12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сазонов Василий Юриевич20
4

Методическая разработка учебной экскурсии по географии по теме "Компоненты природы" (6 класс)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»







Разработка учебной экскурсии по теме

«Компоненты природы»

(6 класс)







Разработал:

учитель географии

Сазонов В.Ю.







с. Ферсманово, 2018 г.



Пояснительная записка

Школьные учебные экскурсии по географии представляют собой высшую форму применения принципа наглядности в учебном процессе. Это одна из немногих форм сообщения знаний, где учащиеся непосредственно соприкасаются с изучением природных и социально-экономических объектов, явлениями и процессами различного генезиса. Приобретённые на географической экскурсии знания имеют двоякое значение: с одной стороны, это знание специфических особенностей данных объектов, а с другой – они служат примером для познания определённого класса объектов и явлений, являются источником образования и формирования общих географических пояснений.

Учебная школьная экскурсия по географии в курсе «Общая география» проводится по теме «Компоненты природы». Эта учебная экскурсия предназначена для учащихся 6-х классов и делится на 2 части (гидрологическую и геоморфологическую), в зависимости от времени её проведения. Общая продолжительность экскурсии – 5 часов.

Целью учебной экскурсии является накопление и закрепление учебного материала по теме «Компоненты природы» на примере долины реки Салгир, воспитание у обучающихся чувства товарищества, готовности прийти на помощь друг другу, бережного отношения к природе.

Задачи экскурсии:

  1. уточнить и закрепить на местном материале понятия и представления о формах рельефа и речной долине.
  2. определить ширину, глубину и скорость течения реки экспериментальным путём;
  3. познакомить учащихся с приёмами определения крутизны склонов с помощью нивелира, эклиметра и «на глаз»;
  4. изучить использование местных водоёмов и рельефа в хозяйственной деятельности человека и их сохранность.

Объекты изучения – река Салгир, речная долина, холм.

Остановки на маршруте: точка №1 – река Салгир, расположенная в 250 метрах от дороги; точка №2 – холм, расположенный в 450 метрах от реки Салгир (на правом берегу).

Оборудование: рейки, рулетка (мерная лента), школьный нивелир, эклиметр, 10 колышков, серпантин, поплавки, размеченный шест, шнур.

Индивидуальное оборудование: блокнот для записей, карандаш, линейка, резинка.

На этапе подготовки экскурсии необходимо вспомнить на уроке географии как определяются стороны горизонта по Солнцу и компасу. Кроме этого, учитель сообщает основные сведения о районе экскурсии (долина р. Салгир в районе села Пионерское). Также, на уроке обучающиеся делятся на бригады (или группы).



ХОД ЭКСКУРСИИ

Экскурсия рассчитана на 5 часов и начинается с поездки на транспорте из с. Ферсманово до с. Пионерское (остановка «Пионерское - 3»). Выйдя из транспортного средства, обучающиеся во главе с учителем двигаются вдоль дороги в сторону г. Симферополя (примерно 50 метров). Затем по пешеходному переходу переход дороги вправо и вниз по дороге. Время передвижения группы – примерно 10 минут, до русла реки Салгир (к навесному мостику). Здесь, на левом берегу реки Салгир находится первая остановка, названная точкой №1, где проводится гидрологическая часть экскурсии. Продолжительность работы на точке – 1 час. Обучающиеся располагаются полукругом возле учителя, который сообщает основные сведения о реке Салгир (протяжённость, длина, притоки, поэтические высказывания о реке).

После этого сообщения учитель коротко сообщает содержание предстоящей практической работы на точке, в которую входит:

  1. Самостоятельная работа: определение направления течения реки, её правого и левого берегов.
  2. Практическая работа: определение глубины, ширины и скорости течения реки.
  3. Понятие о пойме реки.
  4. Работа реки.
  5. Составление описания реки (устно).
  6. Понятие о профессии гидролога.
  7. Использование реки и её долины в хозяйственной деятельности человека.

