Методическая разработка урока географии по теме «Погода» (6 класс)
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Погода»
Учитель: Фоминых Любовь Ивановна
Цели урока: | Формировать умение описывать погоду | |||
Технологии, методы: | Проблемно-диалоговое обучение, ИКТ-технологии, игровые технологии | |||
Тип урока: | Урок открытия нового знания | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||
Знать основные элементы погоды, их условные обозначения, единицы измерения; применять полученные знания при решении заданий ВПР | Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Умение анализировать, преобразовывать и презентовать информацию, строить логические рассуждения | Умение организовывать взаимодействие с учителем и сверстниками, умение выступать публично, формулировать и аргументировать свое мнение | ||
Организация пространства | ||||
Формы работы | Ресурсы | |||
Фронтальная, командная (в паре), индивидуальная | Учебник: В.А.Кошевой, О.А.Родыгина. География. Наш дом - Земля. 6 класс//М.: Баласс, 2013 Географический атлас. 6 класс. – М.: «Издательство ДИК» Дрофа, 2019 Мультимедийная презентация Видео https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=eDu0Cx35Ntg&feature=emb_logo Карточки для индивидуальной работы Компьютер, проектор |
Ход урока
Этапы урока | Описание деятельности учителя | Описание деятельности обучающихся |
Организационный | Добрый день, ребята! Сегодня вы покинули зону комфорта: другой класс и присутствуют гости. Причем, не просто гости, а члены жюри. Ибо, на уроке вас ожидает кастинг. По какому поводу, пока интрига. | Настраиваются на урок |
Проблемная ситуация и актуализация знаний | Вспомним, какую оболочку мы начали изучать на предыдущем уроке? У вас на партах лежат карточки с заданием по вариантам (зад.7 из ВПР о значении и составе атмосферы), выполните их (сл.2) 1 вариант? В чем суть вашего задания? (сл.3) 2 вариант? В чем суть вашего задания? (прил.1) Напоминаю, что у нас сегодня будет кастинг на роль ведущего телевизионного эфира. Какого? Обратите внимание, на 4 предложение 2 варианта. Подумайте: Какие знания, умения, качества необходимы человеку, чтобы он смог стать ведущим? (т.е. требования) В процессе обдумывания обратите внимание на экран. (видео, https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=eDu0Cx35Ntg&feature=emb_logo сл.4) Итак, я повторяю вопрос. Какие знания, умения, качества необходимы человеку, чтобы он смог стать ведущим? Учитель комментирует варианты ответов обучающихся (напр., ведущая прогноза погоды И.Полякова – окончила географический факультет МГУ с красным дипломом), фиксирует предлагаемые критерии на доске Начинаем с теоретических вопросов. Таким образом, что мы будем сегодня изучать? | Предлагают варианты ответов (атмосфера) Самостоятельно выполняют задание в карточках (2 минуты) Акцентируют внимание на формулировку задания, дают публичные ответы, осуществляют самопроверку Предлагают варианты ответов (ведущий прогноза погоды) Смотрят видеофрагмент прогноза погоды на НТВ Предлагают варианты ответов: Требования к ведущему (т.е. критерии оценивания) 1.знать о «погоде» (теоретические моменты, не допускать ошибок в элементах погоды) (2-1-0) 2.правильно (качественно) говорить или качество речи (четко, громко, понятно, без слов паразитов) (2-1-0) 3. успеть за отведенное время (эфирное время стоит дорого) (1-0) 4.правильно стоять (не заслонять карту). (1-0) Формулируют и записывают в тетради тему урока (Погода) |
Поиск решения | Определить элементы и явления погоды я предлагаю необычным образом (Класс делится на 6 вариантов, каждый анализирует 1 стих). В течение 1 минуты вам надо определить и записать в тетради: «О каких элементах погоды идет речь в вашем стихе.(сл.5, прил.2) Информация об элементах погоды содержится на специальных синоптических картах | Анализируют стихотворения, предлагают варианты ответов. По результатам фронтальной беседы информацию фиксируют в форме таблицы: элемент погоды/условное обозначение/единица измерения Дополняют таблицу с помощью синоптической карты в атласе |
