Методическая разработка открытого урока по географии «Единство гидросферы» (6 класс)
Новикова Елена Владимировна, г. Копейск, 2016 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48
Копейского городского округа
456625, Челябинская область, тел.: 8(35139) 416-74, 416-75 г. Копейск, пр. Славы, 13а Электронный адрес: 7448 school@mail.ru
Сайт школы: http://74213s48.edusite.ru
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: география, тема: « Единство гидросферы», 6 класс
Разработала: учитель географии, высшая квалификационная категория, Новикова Елена Владимировна
2016 г.
Цель урока: сформировать представление о единстве водной оболочки Земли - гидросфере.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов(гидросфера
Результаты:
- личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
-метапредметные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, способностей к самостоятельному приобретению новых знаний, умения управлять своей познавательной деятельностью, преобразовывать информацию и её представлять.
-предметные: должны знать: объём воды на Земле, части гидросферы, три агрегатных состояния воды, роль гидросферы в природе.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.
Тип урока: открытия нового знания.
Урок построен в рамках деятельностного подхода. Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска.
Учебник: География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский.-М.:ООО « ТИД « Русское слово- РС»,2014.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, планшеты с тестами Интернет-ресурсы: http://testedu.ru.
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учеников |
Организационный |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. |
Оценивают готовность к уроку. |
Актуализация знаний, проблемная ситуация. |
О чём мы сегодня будем говорить на Земле очень много,70 % поверхности покрыты этим и в то же время каждый 6-й житель Земли мечтает получить это вдоволь и не может. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Но не просто о воде, а об одной из оболочек Земли. А какие оболочки вы уже знаете? В переводе с греческого « атмос»-пар.В переводе с греческого «литос»-камень. В названии оболочки, которую мы будем сегодня изучать ,так же есть греческое слово, обозначающая вода. Как она может называться? |
(учащиеся в диалоге с учителем самостоятельно приходили к правильным ответам)
О Воде. Атмосфера, гидросфера. (повторяют определения)
Гидросфера.(записывают определение в тетрадь: гидросфера-это водная оболочка Земли) |
Результатом этого этапа стала формулировка темы, что частично ученики сделали самостоятельно, мотивация учащихся на изучение новой темы, а также интерес детей На актуализацию знаний учащихся были направлены вопросы об уже изученных оболочках – литосферы и атмосферы, при этом был введен культурологический компонент, упомянув о происхождении терминов. Это позволило, опираясь на имеющиеся знания, перейти к первичному усвоению новых знаний – о составе гидросферы. |
||
Поиск решений. |
Изучая литосферу и атмосферу, вы рассматривали их составляющие. А из чего же состоит гидросфера? Предлагаю решить эту задачу. Учащимся раздаются карточки с одним словом. Вопрос к каждой команде. Что их обьединяет? Какая часть самая наибольшая? Напоминаю. Воды на Земле много и в то же время каждый 6-й житель Земли мечтает получить это вдоволь и не может. Почему? |
Каждый учащийся получает карточку с названием водного обьекта. Задача - найти свою команду. Результат-деление класса у доски на 3 группы.(приложение1) Учащиеся выявляют взаимосвязь составных частей гидросферы. И приходят к выводу, что вода состоит из трех частей: вода в атмосфере, вода на суше и вода в Мировом океане. -Мировой океан(ответ) Учащиеся садятся на свои места. Работа с диаграммой.(приложение2) Мирового океана много, в нем содержится соленая вода, наибольший процент пресной воды содержится в ледниках и остальная часть –это подземные воды, реки ,озера и т .д. (преобразовывают графическую информацию в текстовую) |
Логическим завершением этого этапа урока стало разрешение парадокса, с которого начался урок. Здесь был использован прием преобразования информации, заключенной в диаграмме, одновременно формируя у учащихся метапредметное умение работы с информацией. |
||
Существуют два факта: первый –это то, что на 70,8 % поверхности Земли занята водными обьектами и второй факт скрывается в названии оболочки. Так же как и атмосфера и литосфера, гидросфера в названии содержит слово « сфера». Что оно обозначает? (шар,замкнутое пространство). Гидросфера- сплошная оболочка Земли. Значит на Земле нет места, где нет воды, даже в пустыне..Как такое может быть? Что обеспечивает единство всех водных обьектов, всех частей гидросферы? Назовите три состояния воды ,которые можно проследить в процессе круговорота воды в природе? |
Учащиеся выявляют взаимосвязь между составными частями гидросферы, вспоминают схему « Круговорот воды в природе»
Вывод: Гидросфера одновременно является сплошной оболочкой и в то же время прерывистая. А причина заключается в круговороте воды в природе. Даже там где нет воды , а она присутствует.. Все части гидросферы связаны между собой. Это говорит о непрерывности, единстве гидросферы.
Твердое, жидкое и газообразное. (приводят примеры). |
|
В результате учащиеся сделали необходимые выводы и приобрели новое знание. |
||
За последние 50 лет в мире произошло целых 507 конфликтов, связанных с доступом к воде. 21 спор привел к военным конфликтам. Какое значение имеет вода? |
Работа с текстовой информацией из учебника. Выпишите из текста учебника предложения ,которые говорят о значимости воды. |
|
Задание направлено на формирование у учащихся представлений о значении гидросферы и формирование у них экологической культуры. Использовался прием работы с учебной литературой, а проблемная ситуация способствовала достижению осмысленного чтения. |
||
Первичное закрепление знаний. |
Повторим главное. |
Гидросфера- водная оболочка Земли. Она включает виды природных вод. Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане. Остальное -поверхностные вод и подземные воды суши. Гидросфера- сплошная оболочка нашей планеты. Единство ее вод обеспечивается круговоротом воды. Вода-это основа жизни. Богатство и разнообразие природы связано с водой. |
Первичная проверка понимания. |
Предлагает компьютерное тестирование с использованием планшентов. Если нет планшетов, то это можно выполнить с помощью приема «самооценки», « оценка другом» и т.д. http://testedu.ru (можно составить самостоятельно) |
Учащиеся отвечают на вопросы и получают оценку. |
Рефлексия |
Поднимите руку, кто тему понял и сможет рассказать без помощи учителя своим родным, близким, друзьям. Поднимите руку, кто сможет рассказать с помощью учителя. |
Поднимают руку и высказывают свои мнения. |
Домашнее задание |
Составить опорный конспект по параграфу в тетради. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Океан, море, залив, пролив, река, озеро, пруд, болото, подземные воды, ледник, пар, испарение, осадки .
(для увеличения количества слов можно предложить название объектов Мирового океана, рек , озер и т.д. Например: Тихий океан, Жёлтое море и т.д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2