Урок по физике для 9 класса на тему «Физика в жизни спортсменов»
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1454525464.ppt (Физика в жизни спортсменов.ppt)
Технологическая карта конструирования урока
в системно - деятельностном подходе
Предмет, класс, УМК |
Физика, 9 класс, Перышкин А.В., Е.М. Гутник |
Тема урока |
Физика в жизни спортсменов. Советы спортсменам или путь к победе |
Цель урока |
1) Выяснить связь между физикой и спортом (выяснить, как развитие физической науки влияет на совершенствование спортивных достижений, как правильное использование соответствующих физических законов может помочь спортсмену в достижении успеха) 2) Сформировать представление о значимости спорта в жизни человека. 3) Научить самостоятельно учащихся объяснять, как физические законы влияют на совершенствование спортивных достижений 4) Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности 5) Развивать познавательный интерес учащихся. (Спорт без науки и, в частности, без физики бессилен. Данная тема несет большое развивающее и обучающее значение) |
Планируемые результаты обучения |
Личностные - осознание ценности и практической важности изучаемого материала; способность к рефлексивной самооценке собственных действий; Предметные: Ученик научится: - объяснять, как физические законы влияют на совершенствование спортивных достижений, как правильное использование соответствующих физических законов может помочь спортсмену в достижении успеха - определять оптимальную траекторию движения лыжника - обосновывать взаимосвязь связь между спортом и физикой, - на практике правильно применять полученные советы для достижения успеха в жизни и спорте Ученик получит возможность научиться: - использовать знания физических законов для совершенствования спортивных результатов, здорового образа жизни в повседневной жизни, для обеспечения положительных результатов Метапредметные - освоение норм коммуникативного взаимодействия. Умение находить способы решения поставленной задачи; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение делать правильные выводы. |
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности |
|
Задачи |
Настроить учащихся на работу. |
Длительность этапа |
1-2 мин |
Методы и приемы работы |
Словесные |
Деятельность учащихся |
Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место. |
Деятельность преподавателя |
Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность Приветствие Проверка наличия учебных принадлежностей Проверка присутствующих |
Формируемые УУД |
- самоопределение (Л); - смыслообразование(Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
|
Задачи |
Сформулировать цель урока. Смотивировать обучающихся к изучению темы. |
Длительность этапа |
5-6 мин |
Методы и приемы работы |
Физический диктант «Веришь – не веришь» Фронтальная беседа |
Деятельность учащихся |
На местах все: …что первые Олимпийские игры продолжались пять дней? …что город Бадминтон в Великобритании назван по одноименной спортивной игре? … что на Олимпийских играх в древности атлеты, прыгающие в длину, держали в руках гантели? … что коньки приобрели свое название , так как на Руси их украшали изображением лошадиной (конской)головы? …что слово «акробатика» переводится с греческого языка как «быстрее, выше, сильнее? 6. …что первые выступления воднолыжников считались не спортивными соревнованиями, а аттракционом? Учащиеся формулируют цели урока путем обсуждения проблемной ситуации. Например, «Спускаясь с горы, лыжник слегка приседает? Почему?» Учащиеся обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт В беседе учащиеся подводятся к выводам, что для достижения спортивных результатов, достижения побед необходимо знание законов физики. Записывают тему урока в тетрадь. |
Деятельность преподавателя |
Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока. |
Формируемые УУД |
- мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - волевая саморегуляция (Р) |
Этап 3. Постановка учебной задачи |
|
Задачи |
Создать атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания. |
Длительность этапа |
7-8 минут |
Методы и приемы работы |
Наглядный, практический Эксперимент «Бусинки на проволочках» |
Деятельность учащихся |
Выдвигают гипотезу перед просмотром эксперимента. Устная речь, выдвижение гипотез Различать в устной речи мнение (точку зрения), доказательства Анализ наблюдения эксперимента Анализ, синтез, обобщение, выводы по эксперименту 2. Работа с текстом «Определение оптимальной траектории движения лыжника» |
Деятельность преподавателя |
Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов Формирование учебно- познавательного интереса к новому материалу Эксперимент «Бусинки на проволочках» Перед учениками ставятся вопросы (по тексту «Определение оптимальной траектории движения лыжника»): Влияние центробежной силы на повороте. Чем определяется вид оптимальной траектории? Почему при прохождении трассы кратчайшим путем, нужно можно меньше уклоняться от линии склона? Почему нельзя спрямлять участки пути между флагами при прохождении трассы? Роль аэродинамики |
Формируемые УУД |
- учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
Этап 4. Открытие нового знания |
|
Задачи |
Показать зависимость спортивных результатов от знания законов физики |
