Методическая разработка урока-викторины «Сущность и функции денег»
Цель: рассмотреть историю возникновения и развития денег, ознакомить студентов с терминологией, расширить представление о деньгах.
Задачи:
1. изучение терминов и функций денег с помощью опорных схем,
2. закрепление теоретических знаний по теме в игровой форме (творческие интеллектуальные задания, пословицы, фразеологизмы, поговорки, вопросы викторины, кроссворды),
3. формирование у студентов навыков групповой работы, развитие коммуникативных способностей;
4. развитие мыслительной деятельности студентов, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора студентов.
Организационная форма занятия: урок
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-викторина
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Проверка присутствующих
Актуализация изучаемой темы, постановка целей и задач.
Распределение студентов по группам
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
1. Выступление с докладом по теме «История возникновения и развития денег».
Доклад готовит один студент. Регламент выступления – 5 минут. Обобщает полученные знания, делает вывод. Студенты группы задают вопросы.
2. Закрепление изученной терминологии.
Термины
Деньги – всеобщий эквивалент стоимости товараПотребительная стоимость – это способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека.
Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие в определенных пропорциях.
Номинальная стоимость – понятие, олицетворяющее весовой стандарт и закрепившееся за деньгами в качестве их наименований (драхмы, франки, марки, талеры и пр.).
Действительные деньги – деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены.
Заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, у которых номинальная стоимость выше реальной.
Денежная масса – это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа.
Пояснения к схеме 1. Мера стоимости - деньги являются единицей счета, т.е единицей, на основе которой назначаются цены и ведутся счета. 2. Средства обращения - деньги являются посредником в сделках купли-продажи. 3. Средства накопления и сбережения - без этой функции не возможен экономический рост.
4. Средства платежа - купля-продажа товаров с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.
5. Мировые деньги - эта функция реализуется в процессе обслуживания экономических связей между странами.
3. Творческие интеллектуальные заданияОпределите, какие из приведенных ниже высказываний характеризуют функции денег. Каждому высказыванию отметить свою функцию.
1. ___________________________________________________________
1.1. Единственное их занятие – торговля соболями, балками и прочими мехами, которые они продают покупателям, получают назначенную цену деньгами. А покупают в основном восточное монетное серебро и рабов.
1.2. Фирме «Эконом» перечислено 6000 рублей на 6 месяцев.
Ответ: средство обращения2. ___________________________________________________________
2.1. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составила 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше.
За три марки серебра можно было купить рабыню или хорошего скакуна.
2.2. В течение месяца цены были такие: билет – 5 рублей, жевательная резинка – 4 рубля, сок – 6 рублей.
Ответ: мера стоимости3. ____________________________________________________________
3.1. В руках воинов-купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные сокровища.
3.2. Выручку в долларах положили на депозитный счет на 6 месяцев под проценты.
Ответ: средство накопления и сбережения
4. ____________________________________________________________
4.1. Заплачены налоги и страховые отчисления.
4.2. Выплачена заработная плата работникам из кассы предприятия.
Ответ: средство платежа5. ____________________________________________________________
5.1. Международное расчетное средство – золото.
5.2. В качестве денег используются конвертируемые валюты; средство товарного обмена между странами.
Ответ: мировые деньги4. Вспомните пословицы, фразеологизмы, поговорки о деньгах и объясните их смысл. Студенты выполняют задание в трех группах.
1-ая группа
«Сумасшедшие деньги» - это об очень больших деньгах.
«Время – деньги»
2-ая группа
«Бешеные деньги» - о легко доставшихся больших деньгах, возможно приобретенных нечестным путем.
«Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять»
3-я группа
«Он не при деньгах», то есть не имеет к ним доступа
«Плакали мои денежки» - пропали и не вернешь
5. Игра «Верите … не верите». Преподаватель зачитывает вопросы, а студенты внимательно их выслушают и отвечают на них да или нет. За каждый правильный ответ студенты получают по одному баллу.
Верите ли вы, что:
1. В Китае и Японии деньгами был рис? (Да)
2. У охотничьих народов Сибири богатство ценилось количеством слоновой кости? (Нет, мехом)
3. Крез первым начал чеканку золотых монет? (Да)
4. Александр Македонский первым стал чеканить монету со своим портретом? (Да)
5. Бунт, который возник после того, как царь приказал печатать … копейки, назывался соленым? (Нет, медным, так как печатали медные копейки)
6. Император Фридрих II в 1241 г. расплачивался кожаными деньгами? (Да, с солдатами)
6. Вопросы-ответы
Работая в группе студенты отвечают на 2 вопроса. За каждый правильный ответ студенты получают по одному баллу.
1-ая группа
1. Почему в данных странах именно этот товар стал деньгами: в Америке – ракушки; на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?
Ответ: этот товар высоко ценился, а его количества было достаточно для того, чтобы обеспечить товарообмен.
2. Мог бы стать деньгами товар, редкий в этой местности?
Ответ: нет, так как он не мог бы обеспечить все сделки2-ая группа
1. Могли бы ледяные кубики стать денежной единицей в Америке?
Ответ: нет, так как они недолговечны2. Почему шар кегельбана не может быть деньгами?
Ответ: не удобен в обращении.3-я группа
1. Какими тремя признаками обладал товар, стихийно выделившийся в качестве денег у разных народов?
Ответ:
ценность в глазах всего общества,
был в достаточном количестве,
обладал долговечностью.
2. «Деньги – на стол». Представителям какой профессии принадлежал этот древнейший девиз?
Ответ: банкирам.
7. Викторина
1-ая группа
1. Назовите древнейшие формы безналичных денег (Вексель и чек)
2. Некогда один мудрец сказал, что деньги – это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли. Как вы считаете, кто из них прав? (Оба правы. Деньги были рождены торговлей и возникли как техническое средство, облегчающее обмен товарами)
2-ая группа
1. Когда и где появились первые бумажные деньги? (В 9 веке в Китае)
2. Для чего при Петре I на оборотной стороне монеты делались выпуклые точки? (В народе грамотных было мало. Прочитать не каждый мог, а вот сосчитать – пожалуйста)
3-ья группа
1. Чему равен алтын? (Трем копейкам)
2. Когда почтовые марки выполняли роль денег и почему? (В период первой мировой войны. Из обращения исчезли золотые и серебряные монеты, ими правительство рассчитывалось за поставки оружия из других стран. Исчезли и медные деньги, медь шла на изготовление гильз для патронов и снарядов)
8. Закрепление изученных понятий. Отгадывание кроссворда Кроссворд1. Стоимость единицы товара
2. Ценная бумага, по которой в банке можно получать деньги
3. Буквально «банковская расписка»
4. Обозначенная стоимость
5. Выпуск денег в обращение
6. Все, что может быть использовано для оплаты покупок
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
4 |
|||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
Ответы на кроссворд
1. цена
2. чек
3. банкнота
4. номинал
5. эмиссия
6. деньги
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Подведение итогов.
1. Жюри подводит итоги работы каждой команды. Один из участников озвучивает результаты, называет команду победителя.
2. Преподаватель в роли эксперта подводит итог работы, выделяет студентов, активно работающих в группах, выставляет оценки.
3. Домашнее задание.
Ефимова Алла Ивановна