Конспект урока биологии по теме «Класс двудольные. Семейство пасленовые» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка к уроку.
Автор: Битюкова Ольга Анатольевна, учитель биологии
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №6 г.Новочеркасск
Предмет, класс: Биология, 6 класс
Тема урока: «Класс двудольные. Семейство пасленовые»
Автор учебника: В.В. Пасечник «Биология. Покрытосеменные растения» М. Дрофа 2015г.
Классификация и место урока: Тип представленного урока – урок открытия новых знаний. Данное учебное занятие проводится при изучении темы «Классификация растений» .
Урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, на основе системно-деятельностного подхода с применением технологии модерации.
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебой информации средствами технологии модерации
Задачи урока:
Образовательная: Способствовать формированию знаний о признаках семейства пасленовые, о важнейших представителях семейства и их значении.
Развивающая: Формирование учебно-познавательной, коммуникативной и рефлексивной компетенции, развитие навыков работы в группе.
Воспитательная: Воспитание толерантности к чужому мнению, культуры общения, воспитание культуры умственного труда.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют характеризовать признаки семейства пасленовые, научатся распознавать его представителей.
Метапредметные:
1. Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
2. Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, преобразуют учебный материал – сворачивают учебную информацию, строят логические схемы, делают обобщения и выводы.
3. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
4. Коммуникативные - умеют принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками, учителем, умеют работать с текстом, с различными источниками информации.
Необходимое оборудование и материалы: Мультимедийный комплекс, перечень оборудования к каждому АМО (см. конспект), учебная мультимедийная презентация, магниты, клей, бумага
Краткое описание хода урока:
Класс делится на временные группы до начала урока. Принцип разделения – случайный выбор(учащимся предлагается 4 типа карточек с изображением томата, картофеля, белладонны, петунии), на основании чего обучающиеся объединяются в группы. Урок проводится в режиме технологии модерации с использованием активных методов обучения. Этапы урока соответствуют основным этапам технологии модерации. На этапе «Инициация» используются АМО:1)Энергизатор, 2) «Корзина систематика». На этапе «Вхождение или погружение в тему» используются АМО: 1) «Необычное вхождение в урок: Дальше….Дальше….Дальше…..» . На этапе «Формирование ожиданий учеников» используется АМО:1) «Хочу все знать!». На этапе «Интерактивная лекция» используется АМО: 1)АМ для актуализации знаний по систематике растений «Саквояж» 2)АМ презентации учебного материала «Галерея секретов» с использованием мультимедийной презентации. На 1-ом этапе «Проработка содержания темы» используется АМО: 1) «Собери досье» с использованием интерактивной викторины 2) «Угадай-ка». На этапе «Эмоциональной разрядки» используется АМ релаксации «Ванька-Встанька». На 2-ом этапе «Проработка содержания темы» используется АМО: 1) «Узнай меня». На этапе «Подведение итогов» используется АМО: 1) «Что я за птица?» 2) «Что ты думаешь о….»
Актуальность методической разработки: Представленный урок демонстрирует, как можно моделировать и проводить урок в режиме технологии модерации с использованием АМО. Данная технология может успешно применяться на уроках различных типов.
