12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Татьяна Валерьевна159
Россия, Нижегородская обл., Княгинино
4

Методическая разработка урока музыки по теме «Джаз»



 


 


 


 


 


 

Методическая разработка

урока музыки

«Джаз»


 


 


 

Выполнила: учитель музыки

высшей категории

МБОУ Княгининской СОШ №1 Смирнова Татьяна Валерьевна


 


 


 


 


 


Презентация к методической разработке урока "Джаз"
PPT / 2.88 Мб

Сценарий урока

Тема урока: «Джаз».

Класс: 6.

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка 5 – 7 классы».

Цели урока:

Образовательные:

сформировать представление о направлении в музыке - джаз, познакомить с историей его возникновения, особенностями, исполнителями джаза.

Развивающие:

развивать познавательную активность, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать о музыке, делать выводы;

развивать ассоциативно-образное, творческое мышление, фантазию и воображение, вокально-хоровые навыки, музыкальную память, слух.

Воспитательные:

пробуждать активное стремление к усвоению знаний;

воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к джазовой музыке;

воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: уважение к музыкальным традициям других народов.

Жанр урока: тематический.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: общепедагогические: разъяснение, создание ситуации успеха, словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый, репродуктивный, устного контроля.

частнопредметные: музицирования, соучастия, импровизации, критического мышления (кластеры).

Оборудование и материалы:

Музыкальный материал: О.Митяев «Как здорово»; Спиричуэлс - «Вернемся с Иисусом», фрагмент; Арета Франклин - «Сегодня я пою блюз», фрагмент; Луи Армстронг - «Как прекрасен мир» («What a Wonderfull World»); Луи Армстронг - «Хелло, Долли!» («Hello Dolly»), фрагмент; С.Джоплин - Регтайм «Артист эстрады», фрагмент; В.Куликов - «Черная жемчужина», фрагмент; Я.Дубравин - «Джаз».

Дополнительные материалы: презентация «Джаз», нотная хрестоматия «Музыка. 4 класс», ноты произведений С.Джоплина - Регтайм «Артист эстрады», В.Куликова - «Черная жемчужина», О.Митяева «Как здорово»; учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка 6 класс», рабочая тетрадь.

Технические средства обучения: экран, мультимедийный проектор, компьютер, активная акустическая система, синтезатор, аккордеон, барабан (там - там).

Дидактические пособия: программа Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка 5-7 класс»; нотная хрестоматия «Музыка. 4 класс»; Б.Я.Цимковский «Джазовые и эстрадные стили: история и исполнители». Часть 1. Джаз.

Фундаментальные образовательные объекты: Спиричуэлс. Блюз. Регтайм. Джаз. Импровизация. Полиритмия. Луи Армстронг. Джаз - бенд.

Ход урока.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний

 

слайд 1

 

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Наш урок мне хотелось бы начать с песни, которая нас всех могла бы объединить. (Наигрываю мелодию песни). Что это за песня?

Дети: «Как здорово». (Слайд 2.Исполняем песню О.Митяева «Как здорово»)

слайд 2

Учитель: Кто автор этой песни? К какому жанру она относится? Как по – другому называют эти песни?

Дети: О.Митяев. Авторская песня. Бардовская, туристическая, самодеятельная.

Учитель: Для кого предназначены такие песни: для концертных залов или узкого круга друзей?

Дети: Круга друзей.

Учитель: А какие вы предпочитаете слушать песни с друзьями. Каких жанров и стилей.

Дети: Современные. Поп и рок - музыку.

Учитель: А знаете ли вы, как появилась поп - и рок – музыка? Что стало музыкальной основой для этих стилей?

Дети: Нет.

Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о предшественнике современной музыки – джазе. Слайд 3. 

слайд 3

Чтобы понять, как он появился, мы обратимся к истории и по ходу урока будем заполнять схему.Учитель работает на доске, ученики - в тетради.


Записи в тетради
DOCX / 35.87 Кб

 

 В центре пишем «Джаз». (Создание кластеров. Слайд 4.)

