Методическая разработка урока музыки по теме «Джаз» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка
урока музыки
«Джаз»
Выполнила: учитель музыки высшей категории МБОУ Княгининской СОШ №1 Смирнова Татьяна Валерьевна |
Презентация к методической разработке урока "Джаз"
PPT / 2.88 Мб
Сценарий урока
Тема урока: «Джаз».
Класс: 6.
УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка 5 – 7 классы».
Цели урока:
Образовательные:
сформировать представление о направлении в музыке - джаз, познакомить с историей его возникновения, особенностями, исполнителями джаза.
Развивающие:
развивать познавательную активность, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать о музыке, делать выводы;
развивать ассоциативно-образное, творческое мышление, фантазию и воображение, вокально-хоровые навыки, музыкальную память, слух.
Воспитательные:
пробуждать активное стремление к усвоению знаний;
воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к джазовой музыке;
воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: уважение к музыкальным традициям других народов.
Жанр урока: тематический.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: общепедагогические: разъяснение, создание ситуации успеха, словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый, репродуктивный, устного контроля.
частнопредметные: музицирования, соучастия, импровизации, критического мышления (кластеры).
Оборудование и материалы:
Музыкальный материал: О.Митяев «Как здорово»; Спиричуэлс - «Вернемся с Иисусом», фрагмент; Арета Франклин - «Сегодня я пою блюз», фрагмент; Луи Армстронг - «Как прекрасен мир» («What a Wonderfull World»); Луи Армстронг - «Хелло, Долли!» («Hello Dolly»), фрагмент; С.Джоплин - Регтайм «Артист эстрады», фрагмент; В.Куликов - «Черная жемчужина», фрагмент; Я.Дубравин - «Джаз».
Дополнительные материалы: презентация «Джаз», нотная хрестоматия «Музыка. 4 класс», ноты произведений С.Джоплина - Регтайм «Артист эстрады», В.Куликова - «Черная жемчужина», О.Митяева «Как здорово»; учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка 6 класс», рабочая тетрадь.
Технические средства обучения: экран, мультимедийный проектор, компьютер, активная акустическая система, синтезатор, аккордеон, барабан (там - там).
Дидактические пособия: программа Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка 5-7 класс»; нотная хрестоматия «Музыка. 4 класс»; Б.Я.Цимковский «Джазовые и эстрадные стили: история и исполнители». Часть 1. Джаз.
Фундаментальные образовательные объекты: Спиричуэлс. Блюз. Регтайм. Джаз. Импровизация. Полиритмия. Луи Армстронг. Джаз - бенд.
Ход урока.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Наш урок мне хотелось бы начать с песни, которая нас всех могла бы объединить. (Наигрываю мелодию песни). Что это за песня?
Дети: «Как здорово». (Слайд 2.Исполняем песню О.Митяева «Как здорово»)
Учитель: Кто автор этой песни? К какому жанру она относится? Как по – другому называют эти песни?
Дети: О.Митяев. Авторская песня. Бардовская, туристическая, самодеятельная.
Учитель: Для кого предназначены такие песни: для концертных залов или узкого круга друзей?
Дети: Круга друзей.
Учитель: А какие вы предпочитаете слушать песни с друзьями. Каких жанров и стилей.
Дети: Современные. Поп и рок - музыку.
Учитель: А знаете ли вы, как появилась поп - и рок – музыка? Что стало музыкальной основой для этих стилей?
Дети: Нет.
Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о предшественнике современной музыки – джазе. Слайд 3.
Чтобы понять, как он появился, мы обратимся к истории и по ходу урока будем заполнять схему.Учитель работает на доске, ученики - в тетради.
Записи в тетради
DOCX / 35.87 Кб
В центре пишем «Джаз». (Создание кластеров. Слайд 4.)
