12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра192
Россия, Архангельская обл., Ильинско-Подомское

Название методической разработки: Методическая разработка урока

Автор разработки: Арбиева А.Б., учитель физики МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Вилегодского района Архангельской области

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Физика

9

Солнце – самая близкая к нам звезда

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

 

физика

9

А.В. Перышкин, Е.М. Гутник

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Описывать физическое состояние вещества Солнца

Изучить строение Солнца.

Раскрывать суть процессов, протекающих на Солнце: возникновения пятен, вспышки, протуберанцы.

Описывать влияние солнечных процессов на Землю, здоровье человека.

Искать и выделять нужную информацию из различных источников (учебник, карточки для урока), оценивать её.

На примере Солнца продемонстрировать строение звёзд и происходящих в них процессов.

Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации

Формировать навыков совместной работы в учебном сотрудничестве.

На основе полученных знаний по физике уметь самостоятельно объяснять процессы, протекающие на Солнце.

ТСО (оборудование)

Оборудование

Компьютер, проектор, экран

Раздаточный материал.


 

Организационная структура урока

Этап урока

длит. этапа (мин)

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые ресурсы

Организационный момент

1 мин

Дать возможность учащимся подготовиться к восприятию нового материала, настроится на урок.

Приветствует учащихся, предлагает учащимся проверить готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

 

Мотивационный

2 мин

Учащиеся озвучивают тему урока «Солнце».

Сегодня я хочу начать урок с детской загадки:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это … (СОЛНЦЕ)

Слушают учителя и дают ответ «Солнце» (можно хором).

Слайд 1- Загадка.

Слайд 2- Солнце.

Целеполагание


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

4 мин.

Учащиеся формулируют цели урока, вопросы о Солнце, интересующие их.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самостоятельно находят и формулируют учебную проблему, предлагают задачи урока.

Как ни странно, но вы озвучили тему нашего урока «Солнце». В ходе урока я предлагаю вам не просто вести записи, а составить кластер. Напоминаю, что в центре кластера располагается КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО, вместо него у нас будет СОЛНЦЕ, самая близкая к нам звезда, а вокруг соберём информацию о нём.

Астрономия— наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и систем.

Как вы думаете, почему изучение звёзд начинаем именно с Солнца?

Что вы уже знаете о Солнце?

А если бы вы были врачом, что бы вы рассказали о солнце?


 


 


 


 


С древних времен Солнцу отводили особую роль, его обожествляли, приписывали ему особые свойства и силу. Но природа Солнца стала понятна людям только в XX в. Астроном Гершель считал Солнце прохладным и обитаемым миром.

Солнце — дневная звезда. Когда смотришь ночью на небо и видишь огромное количество сияющих звезд, трудно предположить, что одна из таких звезд находится совсем рядом с нами, в каких-нибудь восьми световых минутах от Земли. Мы наблюдаем эту звезду каждый день и называем ее Солнце. Это единственная звезда, которую можно изучить подробно.

Что вам хотелось бы узнать о Солнце?

Учащиеся открывают тетради и на её развороте приклеивают солнце из раздаточного материала.

t1611340632aa.jpg


 


 


 


 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


 


 

Предполагаемые ответы.

Солнечный свет и тепло очень полезны организму человека. Это условие благополучного роста и развития ребёнка. Злоупотреблять солнечным светом и теплом нельзя. Например, нельзя без специальных очков смотреть на солнце, можно испортить зрение. Долго загорать на ярком солнце нельзя, можно получить солнечный ожог и тепловой удар.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

Предполагаемые ответы:

Общие характеристики солнца

Вращение Солнца

Солнечное излучение

Температура Солнца

Внутреннее строение Солнца

Строение атмосферы Солнца

Химический состав

Солнечная энергия

Активные образования

Солнечная активность

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 4 - Задачи урока.

Открытие нового знания

20 мин.

Развитие навыка чтения, анализа полученной информации.


