Методическая разработка урока музыки по теме «Джаз» (6 класс)

4
0
Материал опубликован 21 November 2017

Пояснительная записка к презентации

 


 


 


 


 


 

Методическая разработка

урока музыки

«Джаз»


 


 


 

Выполнила: учитель музыки

высшей категории

МБОУ Княгининской СОШ №1 Смирнова Татьяна Валерьевна


 


 


 


 


 


Презентация к методической разработке урока "Джаз"
PPT / 2.88 Мб

Сценарий урока

Тема урока: «Джаз».

Класс: 6.

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка 5 – 7 классы».

Цели урока:

Образовательные:

сформировать представление о направлении в музыке - джаз, познакомить с историей его возникновения, особенностями, исполнителями джаза.

Развивающие:

развивать познавательную активность, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать о музыке, делать выводы;

развивать ассоциативно-образное, творческое мышление, фантазию и воображение, вокально-хоровые навыки, музыкальную память, слух.

Воспитательные:

пробуждать активное стремление к усвоению знаний;

воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к джазовой музыке;

воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: уважение к музыкальным традициям других народов.

Жанр урока: тематический.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: общепедагогические: разъяснение, создание ситуации успеха, словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый, репродуктивный, устного контроля.

частнопредметные: музицирования, соучастия, импровизации, критического мышления (кластеры).

Оборудование и материалы:

Музыкальный материал: О.Митяев «Как здорово»; Спиричуэлс - «Вернемся с Иисусом», фрагмент; Арета Франклин - «Сегодня я пою блюз», фрагмент; Луи Армстронг - «Как прекрасен мир» («What a Wonderfull World»); Луи Армстронг - «Хелло, Долли!» («Hello Dolly»), фрагмент; С.Джоплин - Регтайм «Артист эстрады», фрагмент; В.Куликов - «Черная жемчужина», фрагмент; Я.Дубравин - «Джаз».

Дополнительные материалы: презентация «Джаз», нотная хрестоматия «Музыка. 4 класс», ноты произведений С.Джоплина - Регтайм «Артист эстрады», В.Куликова - «Черная жемчужина», О.Митяева «Как здорово»; учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка 6 класс», рабочая тетрадь.

Технические средства обучения: экран, мультимедийный проектор, компьютер, активная акустическая система, синтезатор, аккордеон, барабан (там - там).

Дидактические пособия: программа Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка 5-7 класс»; нотная хрестоматия «Музыка. 4 класс»; Б.Я.Цимковский «Джазовые и эстрадные стили: история и исполнители». Часть 1. Джаз.

Фундаментальные образовательные объекты: Спиричуэлс. Блюз. Регтайм. Джаз. Импровизация. Полиритмия. Луи Армстронг. Джаз - бенд.

Ход урока.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний

 

слайд 1

 

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Наш урок мне хотелось бы начать с песни, которая нас всех могла бы объединить. (Наигрываю мелодию песни). Что это за песня?

Дети: «Как здорово». (Слайд 2.Исполняем песню О.Митяева «Как здорово»)

слайд 2

Учитель: Кто автор этой песни? К какому жанру она относится? Как по – другому называют эти песни?

Дети: О.Митяев. Авторская песня. Бардовская, туристическая, самодеятельная.

Учитель: Для кого предназначены такие песни: для концертных залов или узкого круга друзей?

Дети: Круга друзей.

Учитель: А какие вы предпочитаете слушать песни с друзьями. Каких жанров и стилей.

Дети: Современные. Поп и рок - музыку.

Учитель: А знаете ли вы, как появилась поп - и рок – музыка? Что стало музыкальной основой для этих стилей?

Дети: Нет.

Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о предшественнике современной музыки – джазе. Слайд 3. 

слайд 3

Чтобы понять, как он появился, мы обратимся к истории и по ходу урока будем заполнять схему.Учитель работает на доске, ученики - в тетради.


Записи в тетради
DOCX / 35.87 Кб

 

 В центре пишем «Джаз». (Создание кластеров. Слайд 4.)

 

слайд 4

 Джаз зародился в Америке в Новом Орлеане в начале 20 века среди темнокожего населения. Именно песни африканцев стали основой для джаза. Негры были рабами у американцев, выполняли самую тяжелую работу. После трудового дня они возвращались в свою хижину и в минуты отдыха обращали свои взоры на небо, к Богу и пели. Такие песни называются спиричуэлс. (Слайд 5.)  В переводе на русский означает «духовный». Слушаем пример Спиричуэлс - «Вернемся с Иисусом», фрагмент. 


Спиричуэлс
MP3 / 1.67 Мб

 

Кто исполнял музыку? Как она звучала? Какие музыкальные особенности можно отметить?

 

Дети: Солист и хор. Без сопровождения. Острый ритм.

