Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления
Тема: Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.
Цель: формировать представление о диалектизмах и профессионализмах как словах ограниченного употребления и о терминологической лексике как наиболее существенном признаке языка науки.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного: В каких случаях пишется буква и после ц? Назовите слова – исключения. В каких случаях пишется буква ы после ц?
Словарный диктант:
Получить консультацию, прослушать лекцию, правильно написать цифры, вырастить цыплят, заболеть цингой, хорошая дикция, расположиться на циновке, спеть цыганскую песню, любить цирк.
3. Изучение нового материала.
Употребление слов в речи
общеупотребительная лексика лексика ограниченного употребления
(слова, понятные всем людям) (слова, понятные ограниченному кругу лиц)
диалектизмы профессионализмы
Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями определённой местности ( теплина(костер), журавлиха (клюква)).
Профессионализмы – слова, употребляемые людьми разных профессий .
(форвард, мольберт, колба )
Также существуют специальные книжные слова, которые обозначают научные понятия, такие слова называются терминами (в математике - слагаемое, деление ).
4. Закрепление.
упр.698, 699
5. Рефлексия. Какие слова называют общеупотребительными? Кем используются слова ограниченного употребления? Что такое диалектизмы? профессионализмы? Приведите примеры диалектизмов и профессионализмов?
6. Д/з. параграф 49, упр. 697(2 и 3 задание), упр. 703 (выучить)