12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пятова Татьяна Александровна32

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ №27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока математики в 9-ом классе

на тему:

«Функция y=xn»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

учитель математики

Пятова Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мытищи

2021

Тема урока: «Функция y=xn».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: расширить знания учащихся за счет включения новых определений и описаний: понятия степенной функции с натуральным показателей и ее свойств.

Планируемые результаты:

Личностные:

готовность и спо­собность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

формирование способности к эмоциональному вос­приятию математических объектов, задач, решений, рассуж­дений;

умение контролировать процесс и результат учебной ма­тематической деятельности.

Метапредметные:

самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных математических про­блем;

применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников.

Предметные:

умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис­пользовать различные языки математики (словесный, симво­лический, графический);

выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;

пользоваться изученными математическими формулами;

строить графики функций;

устанавливать свойства функций по графикам;

«читать» графики.

Формы организации урока: коллективная, индивидуальная работа.

Оборудование урока: доска, мел, набор дидактических материалов для урока.

Ход урока

Организационный момент (2 мин.)

Поприветствовать учащихся, проверить отсутствующих.

Проверка домашнего задания (3 мин.)

Разобрать решения примеров, с которыми не справилось большинство учащихся.

Актуализация знаний, формулировка учащимися целей и задач, планирование учащимися способов достижения намеченной цели (7 мин.)

Обратить внимание учащихся на тот факт, что функции при t1673547238aa.gif, то есть функции t1673547238ab.gif, t1673547238ac.gif, t1673547238ad.gifони уже рассматривали и имеют представление о том, как они выглядят, знают об их свойствах (учащиеся перечисляют их). Задать учащимся вопрос: а как будет выглядеть функция при любом n? (учащиеся встречаются с затруднением, составляют план по разрешению создавшегося затруднения).

Открытие нового знания (15 мин.)

На доске вместе с учащимися путем коллективной работы провести исследование степенной функции при любом t1673547238ae.gif.

План исследования:

Построение графика функции

Исследование свойств функции по схеме:

Область определения функции;

Множество значений функции;

Четность/нечетность функции;

Нули функции;

Промежутки возрастания/убывания функции;

Наибольшее и наименьшее значения функции;

 

Значениеt1673547238ae.gif, вид функции

График функции

Свойства функции

 

t1673547238af.gif

t1673547238ab.gif

t1673547238ag.gif

t1673547238ah.gif;

t1673547238ai.gif;

Нечетная;

t1673547238aj.gifпри t1673547238ak.gif;

Возрастает на всей области определения;

Наибольшего и наименьшего значений нет.

 

t1673547238al.gif

t1673547238ac.gif

 

t1673547238am.gif

 

t1673547238ah.gif;

t1673547238an.gif;

Четная;

t1673547238aj.gifпри t1673547238ak.gif;

При t1673547238ao.gif - убывает,

при t1673547238ap.gif- возрастает

Наименьшее значение - t1673547238aj.gif,

наибольшего значения нет.

 

t1673547238aq.gif

t1673547238ad.gif

 

t1673547238ar.gif

t1673547238ah.gif;

t1673547238ai.gif;

Нечетная;

t1673547238aj.gifпри t1673547238ak.gif;

Возрастает на всей области определения;

Наименьшего и наибольшего значений нет.

 

Рассмотреть функцииt1673547238as.gif и определить, чем они отличаются от функции t1673547238ac.gif(проходят ли через точку (0;0), каковы их значения при t1673547238at.gif и t1673547238au.gif). Учащиеся делают вывод о том, что все свойства функции t1673547238ac.gif будут справедливы и для функций t1673547238as.gif, поэтому функция t1673547238av.gif при четном t1673547238ae.gif имеет следующие свойства:

t1673547238ah.gif;

t1673547238an.gif;

Четная;

t1673547238aj.gifпри t1673547238ak.gif;

При t1673547238ao.gif - убывает, при t1673547238ap.gif– возрастает;

Имеет наименьшее значение - t1673547238aj.gif, наибольшего значения не имеет.

Рассмотреть функцииt1673547238aw.gif и определить, чем они отличаются от функции t1673547238ad.gif (проходят ли через точку (0;0), каковы их значения при t1673547238at.gif и t1673547238au.gif). Учащиеся делают вывод о том, что все свойства функции t1673547238ad.gif будут справедливы и для функций t1673547238aw.gif, поэтому функция t1673547238av.gif при нечетном t1673547238ae.gif имеет следующие свойства:

t1673547238ah.gif;

t1673547238ai.gif;

Нечетная;

t1673547238aj.gifпри t1673547238ak.gif;

Возрастает на всей области определения;

Наименьшего и наибольшего значений не имеет.