Конспект урока биологии по теме «Класс двудольные. Семейство пасленовые» 6 класс
Этап урока |
Подробное описание АМО |
Описание действий участников образовательного процесса |
Инициация |
АМО «Энергизатор»: Цель: Снять психологическое напряжение, создать комфортную обстановку начала урока Участники: Все учащиеся Время проведения: 1 минута Необходимые материалы: текст стихотворения на слайде №2 мультимедийной презентации Проведение: Учитель предлагает всем вместе, вслух произнести текст стихотворения (текст демонстрируется на слайде №2) Предполагаемый результат: сплочение групп АМО «Корзина систематика»: Цель: Закрепить и применить знания о признаках ранее изученных семейств. Участники: все учащиеся в группах Время проведения: 3 минуты Необходимые материалы: 4 нарисованные на бумаге корзины, набор карточек с признаками семейств в файле№1 приложение №1 магниты Проведение: учитель вывешивает на доску 4 нарисованные корзины. Учащиеся анализируют предложенные наборы карточек, выбирают те, на которых напечатаны правильные признаки нужного семейства ( I и III группа- признаки семейства крестоцветные, а II и IV группа- признаки семейства розоцветные) и вывешивают их под своей корзиной. Затем учитель предлагает осуществить взаимопроверку по принципу «группа- группа» ( I и III группа, II и IV группа), при необходимости направляет и корректирует деятельность Предполагаемый результат: Корзины заполняются систематическими признаками семейств, осуществляется отработка учебного материала и взаимоконтроль |
У: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас! Предлагаю вам начать нашу совместную работу словами энергизатора-приветствия (Слайд №2) Уч-ся: Здравствуй друг! Здравствуй брат! Нашей встрече каждый рад! Здравствуй мир, здравствуй век! Здравствуй, добрый человек! У: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной У: Мы продолжаем изучение класса двудольные. Но прежде, чем перейти к знакомству с новым семейством, вспомним типичные признаки уже изученных семейств, крестоцветные и розоцветные. У вас на столах в файлах №1 лежат наборы карточек с признаками семейств, проанализируйте и выберите верные ( I и III группа- признаки семейства крестоцветные, а II и IV группа- признаки семейства розоцветные), положите в свою корзину ( прикрепите их на доске под своей корзиной) Уч-ся: Изучают наборы карточек с систематическими признаками, выбирают правильные. Затем представители групп вывешивают их на доске У: А теперь группы проведут взаимопроверку по принципу «группа- группа» ( I и III группа, II и IV группа) Уч-ся: группы проверяют результаты друг у друга, при необходимости осуществляют корректировку |
Вхождение или погружение в тему |
АМО «Необычное вхождение в урок»: Цель: Привлечь учащихся к формулировке темы урока посредством методического приема «Дальше…. Дальше….» Участники: весь класс Время проведения: 3 минуты Необходимые материалы: Вопросы, подготовленные учителем Проведение: Учитель объясняет группам суть приема: называются различные признаки семейства, которое будет изучаться на уроке, используя свой субъектный опыт, учащиеся должны предположить, что это за семейство. Вопросы по очереди задаются каждой группе, если группа не знает ответ, она говорит «дальше», если группа знает ответ, она называет семейство. После этого совместными усилиями формулируется тема урока Предполагаемый результат: Через организацию совместной групповой деятельности сформулировать тему урока |
У: Мы продолжаем нашу работу. Обратите внимание, я не записала тему урока. Как вы думаете, почему? Сегодня вы попытаетесь сформулировать тему урока самостоятельно. Я немного помогу вам. Сейчас я буду называть признаки семейства, о котором сегодня пойдет разговор (каждой группе по очереди). Вы внимательно слушаете, как только группа догадывается, о каком семействе идет речь, она называет его. Пищевые растения этого семейства индейцы из Южной Америки возделывали еще 3 тысячи лет назад Из ядовитых растений этого семейства изготавливают лекарственные препараты Из растений этого семейства получают самые острые специи Растение этого семейства служит причиной одной очень вредной привычки, курения Растение этого семейства в России называют вторым хлебом Растение этого семейства является главным героем сказки Дж. Родари «Чиполино» Уч-ся: Если, по признаку не догадались, о каком семействе идет речь, произносят «дальше». Если есть предположения, называют семейство У: Вы верно назвали семейство пасленовые, а теперь я прошу каждую группу попробовать предложить свой вариант темы урока Уч-ся: Каждая группа называет свой вариант. В результате формулируется тема «Класс двудольные. Семейство пасленовые» |