Длительность этапа |
9-10 мин |
Методы и приемы работы |
Групповая работа Работа с карточками в группах (физика в разных зимних видах спорта: санный спорт, керлинг, фигурное катание, биатлон и т.д.) |
Деятельность учащихся |
Учащиеся работают в группах. Анализ работы в группах. Обсуждают результат в группах, приходят к единому мнению. Выступают с сообщением от группы. Выступления учащихся по зимним видам спорта. Выступления сопровождаются показом соответствующих слайдов презентации. Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению. Высказывают мнения в порядке очередности Контролировать время, предоставленное для работы |
Деятельность преподавателя |
Как законы механики помогают достижению наилучших результатов? Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем вам поработать над карточками, которые получит каждая группа. Задача каждой группы - составить рассказ о том, как знание физических законов поможет спортсмену достигнуть лучших результатов. Выступающих от группы может быть несколько. Мы видим, если наши спортсмены будут знать и соблюдать законы физики, то их результаты на спортивных соревнованиях, олимпиадах будут самыми высокими!!! Организует фронтальную проверку понимания нового материала |
Формируемые УУД |
- самоопределение (Л); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений(П); - построение речевых высказываний (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К) - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - волевая саморегуляция (Р); |
Этап 5. Первичное закрепление |
|
Задачи |
Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации Подтвердить необходимость полученных знаний в жизни, на практике |
Длительность этапа |
7-8 мин |
Методы и приемы работы |
Работа в парах. Решение задач (работа с карточками) |
Деятельность учащихся |
Решают задачи: Лыжный спорт Лыжа длиной 2 м имеет ширину 40 мм. Какое давление производит на снег биатлонист массой 75 кг, если его винтовка имеет массу 3,5 кг. Сноуборд Размеры сноуборда зависят от роста спортсмена и в среднем составляют 28*165 см. Сравните давление, которое производит на трассу биатлонист и бордер одинаковой массы Хоккей Скорость шайбы 140 км/ч. Переведите в единицы СИ Керлинг Вычислите вес, объем гранитного камня для керлинга, если его масса 19,96 кг Фигурное катание Во сколько раз возрастет давление, производимое фигуристом, если он встанет на лыжи. Лезвие конька толщиной 2мм имеет длину 200мм. Лыжа длиной 2м имеет ширину 5см. Конькобежный спорт Рассчитать, какую максимальную скорость может развить тело в повороте с радиусом 30 метров при коэффициенте трения 0,9, чтобы "вписаться" в этот поворот. Решают задачи. Включаются в процессы обсуждения, строят логичное рассуждение |
Деятельность преподавателя |
Организует решение задач, обсуждение |
Формируемые УУД |
- контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция(Р); - подведение под понятие (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
|
Задачи |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни |
Длительность этапа |
6-7 мин |
Методы и приемы работы |
Работа с пословицами и поговорками. Работа в группах |
Деятельность учащихся |
Применяют полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни Учащиеся выполняют задание, вспоминают, достигают поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. Контролируют собственное время, правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы Работают с пословицами и поговорками, которые получит каждая группа. Задача каждой группы – объяснить физический смысл пословицы.
Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.
Вода и землю точит и камень долбит. Хорошему прыжку хороший разбег нужен.
Кто спортом занимается, тот силы набирается. Выступающих от группы может быть несколько. |
Деятельность преподавателя |
Организует выполнение задания, обсуждение |
Формируемые УУД |
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, классификация (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - умение структурировать знания (П); - построение речевых высказываний (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий (П); - доказательство (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); |
Этап 7. Рефлексия деятельности (итог урока) |
|
Задачи |
Подвести итоги урока Карта самооценки |
Длительность этапа |
4-5 мин |
Методы и приемы работы |
Фронтальная беседа |
Деятельность учащихся |
Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке. Делают самооценку своей и коллективной деятельности, задают вопросы на будущее. Фиксируют настроение. Оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. Анализируя результаты собственной деятельности. |
Деятельность преподавателя |
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… |
Формируемые УУД |
внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) |
Итоговый контроль, подведение итогов |
Формулируют выводы о достижении цели урока. Формулировка ответа на вопрос: для чего необходима полученная информация. Обсуждают результаты урока Формулировка учащимися итога урока: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока. Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом. |
Иванова Светлана Александровна