Тема урока: Семейства Пасленовые, Бобовые (Мотыльковые)
Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками семейств Паслёновые и Бобовые, их ролью в природе и жизни человека;
Задачи:
предметные: формировать умение составлять МБХ (морфологобиологическую характеристику) растений семейств Пасленовые и Бобовые;
показать значение растений этих семейств в жизни человека
метапредметные: развивать умения узнавать изученные растения по признакам, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определённому семейству и классу покрытосеменных растений.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся знают отличительные признаки растений семейств Пасленовые и Бобовые; умеют составлять МБХ растений; понимают значение растений в природе и жизни человека
Метапредметные: умеют пользоваться различными источниками информации (текст, иллюстрации, гербарий); сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов
Основные понятия урока: семейство Пасленовые; семейство Бобовые
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, гербарные образцы растений
учебник В.В.Пасечник «Биология. Многоообразие покрытосеменных растений. 6 класс»;
карточки для составления МБХ растений.
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | 1 мин | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих. | Настраиваются на работу. |
2.Проверка знаний о признаках, многообразии и значении растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. | 10 мин. | Задает вопросы по материалу предыдущего урока. Итак, с представителями каких семейств вы познакомились на прошлом уроке? Назовите представителей семейства Крестоцветных? По каким признакам их объединили в одно семейство? Как человек использует эти растения? Назовите представителей семейства Розоцветных? По каким признакам их объединили в одно семейство? Каково значение этих растений для человека?
Организует письменную проверку знаний. (слайд 1) Из предложенного передня, выпишите признаки, характерные для семейств Крестоцветные и Розоцветные. Организует взаимопроверку и самопроверку выполненной работы. После урока перепроверяет работы, уточняет оценки.
| Отвечают на вопросы учителя, слушают, дополняют ответы товарищей.
Работают самостоятельно. Обмениваются в парах карточками, проверяют работу товарища, выставляют оценки. После выведения на экран правильных ответов каждый ученик сам проверяет свою работу и объективность выставленной ему оценки. Сдают работы учителю. |
3. Изучение нового материала А) Актуализация, постановка цели и определение задач урока
| 5 мин.
| Для определения темы и цели урока загадывает уч-ся загадки. 1.Привязан я к колышку, на кустах мы, как шары Бока подставив солнышку краснею от жары (Помидор) 2. И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) 3. Он бывает сладким, горьким, Жёлтым, красным, толстым, тонким, Круглым, длинным, мелким, крупным; Друг хозяйкам самый лучший. (перец) 4.Помидору брат, А кумачу не рад: Он в лиловой одежке, Не краснеет даже в лежке. (Баклажан) 5. В огороде хоть росла, Знает ноты “соль” и “фа”. (фасоль) 6. Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. (Горох) 7.Любят зайчатки Листья-тройчатки От травки-полёвки, Красной головки. (Клевер) 8.Что же это за подвох? Вдруг на дереве - Горох! (Акация) На слайде 2 появляются фотографии отгаданных растений. Посмотрите на эти растения. Как вы думаете, они относятся к одному семейству? (Нет) Почему вы так решили? Какие признаки вам указали на то, что эти растения их разных семейств? (Плоды разные). Верно. Перед вами представители семейств Пасленовые и Бобовые. И это тема нашего сегодняшнего урока. (на слайде 2) Запишите ее в тетрадь. Сформулируйте цель нашего урока? (Изучить признаки растений семейства пасленовых и бобовых; показать значения растений этих семейств для человека) | Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, высказывают предположения, определяют тему урока, стараются сформулировать цель и задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
б ) исследование | 10 мин | Если эти растения относятся к одному семейству, а эти к другому, значит они имеют сходные признаки. Предлагаю вам самостоятельно выявить эти признаки при помощи текста и иллюстраций учебника, таблиц на доске. При помощи карточек для морфологического описания растений составить МБХ растений семейства Пасленовых на примере паслена клубненосного (картофеля) – эл. таблица на доске, и семейства Бобовых на примере гороха посевного (рисунок в учебнике). Чтобы работа шла быстрее половина ребят работает с семейством Пасленовые, половина с семейством Бобовые. Работаем по алгоритму. Не забываем в тетрадь выписать культурные, кормовые, дикорастущие, декоративные растения этих семейств. Затем в ходе обсуждения обмениваемся знаниями. | Самостоятельная работа ( с помощью различных источников информации -текст и рисунки учебника, эл. таблицы, раздаточный материал «МБХ растений» (который затем вклеивается в тетрадь) учащиеся выявляют признаки, характерные для семейств Бобовые и Пасленовые. ). |
в) Закрепление (обсуждение результатов самостоятельной работы) | 10 мин.
