Методическая разработка урока «Дорожная аптечка» совместно с акцией «Водитель, захвати в путь аптечку!»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского творчества
Солнечного муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка урока на тему
«Дорожная аптечка»
совместно с акцией
«Водитель, захвати в путь аптечку!»
Для детей 7-8 лет.
Автор разработки:
Токарева Анастасия Александровна
Педагог дополнительного образования
рп Солнечный
2019 г.
Тема: «Первая медицинская помощь при ДТП.
Автомобильная аптечка».
Пояснительная записка.
В объединение «Юный инспектор дорожного движения» Центра детского и юношеского творчества снова проводится Акция, посвященная Дорожной аптечке. И вот в зимний холодный день вместе с первоклассниками ООШ № 2 на дорогах нашего поселка Солнечный состоялось интересное мероприятие. Но прежде чем эта акция состоялась, была проведена серия уроков, посвященная безопасности дорожного движения и правилам дорожного движения, направленным на спасение и сохранению жизни человека. Ребята изучили состав аптечки, назначение каждого препарата и приспособления. И только тогда, когда полученные знания были проверены с помощью викторины в игровой форме, ребята были готовы вместе с сотрудниками ОГИБДД Солнечного района, предварительно одев желтые жилетки выйти на акцию на дороги нашего поселка.
Такие комбинированные уроки дают детям не только понимание, но и глубокое получение знаний в области безопасного движения на дорогах. Детям очень многое не понятно в мире дорог и машин, и мы взрослые просто обязаны дать ответы на все интересующие их вопросы. Направить в нужную сторону, объяснить что запрещено, что разрешено. И такими наглядными примерами совместно с инспекторами полиции, понимание всей серьезности темы приходит быстрее.
Цели:
- познакомить учащихся с правилами оказания первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП;
- развивать УН действия в неотложных ситуациях, умения пользования автоаптечкой;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
- привлечь внимание учащихся к изучению правил дорожного движения;
- научить учащихся правильно вести себя на улицах и дорогах города;
- профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах;
Методы проводимого занятия:
Проведение акции на свежем воздухе сочетаются с теоретическими заданиями по ПДД.
Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала, практическое занятие совместно с инспектором по пропаганде ОГИБДД п. Солнечный Пятаковым А.Е. на улицах п. Солнечный, беседа с водителями).
Оборудование: тетрадь, пособия по медицине и оказанию ПМП, ПДД, автомобильная аптечка, Желтые жилеты с надписью «Юный инспектор дорожного движения», распечатанные цветные буклеты.
Методические рекомендации по проведению занятия:
- метод познавательной игры;
- практический (выход на улицы поселка);
- наглядный (наблюдение за движением транспорта и пешеходами, демонстрация дорожной аптечки);
- словесный (инструктаж, беседа);
ХОД УРОКА:
На доске: дата, тема урока.
I. Оргмомент
Учитель приветствует учеников и читает стихотворение о жертвах ДТП.
На дороге опасность с любой стороны
Ждет того, кто на улицу вышел.
Перед этой опасностью люди равны.
Мы скорбим обо всех, кто не выжил.
В джунглях города сбиты машиной они,
Или ехали в автомобиле,
Когда яркие встречной машины огни
Их на миг роковой ослепили.
Жертвы города, жертвы дороги, нам жаль,
Что была к вам судьба так жестока.
Люди, скорости сбавьте, ослабьте педаль.
На тот свет не стремитесь до срока.
II. Проверка д/з
– Перечислите основные принципы оказания ПМП?
(Осмотр места происшествия, удаление поражающего фактора, осмотр потерпевшего и оказание ему помощи, контроль за состоянием пострадавшего. ГРАМОТНО, СПОКОЙНО, УВЕРЕННО. Не забыть при этом вызвать неотложную медицинскую помощь!)
– Какие поражающие факторы могут воздействовать на человека, угрожая его здоровью и жизни?
(Температура +/-, огонь, вода, электроток, химические вещества, механизмы и т.п.)
– Какие состояния угрожают жизни человека?
(Остановка сердца, отсутствие самостоятельного дыхания, большие кровопотери.)
III. Изучение нового материала
В России в автокатастрофах ежегодно гибнут около 20 тыс. человек, более 200 тыс. получают травмы.
За 2017 год количество ДТП с участием детей и подростков до 16 лет составило около 25 тыс., число погибших более тысячи человек, раненых – более 25 тыс.
По статистике, основными причинами смерти на российских дорогах становятся:
– несовместимые с жизнью повреждения – 15 %,
– несвоевременной прибытие кареты «скорой помощи» – 15 %,
– НЕОКАЗАНИЕ или НЕПРАВИЛЬНОЕ оказание первой помощи – 70 %.
Большинство людей, оказывающих помощь при серьезном ранении, делают это впервые. Такой случай, возможно, будет единственным в вашей жизни, но он может определить жизнь или смерть. Ваши правильные действия предупредят ухудшение состояния с момента травмы или несчастного случая до прибытия профессиональных врачей.
Действуйте ВДУМЧИВО, БЕРЕЖНО, ОСТОРОЖНО. Помните, что слишком много первой помощи может быть так же опасно, как и ее отсутствие.
Итак, вводная беседа на примере ДТП:
Двигаясь по дороге (естественно, по правилам дорожного движения), вы замечаете в кювете опрокинутый автомобиль. Явно – авария. Внутри авто человек без сознания.
Ваши действия?