 


 


 


 


 


 


 


Применение ранее изученного материала в новой ситуации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Развивают потребность работы с учебником (возможность получения новой информации).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Преобразуют информацию из одного вида в другой.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Получение дополнительной здоровье сберегающей информации.


 


 


 


 


 


 

 

На столе у вас находится текст о Солнце. Прочитайте его и заполните карточки «Общие характеристики Солнца». По окончании работы проводится проверка.


 


 


 


 


 

 

1. Какие состояния вещества вы знаете?

2. В каком состоянии находится солнечное вещество?

3. Вращается ли Солнце?

- Вращение по зонам (определяется по изменению положения пятен)

- Период вращения на экваторе 25 суток, на полюсе 30 суток.

- Скорость вращения видимых слоев на экваторе 2 км/с.

Рассмотрите строение Солнца. - Из каких слоёв состоит Солнце? - Из каких слоёв состоит атмосфера Солнца?

Найдите определение фотосферы, хромосферы.

Корона - внешняя оболочка Солнца. Она видна невооружённым глазом только во время полного солнечного затмения. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти на стр. 313 учебника.

Форма и яркость короны меняются в соответствии с циклом солнечной активности с периодичностью11 лет.

Какова температура поверхности Солнца?


 

 

Когда-то считали, что никогда не узнают, из чего состоят звезды.

В настоящее время зарегистрировано 30 тыс. линий спектра, что соответствует 72 химическим элементам, не земных элементов в спектре нет. Отгадайте загадки о каких химических элементах идет речь.

Вы со мной уже встречались,

Я космический скиталец

Элементов прародитель

И отважный предводитель

Я любитель кислорода

Вместе с ним даю я воду.

Разглядев мой спектр в оконце,

Обнаружили на Солнце

Я с благородными дружу-

В их семейство я вхожу.


 


 


 


 

Йозеф Фраунгофер – немецкий физик, оптик – в 1814 году впервые описал спектр поглощения Солнца. По спектру поглощения он обнаружил на Солнце существование химических элементов.

Солнечная энергия

-Солнце вырабатывает энергию путём термоядерных реакций.

-Большая часть энергии вырабатывается при протон - протонной реакции, в результате которой из четырёх протонов образуется гелий.

- За каждую секунду в излучение превращаются 4,26 млн. тонн вещества.

На поверхности Солнца можно наблюдать:

- Пятна и факелы.

- Вспышки.

- Протуберанцы.

- Солнечный ветер. Из короны в межпланетное пространство истекает непрерывный поток частиц (протонов, ядер гелия, электронов).

На поверхности Солнца можно наблюдать мощные выбросы газов, называемые протуберанцами. Предлагаю вашему вниманию видеосюжет.

После вспышек на Солнце на Земле наблюдаются магнитные бури. Ученые установили, что во время таких бурь больных охватывают продолжительные приступы болей, длящиеся 2-3 дня.

Магнитные бури нередко сопровождаются головными болями, мигренями, учащённым сердцебиением, бессонницей, плохим самочувствием, снижением жизненного тонуса, резким изменением давления. Что же происходит? Во время магнитных бурь у человека густеет кровь (у здорового человека это меньше проявляется). Из-за такого сгущения крови ухудшается кислородный обмен, и первыми реагируют на нехватку кислорода мозг и нервные окончания. Нет никого, кто был бы свободен от воздействия геомагнитного поля. Мужчины более подвержены воздействию магнитных бурь, чем женщины. В магнитоактивные дни число инфарктов увеличивается более чем в три, инсультов – в два, приступов стенокардии – в полтора раза.

Учащиеся читают текст, заполняют карточки, вклеивают их в тетрадь.

