Методическая разработка урока по теме «Наклонение глагола» (Русский язык, 6 класс)
Методическая разработка урока.
Автор работы: учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ №6» г. Лысьва Пермский край
Светлана Викторовна Конькова
Тема урока « Наклонение глагола»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
Обучающая: дать понятие о морфологическом признаке – наклонении глагола.
Развивающая: развивать умение различать наклонения глаголов, ставить глагол в формы разных наклонений, употреблять в речи.
Воспитательная: содействовать воспитанию культуры поведения в школе и дома.
1 этап - МОтивация
Повторение знаний о глаголе
Блиц-опрос
да | Признаки глагола | нет |
| Глагол обозначает действие предмета | |
| Глагол отвечает на вопросы: что делать? Что сделать ? | |
| Глагол изменяется по временам: настоящее, прошедшее и будущее время | |
| В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам | |
| Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида | |
| В предложении глагол может быть подлежащим | |
| Глаголы изменяются по наклонениям | |
С каким признаком глагола не знакомы?
Определение темы и цели урока
- Какую цель вы поставите сегодня на уроке?
1. Узнать о новом морфологическом признаке глагола .
2. Научиться различать глаголы по данному признаку.
3. Учиться употреблять данные глаголы в речи.
Работа с текстом.
У вас на партах лежат тексты. Прочитаем текст.
Захотелось Юрику что-нибудь хорошее сделать.
Вот сел он и стал думать: «Если бы моя сестренка утонула, я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла.
А Юра стал дальше думать: «Если бы на няню волки напали, я бы ее спас!»
А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка!
- Убери сама – мне некогда!
Покачала головой няня.
Подошел Юра к маме:
- Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
- . . . . . . . . . .
3) Постановка проблемы (работа в парах).
- Что ответила мама, выясним позднее. А пока задание.
Работая в парах, разделите выделенные в тексте глаголы на группы. Каждую группу запишите столбиком в тетради
(не забудьте оставить строчку для темы урока).
сел | Утонула бы | погуляй |
обиделась | Спас бы | уходи |
отошла | Напали бы | Не мешай |
покачала | | убери |
подошёл | | |
погладила | | |
- Сколько групп глаголов получилось? (3)
- Назовите глаголы первой группы. слайд
- Назовите глаголы второй группы. слайд
- Назовите глаголы третьей группы. слайд
4) Поиск решения:
- Какой вопрос вы хотите задать? (Почему три группы?)
- Ваши предположения? (Разные вопросы. Разное образование. Разное значение).
- Это гипотезы. Доказываем каждую гипотезу
Разные вопросы: Что сделал(-а)? Что сделал(-а,-и) бы? Что (с)делай?
Разное строение: родовые окончания, суффикс –л- (Прош. Вр.); БЫ, союз ЕСЛИ; суффикс -И-.
Разное значение: реальное действие (глаголы 1 столбика), которое происходит, происходило или будет происходить, т.е. существует только во временных формах, нереальное действие (глаголы 2 колонки) – предполагаемое. Глаголы 3 колонки – требуемое действие.
- Итак, почему глаголы разбили на 3 группы? (ответы)
- Ваши предположения оказались верными? Вы доказали свою правоту? Давайте похлопаем ребятам, которые выдвинули верные гипотезы и доказали их – они молодцы!
5) Выражение решения (работа с учебником):
- Чего не хватает в нашей модели? (Названия глаголов каждой группы)
- Где, по-вашему, мы сможем найти научное определение каждой группы глаголов? (В учебнике)
- Итак, прочитайте самостоятельно теоретический материал на стр. 229, 235, 236 учебника и подпишите каждую группу. (Работают с учебником).
- Как называются глаголы первой группы? (Глаголы в изъявительном наклонении)
- Второй? (Глаголы в условном наклонении)
- Третьей? (Глаголы в повелительном наклонении)
- Почему, на ваш взгляд, глаголы 3 группы названы глаголами в повелительном наклонении?
- Почему глаголы 2 группы названы глаголами в условном наклонении?
- Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонениях?
- Обратимся вновь к тексту. Что можно сказать о Юре, если судить по его мыслям?
- Глаголы в форме какого наклонения помогают Юре мечтать? (Глаголы в форме условного наклонения).
- А вы любите помечтать? Поделитесь с нами своей мечтой, используя глаголы в условном наклонении. (Спрашивается 5-6 человек)
IV. Физминутка.
- Я буду называть глаголы, а вы:
─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцу;
─ если услышите глагол в условном наклонении – разводите руки в стороны;
─ если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз:
бегут, торопятся ручьи (тянутся)
люблю мечтать (тянутся)
если бы вы протянули руку, то заметили бы (разводят руки)
появляется травка (тянутся)
потянитесь к солнцу (вниз)
V. Закрепление полученных знаний.
1) Создание предложений с использованием глаголов в повелительном наклонении:
- Вы обратили внимание на то, что текст, с которым мы работали, не закончен – в нем отсутствует реплика мамы. У вас появилась возможность дать мудрый совет Юре. Запишите в тетради ответ Юре. За совет получаете по 1 баллу.
- Глаголы в форме какого наклонения вы используете? (Глаголы в повелительном наклонении) ( Зачитывается 5-6 советов).
- Хотите узнать, какой совет дала мама Юре в авторском тексте? «Погуляй с сестренкой и помоги няне убрать посуду». Ваши советы тоже были очень мудрыми. Похлопаем сами себе за хорошие, мудрые советы.
- Работаем в парах. Из предложений выписываем глаголы
1 вариант – в изъявительном наклонении
2 вариант – в условном наклонении
1.Поставил задачу – выполни!
2. Увидел, что обижают слабого, заступись!
3. Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи!
4. Не теряй времени попусту, занимайся всегда только полезными делами.
Взаимопроверка. За каждое правильное слово – 1 балл.
Проверочная работа. Вам надо определить наклонения глаголов и отметить в контрольном листе против каждого предложения.
Предложения:
1. В гостях веди себя культурно, сдержанно.
2. Воспитанный гость обязательно спросит, куда ему сесть.
3.Мальчики сначала усаживают девочек.
4.Было бы неприлично выходить из-за стола во время еды.
5.Сиди за столом спокойно.
6. Не размахивай руками.
7. Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит хозяев за гостеприимство и радушный прием.
Контрольный лист ученика ------------------------------------------------
Номер предложения | Глаголы в изъявительном наклонении | Глаголы в условном наклонении | Глаголы в повелительном наклонении |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
Количество правильных ответов -
Самопроверка
Оцените свой ответ
7 предложений – «5»
5- 6 предложений – «4»
3 - 4 предложения – «3»
2 предложения – «2»
- Кто выполнил правильно?
- Кто получил «4»? Где ошиблись?
- Кто не справился с работой?
VI. Подведение итогов урока.
Открываются цели урока.
- Итак, подведем итоги: достигнуты ли цели урока?
- Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их.
- Расскажите о них.
- У кого есть вопросы по теме?
- А ещё о чём говорили? (о правилах поведения в школе и дома)
- Зачем мы должны помнить их и соблюдать?
- Посчитайте количество баллов. Запишите на листе.