 

слайд 4

 Джаз зародился в Америке в Новом Орлеане в начале 20 века среди темнокожего населения. Именно песни африканцев стали основой для джаза. Негры были рабами у американцев, выполняли самую тяжелую работу. После трудового дня они возвращались в свою хижину и в минуты отдыха обращали свои взоры на небо, к Богу и пели. Такие песни называются спиричуэлс. (Слайд 5.)  В переводе на русский означает «духовный». Слушаем пример Спиричуэлс - «Вернемся с Иисусом», фрагмент. 


Спиричуэлс
MP3 / 1.67 Мб

 

Кто исполнял музыку? Как она звучала? Какие музыкальные особенности можно отметить?

 

Дети: Солист и хор. Без сопровождения. Острый ритм.

Учитель: Верно. Спиричуэлс – это, прежде всего, хоровой вид пения. Он часто сопровождался коллективными хлопками в ладоши и танцами. Другой вид музыки, который также лег в основу джаза - это блюз. Слайд 6.

слайд 6

Переводится как «уныние, меланхолия». Во время слушания, обратите внимание на характер музыки, исполнителей в сравнении с спиричуэлсом. Слушание Ареты Франклин - «Сегодня я пою блюз».


Блюз
MP3 / 2.96 Мб

 

Учитель: Сравните звучание блюза и спиричуэлса. Схожи или различны?

 

Дети: Различны. Исполнял солист. По характеру музыка более спокойная, протяжная, грустная.

Учитель: Верно. Если спиричуэлс исполняется хором, то блюз – это, прежде всего, сольный жанр. И еще один вид музыки, который оказал влияние на джаз – это регтайм. Слайд 7.

слайд 7

В Америке огромной популярностью пользовались представления, в которых белые артисты надевали маски негров и их высмеивали, пародируя поступки, поведение чернокожих. Эти представления были настолько популярны, что подобные шоу начали исполнять и черные артисты. Подобные представления сопровождались музыкой шуточного содержания – регтаймом, что в переводе означает «рваное время» из – за особенности ритма. Один из популярных регтаймов я вам сейчас сыграю. Исполнение регтайма С.Джоплина «Артист эстрады» на синтезаторе. Знакома ли вам музыка?

Дети: Знакома. Такая музыка сопровождает немое кино.

Учитель: Таким образом, в основу джаза легли спиричуэлс, блюз и регтайм. Слайд 8.

слайд 8

Официальной датой рождения джаза считается февраль 1917 года, когда была записана первая грампластинка джазовой музыки. Одна из загадок джаза заключается в его быстром распространении по всему миру, его доступности и притягательности для людей, принадлежащих к разным социальным группам. Обратимся к особенностям джаза. Важную роль играл ритм. Характерным для джаза является пунктирный ритм – острый ритм. Показ ритмической группы и повторение ее учащимися. 


Ритмические упражнения
DOCX / 708.48 Кб

пунктирный ритм

А также синкопа – это когда в ударение музыке переносится на слабую долю. Показ ритма и повторение его учениками.

синкопа

Одновременное сочетание этих ритмов и добавление других называется полиритмией («поли» - много) и является характерным для джаза.

Упражнение с учащимися в полиритмии. 

полиритмия

Слайд 9. 

блюзовая гармония

Определенную ладовую окраску придает блюзовая гармония. Исполнение учителем на синтезаторе примера блюзовой гармонии. Важнейший элемент джаза – это импровизация.Слайд 10.

импровизация

Что же это такое? Чтение определения со слайда. Как правило, музыкант знает только основную мелодию и гармонию, а дальше импровизирует согласно этой основе. Это довольно сложно делать и доступно талантливым исполнителям. 

Создание ритмической импровизации учащимися в сопровождении блюзовой гармонии учителя (учитель играет блюзовую гармонию, а ученики по цепочке исполняют ритмический рисунок, который придумывают на ходу). 

Итак, мы с вами познакомились со всеми особенностями джаза. 

слайд 11

Обобщение, путем рассмотрения всех черт джаза в произведении В.Куликова «Черная жемчужина» с показом их по-отдельности (пунктирного ритма, синкопы, блюзовой гармонии) и в целостном звучании произведения. Исполнение учителем фрагмента «Черной жемчужины» В.Куликова на аккордеоне. 

Среди джазменов было много талантливых исполнителей. Мы с вами познакомимся с самыми легендарными. Слайд 12.Запись в тетрадь имен и названий произведений. Слайды 12- 18. 