Ввести определение: функция, заданная формулой t1673547238av.gif, где t1673547238ax.gif- независимая переменная, а t1673547238ae.gif- натуральное число, называется степенной функцией с натуральным показателем.

Первичное закрепление изученного материала (5 мин.)

Решение упражнений из учебника:

138 (устно)

Функция задана формулой t1673547238ay.gif. Сравните:

t1673547238az.gifи t1673547238ba.gif;

t1673547238bb.gifи t1673547238bc.gif;

t1673547238bd.gifи t1673547238be.gif;

t1673547238bf.gifи t1673547238bg.gif.

Решение:

Графиком функции t1673547238ay.gifявляется парабола. Функция t1673547238ay.gif - четная, поэтому t1673547238bh.gif. При t1673547238ap.gif функция возрастает, поэтому большему значению аргумента будет соответствовать большее значение функции. При t1673547238ao.gif функция убывает, поэтому большему значению аргумента будет соответствовать меньшее значение функции. Тогда:

t1673547238az.gif<t1673547238ba.gif;

t1673547238bb.gif<t1673547238bc.gif;

t1673547238bd.gif>t1673547238be.gif;

t1673547238bf.gif>t1673547238bg.gif.

140 (у доски)

Сравните:

t1673547238bi.gifи t1673547238bj.gif;

t1673547238bk.gifи t1673547238bl.gif;

t1673547238bm.gifи t1673547238bn.gif;

t1673547238bo.gifи t1673547238bp.gif;

t1673547238bq.gifи t1673547238br.gif;

t1673547238bs.gifи t1673547238bt.gif.

Решение:

t1673547238bi.gif< t1673547238bj.gif;

t1673547238bk.gif>t1673547238bl.gif;

t1673547238bm.gif< t1673547238bn.gif;

t1673547238bo.gif<t1673547238bp.gif;

t1673547238bq.gif<t1673547238br.gif;

t1673547238bs.gif> t1673547238bt.gif.

Самостоятельная работа и проверка по эталону (5 мин.)

139

Функция задана формулой t1673547238bu.gif. Сравните:

t1673547238bv.gifи t1673547238bw.gif;

t1673547238bx.gifи t1673547238by.gif;

t1673547238bz.gifи t1673547238ca.gif;

t1673547238cb.gifи t1673547238cc.gif.

Решение:

Функция возрастает на всей области определения. Тогда:

t1673547238bv.gif>t1673547238bw.gif;

t1673547238bx.gif>t1673547238by.gif;

t1673547238bz.gif<t1673547238ca.gif;

t1673547238cb.gif<t1673547238cc.gif.

141

Сравните:

t1673547238cd.gifи t1673547238ce.gif;

t1673547238cf.gifи t1673547238cg.gif;

t1673547238ch.gifи t1673547238ci.gif;

t1673547238cj.gifи t1673547238ck.gif;

t1673547238cl.gifи t1673547238cm.gif;

t1673547238cn.gifи t1673547238co.gif.

Решение:

t1673547238cd.gif> t1673547238ce.gif;

t1673547238cf.gif>t1673547238cg.gif;

t1673547238ch.gif>t1673547238ci.gif;

t1673547238cj.gif< t1673547238ck.gif;

t1673547238cl.gif>t1673547238cm.gif;

t1673547238cn.gif< t1673547238co.gif.

Включение в систему знаний и умений (5 мин.)

145 (у доски)

Изобразите схематически график функции:

t1673547238cp.gif;

t1673547238cq.gif;

t1673547238cr.gif;

t1673547238cs.gif.

Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин.)

Задать вопросы учащимся:

как выглядит график степенной функции при t1673547238af.gif?

как выглядит график степенной функции при четном t1673547238ae.gif?

как выглядит график степенной функции при нечетном t1673547238ae.gif?

на уроке я: активно работал; работал, но неактивно; был пассивен.

у меня получилось…

меня удивило…

теперь я умею…

какое задание Вам больше понравилось?

какие задания вызвали затруднения?

Информация о домашнем задании (1 мин.)

§4, п.8, вопросы 1-3 стр.57; №156, №157

 

Список использованной литературы

 

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.; под ред. С.А.Теляковского. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2016.


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.