Учитель: Верно. Спиричуэлс – это, прежде всего, хоровой вид пения. Он часто сопровождался коллективными хлопками в ладоши и танцами. Другой вид музыки, который также лег в основу джаза - это блюз. Слайд 6.

слайд 6

Переводится как «уныние, меланхолия». Во время слушания, обратите внимание на характер музыки, исполнителей в сравнении с спиричуэлсом. Слушание Ареты Франклин - «Сегодня я пою блюз».


Блюз
MP3 / 2.96 Мб

 

Учитель: Сравните звучание блюза и спиричуэлса. Схожи или различны?

 

Дети: Различны. Исполнял солист. По характеру музыка более спокойная, протяжная, грустная.

Учитель: Верно. Если спиричуэлс исполняется хором, то блюз – это, прежде всего, сольный жанр. И еще один вид музыки, который оказал влияние на джаз – это регтайм. Слайд 7.

слайд 7

В Америке огромной популярностью пользовались представления, в которых белые артисты надевали маски негров и их высмеивали, пародируя поступки, поведение чернокожих. Эти представления были настолько популярны, что подобные шоу начали исполнять и черные артисты. Подобные представления сопровождались музыкой шуточного содержания – регтаймом, что в переводе означает «рваное время» из – за особенности ритма. Один из популярных регтаймов я вам сейчас сыграю. Исполнение регтайма С.Джоплина «Артист эстрады» на синтезаторе. Знакома ли вам музыка?

Дети: Знакома. Такая музыка сопровождает немое кино.

Учитель: Таким образом, в основу джаза легли спиричуэлс, блюз и регтайм. Слайд 8.

слайд 8

Официальной датой рождения джаза считается февраль 1917 года, когда была записана первая грампластинка джазовой музыки. Одна из загадок джаза заключается в его быстром распространении по всему миру, его доступности и притягательности для людей, принадлежащих к разным социальным группам. Обратимся к особенностям джаза. Важную роль играл ритм. Характерным для джаза является пунктирный ритм – острый ритм. Показ ритмической группы и повторение ее учащимися. 


Ритмические упражнения
DOCX / 708.48 Кб

пунктирный ритм

А также синкопа – это когда в ударение музыке переносится на слабую долю. Показ ритма и повторение его учениками.

синкопа

Одновременное сочетание этих ритмов и добавление других называется полиритмией («поли» - много) и является характерным для джаза.

Упражнение с учащимися в полиритмии. 

полиритмия

Слайд 9. 

блюзовая гармония

Определенную ладовую окраску придает блюзовая гармония. Исполнение учителем на синтезаторе примера блюзовой гармонии. Важнейший элемент джаза – это импровизация.Слайд 10.

импровизация

Что же это такое? Чтение определения со слайда. Как правило, музыкант знает только основную мелодию и гармонию, а дальше импровизирует согласно этой основе. Это довольно сложно делать и доступно талантливым исполнителям. 

Создание ритмической импровизации учащимися в сопровождении блюзовой гармонии учителя (учитель играет блюзовую гармонию, а ученики по цепочке исполняют ритмический рисунок, который придумывают на ходу). 

Итак, мы с вами познакомились со всеми особенностями джаза. 

слайд 11

Обобщение, путем рассмотрения всех черт джаза в произведении В.Куликова «Черная жемчужина» с показом их по-отдельности (пунктирного ритма, синкопы, блюзовой гармонии) и в целостном звучании произведения. Исполнение учителем фрагмента «Черной жемчужины» В.Куликова на аккордеоне. 

Среди джазменов было много талантливых исполнителей. Мы с вами познакомимся с самыми легендарными. Слайд 12.Запись в тетрадь имен и названий произведений. Слайды 12- 18. 

Джазмены
слайд 13
слайд 14
слайд 15
слайд 16

Учителем делается акцент на национальной принадлежности исполнителей.

Слайд 17.

слайд 17

Особо хочется сказать о Луи Армстронге. Удивительный музыкант. Научившись рано играть на корнете и трубе, исполнительскую практику приобретает, выступая на пароходах. Чтобы играть на трубе, нужно иметь очень крепкий губной аппарат. Если другие исполнители могли играть на трубе 2-3 соло за вечер, то Армстронг мог играть 2 – 3 часа. За это он получает прозвище «стальногубый». Было у него еще одно прозвище, которое в переводе означает «мешок», потому что его щеки во время игры очень сильно надувались и походили на мешки. Однажды руководитель оркестра, в котором играл Луи Армстронг, в шутку предложил спеть ему на концерте. Дело в том, что у Армстронга был очень хриплый голос. Но Луи согласился и понравился публике. Руководитель был в недоумении, так как, по его мнению, с таким голосом вообще нельзя петь на сцене. С тех пор Армстронг получил известность не только как трубач, но и как вокалист. Позже он стал еще и сочинять музыку. Кроме того, Армстронг был одним из первых шоуменов – человек, который не просто исполняет музыку, но и во время выступления общается со зрителями, шутит. Песня в его исполнении «Как прекрасен мир» была очень популярна, даже более, чем песни легендарной группы «Битлз». Слушание - Луи Армстронг - «Как прекрасен мир» («What a Wonderfull World»)


Как прекрасен мир
MP3 / 3.73 Мб

 

Вы слышали эту музыку? Где?