Джаз зародился в Америке в Новом Орлеане в начале 20 века среди темнокожего населения. Именно песни африканцев стали основой для джаза. Негры были рабами у американцев, выполняли самую тяжелую работу. После трудового дня они возвращались в свою хижину и в минуты отдыха обращали свои взоры на небо, к Богу и пели. Такие песни называются спиричуэлс. (Слайд 5.) В переводе на русский означает «духовный». Слушаем пример Спиричуэлс - «Вернемся с Иисусом», фрагмент.
Кто исполнял музыку? Как она звучала? Какие музыкальные особенности можно отметить?
Дети: Солист и хор. Без сопровождения. Острый ритм.
Учитель: Верно. Спиричуэлс – это, прежде всего, хоровой вид пения. Он часто сопровождался коллективными хлопками в ладоши и танцами. Другой вид музыки, который также лег в основу джаза - это блюз. Слайд 6.
Переводится как «уныние, меланхолия». Во время слушания, обратите внимание на характер музыки, исполнителей в сравнении с спиричуэлсом. Слушание Ареты Франклин - «Сегодня я пою блюз».
Учитель: Сравните звучание блюза и спиричуэлса. Схожи или различны?
Дети: Различны. Исполнял солист. По характеру музыка более спокойная, протяжная, грустная.
Учитель: Верно. Если спиричуэлс исполняется хором, то блюз – это, прежде всего, сольный жанр. И еще один вид музыки, который оказал влияние на джаз – это регтайм. Слайд 7.
В Америке огромной популярностью пользовались представления, в которых белые артисты надевали маски негров и их высмеивали, пародируя поступки, поведение чернокожих. Эти представления были настолько популярны, что подобные шоу начали исполнять и черные артисты. Подобные представления сопровождались музыкой шуточного содержания – регтаймом, что в переводе означает «рваное время» из – за особенности ритма. Один из популярных регтаймов я вам сейчас сыграю. Исполнение регтайма С.Джоплина «Артист эстрады» на синтезаторе. Знакома ли вам музыка?
Дети: Знакома. Такая музыка сопровождает немое кино.
Учитель: Таким образом, в основу джаза легли спиричуэлс, блюз и регтайм. Слайд 8.
Официальной датой рождения джаза считается февраль 1917 года, когда была записана первая грампластинка джазовой музыки. Одна из загадок джаза заключается в его быстром распространении по всему миру, его доступности и притягательности для людей, принадлежащих к разным социальным группам. Обратимся к особенностям джаза. Важную роль играл ритм. Характерным для джаза является пунктирный ритм – острый ритм. Показ ритмической группы и повторение ее учащимися.
Ритмические упражнения
DOCX / 708.48 Кб
А также синкопа – это когда в ударение музыке переносится на слабую долю. Показ ритма и повторение его учениками.
Одновременное сочетание этих ритмов и добавление других называется полиритмией («поли» - много) и является характерным для джаза.
Упражнение с учащимися в полиритмии.
Слайд 9.
Определенную ладовую окраску придает блюзовая гармония. Исполнение учителем на синтезаторе примера блюзовой гармонии. Важнейший элемент джаза – это импровизация.Слайд 10.
Что же это такое? Чтение определения со слайда. Как правило, музыкант знает только основную мелодию и гармонию, а дальше импровизирует согласно этой основе. Это довольно сложно делать и доступно талантливым исполнителям.
Создание ритмической импровизации учащимися в сопровождении блюзовой гармонии учителя (учитель играет блюзовую гармонию, а ученики по цепочке исполняют ритмический рисунок, который придумывают на ходу).
Итак, мы с вами познакомились со всеми особенностями джаза.
Обобщение, путем рассмотрения всех черт джаза в произведении В.Куликова «Черная жемчужина» с показом их по-отдельности (пунктирного ритма, синкопы, блюзовой гармонии) и в целостном звучании произведения. Исполнение учителем фрагмента «Черной жемчужины» В.Куликова на аккордеоне.
Среди джазменов было много талантливых исполнителей. Мы с вами познакомимся с самыми легендарными. Слайд 12.Запись в тетрадь имен и названий произведений. Слайды 12- 18.
Учителем делается акцент на национальной принадлежности исполнителей.
Слайд 17.