Формирование ожиданий обучающихся |
АМО «Хочу все знать!»: Цель: Выяснить ожидания учеников о результатах учебной деятельности, выйти на совместное целеполагание Участники: весь класс Время проведения: 4 минуты Необходимые материалы: Листочки 2-х цветов(с клеящейся стороной) желтые и розовые, 2 нарисованных солнышка(в каждом 4 лучика- по числу групп), магниты Проведение: Учитель предлагает учащимся в группах подумать и написать на листочках разного цвета, что они хотят узнать и чему научиться на уроке: «Хочу узнать!»- желтый цвет «Хочу научиться!»- розовый цвет Затем листочки желтого цвета прикрепляются к лучикам 1-го солнышка, а листочки розового цвета к лучикам 2-го солнышка Предполагаемый результат: Сформулирован запрос, ожидания учащихся на приобретение знаний и умений. В конце урока они будут проанализированы |
У: Стой, путник! Взгляни, Ты идешь не один, Тебя окружил удивительный мир. Здесь есть друзья И враги тоже есть, Сумей их увидеть, узнать и учесть. В.А. Липатникова Ребята, подумайте в группах, что вы хотите узнать и чему научиться сегодня на уроке, для того, чтобы среди огромного разнообразия растений узнавать представителей семейства пасленовые? Запишите эту информацию на листочках: на желтых- «Хочу узнать!» розовых- «Хочу научиться!» и прикрепите их к лучикам разных солнышек Уч-ся: Формулируют свои запросы и ожидания, записав их на листочки, прикрепляют на доске под лучиками солнышек Возможный вариант: Хочу узнать: 1.Признаки семейства пасленовые 2.Представителей семейства, их значение Хочу научиться: 1.Распознавать растения семейства 2.Объяснять их значение |
Интерактивная лекция |
АМО для актуализации знаний по систематике растений «Саквояж»: Цель: Актуализировать знания об алгоритме характеристики семейства Участники: Все учащиеся Время проведения: 3 минуты Необходимые материалы: Комплект карточек , на которых напечатаны пункты характеристики семейства в файле №2 Приложение№2, 4 листа формата А3, магниты, рисунок саквояжа, клей Проведение: Учитель предлагает группам расположить в правильном порядке пункты характеристики и наклеить на листы формата А3. Затем листы вывешиваются на доске Предполагаемый результат: «Саквояж» заполняется страничками с алгоритмами характеристики семейства АМО презентации учебного материала «Галерея секретов»: Цель: Мотивировать учащихся на активное восприятие нового учебного материала Участники: Все учащиеся Время проведения: 8 минут Необходимые материалы: Мультимедийная презентация «Фамильные секреты пасленовых» Проведение: Учащимся демонстрируется презентация «Фамильные секреты пасленовых» слайд 3- 16 («секреты» - характерные признаки) Предполагаемый результат: Активное восприятие учебного материала, повышение уровня мотивации на восприятие нового материала |
У: Представьте, что ваши группы сегодня стали детективными агентствами. Любому детективу нужно четко представлять план своих действий. Сейчас вашим детективным агентствам нужно будет составить план поиска информации о семействе пасленовые. У вас на столах в файлах №2 лежат карточки с пунктами характеристики, изучите их, расположите в правильной последовательности, приклейте на листы и прикрепите их на доске возле саквояжа (каждый уважающий себя детектив должен иметь саквояж) Уч-ся: Изучают карточки, наклеивают их на листы и вывешивают возле саквояжа: 1.Численность 2.Жизненные формы 3.Формула цветка 4.Соцветие 5.Плод 6.Хозяйственные группы, представители У: Теперь наши детективные агентства готовы к сбору оперативной информации о семействе пасленовые. У: Для успешной работы наших агентств я предлагаю вам, уважаемые детективы, отправиться за сбором информации на экскурсию в необычную «Галерею секретов». Побывав в виртуальной галерее, вы познакомитесь с «секретами» семейства. Будьте очень внимательны во время экскурсии. Эта информация будет очень важна в дальнейшей работе ваших агентств. (просмотр презентации , слайды № 3 -16) Уч-ся: Воспринимают новую информацию. Визуальная демонстрация нового материала повышает эффективность восприятия учебной информации Приложение -презентация |