Для того, чтобы участвовать в кастинге – надо потренироваться (сл.6, прил.3) . Вам в паре надо рассказать друг другу по очереди о погоде в г. Перми (2 минуты) | По условным обозначениям описывают погоду в Перми, проговаривают вслух друг другу, корректируют ответы друг друга | |
Наступает волнительный момент –Кастинг. Обращаем внимание на доску. Это критерии по которым будут оцениваться конкурсанты. (сл.7, прил.4) Т.к. время ограничено. Сегодня в кастинге участвуют только 3 человека (по желанию выходят, им наклеиваются номера). Остальные обучающиеся по критериям будут оценивать выступающих. После всех выступлений подводит итог председатель жюри (из гостей) | Обучающиеся по очереди выходят к экрану, выбирают на слайде любой город, в течение 1 минуты описывают погоду, представляя себя в роли телеведущего Остальные – в тетрадях по критериям оценивают выступления конкурсантов, по 1 чел – публично | |
Самостоятельное применение знаний | А сейчас мы знакомимся с заданием ВПР, связанным с описанием погоды. Переверните листочки – 3 минуты на выполнение (сл.8,9, прил.5) | Самостоятельно выполняют задание в карточках по вариантам Отвечают публично (по желанию, представители каждого варианта) |
Итог урока | Спасибо всем за работу и сотрудничество. Подводим итог. Оцените сегодняшнее занятие состоянием облачности – пасмурно(сложно), переменная облачность (не все понял), ясно (все понятно). Кто-то желает высказаться устно? Д/з: §: 13, учить таблицу. Ребята, у нас кастинг продолжается, вы дома снимаете видео, на котором рассказываете о погоде в Карагае на определенный день и демонстрируете его на следующем уроке (по желанию). До новых встреч! | Рефлексируют свою деятельность: самостоятельно фиксируют результаты в тетрадь, несколько человек (по желанию) отвечают публично Записывают д/з, задают уточняющие вопросы |
Источники информации
1.Банников С.В. Эртель А.Б. Всероссийская проверочная работа. География: 6 класс: 15 вариантов. Типовые задания. ФГОС//М.: Издательство «Экзамен», 2019
2.Видео «Прогноз погоды на НТВ»// https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=eDu0Cx35Ntg&feature=emb_logo
3.ВПР 2020, география- 6: задания, ответы, решения// https://geo6-vpr.sdamgia.ru/
4.Жижина Е.А.Поурочные разработки по географии. 6 класс. –М.:Вако, 2017
5.Картинки//https://yandex.ru/images/
6.Кошевой В.А., Родыгина О.А. География. Наш дом - Земля. 6 класс//М.: Баласс, 2013
7.Прогноз погоды//https://www.gismeteo.ru/
Приложение 1
1 вариант
Прочитайте текст и выполните задание
(1)Атмосфера – воздушная оболочка, окружающая и защищающая Землю от метеоритов, которые сгорают в ней. (2)Мощность земной атмосферы достигает 1000 км. (3)Основные газы атмосферы – азот, кислород и аргон. (4)Кислород – газ, необходимый для дыхания всего живого на планете. (5)В атмосфере выделяется несколько слоёв: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера. (6)В стратосфере на высоте 20–25 км находится озоновый слой, который защищает планету от вредного ультрафиолетового излучения.
По каким предложениям можно сделать вывод о значении атмосферы? Запишите номера предложений. Ответ:____________________
2 вариант
Прочитайте текст и выполните задание
(1)Атмосфера — газовая оболочка Земли, удерживаемая силой земного притяжения.
(2)Мощность земной атмосферы достигает 1000 км. (3)В атмосфере выделяется несколько слоёв: тропосфера, стратосфера, мезосфера и термосфера. (4)Тропосфера — самый нижний плотный слой атмосферы мощностью 9–18 км, в котором формируется погода. (5)Температура воздуха в нём понижается с высотой. (6)В стратосфере на высоте 20–25 км находится озоновый слой, который защищает планету от вредного ультрафиолетового излучения.
По каким предложениям можно сделать вывод о строении атмосферы? Запишите номера предложений. Ответ:______________________
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
1 вариант
Ответ. Рисунок:_____________________________________
Описание:___________________________________________________________________________________________
2 вариант
Ответ. Рисунок:____________________________________
Описание:___________________________________________________________________________________________
Екатерина Петровна