Лексика. Сфера употребления» – www.ote4estvo.ru
- Педагогическое сообщество «Урок. рф.» https://урок.рф/