Проработка содержания темы |
АМО «Собери досье»: Цель: Установить уровень осознания и осмысления новой учебной информации Участники: Все учащиеся Время проведения: 4 минуты Необходимые материалы: Мультимедийная интерактивная викторина слайд №17, листы бумаги Проведение: На слайде демонстрируется интерактивная викторина «Собери досье семейства пасленовые», в которой даны признаки разных семейств. Задача групп выбрать только признаки пасленовых, записать их на листочке и сдать учителю. Затем учитель озвучивает ответы групп . Предполагаемый результат: Учитель озвучивает результаты «сбора досье» каждой группы, при необходимости озвучиваются ошибки с обязательным участием учащихся. Проверяются ответы на слайде ( викторина составлена с помощью управляющих кнопок, триггеров; викторина входит в состав презентации «Фамильные секреты пасленовых» ) АМО «Угадай-ка»: Цель: Соотнести пары понятий (между 1и 2 понятием существует определенная связь, такая же связь существует между 3 и 4 понятием) Участники: Все учащиеся Необходимые материалы: мультимедийная презентация (слайд № 18-19 ) Проведение: На слайде появляются по 2 пары понятий, одна из которых не закончена. Задача учащихся - из предложенного списка понятий выбрать нужные и закончить смысловые конструкции Предполагаемый результат: Составляя смысловые пары, учащиеся отрабатывают учебное умение устанавливать причинно-следственные связи Перед выполнением следующего задания учащимся предлагается АМ релаксации АМ релаксации: «Ванька-встанька» Цель: Снять эмоциональную и физическую усталость, создать позитивный эмоциональный настрой у учащихся Участники: Все учащиеся Время проведения: 1 минута Необходимые материалы: Проведение: Учитель просит учащихся встать из-за столов и выполнить ряд упражнений Предполагаемый результат: Снятие усталости, эмоциональная разрядка АМО «Узнай меня!»: Цель: Формирование умения распознавать представителей семейства пасленовых среди других растений Участники: Все учащиеся Время проведения: 3 минуты Необходимые материалы: 4 набора, состоящие из 10 цветных карточек с изображением растений различных семейств Проведение: Учитель объясняет, что в файле №3 Приложение№3 лежит набор из 10 карточек, из которых нужно выбрать и поднять членам группы только представителей изучаемого семейства Предполагаемый результат: Определенный уровень сформированности умения распознавать растения по характерным признакам |
У: Перед вами на слайде «Досье семейства пасленовые» (слайд №17), но его составитель допустил ряд ошибок. Обсудите в команде и запишите номера правильных суждений= признаков на листочках и сдайте мне. Уч-ся: Группы обсуждают задание, выбирают верные суждения, записывают их номера на листах и сдают учителю У: Озвучивает результаты выполнения задания в каждой группе и нажимает на «окошки» в викторине (неверные признаки «окошки» - исчезают, верные- остаются. Резюмируется, насколько верно каждое агентство справилось со своей задачей У: Сейчас нашим детективам нужно будет серьезно подумать. Каждому детективному агентству будут предложены на слайде пары понятий, в которых не хватает слов. Из перечня понятий выберите недостающее и назовите его Уч-ся: На слайде изучают смысловые пары для своей группы и подбирают недостающие понятия. Затем каждая группа озвучивает свой выбор и поясняет его . Позже осуществляется проверка результатов (слайд № 18-19 ) У: Ребята, встаньте из-за столов и выполните мои задания: Наклонитесь вправо столько раз, сколько чашелистиков в чашечке пасленовых Наклонитесь влево столько раз, сколько лепестков в венчике пасленовых Присядьте столько раз, сколько тычинок в цветке пасленовых Поднимите руки вверх, сделайте глубокий вдох, а затем выдох, столько раз, сколько пестиков в цветке пасленовых Уч-ся: Выполняют упражнения
