Методическая разработка урока географии по теме «Погода» (6 класс)

8
1
Материал опубликован 15 July 2020 в группе

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Погода»

Учитель: Фоминых Любовь Ивановна


Цели урока:

Формировать умение описывать погоду

Технологии, методы:

Проблемно-диалоговое обучение, ИКТ-технологии, игровые технологии

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Знать основные элементы погоды, их условные обозначения, единицы измерения; применять полученные знания при решении заданий ВПР

Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Умение анализировать, преобразовывать и презентовать информацию, строить логические рассуждения

Умение организовывать взаимодействие с учителем и сверстниками, умение выступать публично, формулировать и аргументировать свое мнение

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, командная (в паре), индивидуальная

Учебник: В.А.Кошевой, О.А.Родыгина. География. Наш дом - Земля. 6 класс//М.: Баласс, 2013

Географический атлас. 6 класс. – М.: «Издательство ДИК» Дрофа, 2019

Мультимедийная презентация

Видео https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=eDu0Cx35Ntg&feature=emb_logo

Карточки для индивидуальной работы

Компьютер, проектор


Ход урока

Этапы урока

Описание деятельности учителя

Описание деятельности обучающихся

Организационный

Добрый день, ребята! Сегодня вы покинули зону комфорта: другой класс и присутствуют гости. Причем, не просто гости, а члены жюри. Ибо, на уроке вас ожидает кастинг. По какому поводу, пока интрига.

Настраиваются на урок

Проблемная ситуация и актуализация знаний


Вспомним, какую оболочку мы начали изучать на предыдущем уроке?

У вас на партах лежат карточки с заданием по вариантам (зад.7 из ВПР о значении и составе атмосферы), выполните их

(сл.2) 1 вариант? В чем суть вашего задания?

(сл.3) 2 вариант? В чем суть вашего задания? (прил.1)


Напоминаю, что у нас сегодня будет кастинг на роль ведущего телевизионного эфира. Какого? Обратите внимание, на 4 предложение 2 варианта.

Подумайте: Какие знания, умения, качества необходимы человеку, чтобы он смог стать ведущим? (т.е. требования)

В процессе обдумывания обратите внимание на экран. (видео, https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=eDu0Cx35Ntg&feature=emb_logo сл.4)

Итак, я повторяю вопрос. Какие знания, умения, качества необходимы человеку, чтобы он смог стать ведущим?

Учитель комментирует варианты ответов обучающихся (напр., ведущая прогноза погоды И.Полякова – окончила географический факультет МГУ с красным дипломом), фиксирует предлагаемые критерии на доске













Начинаем с теоретических вопросов. Таким образом, что мы будем сегодня изучать?

Предлагают варианты ответов (атмосфера) Самостоятельно выполняют задание в карточках (2 минуты) Акцентируют внимание на формулировку задания, дают публичные ответы, осуществляют самопроверку Предлагают варианты ответов (ведущий прогноза погоды)


Смотрят видеофрагмент прогноза погоды на НТВ

Предлагают варианты ответов: Требования к ведущему (т.е. критерии оценивания)

1.знать о «погоде» (теоретические моменты, не допускать ошибок в элементах погоды) (2-1-0)

2.правильно (качественно) говорить или качество речи (четко, громко, понятно, без слов паразитов) (2-1-0)

3. успеть за отведенное время (эфирное время стоит дорого) (1-0)

4.правильно стоять (не заслонять карту). (1-0)

Формулируют и записывают в тетради тему урока (Погода)

Поиск решения

Определить элементы и явления погоды я предлагаю необычным образом (Класс делится на 6 вариантов, каждый анализирует 1 стих).

В течение 1 минуты вам надо определить и записать в тетради: «О каких элементах погоды идет речь в вашем стихе.(сл.5, прил.2)




Информация об элементах погоды содержится на специальных синоптических картах

Анализируют стихотворения, предлагают варианты ответов. По результатам фронтальной беседы информацию фиксируют в форме таблицы: элемент погоды/условное обозначение/единица измерения Дополняют таблицу с помощью синоптической карты в атласе

Для того, чтобы участвовать в кастинге – надо потренироваться (сл.6, прил.3) . Вам в паре надо рассказать друг другу по очереди о погоде в г. Перми (2 минуты)

По условным обозначениям описывают погоду в Перми, проговаривают вслух друг другу, корректируют ответы друг друга

Наступает волнительный момент –Кастинг. Обращаем внимание на доску. Это критерии по которым будут оцениваться конкурсанты. (сл.7, прил.4) Т.к. время ограничено. Сегодня в кастинге участвуют только 3 человека (по желанию выходят, им наклеиваются номера).



