Урок обществознания в 7 классе «Деньги. Функции денег»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Создать условия для открытия учащимися новых знаний по теме
Задачи урока:
1) Познакомить учащихся с историей денег, подвести их к пониманию роли денег ;
2) Выяснить функции денег в современном обществе;
3) Охарактеризовать виды денег в современном обществе
4) Продолжить формирование умений делать выводы, работать по тексту учебника;
5) стимулировать развитие интереса и стремления учащихся к глубокому изучению естественных и общественных явлений;
УУД
Предметные: научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции
Метапредметные:
Познавательные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Оборудование: учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н.; карточки с заданиями.
Основные термины: бартер, эквивалент, деньги, функции и виды денег, номинал, аверс, реверс, легенда, гурт. (на доске)
Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок – исследование.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Переход к новой теме, выяснение целей урока:
Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им.
Определите тему урока . Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Между тем большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.
Цель урока открытие новых знаний по теме «Деньги»
Используя существительные: причины, признаки, функции, время сформулируйте задачи урока
Изучение нового материала:
1. Какие ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их доске. (Приём «Корзина чувств»: на доске пишется слово «Деньги», а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. (Деньги – магазин, копилка, банк, машина, компьютер, телефон).
2. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми.
Коробочка
Текст: «Как деньги стали деньгами». Стр.105-106 кластер
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы». У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Таким образом: деньги в современном нашем понимании появились совсем недавно.
Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты. (раздать карточки).
Учитель: – Ребята, мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Ярмарка». (Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)
Учитель:
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар) Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Да
Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Люди нашли решение, товар сначала меняли на товар – посредник. Потом уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.
Запишем: Эквивалент - нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.
Вывод: люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить на равные части.
«Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Запишите в тетрадях определение термина «Деньги».
Признаки денег
Компактность или портативность
Делимость
Долговечность
Однородность
Приемлемость
Учитель: Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег? Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.
Учитель: У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами?
Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.
Учитель: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Малевича?
Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.
Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Малевича будет лучшим средством сбережения, чем деньги.
Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.
Физкультминутка 2 минуты
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
Учитель:
- А знаете ли вы как произошли названия денег?
Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты, при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»
Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.
Учитель: Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар.
Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки.
Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.
Средство накопления – хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем
Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п. стр.107 учебника все функции перечислили.
• Какие валюты можно считать мировыми?
( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)
А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Задание
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости).
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.(2) (средство платежа).
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) . (Средство обращения).
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления)
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5). (мировые деньги)
Учитель: - Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; обобщение ответов детей)
А) Работа с наличными деньгами
Учитель:
Монеты
– У вас на столе лежат монеты. Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
Язык монеты.
Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства
Легенда – надпись на монете.
Номинал – нарицательная стоимость монеты
Гурт - боковая поверхность монеты.
Купюры – бумажные деньги
Чеки
Карточки
Б) Работа с пластиковыми карточками
А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?
Практическая работа зеленые карточки
Оцените, насколько каждый из перечисленных предметов (веществ, животных) пригоден для выполнения функций денег по предложенным свойствам
Таблица 1
Предметы, выступающие в роли денег |
Компактность |
Делимость |
Долговечность |
Однородность |
Приемлемость |
Кол-во баллов |
|
1 |
Соль |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
2 |
Каменные колеса |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
3 |
3 |
Рыба |
- |
- |
- |
- |
+ |
3 |
4 |
Золото |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
5 |
Медные монеты |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
6 |
Чек на предъявителя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Взаимопроверка
Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный.
За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к деньгам.
А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.
Вам на заметку:
1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.
2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.
3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.
5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.
6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
Учитель: - Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:
Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что…
Сегодня на уроке
Меня удивило…
больше всего на уроке мне понравилось…
Я узнал……
Я выполнял задания…
Самая ценная информация для меня…
Хотелось бы еще узнать…
Д.з п.13, рт.з.2 задания на выбор
Деньги делают деньги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Отплатить той же монетой.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил.
Не было ни гроша – да вдруг алтын.
- Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?
(Выступление ученика)
Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.
Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.
В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.