У: Уважаемые детективы, своих клиентов вы должны хорошо знать «в лицо». Сейчас вам предстоит их узнать. На ваших столах в файле №3 лежат наборы картинок с изображением растений. Вы должны выбрать только «своих клиентов» т.е., выбрать растения семейства пасленовые. После выбора группы по моей команде поднимают выбранные растения вверх. После этого на слайде появится правильный ответ, и каждая группа получит возможность проверить себя Уч-ся: Из набора карточек выбирают те, на которых изображены пасленовые и поднимают их вверх. После этого осуществляют самоконтроль и поясняют классу, как они выполнили задание, с ошибками, или без ошибок. |
Подведение итогов |
АМО «Что я за птица?»: Цель: Оценка учащимися уровня своей учебно-познавательной деятельности на уроке Участники: Все учащиеся Время проведения: 3 минуты Необходимые материалы: слайд № 21 из мультимедийной презентации Проведение: Учащиеся анализируют свою УПД по критериям, представленным в таблице на слайде. Они проставляют баллы по каждому критерию, затем их суммируют. Учитель поясняет, как соотносятся набранные баллы с видом птицы. Затем он просит поднять руки всех «птиц» и поаплодировать друг другу. ( можно провести под музыку из м/ф «Кто ж такие птички») Предполагаемый результат: Формирование рефлексивной компетенции АМО «Что ты думаешь о…» Цель: Вернуться к вопросу об ожиданиях учащихся (к целеполаганию) и проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся Участники: Все учащиеся Время проведения: 2 минуты Необходимые материалы: 2 солнышка, на лучиках которых в начале урока прикреплены листочки Проведение: Учитель предлагает учащимся посмотреть на лучики солнышек, возле которых находятся листочки с их ожиданиями, и ответить на вопрос: «Что ты думаешь о достижении поставленных в начале урока целей?» Предполагаемый результат: Рефлексия достижения целей урока Подведение итогов урока Цель: Оценить работу групп, класса в целом Время: 1 минута |
У: Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Что я за птица?». Посмотрите на слайд, вы можете набрать максимум 9 баллов по критериям представленным в таблице ( слайд №21 ). Проставьте баллы по каждому критерию, сложите их и вы получите свой результат Уч-ся: Самостоятельно оценивают свою деятельность, проставляя баллы, затем их суммируют. У: А теперь узнаем, что же вы за птицы…(можно включить фонограмму песни «Что я за птица» из м/ф «Кто ж такие птички?»). Если вы набрали: 3-5 баллов, вы- воробей, собирай знания по зернышку 6-7 баллов, вы- соловей, поведай о своих знаниях другим 8-9 баллов, вы- орел, для вас открылись тайны знаний Ребята, есть ли среди вас воробьи? Поаплодируем им! Есть ли среди вас соловьи? Поаплодируем им! Есть ли среди вас орлы? Поаплодируем им! У: Ребята, посмотрите на 2 солнышка, к их лучикам вы прикрепили вначале урока листочки со своими ожиданиями относительно целей урока. Подумайте и дайте ответ на вопрос: «Что ты думаешь о достижении поставленных к нашему уроку целей?» Если вы считаете, что вы достигли поставленных целей, поднимите вверх раскрытую ладошку. Если вы, считаете, что не всех целей вы достигли, поднимите вверх ладошку, зажатую в кулачок Уч-ся: Выполняют задание учителя. (озвучивают свой выбор) У: Ребята, посмотрите каких ладошек у нас больше? Что это значит? Уч-ся: Это значит, что мы, в основном, достигли целей нашего урока У: Я хочу поблагодарить все группы- агентства, каждого из вас за активную и продуктивную работу. Я рада, что вы все сегодня в процессе активной учебной деятельности смогли проявить себя. Надеюсь, что вы уйдете с урока с новыми знаниями и хорошим настроением |
Домашнее задание |
Время: 1 минута § Творческое домашнее задание на выбор: Кроссворд Буклет «Знаменитые овощи из семейства пасленовые» Книжка-малышка «Загадки о пасленовых» |
презентация к уроку "Класс Двудольные, семейство Пасленовые"
PPTX / 7.13 Мб
Евгений Алексеевич
Битюкова Ольга Анатольевна
Елена Владимировна