Методическая разработка урока технологии «Творческий проект» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
среднеобразовательная школа № 9 г. Конаково, Тверская обл.
Методическая разработка урока
Соколовой Елены Юрьевны,
учителя технологи, по теме:
«Творческий проект»
Учебник (УМК): Н.В.Синица, В. Д.Симоненко. Технология. Технология ведения дома.
Электронная почта: Sokolova24.11.1983 @mail.ru; личный телефон:8-919-061-92-20 Эл.почта школы: sh9-kon@zandex.ru; Тел. 3-77-63(раб.), факс МБОУ СОШ: 3-77-64
Тема урока. «Творческий проект», урок № 1 из раздела «Проектная работа на уроке технологии»
5 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: обучение процессу проектирования с использованием алгоритма построения проекта; развитие интереса к исследовательской деятельности и творческому отношению к делу; овладение практическими навыками при изготовлении материального объекта (изделия)
Задачи:
- создание условий для понимания учащимися причинно-следственных связей при выполнении проекта;
- качественное усвоение знаний и умений;
- развитие потребности пополнять свои знания и умения на протяжении всей жизни.
Планируемые результаты:
Познавательные: понимание термина «творческий проект», его основных этапов, умение пользоваться различными источниками информации;
Регулятивные: развитие инициативы и творческого отношения к делу в процессе создания материального объекта, особенно способности к самооценке при обосновании проекта, его конструировании и расчете себестоимости;
Коммуникативные: умение учащихся сотрудничать с учителем и одноклассниками, развитие толерантности мнений при обсуждении оптимальных вариантов, а также защите проектов;
Личностные: способствование умению ставить цели, самостоятельности в планировании деятельности, овладение информационные, коммуникативными и трудовыми компетенциями при достижении этой цели. Ответственность в индивидуальном выполнении проекта;
Перечень условий для проведения урока:
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, бумага, карандаши
Наглядно-демонстративный материал: таблица «Алгоритм выполнения проекта», готовые проекты учащихся прошлых лет.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный (по заранее определенному алгоритму), деятельностный.
Схема содержания урока:
Этап урока |
Деятельность уч-ся |
Деятельность учителя |
Методический комментарий |
1.Организационный этап |
Настройка учащихся на положительную эмоциональную мотивацию при изучении нового материала. |
Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД) |
|
2.Постанов- ка цели и задач, мотивация учебной деятельнос- ти учащихся |
На личностно-значимом уровне выработка у учащихся готовности к реализации требований к учебной деятельности («хочу») и создание ориентированной основы «надо»,«могу» |
Объявление цели и задач. Вводная беседа с разбором понятия «творческий проект» и его основных элементах. Демонстрация проектов на бумажных носителях и показ слайд-презентаций. |
Перспективно-побуждающие мотивы. Подготовка мышления учащихся к осознанию потребности к проектной деятельности. |
3.Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. |
Учащиеся должны научиться пошагово выполнять проект, ориентируясь на эталонный. |
Используя таблицу «Алгоритм выполнения проекта», объяснение значение слова алгоритм и изложение основных этапов выполнения проекта. (Приложение № 1) |
При построении алгоритма выявляются возможные причины затруднений учащихся при личном проектировании. |
4. Первичная проверка понимания темы урока. |
Определение темы личного проекта учащегося. Выстраивание алгоритма этого проекта, сравнивание его с эталоном. |
Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбираются оптимальные (банк идей проектов). (Приложение № 2) |
Учитель направляет обсуждение на обоснование проекта, расчет себестоимости, дальнейший конкурс и защиту проектов |
5. Первичное закрепление знаний. |
Практическая работа. Учащиеся составляют предварительные расчеты экономической эффективности своих проекта, а также выбор материалов, технических средств. |
Контроль деятельности учащихся. Индивидуальная коррекция недочетов и ошибок. |
Используется индивидуальная форма работы и деятельностный метод, где ученик получает знания в процессе составления собственного проекта. |
6. Контроль усвоения, знаний обсуждение допущенных ошибок. |
Работа в группах. Учащиеся обмениваются работами с соседом по парте и оценивают их по критериям, написанным учителем на доске. |
Диалоговое (коммуникативное) сотрудничество, где путем сравнения сильных и слабых сторон представленных проектов, определяются типичные ошибки и пути их устранения, совершенствование знаний и умений уч-ся. |
Учитель организует закрепление знаний. Использует формы самоконтроля и взаимоконтроля. Также применяется «ситуация успеха» и учитель поощряет позицию учащихся, принимает иное мнение |
7.Информа-ция о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Учитель предлагает домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей по сложности и трудоемкости. |
||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Самооценка о том, что удалось, какими новыми знаниями и умениями овладели уч-ся. Рефлексия чувств, эмоций. |
Анализ и содержание итогов работы. Степень соответствия с целью и задачами урока. |
Намечаются дальнейшие цели деятельности. |
Приложение № 1.
