Методическая разработка открытого урока по географии «Единство гидросферы» (6 класс)

2
0
Материал опубликован 15 February 2016

Новикова Елена Владимировна, г. Копейск, 2016 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 48

Копейского городского округа

456625, Челябинская область, тел.: 8(35139) 416-74, 416-75 г. Копейск, пр. Славы, 13а Электронный адрес: 7448 school@mail.ru

Сайт школы: http://74213s48.edusite.ru

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: география, тема: « Единство гидросферы», 6 класс

Разработала: учитель географии, высшая квалификационная категория, Новикова Елена Владимировна

2016 г.

 

Цель урока: сформировать представление о единстве водной оболочки Земли -  гидросфере.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов(гидросфера

 

Результаты:

- личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

-метапредметные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, способностей к самостоятельному приобретению новых знаний, умения управлять своей познавательной деятельностью, преобразовывать информацию и её представлять.

-предметные: должны знать: объём воды на Земле, части гидросферы, три агрегатных состояния воды, роль гидросферы в природе.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.

Тип урока: открытия нового знания.

Урок построен в рамках деятельностного подхода. Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска.

Учебник: География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский.-М.:ООО « ТИД « Русское слово- РС»,2014.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, планшеты с тестами Интернет-ресурсы: http://testedu.ru.


 

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учеников

Организационный

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Оценивают готовность к уроку.

Актуализация знаний, проблемная ситуация.

О чём мы сегодня будем говорить на Земле очень много,70 % поверхности покрыты этим и в то же время каждый 6-й житель Земли мечтает получить это вдоволь и не может.

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Но не просто о воде, а об одной из оболочек Земли.

А какие оболочки вы уже знаете?

В переводе с греческого « атмос»-пар.В переводе с греческого «литос»-камень.

В названии оболочки, которую мы будем сегодня изучать ,так же есть греческое слово, обозначающая вода.

Как она может называться?

(учащиеся в диалоге с учителем самостоятельно приходили к правильным ответам)


 


 

О Воде.

Атмосфера, гидросфера.

(повторяют определения)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Гидросфера.(записывают определение в тетрадь: гидросфера-это водная оболочка Земли)

Результатом этого этапа стала формулировка темы, что частично ученики сделали самостоятельно, мотивация учащихся на изучение новой темы, а также интерес детей На актуализацию знаний учащихся были направлены вопросы об уже изученных оболочках – литосферы и атмосферы, при этом был введен культурологический компонент, упомянув о происхождении терминов. Это позволило, опираясь на имеющиеся знания, перейти к первичному усвоению новых знаний – о составе гидросферы.

Поиск решений.

Изучая литосферу и атмосферу, вы рассматривали их составляющие.

А из чего же состоит гидросфера? Предлагаю решить эту задачу.

Учащимся раздаются карточки с одним словом.

Вопрос к каждой команде.

Что их обьединяет?

Какая часть самая наибольшая?

Напоминаю. Воды на Земле много и в то же время каждый 6-й житель Земли мечтает получить это вдоволь и не может. Почему?

Каждый учащийся получает карточку с названием водного обьекта. Задача - найти свою команду. Результат-деление класса у доски на 3 группы.(приложение1)

Учащиеся выявляют взаимосвязь составных частей гидросферы. И приходят к выводу, что вода состоит из трех частей: вода в атмосфере, вода на суше и вода в Мировом океане.

-Мировой океан(ответ)

Учащиеся садятся на свои места.

Работа с диаграммой.(приложение2)

Мирового океана много, в нем содержится соленая вода, наибольший процент пресной воды содержится в ледниках и остальная часть –это подземные воды, реки ,озера и т .д.

(преобразовывают графическую информацию в текстовую)

Логическим завершением этого этапа урока стало разрешение парадокса, с которого начался урок. Здесь был использован прием преобразования информации, заключенной в диаграмме, одновременно формируя у учащихся метапредметное умение работы с информацией.

 

Существуют два факта:

первый –это то, что на 70,8 % поверхности Земли занята водными обьектами и второй факт скрывается в названии оболочки. Так же как и атмосфера и литосфера, гидросфера в названии содержит слово « сфера». Что оно обозначает? (шар,замкнутое пространство). Гидросфера- сплошная оболочка Земли. Значит на Земле нет места, где нет воды, даже в пустыне..Как такое может быть? Что обеспечивает единство всех водных обьектов, всех частей гидросферы?

Назовите три состояния воды ,которые можно проследить в процессе круговорота воды в природе?

Учащиеся выявляют взаимосвязь между составными частями гидросферы, вспоминают схему « Круговорот воды в природе»


 


 


 


 


 


 


 

Вывод: Гидросфера одновременно является сплошной оболочкой и в то же время прерывистая.

А причина заключается в круговороте воды в природе. Даже там где нет воды , а она присутствует..

Все части гидросферы связаны между собой. Это говорит о непрерывности, единстве гидросферы.


 


 

Твердое, жидкое и газообразное.

(приводят примеры).

В результате учащиеся сделали необходимые выводы и приобрели новое знание.

 

За последние 50 лет в мире произошло целых 507 конфликтов, связанных с доступом к воде. 21 спор привел к военным конфликтам.

Какое значение имеет вода?

Работа с текстовой информацией из учебника. Выпишите из текста учебника предложения ,которые говорят о значимости воды.

Задание направлено на формирование у учащихся представлений о значении гидросферы и формирование у них экологической культуры. Использовался прием работы с учебной литературой, а проблемная ситуация способствовала достижению осмысленного чтения.

Первичное закрепление знаний.

Повторим главное.

Гидросфера- водная оболочка Земли. Она включает виды природных вод. Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане. Остальное -поверхностные вод и подземные воды суши. Гидросфера- сплошная оболочка нашей планеты. Единство ее вод обеспечивается круговоротом воды. Вода-это основа жизни. Богатство и разнообразие природы связано с водой.

Первичная проверка понимания.

Предлагает компьютерное тестирование с использованием планшентов.

Если нет планшетов, то это можно выполнить с помощью приема «самооценки», « оценка другом» и т.д.

http://testedu.ru (можно составить самостоятельно)

Учащиеся отвечают на вопросы и получают оценку.

Рефлексия

Поднимите руку, кто тему понял и сможет рассказать без помощи учителя своим родным, близким, друзьям.

Поднимите руку, кто сможет рассказать с помощью учителя.

Поднимают руку и высказывают свои мнения.

Домашнее задание

Составить опорный конспект по параграфу в тетради.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Океан, море, залив, пролив, река, озеро, пруд, болото, подземные воды, ледник, пар, испарение, осадки .

(для увеличения количества слов можно предложить название объектов Мирового океана, рек , озер и т.д. Например: Тихий океан, Жёлтое море и т.д.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.