Ответ идет по схеме:
1. Осмотр места происшествия, удаление поражающего фактора, при ДТП это часто возгорание – использовать огнетушитель (попутно вспоминаем правила пользования, практическое упражнение – приведение в готовность и использование огнетушителя).
Попутно вызвать скорую медпомощь.
2. Осмотр потерпевшего и оказание ему соответствующей помощи:
НМС, ИВЛ (практическое упражнение – диагностика, если необходимо – реанимационные мероприятия),
остановка кровотечения (вспоминаем виды кровотечений, практическое упражнение – наложение кровоостанавливающего жгута).
3. Контроль за состоянием пострадавшего.
Оказывать ПМП ГРАМОТНО, СПОКОЙНО, УВЕРЕННО.
4. Ждать прибытия и встречать СМП.
В нашем случае скорая помощь прибыла вовремя, мы передали в руки врачей пострадавшего, и теперь ему опасность не угрожает.
Но в дороге, помимо таких, критических, ситуаций, могут возникать и другие неприятности, связанные с ухудшением здоровья водителя или пассажиров. Для их «ликвидации» на борту ТС должна иметься автомобильная аптечка (ПДД, Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС).
Что в нее входит?
(Рассказ преподавателя и демонстрация соответствующего медикамента или предмета.)
Состав аптечки первой помощи (автомобильной)
1. Обезболивающие, противовоспалительные и средства при травме (ушибы, переломы, вывихи), ранениях:
анальгин, пакет гипотермический, аспирин.
2. Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран:
жгут кровоостанавливающий, бинты стерильные и нестерильные, атравматическая повязка для перевязки грязных ран, лейкопластырь бактерицидный, салфетки стерильные для остановки капиллярного и венозного кровотечения с фурагином, раствор йода спиртовой или бриллиантовой зелени, лейкопластырь, бинт эластичный трубчатый медицинский нестерильный, вата.
3. Средства при болях в сердце:
нитроглицерин, валидол.
4. Средства для сердечно-легочной реанимации при клинической смерти:
устройство для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот».
5. Средства при обмороке (коллапсе):
аммиак (нашатырный спирт).
6. Средства для дезинтоксикации при отравлениях пищей и т.п.:
энтеродез или уголь активированный в таблетках.
7. Средства при стрессовых реакциях:
корвалол или настойка валерианы.
8. Ножницы.
9. Правила оказания само- и взаимопомощи.
10. Футляр.
Примечание: не допускается применение средств с поврежденной упаковкой и истекшим сроком годности.
Обязательно стоит дополнить этот список медикаментами, исходя из особенностей своего здоровья.
Можно доукомплектовать аптечку исходя из специфики деятельности водителя, пассажиров.
IV. Вторая часть урока.
Класс, в количестве 20 человек, в сопровождении учителя предварительно одев ярко желтые жилеты, направляются к месту проведения акции «Водитель, не забудь взять в путь аптечку!». На месте проведения акции учащихся ждут инспекторы ГИБДД.
Такой комбинированный урок требует специальной подготовки не только преподавателя, но и учащихся. Поэтому было проведено несколько уроков, посвященных дорожной аптечке. С помощью театрализации и устных примеров, учащиеся были поставлены на место пострадавших и водителей. Некоторые уроки проходили в такой серьезной обстановке, что первоклассники действительно принимали нужное решение в сложных и даже не совместимых с жизнью ситуациях. И поэтому, выходя на очередную акцию, дети не только обладали нужными знаниями, но и хорошей моральной подготовкой.
Задача инспекторов ГИБДД:
- Остановить проезжающий автомобиль;
- Пригласить двух учащихся для беседы с водителем;
- Демонстрация водителем дорожной аптечки;
Задача учащихся:
- Поприветствовать водителей:
- Задать вопросы, касающиеся первой медицинской помощи на дороге;
- Внимательно рассмотреть все составляющие дорожной аптечки;
- Попрощаться и пожелать «счастливого пути» водителям.
V.Подведение итогов урока
Первоклассники и инспекторы полиции уже подружились, так как была проведена уже не одна акция. Акция, посвященная дорожной аптечке, прошла в дружественной и приятной обстановке. Ребята задавали столько вопросов…
- А что сделает водитель, если станет свидетелем нескольких аварий?
- Кому в первую очередь должен помочь в трудной ситуации водитель?
- Как помочь человеку, который находится в состоянии шока?
И подобных вопросов было очень много. И конечно на все вопросы ответили и инспектора и учитель. Ребята остались очень довольны! Такие акции будет проводиться еще и еще. Наше подрастающее поколение должно знать, что подстерегает на опасной дороге, и как помочь в трудной ситуации.
VI. Домашнее задание
Составить список личной аптечки, объяснить назначение каждого лекарства и при каких обстоятельствах их необходимо как принимать.
Используемая литература:
1.Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий среди детей по правилам безопасности движения, Вологда, 1998.
2. Правила дорожного движения. ГИБДД,2006.
3.В.Н. Кирьянов « Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника». Москва, 2007.
4.Т.А. Шорыгина « Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет». Москва,2009.
5.В.И.Ковалько « Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу». Москва,2008.
6.Н.Б. Улашенко « Правила дорожного движения. Нестандартные занятия».Волгоград,2005.
7.М.С. Коган «Правила дорожные знать каждому положено» Новосибирск,2008.
8.Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения из Интернет-ресурсов.
Андреева Наталья Николаевна