Методическая разработка урока биологии на тему «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»

0
0
Материал опубликован 15 November 2019

Сведения об авторе

Горбунова Елена Юрьевна

Преподаватель биологии и экологии высшей квалификационной категории

ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» Институт природопользования, территориального развития и градостроительства

Калининградская область, г. Калининград

Методическая разработка урока биологии на тему: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»

Данный урок предназначен для студентов 1 курса СПО. При проведении урока используются интерактивные технологии обучения, направленные на активное вовлечение студентов в образовательный процесс, повышение интереса к изучению дисциплины и достижение более высоких результатов обучения.

Тип урока: комбинированный

Метод и приемы проведения занятия: проблемно - поисковый, мозговой штурм, проблемная дискуссия, самостоятельная работа.

Цель урока: познакомить учащихся с гипотезами происхождения жизни на Земле, рассмотреть основные этапы развития жизни на Земле и их особенности.

Задачи

Образовательные:

1. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Рассмотреть историческое развитие представлений о появлении жизни на Земле и сформировать знания об основных этапах биохимической эволюции.

2. Сформировать у учащихся систему знаний об основных итогах развития жизни во всех эрах, научить правильно определять причины и следствия различных эволюционных событий.

3. Развивать интерес у учащихся к проблеме происхождения и эволюции жизни на нашей планете.

4. Формировать научное мировоззрение: убедить учащихся в познаваемости процесса эволюции органического мира.

Воспитательные:

1.Поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

2. Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

1.Продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, видео «Происхождение жизни на Земле», презентация на тему: «Развитие жизни на Земле», кроссворд по теме: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле», учебники по дисциплине.

План урока

1.Организационная часть.

2. Объявление темы и целей занятия.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент

Взаимное приветствие учащихся и преподавателя, проверка готовности к уроку.

2. Объявление темы и целей занятия

Сегодня мы приступаем к изучению раздела «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение». Тема нашего урока: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле».

Сегодня на занятии мы познакомимся с гипотезами происхождения жизни на Земле, рассмотрим основные этапы развития жизни на Земле и их особенности.

3. Актулизация учебных знаний и мотивация учебной деятельности студентов

Проблемная дискуссия

- Как называется планета, на которой мы живем?

- В чем отличие Земли от других планет?

- Какие условия необходимы для существования жизни?

Предлагаю проверить ваши знания о происхождении и развитии жизни на Земле.

Мозговой штурм

1.Сколько лет назад сформировалась Земля?

(4,5-7 млр. лет назад)

2. В какой эре появились первые живые организмы?

(в архейской)

3. Сколько лет назад появились первые живые существа?

(3,5 млр. лет назад)

4. В какой эре появились первые многоклеточные существа?

(в протерозойской эре)

5. В какой эре появились папоротники?

(в палеозойской эре)

6. В какой эре появились цветковые?

(в мезозойской эре)

7. В какой эре появились хордовые?

(в палеозойской эре )

8. В какой эре произошел расцвет пресмыкающихся?

(в мезозойской эре)

9. В какой эре появились млекопитающие?

(в кайнозойской)

10. В какой эре появился человек?

(в кайнозойской эре)

4. Изучение нового материала

Вопросы о происхождении жизни на Земле и возникновении самой Земли всегда волновали человечество.

4.1. Гипотезы происхождения жизни на Земле

Существует множество теорий и гипотез о происхождении жизни.

- Какие гипотезы вам известны?

1.Креационизм.

2. Гипотеза самопроизвольного зарождения.

3. Гипотеза стационарного состояния.

4. Гипотеза панспермии.

5. Теория биохимической эволюции.

Просмотр видео «Происхождение жизни на Земле»

Проблемная дискуссия

- Объясните, почему в настоящее время на нашей планете невозможно зарождение жизни из веществ неорганической природы.

- Как вы считаете, почему именно море стало первичной средой развития жизни?

- Выскажите свою точку зрения по вопросу происхождения жизни на Земле.

4.2. Этапы развития жизни на Земле

Беседа

- Когда на Земле началась эпоха биологической эволюции?

(3,5 млр. лет назад)

Начиная с этого времени всю историю развития жизни на земле подразделяют на эоны, эры и периоды.

- Сколько эонов выделяют? Перечислите их.

(криптозой – скрытая жизнь и фанерозой – явная жизнь)

- Какие эры выделяют в криптозое?

(архей – древнейший и протерозой – первичная жизнь)

- Какие эры выделяют в фанерозое?

( палеозой – древняя жизнь, мезозой – средняя жизнь и кайнозой – новая жизнь)

Просмотр презентации на тему: «Развитие жизни на Земле»

4.3. Заполнение таблицы «Этапы развития жизни на Земле и их характеристика»

Работа с учебником Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., Захаровой Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. стр. 96-106.

Таблица «Этапы развития жизни на Земле и их характеристика»

Название эры, периода

Продолжительность

Основные события и формы жизни

Архейская эра

 

 

Протерозойская эра

 

 

Палеозойская эра

Кембрий

Ордовик

Силур

Девон

Карбон

Пермь

 

 

Мезозойская эра

Триас

Юра

Мел

 

 

Кайнозойская эра

Палеоген

Неоген

Антропоген

 

 

Анализ таблицы.

5. Закрепление изученного материала.

Решение кроссворда по теме: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.Эра, в которой начались почвообразовательные процессы

5. Первые наземные растения

6. Рептилия – предок птицы

7. Одно из крупных эволюционных событий, произошедшее на границе архейской и протерозойской эр

8.Первые земноводные животные, появившиеся в конце девона

9. Наземные животные, которые окончательно порвали с водной средой обитания в конце палеозойской эры

11. Животные палеозойской эры, дышащие атмосферным воздухом

12. Период, в котором вымирают крупные споровые растения, в связи иссушением и похолоданием климата

14. Эра новой жизни

15.Эра древней жизни

16. Эра древнейшей жизни

17. Рыбы девонского периода, которые могли дышать атмосферным воздухом с помощью примитивных легких, что дало возможность им дожить до наших дней

По вертикали:

2. Период, характеризующийся влажным и теплым климатом в течение всего года и появлением голосеменных растений

3.Животные, сформировавшиеся в начале мезозойской эры и характеризующиеся возможностью приспособления к непостоянным условиям среды обитания путем изменения поведения

4.Группа обезьян родоначальница рода Человек, сформировавшаяся в середине кайнозойской эры

10.Эра, в которой интенсивно происходили горообразовательные процессы, расцвет голосеменных растений

13. Первый фотосинтезирующий организм

Проверка решения кроссворда.

6. Подведение итогов занятия

Вывод по занятию: Что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему научились?

Студенты отвечают.

Подведение итогов работы. Выставление оценок за работу на занятии.

7. Домашнее задание

- Учебник: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. & 14-16.

- Подготовить презентацию на тему: «Происхождение жизни на Земле».

Список использованной литературы и источников

1.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.

2. Ярыгин В. Н. Биология: учебник и практикум для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2019.

www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.