Методическая разработка к уроку русского языка по теме «Лексика: из истории слов»

1
0
Материал опубликован 2 January 2018

Лексика: из истории слов

        У известного отечественного поэта  С. Я. Маршака в  стихотворении «Слово» есть такие строки:

На всех словах - события печать.

                                    Они дались недаром человеку.

И это действительно так. Слова – живые страницы истории, жизни народа. Слова, словно эхо, откликаются на все, что происходит в нашей жизни. И они, словно зеркало, отражают знаменательные факты, события, историю всеобщую и частную, жизнь всех и вместе с тем каждого из нас.

          В своей работе я решил  привести примеры слов, доказывающих, что история языка неразрывно связана с историей народа, каждого из нас. Цель данной работы – вызвать живой интерес к родному языку, стремление обогатить свои знания о нем, задуматься над проблемой бережного отношения к языку, как источнику знаний об истории народа, говорящего на нем. В задачи моей исследовательской работы входит анализ слов, рожденных определенной исторической эпохой и нашедших отклик в сегодняшнем дне. А затронутые проблемы сохранения исторической памяти, духовного наследия прошлого через внимательное отношение к слову, несомненно, придадут актуальное звучание и социальную значимость данной исследовательской работе.

          Итак, предлагаю совершить вместе со мной небольшое путешествие в пространстве и во времени и убедиться в том, что язык – своеобразная летопись истории народа, его жизни.

          Год 1185… Князь Игорь Новгород – Северский собирает поход против половцев. «Трубят трубы в Новгороде, стоят стяги в Путивле», - так написано об этом событии в «Слове о полку Игореве», известном памятнике древнерусской литературы. В далекие времена княжеских дружин существовало выражение «поставить стяг». Оно означало построение войска, дружины к бою. Стяг словно «стягивал» воинов в боевой порядок, обозначая место полководца. Воины видели стяг, развевающийся над полем битвы, и смело шли в жестокий бой.  

          После удачных военных походов пировали. Пили и ели досыта. В   поэме Пушкина «Руслан и Людмила»  звучат такие слова:

                                            И бедствий празднуя конец,

                                            Владимир в гриднице высокой

                                            Запировал…

Так вот если слово «гридница», что означает  «помещение при княжеском дворе для дружины князя или для приема гостей», вообще вышло из употребления, а слово «стяг» стало устаревшим,  и на смену ему пришло, а точнее приплыло, голландское слово «флаг», то наречие «досыта» широко употребляется нами и сейчас. Какова же его история происхождения?  Оказывается, любимым лакомством восточных славян была сладкая сыта – вода, подслащенная медом. Ею и заканчивались все трапезы. Отведав её, говорили: «Наелся, напился досыта».  Говорим мы так и сейчас.

         Так слова боевые и бытовые писали летопись народа.

         А теперь мы отправимся в далекий 19 век, на первую Отечественную войну.

         Год 1812… 26 августа сражение, которое даст Наполеон, по его признанию, будет самым страшным из всех его сражений. А слово «Бородино» по-особому  зазвучит в эти дни. Священное Бородинское поле станет для нас навсегда символом русской ратной славы. Более трехсот памятников будет установлено здесь гусарам, драгунам, уланам (солдатам легкой кавалерии),  егерям (спецназу того времени) – всем воинам, храбро сражавшимся здесь.

         А Наполеон?  Был Наполеон, да из Москвы вышел опален…  А вот слова, рассказывающие об этом, остались. Отступающие французы, врасплох застигнутые русской зимой, выглядели голодными, озябшими оборванцами, клянчили у крестьян пропитание, обращаясь весьма культурно: «шер ами» - «дорогой друг». И народ прозвал попрошаек шаромыжниками. Французы ушли, а вот слово  осело у нас и означает «любитель дармовщинки».

         Продолжим наш путь.

          Год 1941…  И вновь на Бородинском поле зазвучали слова «Ребята! не Москва ль за нами?» И вновь били врагов по-кутузовски. Только в бой шли не драгуны и уланы, а лейтенанты – мальчики 1921, 1922 годов рождения, из каждой сотни которых в живых к концу войны осталось трое.  А в тылу были свои «лейтенанты». Однажды я был в гостях  у семидесятипятилетней  тети Мани – Марьи Васильевны Козловой, младшей сестры моей бабушки, в селе Чебаково Ядринского района. Тетя Маня рассказала, как в годы войны, когда хлеба не было, стараясь его заменить,  из толченой картошки, смешанной с водой и дрожжами, выпекали румяные, поджаристые колобки. Называли их «лейтенантами». В деревнях тогда пели такую частушку:

                                          Лейтенант, лейтенант,

                                          Хромовы сапожки!

                                          А еще есть лейтенант

                                          Из одной картошки…

Так жил фронт, и так жил тыл. А слова запечатлевали эту жизнь…

         Ну а теперь перенесемся в наше время. В нем по-новому звучат старые слова и рождаются новые. С тревогой слежу по телевизору  за событиями в Сирии. Болью в моём сердце отзывается слово «боевик». Когда-то оно имело значение «искусный в бою, особенно в одиночном;  задорный драчун, охочий до бою, драки; боевая, бойкая особа». Об этом можно узнать из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Теперь же боевик – участник незаконного вооруженного формирования.  Так наши дни, исторические события вызвали к жизни, актуализировали, к сожалению, это слово в новом значении. Но хочется верить, что оно станет историзмом и его обязательно вытеснит слово «миротворец». И пусть оно станет символом эпохи, по которому будут судить о нашей стране, нашем поколении.

         Попробуем подвести итоги нашего путешествия-исследования.   Слово – душа языка, его богатство и вместе с тем достояние истории. Язык живет вместе с жизнью народа – творцом истории и своего языка. Язык представляется мне неиссякаемым источником, родником, бьющим из глубины веков и отражающим в своих водах все, что происходит в жизни. И пусть в каждом из нас живет желание утолить жажду познания в нем, ведь только этот источник способен исцелить нас от таких недугов, как историческое беспамятство,  нравственная глухота и сделать нас личностями – людьми, знающими свою историю,  время,  язык,  имеющими свой нравственный мир.

Комментарии
Комментариев пока нет.