 

Дети: Да. В кинофильмах. В сценах объяснения в любви.

Слайд 18. 

слайд 18

Учитель: Одной из самых популярных песен стала и «Привет, Долли!». Ее часто исполняют различные джазовые оркестры как инструментальную мелодию. Здесь Армстронг и поет, и играет на трубе. В этой песне обратите внимание на импровизацию, которая будет звучать в проигрыше. Слушание фрагмента песни «Привет, Долли!».


Привет, Долли!
MP3 / 1.67 Мб

 

  Знакома вам эта музыка? Как звучала мелодия в проигрыше?

 

Дети: Да (нет). Основная мелодия изменилась за счет добавления новых измененных интонаций.

Талантливому музыканту: трубачу, певцу, композитору Луи Армстронгу в Новом Орлеане поставлен позолоченный памятник, где он изображен стоящим с трубой в руке. Джаз стал его жизнью. 

 Слайд 19.

слайд 19

Джазовый оркестр получили название джаз – бенд. Как правило, солирующими инструментами были корнет, труба и саксофон. А о том, как джаз появился в нашей стране, я хотела бы вам рассказать песней Я.Дубравина «Джаз».

Слайд 20. 

слайд 20

 Обратите внимание: первый куплет будет исполнен в оригинале, а во втором и третьем куплете будет импровизация – попробуйте услышать, на каких словах. 

 Исполнение учителем песни Я.Дубравина «Джаз» под сопровождение синтезатора. Обсуждение импровизационных моментов. Показ различий во фрагментах.

Разучивание песни Я.Дубравина «Джаз». Включение ритмической импровизации (на барабане там-таме) в окончательном варианте исполнения.

Систематизация и обобщение новых знаний.

Учитель: Обобщение с опорой на кластеры. Мы сегодня с вами познакомились с музыкальным направлением, которое дало жизнь поп- и рок- музыке –

Дети: Джаз.

Учитель: В его основу легли такие музыкальные жанры как

Дети: Спиричуэлс, блюз, регтайм.

Учитель: Особенностью джаза является

Дети: Полиритмия, блюзовая гармония, импровизация.

Учитель: Легенды джаза –

Дети: Это Диззи Гиллеспи, Уинтон Марсалес, Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон и его оркестр, Элла Фицждеральд, Луи Армстронг.

Учитель: Джазовые оркестры называются

Дети: Джаз – бендами.

Рефлексия. Учитель: Вам понравился урок? Дети: Да.

Оценка.

Учитель: Мне понравилось, как вы сегодня работали, поэтому всем оценка 5.

Домашнее задание: в уч. с.88 – 93, выучить записи и по возможности посмотреть фильм «Мы из джаза». Урок окончен. Спасибо за работу.

Предварительный просмотр презентации

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь. Качнется купол неба - большой и звездно-снежный. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет. Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись! И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,- Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

JAZZ jazz

Новый Орлеан начало XX века Америка

Новый Орлеан начало XX века Спиричуэлс

Новый Орлеан начало XX века Блюз Спиричуэлс

Новый Орлеан начало XX века Блюз Спиричуэлс Рэгтайм

Новый Орлеан начало XX века 1917 год ритм джаз

ритм джаз блюзовая гармония

ритм импровизация джаз Импровизация – создание произведения в процессе свободного фантазирования, сразу во время исполнения. блюзовая гармония

ритм импровизация джаз блюзовая гармония

Легенды джаза Диззи Гиллеспи

Уинтон Марсалес

Джордж Гершвин

Дюк Эллингтон и его оркестр

Элла Фицждеральд

Луи Армстронг «Как прекрасен мир»

Луи Армстронг «Хелло, Долли!»

Джаз-бэнд

1.Переплыв Атлантику, из-за океана В день какой неведомо,в неизвестный час Вышел из морского он синего тумана, Трубами сверкающий негритянский джаз! Припев: Ах, этот джаз! Звенящий джаз! Он так старается для нас. Он так старается для нас. Гремит он каждою трубой, Гремит он каждою трубой, Танцуй и пой! Танцуй и пой! 2.Страны европейские дружно зароптали: - Это что за музыка рвётся из окон? Жили мы со скрипками, горюшка не знали, Для чего, скажите нам, этот саксофон? 3.Дни мелькали быстрые, складывались в годы. Джаз гремел неистово, ухал барабан. Дружат с ним давно уже разные народы Африки, Америки, всех на свете стран.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.