Приложение к уроку «Развитие жизни на Земле»
Технологическая карта урока «Развитие жизни на Земле»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществля емые действия |
Формируе мые способы деятельности |
Осуществля емые действия |
Формируе мые способы деятельности |
Осуществля емые действия |
Формируе мые способы деятельности |
||
1.Самоопред. к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Поиск формулирования темы через решение проблемного вопроса. |
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. (показ учебного фильма «Происхождение жизни на Земле») |
Смотрят и анализируют учебный фильм |
Выдвижение предположений и их обоснование |
Включаются в урок во взаимодействии с учителем |
Сотрудничество с учителем |
Пытаются решить проблему |
Сопоставление известного с тем, что еще не известно |
2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. Поиск формулирования темы урока. |
Вспомнить определения: Что такое эволюция?, Что такое идиоадаптация? Что такое ароморфоз?, Какие факторы относятся к неживой природе? Учащимся предлагается работа с гербарием с помощью которого называют ароморфозы и идиоадаптации у растений, а с помощью фоторяда- ароморфозы и идиоадаптации у животных. Приложение № 1 |
Включаются в работу во взаимодействии с учителем. Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочие листы. |
Анализ известной информации и ее преобразование. |
Включаются в работу во взаимодействии с учителем. |
Сотрудничество с учителем |
Формулируют тему урока и записывают ее в рабочий лист. |
Сопоставление известного с тем, что еще не известно |
3.Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта. |
Учитель предлагает выполнить групповую исследовательскую работу по заполнению таблицы Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других. (Приложения № 1,2) |
Выполняют исследовательскую работу с опорой на учебные фильмы, учебники и дополнительную литературу. |
Определение понятий «биологический прогресс», «Биологический регресс», «Эра развития жизни», выявление организмов вставших на путь прогрессе и путь регресса. Устанавливать причинно- следственные связи. |
Работа и консультации в группе |
Осуществление совместной познавательной деятельности в группе в сотрудничестве с учителем |
Заносят информацию своей группы в таблицу. Оценивают работу других |
Умение выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение оценивать других. |
4.Физминутка |
А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз, так постоять. Наклонитесь вправо, влево, И беритесь вновь за дело. |
Выполнение упражнений под руководством дежурного ученика. |
|||||
5.Первичное закрепление. Цель: установить правильность усвоения нового материала. Выявить неверные представления и их коррекция. Усвоение учащимися нового способа действия при работе с рабочими картами и формирование умений его применять. |
Предлагается учащимся на основе отобранного материала заполнить общую таблицу «Развитие жизни на Земле». И затем используется самопроверка (Приложение №1) |
Заполняют таблицу на основе информации каждой из групп. Проводят самопроверку с помощью ключа. Сравнивают и обобщают полученные знания.(Приложение №3) |
Закрепление понятий |
Работа и консультация в парах |
Осуществление совместной познавательной деятельности в сотрудничестве с учителем |
Проводят самооценку своим действиям |
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям |
6.Самостоятельная работа и самопроверка Цель: применение нового знания в измененной ситуации, выявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение их коррекции. |
Направляет деятельность учащихся на выполнение работы с проверочным тестом. (Приложение № 1) |
Индивидуальная работа учащихся в рабочих листах. Самопроверка с помощью теста. |
Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации |
Индивидуальная работа в рабочих листах |
Осуществление совместной познаватель ной деятельности |
Проводят самооценку своим действиям |
Умение давать самооценку своим действиям |
7.Рефлекия. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Учитель предлагает учащимся осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку, используя для этого задание в рабочих листах (Приложение №1) |
Проводят самооценку своей деятельности на уроке индивидуально, с помощью рабочего листа |
Индивидуальная работа в рабочих листах. Диалог с учителем и обучающимися. |
Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли. |
Проводят самооценку деятельности на уроке |
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям. |
|
8.Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Учитель комментирует домашнее задание. |
Слушают комментарий учителя и записывают домашнее задание. |
Эра |
Биологический прогресс |
Биологический регресс |
|||
Растения |
Животные |
Растения |
Животные |
||
1.Палеозойская эра |
Папоротники, хвощи, плауны. Встречаются голосеменные. |
Стегоцефаллы, крылатые насекомые. Появляются пресмыкающиеся. |
Папоротники |
Земноводные (стегоцефаллы) |
|
2.Мезозойская эра |
Голосеменные растения, появляются покрытосеменные. |
Моллюски, морские пресмыкающиеся, ящеры, растительноядные динозавры, появляются птицы, возникают сумчатые и плацентарные животные. |
Голосеменные |
Пресмыкающиеся |
|
3.Кайнозойская эра |
Однодольные растения (травянистой формы). |
Отряд приматов, млекопитающие. Встречаются люди. |
Древесная растительность |
Морские пресмыкающиеся, динозавры. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Задание первой группе.
Вы в каменноугольном периоде палеозойской эры:
1.Представителей какого Отдела растений вы встречаете чаще всего?
2.Назовите основные ароморфозы в растительном мире.
3.Как далеко продвинулась эволюция животных? Какие Типы достигли биологического прогресса?
4.Какие группы животных и растений встали на путь регрессивного развития?
5.Опишите климатические условия и рельеф.
________________________________________________________________________________________________
Задание второй группе.
Вы в юрском периоде мезозойской эры.
1.Какие растения и животные стоят в авангарде эволюции?
2.Приведите примеры ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире.
3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь регресса?
4. Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь прогресса?
5.Опишите климатические условия и рельеф.
______________________________________________________________________________________________
Задание третьей группе.
Вы в третичном периоде кайнозойской эры.
1.Чем объяснить широкое распространение покрытосеменных растений? В чем их преимущество перед
голосеменными?
2.Какой Тип животных достиг биологического прогресса?
3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь биологического регресса?
4.Может ли состояться ваша встреча с людьми?
5.Опишите климатические условия и рельеф.