После ориентирования обучающиеся по бригадам забрасывают в реку Салгир поплавок и определяют направление течения, правый и левый берега, на каком берегу они находятся, какова ширина реки на «глаз». Затем учитель показывает створы, по которым будут проводиться измерения глубины и ширины реки. Глубину реки измеряют шестом, размеченным на сантиметры и дециметры (счёт делений начинается снизу). Эту работу проводит с моста один ученик, а остальные наблюдают и фиксируют полученные результаты в тетради. Существует и второй вариант измерения глубины реки, где используют шнур с грузом. Эту работу также проводит один из обучающихся. Напряжение груза ослабевает, как только груз коснётся дна. Смоченная часть шнура показывает глубину реки в данном месте (Рис. 1).

t1584868863aa.png


Рис. 1. Измерение глубины реки с берега: а – при помощи удочки, б – при помощи шнурка с поплавком, в – передвижным лотом.


Ширину реку измеряют шнуром, натянутым с одного берега на другой. Но для обучающихся задача несколько усложняется, и учитель предлагает измерить ширину реки шагами.

Последовательность действий обучающихся при определении ширины реки шагами:

  1. выбрать на противоположном берегу приметный объект О (дерево, камень, строение и т.п.) и встать напротив него – точка А;
  2. отметить точку А камнем и идти под прямым углом вдоль берега определённое количество шагов (например, 50 шагов), отметить рейкой полученную точку Б;
  3. пройти такое же количество шагов (50) вдоль берега в том же направлении и отметить на берегу новую точку В;
  4. двигаясь под прямым углом к полученной линии АВ, найти точку Г из которой выбранный объект О и рейка в точке Б будут видны на одной прямой;
  5. измерить расстояние ВГ которое буде равно ОА, то есть ширине реки (Рис. 2).



t1584868863ab.png

АВ | ОА

АБ = БВ

ВГ | АВ

ОА – ширина реки

ОА = ВГ

Рис. 2. Определение ширины реки шагами


После окончания измерений учитель проверяет правильность полученных результатов, сравнивает данные разных бригад и спрашивает, всегда ли ширина и глубина реки в одном и том же месте одинакова? Какая зависимость существует между количеством воды в реке и её глубиной и шириной? В какой сезон река выходит из берегов и затопляет дно долины? Учитель даёт определение понятиям: «пойма», «паводок», «половодье» и показывает схему речной долины (Рис.3).


t1584868863ac.jpg

Рис. 3. Схема речной долины


Затем учитель с помощью метода опроса выясняет, откуда поступает вода в реку в течение года и за счёт чего питаются реки. После характеристики особенностей питания реки, учитель обращает внимание школьников на рассмотренные виды работы реки. Даётся объяснение, что работа, совершаемая разными реками и даже одной рекой на её различных участках неодинакова. Это зависит от различной скорости течения реки.

Следующая практическая работа – определение скорости течения реки Салгир. Это задание выполняется бригадами на участках, ограниченных определёнными ранее створами (Рис. 4).

t1584868863ad.png

I – верхний створ, II – главный створ, III – нижний створ

Рис. 4. Измерение скорости течения воды поверхностными поплавками.



Расстояние между створами при определении скорости течения устанавливается не менее 3-х кратной ширины реки. В каждой бригаде выделяют по 2 наблюдателя, которые занимают места у верхнего и нижнего створов каждого участка. Взмахом руки наблюдатели фиксируют время прохождения каждого поплавка через створ. Примерно на середине участка стоит ученик с секундомером и отмечает по этим сигналам время прохождения каждого поплавка через створ. Полученные результаты ребята заносят в Таблицу 1.

Таблица 1.

поплавка

S между створами, м

время хода поплавка,

сек

скорость

движения

поплавка, м/сек

скорость течения реки, м/сек

1





2





3






Остальные обучающиеся с интервалами не менее 1 минуты забрасывают поплавки на середину реки в 3-5 метрах выше верхнего створа с тем, чтобы к моменту пересечения створа поплавок уже приобрёл бы скорость поверхностных слоёв водного потока. Каждый последующий поплавок забрасывается только после пересечения предыдущим нижнего створа. Заканчивается эта работа вычислением средней скорости течения реки и сравнением результатов, полученных разными бригадами. Сильный ветер может заметно изменить скорость движения поверхностных слоёв воды, поэтому подобное задание проводится только в тихую погоду.

После измерений учитель рассказывает о реке Салгир и просит учеников записать в блокнот основные положения. Затем учитель поясняет, что за некоторыми реками ведётся систематическое наблюдение за колебаниями уровня, качеством и температурой воды, скоростью течения. Специалисты, которые занимаются и описанием водных объектов, называются гидрологами. А наука, изучающая воды земного шара и из свойства – гидрологией.