Особо хочется сказать о Луи Армстронге. Удивительный музыкант. Научившись рано играть на корнете и трубе, исполнительскую практику приобретает, выступая на пароходах. Чтобы играть на трубе, нужно иметь очень крепкий губной аппарат. Если другие исполнители могли играть на трубе 2-3 соло за вечер, то Армстронг мог играть 2 – 3 часа. За это он получает прозвище «стальногубый». Было у него еще одно прозвище, которое в переводе означает «мешок», потому что его щеки во время игры очень сильно надувались и походили на мешки. Однажды руководитель оркестра, в котором играл Луи Армстронг, в шутку предложил спеть ему на концерте. Дело в том, что у Армстронга был очень хриплый голос. Но Луи согласился и понравился публике. Руководитель был в недоумении, так как, по его мнению, с таким голосом вообще нельзя петь на сцене. С тех пор Армстронг получил известность не только как трубач, но и как вокалист. Позже он стал еще и сочинять музыку. Кроме того, Армстронг был одним из первых шоуменов – человек, который не просто исполняет музыку, но и во время выступления общается со зрителями, шутит. Песня в его исполнении «Как прекрасен мир» была очень популярна, даже более, чем песни легендарной группы «Битлз». Слушание - Луи Армстронг - «Как прекрасен мир» («What a Wonderfull World»).
Как прекрасен мир
MP3 / 3.73 Мб
Вы слышали эту музыку? Где?
Дети: Да. В кинофильмах. В сценах объяснения в любви.
Слайд 18.
Учитель: Одной из самых популярных песен стала и «Привет, Долли!». Ее часто исполняют различные джазовые оркестры как инструментальную мелодию. Здесь Армстронг и поет, и играет на трубе. В этой песне обратите внимание на импровизацию, которая будет звучать в проигрыше. Слушание фрагмента песни «Привет, Долли!».
Знакома вам эта музыка? Как звучала мелодия в проигрыше?
Дети: Да (нет). Основная мелодия изменилась за счет добавления новых измененных интонаций.
Талантливому музыканту: трубачу, певцу, композитору Луи Армстронгу в Новом Орлеане поставлен позолоченный памятник, где он изображен стоящим с трубой в руке. Джаз стал его жизнью.
Слайд 19.
Джазовый оркестр получили название джаз – бенд. Как правило, солирующими инструментами были корнет, труба и саксофон. А о том, как джаз появился в нашей стране, я хотела бы вам рассказать песней Я.Дубравина «Джаз».
Слайд 20.
Обратите внимание: первый куплет будет исполнен в оригинале, а во втором и третьем куплете будет импровизация – попробуйте услышать, на каких словах.
Исполнение учителем песни Я.Дубравина «Джаз» под сопровождение синтезатора. Обсуждение импровизационных моментов. Показ различий во фрагментах.
Разучивание песни Я.Дубравина «Джаз». Включение ритмической импровизации (на барабане там-таме) в окончательном варианте исполнения.
Систематизация и обобщение новых знаний.
Учитель: Обобщение с опорой на кластеры. Мы сегодня с вами познакомились с музыкальным направлением, которое дало жизнь поп- и рок- музыке –
Дети: Джаз.
Учитель: В его основу легли такие музыкальные жанры как
Дети: Спиричуэлс, блюз, регтайм.
Учитель: Особенностью джаза является
Дети: Полиритмия, блюзовая гармония, импровизация.
Учитель: Легенды джаза –
Дети: Это Диззи Гиллеспи, Уинтон Марсалес, Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон и его оркестр, Элла Фицждеральд, Луи Армстронг.
Учитель: Джазовые оркестры называются
Дети: Джаз – бендами.
Рефлексия. Учитель: Вам понравился урок? Дети: Да.
Оценка.
Учитель: Мне понравилось, как вы сегодня работали, поэтому всем оценка 5.
Домашнее задание: в уч. с.88 – 93, выучить записи и по возможности посмотреть фильм «Мы из джаза». Урок окончен. Спасибо за работу.