Алгоритм выполнения проекта.
Титульный лист. |
Оглавление. |
Глава 1. Исследовательский этап. |
1.1 Обоснование выбора проекта |
1.2 Историческая справка |
Глава 2. Технологический этап. |
2.1. Конструкция изделия. Эскиз. |
2.2 Оборудование, материалы, инструменты, приспособления. |
2.3 Технология изготовления. |
Глава 3. Заключительный этап. |
3.1 Расчет материалов и денежных затрат (экономический расчет) |
3.2 Анализ проделанной работы, выводы. Самооценка. |
3.3. Фотография изделия. Реклама. |
Библиографический список использованной литературы. |
Приложения. |
Приложение № 2
Руководство по написанию проекта.
Глава I. Исследовательский этап
-
Обоснование выбора темы проекта (ответить на вопросы в тетради)
- что я умею?
- что смогу сделать?
- что я буду делать?
- почему именно эта тема меня заинтересовала?
- зачем?
- для кого (чего)?
- возможно, работой двигает экономическая выгода (продам);
- хочу подарить, а денег нет, чтобы купить что-то готовое;
- возможно, это очень модная деталь современного гардероба или интерьера;
- давно куплены и лежат материалы, мешаются в шкафу;
- давно хотелось сделать что-то своими руками, но не было повода или толчка;
- есть идея оформления работы, которую давно хотелось использовать на практике и т.д.
(повествовать от первого лица, допустим: я могла бы сшить, сплести, но я буду вязать шапку, т.к. ...)
-
Историческая справка.
Историческая справка это чужой авторский текст о данном виде рукоделия.
Такую информацию вы сможете найти к сети ИНТЕРНЕТ, в книгах, в журналах, газетах.
Глава 2. Технологический этап
2.1 Конструкция изделия (эскизы, чертежи, схемы)
- Какова форма и размеры изделия.
- В каком стиле оно изготовлено.
- Будет ли оформление изделия сочетаться с окружением из других предметов.
- Рассказать о процессе изготовления выкройки (конструирования изделия).
2.2 Оборудование, материалы, инструменты, приспособления
Какие материалы понадобятся при выполнении работы.
Какие необходимые инструменты и оборудование.
что? какое? для чего? (описать, перечислить)
2.3 Технология изготовления
Последовательность выполнения работы, полное, но компактное описание всех своих действий от самого начала практической работы до ее завершения (подтверждение - фото)
Глава 3. Заключительный этап
3.1 Расчет материалов и денежных затрат
1) приблизительные, предполагаемые расчеты до начала работы
2) действительные денежные затраты на приобретение материалов
3) итоговая себестоимость изделия
4) вывод, целесообразность, возможная экономия (сравнение суммы затраченных средств и итоговой себестоимости готового изделия со стоимостью аналогичного изделия в магазине (на рынке)
3.2 Анализ проделанной работы, выводы. Самооценка
Опишите преимущества изделия по отношению к ранее существующим образцам
Изменился ли ваш способ решения проблемы и изделие в ходе его практического выполнения и почему?
С какими трудностями вы встретились при работе над проектом и как решали эти задачи.
Успешным ли было предложенное вами решение проблемы?
В чём прелесть эксклюзивности изделия?
Каковы его положительные стороны и недостатки?
Чему научилась за время работы?
Достигнута ли цель?
Не обязательно отвечать на все вопросы!
Библиографический список используемой литературы.
Алфавитный список по порядку фамилий авторов или заглавий
·
·
·
(№, название, автор, город, год издания, страница или ссылка на адрес сайта)
Приложение № 3.
Банк идей проектов для 5 классов.
Кулинария |
"Пищевые добавки-благо или зло? «Тайны кулинарного искусства». «Путь к долголетию». «Фастфуд – еда или беда?». |
Материаловедение |
Его величество Ситец Весёлые лоскутки Русский лён – современный шёлк |
Конструирование и моделирование |
«Дитя солнца» - хлопок в быту и производстве "История русского народного костюма". Тайна бабушкиного сундука Фартук – элемент русского национального костюма |
Одежда для дома Фартук традиционный и современный |
|
Технология изготовления швейного изделия |
" Вы полагаете, всё это будет носиться? Я полагаю, всё это следует шить…». " Вы полагаете, всё это будет носиться? Я полагаю, всё это следует шить…». «Главное, чтобы костюмчик сидел…». |
Декоративно-прикладное творчество |
"Тряпичная кукла". "Я люблю вышивать". "Технология плетения бисером". "Подарки из слоеного теста". Вышивка – древнее рукоделие |
Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения. |
Интерьер и планировка моей кухни-столовой "Комнатные растения и их роль в озеленении помещения" |
Авхадеева Раиса Ивановна