12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихомирова Надежда Леонидовна16

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Мантуровская школа-интернат Костромской области для детей

с ограниченными возможностями здоровья»


 

УРОК ПИСЬМА

И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

9 класс

ТЕМА: « Глагол»


 

Учитель: Тихомирова.Н.Л.

Мантурово 2018


 

Тип урок: урок усвоения новых знаний.

Тема: Глагол.

Цель урока: восстановление знаний обучающихся о глаголе

Задачи:

Задачи урока:

Образовательная : находить глаголы в тексте в устной и письменной речи, учить ставить к ним вопросы;

формировать умение правильно определять роль глагола в предложении;

Коррекционно – развивающая : коррегировать внимание обучающихся путём выполнения практических заданий, опираясь на опорные схемы на доске;

Воспитательная : воспитывать интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.

Оборудование: карточки с текстами, сигнальные карточки, мультимедийная презентация

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Коррекционная работа

1.Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой

а) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.

б) Если у вас есть друг – улыбнитесь ему.

в) Если вы рады встрече с другом – протяните ему руку и поздоровайтесь.

в) Если вы любите свою школу — похлопайте в ладоши.

Установка на работу, дисциплина. Готовность учащихся слушать и воспринимать учителя

2мин

Психологический настрой на урок

2. Объяснение

Сегодня мы начинаем изучение новой темы.

А как называется часть речи, которую будем изучать на уроках письма, вы мне ответите сами, выполнив задание

Постановка проблемы.

«Четвёртый лишний»

Сугробы , снега , греет, метели.

Холодный , любит, злой, лютый.

Он, она, аплодирует, оно.

Грохочет, зима, гололёд, метель.

Мне, мной, отдыхает, обо мне.

Летит, весёлые, озорные, непоседливые.

К какой части речи относятся выписанные слова?

Интересная часть речи 
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … 
(глагол)

Что такое глагол? Выберите правильный ответ.

Запись правила в тетрадь

Глагол это:

а) часть речи;

б) член предложения.

     2. Глагол обозначает:

а) признак предмета;

б) действие предмета.

     3. Глагол отвечает на вопросы:

а) Что? Кому? Откуда? Кто?

б) Что делать? Что сделать?

     4. Каким членом предложения является глагол?

а) подлежащим.

б) сказуемым.

     Вывод. Чтение правила.

Кластер

Глагол

часть речи

обозначает действие предмета

отвечает на вопросы

что делать? что сделать?

выполняет роль сказуемого

__________________

________________

 


 

Учащиеся записывают « лишние» слова в тетрадь.


 


 


 


 


 

Учащиеся дают ответ на вопрос


 


 


 


 


 


 

Учащиеся дают ответы


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся читают правило

7 мин

 

 

Коррекция логического мышления


 


 


 


 


 


 

Коррекция слухового восприятия


 


 


 


 

Коррекция мыслительной деятельности


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коррекция зрительного восприятия

Закрепление нового материала

1.Выборочная работа.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал,

В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожнее птица,

В недоуменье тащат муравьи
Что ни попало в жилища свои.

С песнями труд человека спорился:
Словно подкошен, осинник валился,

С треском ломали сухой березняк,
Корчили с корнем упорный дубняк,

Старую сосну сперва подрубали,
После арканом ее нагибали

И, поваливши, плясали на ней,
Чтобы к земле прилегла поплотней.

Проведение индивидуальной работы с Сотниковым М

Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал,

В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожнее птица,

В недоуменье тащат муравьи
Что ни попало в жилища свои.

С песнями труд человека спорился:
Словно подкошен, осинник валился…

Из какого произведения взяты строки?

О какой экологической катастрофе говорится в этом отрывке?

Можем ли мы с вами в русском языке обойтись без глаголов? Проблемный вопрос.

2 .Работа над пословицами (вставьте подходящий по смыслу глагол)

1 –сложный учащиеся самостоятельно подбирает пропущенные слова.

Что сегодня…., завтра…..
Дерево скоро…., да не скоро с него плод….

Что…., то и…..
Как……, так и……
…….землю родимую, как мать любимую.

Береги, сбережёшь ,пригодится, садят, едят, откликнется, аукнется, посеешь, пожнешь

2 уровень

Что сегодня сбережёшь, завтра…..
Дерево скоро…., да не скоро с него плод едят..

Что…., то и пожнешь.
Как аукнется, так и ….
Береги землю родимую, как мать любимую.

Береги, пригодится, садят ,посеешь, откликнется

3 уровень- низкий

Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.

Что посеешь, то и пожнешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Береги землю родимую, как мать любимую.

Можно ли в русском языке обойтись без глаголов?

Находят в стихотворении глаголы и выписывают их


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ответы учащихся


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся вставляют в предложения глаголы

10 мин

Коррекция мыслительной деятельности


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коррекция логического мышления


 


 


 


 


 

 

Физкультминутка

Раз — согнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться,

Три, четыре — дружно хлопнем,

Руки шире разведем.

Пять, шесть – тихо сядем

И писать опять начнем

Учащиеся выполняют движения

2 мин

Коррекция и развитие координации движения

Актуализация новых знаний

Работа с деформированным текстом.

Дары леса.

Лес, людей, кормит, птиц, зверей .Люди, в, любят, лес, ходить. Часами, грибы, ищут, ягоды. Они, из, леса, лукошки, даров, лесных, приносят, полные. Белка, грибы, грызёт, сушит, шишки. Ёжик, груши, дикие, запас. Птицы, ягоды, клюют

Составить предложения, подчеркнуть глаголы

Сотников М

Лес кормит людей, зверей, птиц.

Люди любят ходить в лес. Часами ищут грибы, ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных даров.

Белка сушит грибы, грызет шишки. Ежик запас дикие груши. Птицы клюют ягоды

Учащиеся составляют и записывают получившиеся предложения

6 мин

Коррекция письменной речи

Динамическая пауза

Над доской и на потолке в разных сторонах находятся буквы ДСИМ на цветных карточках. Учитель называет по очереди начальную букву имени ученика, а ученик ищет карточку с буквой своего имени. 
– Назовите мне глаголы, которые начинаются с буквы вашего имени.

Учащиеся ищут карточку и называют глагол

3 мин

Коррекция зрительного восприятия

7. Подведение итогов урока

Предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности, обосновать свое мнение.

Глагол – это признак предмета;

Глагол – это часть речи;

Глагол – это предмет;

Глагол – обозначает действие предмета;

Глагол отвечает на вопросы: кто? что?

Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

(Если вы согласны с утверждением покажите зёлёный цвет, если нет красный

Решение проблемного вопрсы

 

Учащиеся поднимают карточки

2 мин

Развитие слухового восприятия.

Домашнее задание

Упражнение № 150, стр. 116

Учащиеся записывают домашнее задание

4 мин

Коррекция внимания

Релаксация

Если вам понравился урок поднимите зелёную карточку. Если вы считаете, что что- то у вас не получилось- поднимите красную карточку

Учащиеся поднимают карточки

1 мин

Коррекция мыслительной деятельности, через умение сделать вывод

Игра «Образуй глагол»

Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.

Лётчик – летает                               Будильник – будить
отдых – отдыхает                            деление – делить
грызун – грызёт                                дружба – дружить
подкова – подковывает                    постель – постелить
свет – светит                                    шалунья – шалить
шумный – шумит                              укус – укусить
чисто – чистит                                  посылка – посылать

Учащиеся образуют глаголы

3 мин

Коррекция слухового восприятия

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.