Общие характеристики солнца

Масса Солнца составляет ____% от массы всей Солнечной системы 

Средний диаметр _____ м  (_____ диаметров Земли)

Масса _____ кг  (332 982 масс Земли)

Средняя плотность  ______ кг/м³ (плотность воды в Мёртвом море)

Ускорение свободного падения _______ м/с²  (27,96 g)

Учащиеся отвечают на вопросы, ответы записывают в кластер.

1. Твёрдое, жидкое, газообразное, плазма.

2. Плазма.


 

 

Записывают в кластер информацию о вращении Солнца.

Вращение Солнца

- Вращение по зонам (определяется ______________________

- Период вращения на экваторе _______суток, на полюсе ________суток

- Скорость вращения видимых слоев на экваторе ____ км/с .

t1611340632ab.jpg
Учащиеся читают учебник (стр. 312), вклеивают картинку в тетрадь, отвечают на вопросы учителя. Участвуют в диалоге.

Учащиеся слушают учителя, дополняют кластер информацией из учебника (§71).

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура Солнца

- Температура поверхности Солнца _______К

- Температура в центре Солнца ___________К

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся дают ответы на загадки (водород, гелий), дополняют кластер.

Читают материал §71 и дополняют кластер информацией.


 


 

 

 

 

Химический состав

Солнце состоит из водорода ____ %,

гелия  ____ %

и других элементов  (____%): железа , никеля, кислорода , азота , кремния , серы , магния , углерода , неона , кальция  и хрома.


t1611340632ac.jpg Учащиеся вклеивают фотографию учёного в кластер.


 


 


 


 

Дополняют кластер информацией.


 


 


 


 


 


 

Дополняют кластер названиями активных образований на Солнце.

 

 

 

 

Смотрят видеофрагмент «Гигантский корональный выброс солнечной массы (протуберанец).

https://www.youtube.com/watch ?v=w97flDo0wlw


 


 


 


 


 

Слушают учителя.

Читают Памятку «Способы защиты от магнитных бурь», обсуждают с учителем, задают вопросы.


 


 


 

Слайд 5 – общие характеристики Солнца


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 6 -Вращение Солнца


 


 


 

Слайд 7 – Строение Солнца


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 8 -Температура Солнца


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 9 -Химический состав


 


 


 


 


 

Слайд 10 -Спектр поглощения Солнца, Йозеф Фраунгофер.

Слайд 11 – спектр поглощения Солнца.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 12 - Активные образования.


 

https://www.youtube.com/watch ?v=w97flDo0wlw


 


 

 

Памятка «Способы защиты от магнитных бурь».

Первичное усвоение материала.

5 мин.

Развитие самоанализа своей деятельности.

Вернёмся к задачам, сформулированным вами в начале урока.

Всё ли мы узнали из того, что не знали в начале урока?

 


 

Учащиеся анализируют выполненный ими кластер, определяют вопросы, которые недостаточно раскрыты на уроке.


 

Слайд 4 - Задачи урока.

Домашнее задание.

2 мин.

 

Домашнее задание: § 71, ответить на вопросы после параграфа (устно).

Дополнительное домашнее задание (по желанию): подготовить сообщения на тему: «Можно ли наблюдать солнечное затмение в Вилегодском районе?».

Записывают домашнее задание в тетрадь.

 

Систематизация и обобщение знаний.

10 мин.

Развитие творческих способностей учащихся, умения общения с учителем и одноклассниками.

По итогам нашего урока необходимо составить кроссворд со словом СОЛНЦЕ, расположенным вертикально (учитель записывает слово на доске в клеточку).

Ученики придумывают слова, по очереди выходят к доске записывают их в кроссворд.

 

Рефлексия

1 мин.

Развитие самоанализа и самооценки.

У каждого из вас на столе лежит одно солнышко.

- Если вы узнали всё для себя о Солнце, то подарите оставшееся у вас солнышки мне.

- Если у вас остались вопросы, то найдите на них ответы к следующему уроку, оставив солнышко себе.

Ученики отдают солнышко учителю или оставляют его себе.

 

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.