Остальные обучающиеся по критериям будут оценивать выступающих.


​​​​​​​После всех выступлений подводит итог председатель жюри (из гостей)

Обучающиеся по очереди выходят к экрану, выбирают на слайде любой город, в течение 1 минуты описывают погоду, представляя себя в роли телеведущего

Остальные – в тетрадях по критериям оценивают выступления конкурсантов, по 1 чел – публично


Самостоятельное применение знаний

А сейчас мы знакомимся с заданием ВПР, связанным с описанием погоды. Переверните листочки – 3 минуты на выполнение (сл.8,9, прил.5)

Самостоятельно выполняют задание в карточках по вариантам

Отвечают публично (по желанию, представители каждого варианта)

Итог урока

Спасибо всем за работу и сотрудничество. Подводим итог. Оцените сегодняшнее занятие состоянием облачности – пасмурно(сложно), переменная облачность (не все понял), ясно (все понятно). Кто-то желает высказаться устно?



Д/з: §: 13, учить таблицу.

Ребята, у нас кастинг продолжается, вы дома снимаете видео, на котором рассказываете о погоде в Карагае на определенный день и демонстрируете его на следующем уроке (по желанию). До новых встреч!

Рефлексируют свою деятельность: самостоятельно фиксируют результаты в тетрадь, несколько человек (по желанию) отвечают публично

Записывают д/з, задают уточняющие вопросы


Источники информации

1.Банников С.В. Эртель А.Б. Всероссийская проверочная работа. География: 6 класс: 15 вариантов. Типовые задания. ФГОС//М.: Издательство «Экзамен», 2019

2.Видео «Прогноз погоды на НТВ»// https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=eDu0Cx35Ntg&feature=emb_logo

3.ВПР 2020, география- 6: задания, ответы, решения// https://geo6-vpr.sdamgia.ru/

4.Жижина Е.А.Поурочные разработки по географии. 6 класс. –М.:Вако, 2017

5.Картинки//https://yandex.ru/images/

6.Кошевой В.А., Родыгина О.А. География. Наш дом - Земля. 6 класс//М.: Баласс, 2013

7.Прогноз погоды//https://www.gismeteo.ru/


Приложение 1

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задание

(1)Атмосфера – воздушная оболочка, окружающая и защищающая Землю от метеоритов, которые сгорают в ней. (2)Мощность земной атмосферы достигает 1000 км. (3)Основные газы атмосферы – азот, кислород и аргон. (4)Кислород – газ, необходимый для дыхания всего живого на планете. (5)В атмосфере выделяется несколько слоёв: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера. (6)В стратосфере на высоте 20–25 км находится озоновый слой, который защищает планету от вредного ультрафиолетового излучения.

По каким предложениям можно сделать вывод о значении атмосферы? Запишите номера предложений. Ответ:____________________

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задание

(1)Атмосфера — газовая оболочка Земли, удерживаемая силой земного притяжения.

(2)Мощность земной атмосферы достигает 1000 км. (3)В атмосфере выделяется несколько слоёв: тропосфера, стратосфера, мезосфера и термосфера. (4)Тропосфера — самый нижний плотный слой атмосферы мощностью 9–18 км, в котором формируется погода. (5)Температура воздуха в нём понижается с высотой. (6)В стратосфере на высоте 20–25 км находится озоновый слой, который защищает планету от вредного ультрафиолетового излучения.

  По каким предложениям можно сделать вывод о строении атмосферы? Запишите номера предложений. Ответ:______________________



Приложение 2

t1594840659aa.jpg

Приложение 3

t1594840659ab.jpg

                                                                                                               Приложение 4

t1594840659ac.jpg

                                                                                                                Приложение 5

1 вариант


t1594840659ad.jpg

Ответ. Рисунок:_____________________________________

Описание:___________________________________________________________________________________________


2 вариант

t1594840659ae.jpg

Ответ. Рисунок:____________________________________

Описание:___________________________________________________________________________________________



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный урок, Любовь Ивановна!

28 July 2020