| Слушает учащихся, корректирует ответы, оценивает. Задает вопросы. Перечислите отличительные признаки семейства Пасленовые? Бобовые? (строение цветка и плода) Почему семейство Бобовые так назвали?( по названию плода) Почему второе название этого семейства – Мотыльковые?(цветок похож на мотылька). Одновременно с ответами учащихся выводит на экран слайды презентации с характерными признаками и представителями каждого семейства. | Учащиеся дают МБХ растений. Приводят примеры культурных, дикорастущих кормовых, декоративных растений семейств Пасленовые и Бобовые. Остальные слушают, дополняют, делают записи в тетради. |
5. Домашнее задание | 2 мин. | П. 24, до стр.164. ответить на вопросы 1-5. Найти информацию о происхождении растений этих семейств по выбору: «Откуда к нам пришел….»
| Записывают домашнее задание |
5. Рефлексия | 2 мин. | Какая была цель нашего урока? По ходу урока мы достигли цели? Кто не испытывал затруднений при выполнении самостоятельной работы? Кому было трудно выполнить морфологическое описание растения? Будем над этим работать. Всем спасибо!
| Отвечают на вопросы учителя |
Приложение
Раздаточный материал «Морфолого-биологическая характеристика растений»
(выдается каждому ученику)
Морфологобиологическая характеристика растений |
Признаки | Семейство ………………….. | Семейство……………………. |
1. Корневая система (стержневая или мочковатая) |
|
|
2.Стебель (травянистый или деревянистый) |
|
|
3.Листья (простые или сложные, тип жилкования)
|
|
|
4.Цветок (формула) |
|
|
5.Соцветие |
|
|
6.Тип плода (название, сухой или сочный, односеменной или многосеменной) |
|
|
7.Семя (количество семядолей) |
|
|
8.Жизненная форма |
|
|
9.Вывод (к какому классу покрытосеменных растений относятся растения данного семейства?) |
|
|
Самоанализ урока биологии «Семейства Пасленовые и Бобовые»
Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками семейств Паслёновые и Бобовые, определить их роль в природе и жизни человека;
Задачи:
предметные: формировать умение составлять МБХ (морфолого-биологическую характеристику) растений семейств Пасленовые и Бобовые на основе различных источников информации;
показать значение растений этих семейств в жизни человека
метапредметные: развивать умения узнавать изученные растения по признакам, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определённому семейству.
Задачи урока представляют систему действий учителя и учащихся по достижению цели
Этапы урока | Планируемые результаты | Комментарии |
1.Проверка знаний | П. Учащиеся знают характерные признаки семейств Крестоцветные и Розоцветные М. Умеют объективно оценивать свою работу и работу товарища (Рег.УУД) | Выяснение степени усвоения заданного на дом материала. Знания проверяются при помощи фронтального опроса и письменной самостоятельной работы. Организуется взаимопроверка ( в парах) и самопроверка выполненной работы. |
2.Изучение нового материала а) постановка цели урока | Учащиеся умеют формулировать цель урока, определять задачи для ее достижения (Рег.УУД) | При помощи загадок о растениях и наводящих вопросов учащиеся подводятся к самостоятельному формулированию цели урока |
б) исследование | Учащиеся умеют работать с различными источниками информации (текст, иллюстрации, таблицы) (Позн. УУД)
| На этом этапе организуется самостоятельная исследовательская деятельность учащихся с различными источниками информации (текст, иллюстрации, таблицы,) для составления МБХ растений изучаемых семейств и определения их роли в жизни человека. Используются карточки для морфологического описания растений и ТСО |
3.Проверка усвоения знаний | Учащиеся умеют составлять МБХ растений семейств Пасленовые, Бобовые; знают их характерные признаки определяют их роль в жизни человека. (Позн УУД) Умеют сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения результатов (Коммуникатив.УУД)
| Учащиеся дают МБХ растений при помощи карточек, определяют культурные, декоративные, кормовые растения изучаемых семейств. Учитель слушает, корректирует и оценивает ответы учащихся, задает вопросы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся с опорой на полученные знания |
4.Домашнее задание | Учащиеся умеют пользоваться дополнительными источниками информации, делать сообщения (Позн УУД) | Задания на выбор, по интересам |
5.Рефлексия
|
| Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. Самооценка учеником степени достижения цели и задач урока(Рег.УУД) |