Беседа учителя с обучающимися продолжается вопросами:

  1. Почему в некоторых реках вода бывает загрязнена?
  2. Как могут промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки стать источниками загрязнения речных вод?
  3. Как человеком используется долина реки Салгир?
  4. Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в долине реки?
  5. Есть ли на склонах реки овраги? Как они образуются?
  6. Почему образование оврагов отрицательно сказывается на ведении хозяйственной деятельности человека?
  7. Какие меры можно предпринять для прекращения роста оврагов?

После окончания беседы обучающиеся под руководством учителя переходят на точку № 2 (холм на правом берегу реки Салгир). Продолжительность работы на точке № 2 – 1 час. Учитель подготавливает школьников к практической работе, повторяя теоретический материал.

Задание № 1. Активизация ранее полученных знаний по теме «Рельеф» школьников точке 2.

Для выполнения этого задания каждой бригаде раздаются карточки с перечнем следующих вопросов:

  1. Что такое рельеф?
  2. Какие формы рельефа вы знаете?
  3. Какие части холма вы знаете?
  4. Что такое «горизонт» и «линия горизонта»?
  5. Что такое «абсолютная высота»?
  6. Что такое «относительная высота»?

После получения ответов учитель предлагает показать на холме крутой и пологий склоны. Далее учитель сообщает, что крутизна любого склона определяется в градусах с помощью прибора, который называется эклиметр (Рис. 5).

t1584868863ae.png

Рис. 5. Типы эклиметров.


При этом, следует визировать направление вдоль склона на объекты, расположенные на такой же высоте относительно земной поверхности. После этого проводится работа по определению крутизны склонов холма «на глаз» и с помощью эклиметра (Рис. 6).

t1584868863af.png



Рис. 6. Определение крутизны склона при помощи эклиметра.


Каждая бригада определяет крутизну склона по линии, указанной учителем. В заключение выполнения первого задания сравнивается крутизна крутых и пологих склонов, выясняется, какой может быть максимальная крутизна.

Задание №2. Это задание выполняет каждая бригада, в каждой из которой от 5 до 8 человек. Два человека работают с нивелиром, где один прицеливается, а второй следит за правильностью установки нивелира. Ещё один ученик устанавливает рейку на месте, которое указывает обучающийся, работающий с нивелиром, и вбивает колышки через каждый метр по высоте. Двое измеряют расстояния и ведут записи. Все полученные результаты во время измерений заносятся в Таблицу 2.

Таблица 2.

Результаты измерений холма (в р-не с. Пионерское)

точек

Превышение, м

Относительная

высота, м

Расстояние между точками, м





Расстояние от подножия холма до вершины


Отсчёт точек при нивелировании ведётся снизу, причём нижняя точка обозначается в Таблице 2 цифрой «0», следующая – «1» и т.д. Учитель заранее заботится, чтобы начальные точки всех ходов располагались на одной и той же высоте. Расстояние между точками измеряют в горизонтальном направлении хорошо растянутой рулеткой от центра горизонтальной планки нивелира до основания рейки, на которую прицеливается обучающийся с нивелиром. (Рис. 7).

t1584868863ag.jpg

Рис.7. Определение высоты с помощью нивелира


Работа каждой бригады начинается с определения азимута из нижней точки на вершину холма и завершается измерением обратного азимута – с вершины на начальную точку. Учитель сравнивает результаты измерений, полученные разными группами, выявляет причину неточности и формирует определение понятий «»абсолютная высота» и «относительная высота». После этого, учитель даёт определение термина «горизонталь» и предлагает одной из бригад обозначить на поверхности холма с условной отметкой «0» метров, соединив серпантином колышки с этой отметкой. Вторая бригада обозначает горизонталь «1» метр и так далее. Для разных горизонталей используют ленты разного цвета. Усвоению понятий об абсолютной и относительной высотах способствует схематический рисунок, основой которого служат наблюдения обучающихся во время экскурсии (Рис. 8).


t1584868863ah.png

Рис. 8. Абсолютные и относительные высоты точек местности


учитель даёт общую информацию об использовании реки и рельефа данной местности в хозяйственной деятельности человека.

После проделанной работы учащиеся записывают полученные данные в свои блокноты и собирают оборудование.

Обучающиеся возвращаются в школу-интернат и делятся своими впечатлениями о прошедшей экскурсии:

t1584868863ai.png

понравилась

t1584868863aj.png

нейтральное отношение

t1584868863ak.png

не понравилась


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.