Методическая разработка урока биологии на тему «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»
Сведения об авторе
Горбунова Елена Юрьевна
Преподаватель биологии и экологии высшей квалификационной категории
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» Институт природопользования, территориального развития и градостроительства
Калининградская область, г. Калининград
Методическая разработка урока биологии на тему: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»
Данный урок предназначен для студентов 1 курса СПО. При проведении урока используются интерактивные технологии обучения, направленные на активное вовлечение студентов в образовательный процесс, повышение интереса к изучению дисциплины и достижение более высоких результатов обучения.
Тип урока: комбинированный
Метод и приемы проведения занятия: проблемно - поисковый, мозговой штурм, проблемная дискуссия, самостоятельная работа.
Цель урока: познакомить учащихся с гипотезами происхождения жизни на Земле, рассмотреть основные этапы развития жизни на Земле и их особенности.
Задачи
Образовательные:
1. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Рассмотреть историческое развитие представлений о появлении жизни на Земле и сформировать знания об основных этапах биохимической эволюции.
2. Сформировать у учащихся систему знаний об основных итогах развития жизни во всех эрах, научить правильно определять причины и следствия различных эволюционных событий.
3. Развивать интерес у учащихся к проблеме происхождения и эволюции жизни на нашей планете.
4. Формировать научное мировоззрение: убедить учащихся в познаваемости процесса эволюции органического мира.
Воспитательные:
1.Поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
2. Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
1.Продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.
Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, видео «Происхождение жизни на Земле», презентация на тему: «Развитие жизни на Земле», кроссворд по теме: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле», учебники по дисциплине.
План урока
1.Организационная часть.
2. Объявление темы и целей занятия.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов занятия.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент
Взаимное приветствие учащихся и преподавателя, проверка готовности к уроку.
2. Объявление темы и целей занятия
Сегодня мы приступаем к изучению раздела «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение». Тема нашего урока: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле».
Сегодня на занятии мы познакомимся с гипотезами происхождения жизни на Земле, рассмотрим основные этапы развития жизни на Земле и их особенности.
3. Актулизация учебных знаний и мотивация учебной деятельности студентов
Проблемная дискуссия
- Как называется планета, на которой мы живем?
- В чем отличие Земли от других планет?
- Какие условия необходимы для существования жизни?
Предлагаю проверить ваши знания о происхождении и развитии жизни на Земле.
Мозговой штурм
1.Сколько лет назад сформировалась Земля?
(4,5-7 млр. лет назад)
2. В какой эре появились первые живые организмы?
(в архейской)
3. Сколько лет назад появились первые живые существа?
(3,5 млр. лет назад)
4. В какой эре появились первые многоклеточные существа?
(в протерозойской эре)
5. В какой эре появились папоротники?
(в палеозойской эре)
6. В какой эре появились цветковые?
(в мезозойской эре)
7. В какой эре появились хордовые?
(в палеозойской эре )
8. В какой эре произошел расцвет пресмыкающихся?
(в мезозойской эре)
9. В какой эре появились млекопитающие?
(в кайнозойской)
10. В какой эре появился человек?
(в кайнозойской эре)
4. Изучение нового материала
Вопросы о происхождении жизни на Земле и возникновении самой Земли всегда волновали человечество.
4.1. Гипотезы происхождения жизни на Земле
Существует множество теорий и гипотез о происхождении жизни.
- Какие гипотезы вам известны?
1.Креационизм.
2. Гипотеза самопроизвольного зарождения.
3. Гипотеза стационарного состояния.
4. Гипотеза панспермии.
5. Теория биохимической эволюции.
Просмотр видео «Происхождение жизни на Земле»
Проблемная дискуссия
- Объясните, почему в настоящее время на нашей планете невозможно зарождение жизни из веществ неорганической природы.
- Как вы считаете, почему именно море стало первичной средой развития жизни?
- Выскажите свою точку зрения по вопросу происхождения жизни на Земле.
4.2. Этапы развития жизни на Земле
Беседа
- Когда на Земле началась эпоха биологической эволюции?
(3,5 млр. лет назад)
Начиная с этого времени всю историю развития жизни на земле подразделяют на эоны, эры и периоды.
- Сколько эонов выделяют? Перечислите их.
(криптозой – скрытая жизнь и фанерозой – явная жизнь)
- Какие эры выделяют в криптозое?
(архей – древнейший и протерозой – первичная жизнь)
- Какие эры выделяют в фанерозое?
( палеозой – древняя жизнь, мезозой – средняя жизнь и кайнозой – новая жизнь)
Просмотр презентации на тему: «Развитие жизни на Земле»
4.3. Заполнение таблицы «Этапы развития жизни на Земле и их характеристика»
Работа с учебником Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., Захаровой Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. стр. 96-106.
Таблица «Этапы развития жизни на Земле и их характеристика»
Название эры, периода |
Продолжительность |
Основные события и формы жизни |
Архейская эра |
|
|
Протерозойская эра |
|
|
Палеозойская эра Кембрий Ордовик Силур Девон Карбон Пермь |
|
|
Мезозойская эра Триас Юра Мел |
|
|
Кайнозойская эра Палеоген Неоген Антропоген |
|
|
Анализ таблицы.
5. Закрепление изученного материала.
Решение кроссворда по теме: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»
Работа в парах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1.Эра, в которой начались почвообразовательные процессы
5. Первые наземные растения
6. Рептилия – предок птицы
7. Одно из крупных эволюционных событий, произошедшее на границе архейской и протерозойской эр
8.Первые земноводные животные, появившиеся в конце девона
9. Наземные животные, которые окончательно порвали с водной средой обитания в конце палеозойской эры
11. Животные палеозойской эры, дышащие атмосферным воздухом
12. Период, в котором вымирают крупные споровые растения, в связи иссушением и похолоданием климата
14. Эра новой жизни
15.Эра древней жизни
16. Эра древнейшей жизни
17. Рыбы девонского периода, которые могли дышать атмосферным воздухом с помощью примитивных легких, что дало возможность им дожить до наших дней
По вертикали:
2. Период, характеризующийся влажным и теплым климатом в течение всего года и появлением голосеменных растений
3.Животные, сформировавшиеся в начале мезозойской эры и характеризующиеся возможностью приспособления к непостоянным условиям среды обитания путем изменения поведения
4.Группа обезьян родоначальница рода Человек, сформировавшаяся в середине кайнозойской эры
10.Эра, в которой интенсивно происходили горообразовательные процессы, расцвет голосеменных растений
13. Первый фотосинтезирующий организм
Проверка решения кроссворда.
6. Подведение итогов занятия
Вывод по занятию: Что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему научились?
Студенты отвечают.
Подведение итогов работы. Выставление оценок за работу на занятии.
7. Домашнее задание
- Учебник: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. & 14-16.
- Подготовить презентацию на тему: «Происхождение жизни на Земле».
Список использованной литературы и источников
1.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.
2. Ярыгин В. Н. Биология: учебник и практикум для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2019.
www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).