Методическая разработка урока по теме «Глагол» (Русский язык, 9 класс)
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Мантуровская школа-интернат Костромской области для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
УРОК ПИСЬМА
И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
9 класс
ТЕМА: « Глагол»
Учитель: Тихомирова.Н.Л.
Мантурово 2018
Тип урок: урок усвоения новых знаний.
Тема: Глагол.
Цель урока: восстановление знаний обучающихся о глаголе
Задачи:
Задачи урока:
Образовательная : находить глаголы в тексте в устной и письменной речи, учить ставить к ним вопросы;
формировать умение правильно определять роль глагола в предложении;
Коррекционно – развивающая : коррегировать внимание обучающихся путём выполнения практических заданий, опираясь на опорные схемы на доске;
Воспитательная : воспитывать интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.
Оборудование: карточки с текстами, сигнальные карточки, мультимедийная презентация
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
Коррекционная работа |
1.Организационный этап |
|||
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой а) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами. б) Если у вас есть друг – улыбнитесь ему. в) Если вы рады встрече с другом – протяните ему руку и поздоровайтесь. в) Если вы любите свою школу — похлопайте в ладоши. |
Установка на работу, дисциплина. Готовность учащихся слушать и воспринимать учителя |
2мин |
Психологический настрой на урок |
2. Объяснение |
|||
– Сегодня мы начинаем изучение новой темы. А как называется часть речи, которую будем изучать на уроках письма, вы мне ответите сами, выполнив задание Постановка проблемы. «Четвёртый лишний» Сугробы , снега , греет, метели. Холодный , любит, злой, лютый. Он, она, аплодирует, оно. Грохочет, зима, гололёд, метель. Мне, мной, отдыхает, обо мне. Летит, весёлые, озорные, непоседливые. К какой части речи относятся выписанные слова? Интересная часть речи Что такое глагол? Выберите правильный ответ. Запись правила в тетрадь Глагол это: а) часть речи; б) член предложения. 2. Глагол обозначает: а) признак предмета; б) действие предмета. 3. Глагол отвечает на вопросы: а) Что? Кому? Откуда? Кто? б) Что делать? Что сделать? 4. Каким членом предложения является глагол? а) подлежащим. б) сказуемым. Вывод. Чтение правила. Кластер Глагол часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делать? что сделать? выполняет роль сказуемого __________________ ________________
|
Учащиеся записывают « лишние» слова в тетрадь.
Учащиеся дают ответ на вопрос
Учащиеся дают ответы
Учащиеся читают правило |
7 мин
|
|
Коррекция логического мышления
Коррекция слухового восприятия
Коррекция мыслительной деятельности
Коррекция зрительного восприятия |
|||
Закрепление нового материала |
|||
1.Выборочная работа. Лес зазвенел, застонал, затрещал. В темную нору забилась лисица, В недоуменье тащат муравьи С песнями труд человека спорился: С треском ломали сухой березняк, Старую сосну сперва подрубали, И, поваливши, плясали на ней, Проведение индивидуальной работы с Сотниковым М Лес зазвенел, застонал, затрещал. В темную нору забилась лисица, В недоуменье тащат муравьи С песнями труд человека спорился: Из какого произведения взяты строки? О какой экологической катастрофе говорится в этом отрывке? Можем ли мы с вами в русском языке обойтись без глаголов? Проблемный вопрос. 2 .Работа над пословицами (вставьте подходящий по смыслу глагол) 1 –сложный учащиеся самостоятельно подбирает пропущенные слова. Что сегодня…., завтра….. Что…., то и….. Береги, сбережёшь ,пригодится, садят, едят, откликнется, аукнется, посеешь, пожнешь 2 уровень Что сегодня сбережёшь, завтра….. Что…., то и пожнешь. Береги, пригодится, садят ,посеешь, откликнется 3 уровень- низкий Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится. Что посеешь, то и пожнешь. Можно ли в русском языке обойтись без глаголов? |
Находят в стихотворении глаголы и выписывают их
Ответы учащихся
Учащиеся вставляют в предложения глаголы |
10 мин |
Коррекция мыслительной деятельности
Коррекция логического мышления
|
Физкультминутка |
|||
Раз — согнуться, разогнуться, Два — нагнуться, потянуться, Три, четыре — дружно хлопнем, Руки шире разведем. Пять, шесть – тихо сядем И писать опять начнем |
Учащиеся выполняют движения |
2 мин |
Коррекция и развитие координации движения |
Актуализация новых знаний |
|||
Работа с деформированным текстом. Дары леса. Лес, людей, кормит, птиц, зверей .Люди, в, любят, лес, ходить. Часами, грибы, ищут, ягоды. Они, из, леса, лукошки, даров, лесных, приносят, полные. Белка, грибы, грызёт, сушит, шишки. Ёжик, груши, дикие, запас. Птицы, ягоды, клюют Составить предложения, подчеркнуть глаголы Сотников М Лес кормит людей, зверей, птиц. Люди любят ходить в лес. Часами ищут грибы, ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных даров. Белка сушит грибы, грызет шишки. Ежик запас дикие груши. Птицы клюют ягоды |
Учащиеся составляют и записывают получившиеся предложения |
6 мин |
Коррекция письменной речи |
Динамическая пауза |
|||
Над доской и на потолке в разных сторонах находятся буквы ДСИМ на цветных карточках. Учитель называет по очереди начальную букву имени ученика, а ученик ищет карточку с буквой своего имени. |
Учащиеся ищут карточку и называют глагол |
3 мин |
Коррекция зрительного восприятия |
7. Подведение итогов урока |
|||
Предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности, обосновать свое мнение. Глагол – это признак предмета; Глагол – это часть речи; Глагол – это предмет; Глагол – обозначает действие предмета; Глагол отвечает на вопросы: кто? что? Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? (Если вы согласны с утверждением покажите зёлёный цвет, если нет красный Решение проблемного вопрсы |
Учащиеся поднимают карточки |
2 мин |
Развитие слухового восприятия. |
Домашнее задание |
|||
Упражнение № 150, стр. 116 |
Учащиеся записывают домашнее задание |
4 мин |
Коррекция внимания |
Релаксация |
|||
Если вам понравился урок поднимите зелёную карточку. Если вы считаете, что что- то у вас не получилось- поднимите красную карточку |
Учащиеся поднимают карточки |
1 мин |
Коррекция мыслительной деятельности, через умение сделать вывод |
Игра «Образуй глагол» Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы. Лётчик – летает Будильник – будить |
Учащиеся образуют глаголы |
3 мин |
Коррекция слухового восприятия |