Джазмены
слайд 13
слайд 14
слайд 15
слайд 16

Учителем делается акцент на национальной принадлежности исполнителей.

Слайд 17.

слайд 17

Особо хочется сказать о Луи Армстронге. Удивительный музыкант. Научившись рано играть на корнете и трубе, исполнительскую практику приобретает, выступая на пароходах. Чтобы играть на трубе, нужно иметь очень крепкий губной аппарат. Если другие исполнители могли играть на трубе 2-3 соло за вечер, то Армстронг мог играть 2 – 3 часа. За это он получает прозвище «стальногубый». Было у него еще одно прозвище, которое в переводе означает «мешок», потому что его щеки во время игры очень сильно надувались и походили на мешки. Однажды руководитель оркестра, в котором играл Луи Армстронг, в шутку предложил спеть ему на концерте. Дело в том, что у Армстронга был очень хриплый голос. Но Луи согласился и понравился публике. Руководитель был в недоумении, так как, по его мнению, с таким голосом вообще нельзя петь на сцене. С тех пор Армстронг получил известность не только как трубач, но и как вокалист. Позже он стал еще и сочинять музыку. Кроме того, Армстронг был одним из первых шоуменов – человек, который не просто исполняет музыку, но и во время выступления общается со зрителями, шутит. Песня в его исполнении «Как прекрасен мир» была очень популярна, даже более, чем песни легендарной группы «Битлз». Слушание - Луи Армстронг - «Как прекрасен мир» («What a Wonderfull World»)


Как прекрасен мир
MP3 / 3.73 Мб

 

Вы слышали эту музыку? Где?

 

Дети: Да. В кинофильмах. В сценах объяснения в любви.

Слайд 18. 

слайд 18

Учитель: Одной из самых популярных песен стала и «Привет, Долли!». Ее часто исполняют различные джазовые оркестры как инструментальную мелодию. Здесь Армстронг и поет, и играет на трубе. В этой песне обратите внимание на импровизацию, которая будет звучать в проигрыше. Слушание фрагмента песни «Привет, Долли!».


Привет, Долли!
MP3 / 1.67 Мб

 

  Знакома вам эта музыка? Как звучала мелодия в проигрыше?

 

Дети: Да (нет). Основная мелодия изменилась за счет добавления новых измененных интонаций.

Талантливому музыканту: трубачу, певцу, композитору Луи Армстронгу в Новом Орлеане поставлен позолоченный памятник, где он изображен стоящим с трубой в руке. Джаз стал его жизнью. 

 Слайд 19.

слайд 19

Джазовый оркестр получили название джаз – бенд. Как правило, солирующими инструментами были корнет, труба и саксофон. А о том, как джаз появился в нашей стране, я хотела бы вам рассказать песней Я.Дубравина «Джаз».

Слайд 20. 

слайд 20

 Обратите внимание: первый куплет будет исполнен в оригинале, а во втором и третьем куплете будет импровизация – попробуйте услышать, на каких словах. 

 Исполнение учителем песни Я.Дубравина «Джаз» под сопровождение синтезатора. Обсуждение импровизационных моментов. Показ различий во фрагментах.

Разучивание песни Я.Дубравина «Джаз». Включение ритмической импровизации (на барабане там-таме) в окончательном варианте исполнения.

Систематизация и обобщение новых знаний.

Учитель: Обобщение с опорой на кластеры. Мы сегодня с вами познакомились с музыкальным направлением, которое дало жизнь поп- и рок- музыке –

Дети: Джаз.

Учитель: В его основу легли такие музыкальные жанры как

Дети: Спиричуэлс, блюз, регтайм.

Учитель: Особенностью джаза является

Дети: Полиритмия, блюзовая гармония, импровизация.

Учитель: Легенды джаза –

Дети: Это Диззи Гиллеспи, Уинтон Марсалес, Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон и его оркестр, Элла Фицждеральд, Луи Армстронг.

Учитель: Джазовые оркестры называются

Дети: Джаз – бендами.

Рефлексия. Учитель: Вам понравился урок? Дети: Да.

Оценка.

Учитель: Мне понравилось, как вы сегодня работали, поэтому всем оценка 5.

Домашнее задание: в уч. с.88 – 93, выучить записи и по возможности посмотреть фильм «Мы из джаза». Урок окончен. Спасибо за работу.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.