Методическая разработка урока по теме «Наклонение глагола» (Русский язык, 6 класс)

2
0
Материал опубликован 17 December 2019

Методическая разработка урока.

Автор работы: учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ №6» г. Лысьва Пермский край

Светлана Викторовна Конькова

Тема урока « Наклонение глагола»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

Обучающая: дать понятие о морфологическом признаке – наклонении глагола.

Развивающая: развивать умение различать наклонения глаголов, ставить глагол в формы разных наклонений, употреблять в речи.

Воспитательная: содействовать воспитанию культуры поведения в школе и дома.


1 этап - МОтивация


Повторение знаний о глаголе


Блиц-опрос

да

Признаки глагола

нет


Глагол обозначает действие предмета



Глагол отвечает на вопросы: что делать? Что сделать ?



Глагол изменяется по временам: настоящее, прошедшее и будущее время



В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам



Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида



В предложении глагол может быть подлежащим



Глаголы изменяются по наклонениям




С каким признаком глагола не знакомы?



Определение темы и цели урока

- Какую цель вы поставите сегодня на уроке?
1. Узнать о новом морфологическом признаке глагола .


2. Научиться различать глаголы по данному признаку.

3. Учиться употреблять данные глаголы в речи. 


Работа с текстом.


У вас на партах лежат тексты. Прочитаем текст.

Захотелось Юрику что-нибудь хорошее сделать.
Вот 
сел он и стал думать: «Если бы моя сестренка утонула, я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
Погуляй со мной, Юра!
Уходине мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла.
А Юра стал дальше думать: «Если 
бы на няню волки напали, я бы ее спас
А няня тут как тут:
Убери посуду, Юрочка!
Убери сама – мне некогда!
Покачала головой няня.
Подошел Юра к маме:
- Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
- . . . . . . . . . .


 3) Постановка проблемы (работа в парах).
- Что ответила мама, выясним позднее. А пока задание. 


Работая в парах, разделите выделенные в тексте глаголы на группы. Каждую группу запишите столбиком в тетради

 (не забудьте оставить строчку для темы урока). 

сел

Утонула бы

погуляй

обиделась

Спас бы

уходи

отошла

Напали бы

Не мешай

покачала


убери

подошёл



погладила



- Сколько групп глаголов получилось? (3) 
- Назовите глаголы первой группы.  слайд
- Назовите глаголы второй группы. слайд
- Назовите глаголы третьей группы. слайд


4) Поиск решения:
- Какой вопрос вы хотите задать? 
(Почему три группы?) 
- Ваши предположения? (Разные вопросы. Разное образование. Разное значение).

- Это  гипотезы. Доказываем каждую гипотезу 
Разные вопросы: Что сделал(-а)? Что сделал(-а,-и) бы? Что (с)делай?
Разное строение: родовые окончания, суффикс –л- (Прош. Вр.); БЫ, союз ЕСЛИ; суффикс -И-.
Разное значение: реальное действие (глаголы 1 столбика), которое происходит, происходило или будет происходить, т.е. существует только во временных формах,  нереальное действие (глаголы 2 колонки) – предполагаемое. Глаголы 3 колонки – требуемое действие.
- Итак, почему глаголы разбили на 3 группы? (ответы)
- Ваши предположения оказались верными? Вы доказали свою правоту? Давайте похлопаем  ребятам, которые выдвинули верные гипотезы и доказали их – они молодцы!

5) Выражение решения (работа с учебником):
-  Чего не хватает в нашей модели? (Названия глаголов каждой группы)
- Где, по-вашему, мы сможем найти научное определение каждой группы глаголов? 
(В учебнике)
- Итак, прочитайте самостоятельно теоретический материал 
на стр. 229, 235, 236  учебника   и подпишите каждую группу.  (Работают с учебником).
- Как называются глаголы первой группы? (Глаголы в изъявительном наклонении) 

- Второй? (Глаголы в условном наклонении) 

- Третьей? (Глаголы в повелительном наклонении)
- Почему, на ваш взгляд, глаголы 3 группы названы глаголами в повелительном наклонении? 

- Почему глаголы 2 группы названы глаголами в условном наклонении? 

- Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонениях?  

- Обратимся вновь к тексту. Что можно сказать о Юре, если судить по его мыслям? 

- Глаголы в форме какого наклонения помогают Юре мечтать?  (Глаголы в форме условного наклонения).

- А вы любите помечтать? Поделитесь с нами своей мечтой, используя глаголы в условном наклонении.  (Спрашивается 5-6 человек)

IV. Физминутка.
- Я буду называть глаголы, а вы:

если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцу;

если услышите глагол в условном наклонении – разводите руки в стороны;

если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз:

бегут, торопятся ручьи (тянутся)

люблю мечтать (тянутся)

если бы вы протянули руку, то заметили бы (разводят руки)

появляется травка (тянутся)

потянитесь к солнцу (вниз)

V. Закрепление полученных знаний. 
1) Создание предложений с использованием глаголов в повелительном наклонении:
- Вы обратили внимание на то, что текст, с которым мы работали, не закончен – в нем отсутствует реплика мамы. У вас появилась возможность дать мудрый совет Юре. Запишите в тетради ответ Юре. За совет получаете по 1 баллу.

- Глаголы в форме какого наклонения вы используете? (Глаголы в повелительном наклонении) ( Зачитывается 5-6 советов).
- Хотите узнать, какой совет дала мама Юре в авторском тексте? «Погуляй с сестренкой и помоги няне убрать посуду». Ваши советы тоже были очень мудрыми. Похлопаем сами себе за хорошие, мудрые советы.

- Работаем в парах. Из предложений выписываем глаголы

1 вариант – в изъявительном наклонении

2 вариант – в условном наклонении

1.Поставил задачу – выполни!

2. Увидел, что обижают слабого, заступись!

3. Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи!

4. Не теряй времени попусту, занимайся всегда только полезными делами.

Взаимопроверка. За каждое правильное слово – 1 балл.

Проверочная работа. Вам надо определить наклонения глаголов и отметить в контрольном листе против каждого предложения.
Предложения:

1. В гостях веди  себя культурно, сдержанно.

2. Воспитанный гость обязательно спросит, куда ему сесть.

3.Мальчики сначала усаживают  девочек.

4.Было бы  неприлично выходить из-за стола во время еды.

5.Сиди за столом спокойно.

6. Не размахивай руками.

7. Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит хозяев за гостеприимство и радушный прием.



Контрольный лист ученика ------------------------------------------------



Номер предложения

Глаголы в изъявительном наклонении

Глаголы в условном наклонении

Глаголы в повелительном наклонении

1




2




3




4




5




6




7






Количество правильных ответов -

Самопроверка

Оцените свой ответ

7 предложений – «5»

5- 6 предложений – «4»

3 - 4 предложения – «3»

2 предложения – «2»

- Кто выполнил правильно?

- Кто получил «4»? Где ошиблись?

- Кто не справился с работой?



 VI. Подведение итогов урока.
Открываются цели урока.
- Итак, подведем итоги: достигнуты ли цели урока? 

- Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их. 
- Расскажите о них.

- У кого есть вопросы по теме?

- А ещё о чём говорили? (о правилах поведения в школе и дома)

- Зачем мы должны помнить их и соблюдать?

- Посчитайте количество баллов. Запишите на листе.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.