Мастер-класс химических экспериментов с веществами из домашней аптечки

7
6
Материал опубликован 20 February 2018 в группе

Технологическая карта мастер–класса в 4 классе

«Мастер – класс химических экспериментов с веществами из домашней аптечки».

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Организационный момент (2-3 минуты)

Эксперименты должны проводиться в специальном кабинете, оборудованном вытяжным шкафом, так как при демонстрации опытов выделяются вредные вещества.

Главный вопрос урока: Как ведут себя разные вещества если из нагреть с помощью горелки?

Гипотезы

Вещества могут сильно пахнуть.

Вещества могут дымить.

Вещества могут сильно гореть и разбрасывать брызги в разные стороны.

При выполнении химических экспериментов можно навредить здоровью.     

Рассмотрение вопросов техники безопасности при работе с различными химическими веществами.

           

Фронтально о возможных последствиях проведения химических опытов и технике безопасности при работе с горелкой

 

 

 

 

 

–высказывает собственное мнение (ЛР)

 

 

 

 

–формулирует тему урока (МР)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Что такое фараоновы змеи и как их получить? (8 минут)

История фараоновых змей

Так почему же такое название – "фараоновы змеи"? Змеи – понятно, но почему фараоновы? В литературе можно найти следующее объяснение: "В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку".

Пророк Моисей убедил фараона отпустить из рабства евреев, использовав куда более мощные аргументы; их назвали "Десять казней египетских". Это были разные беды, которые Господь насылал на Египет после очередного отказа фараона отпустить еврейский народ.

Ни одна из них, к слову, никак не была связана со змеями. Часть из этих ужасных чудес действительно сопровождались взмахами знаменитым жезлом. А знаменит он тем, что ему действительно приходилось побыть змеей, но сотворил это чудо вовсе не Моисей, а сам Господь, когда возлагал на него великую миссию, а Моисей стал проявлять малодушие.

2. Рассмотрим различные виды фараоновых змей

Фараоновыми змеями называют целый ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта и    небольшого объема реагирующих веществ. Эти реакции сопровождаются бурным выделением газа. В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая.

Таким образом, остается непонятным, почему химических змей назвали "фараоновыми". Возможно, лишь потому, что такое название звучит солидно - под стать эффектности этого типа реакций.

3. Мастер–класс по созданию глюконатной змеи (10–12 минут)

Это самый простой и безопасный способ получения глюконатной змеи – для этого достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Можно положить таблетку глюконата кальция на таблетку сухого спирта и поджечь его. Из таблетки выползет светло–серая "змея" с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества – она может достигнуть длины 10 – 15 см. Разложение глюконата кальция, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды. Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция.

Недостатком образующейся «змеи» является ее хрупкость - она достаточно легко рассыпается.

4. Мастер–класс по созданию змеи из сульфаниламида (8–10 минут)

Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (к ним относятся, например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции, которые вспучивают массу и формируют пористую «змею».

На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета.

По своей структуре «змея» напоминает кукурузные палочки. Если выделяющуюся «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр».

 

 

 

Просмотр слайд — шоу фронтально 1–2 слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд — шоу фронтально 3–4 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд — шоу фронтально 5–16 слайды

 

 

 

 

Ознакомление с последовательностью выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

Слайд —  шоу фронтально 17–34 слайды

 

 

 

 

Ознакомление с последовательностью выполнения работы

 

 

 

 

–присваивает представленную информацию (ЛР)

 

 

 

 

 

 

–высказывает собственное мнение (ЛР)

 

 

 

 

 

 

 

–наблюдает за ходом эксперимента (МР)

 

 

 

–высказывает собственное мнение (ЛР)

 

 

 

 

 

 

–наблюдает за ходом эксперимента (МР)

 

 

 

–высказывает собственное мнение (ЛР)

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Дискуссия (6-8 минут)

Вывод: При выполнении экспериментов по получению химических змей из глюконата кальция и сульфаниламида (бисептола) мы увидели, что из небольшого количества вещества (одной таблетки) получается очень объемная змея.    

В ходе эксперимента видно, что химическая реакция от одной таблетки бисептола протекает гораздо быстрее, чем от одной таблетки глюконата кальция.

Обе змеи получились хрупкими, змея из бисептола значительно больших размеров, чем из глюконата кальция.

В ходе реакции горения выделяется неприятный запах, поэтому помещение, в котором проводится эксперимент должно быть хорошо проветриваемым. Для безопасного обучения учащихся без использования кабинета химии, рекомендуется просмотр слайд шоу или видеофрагмента химической реакции горения выбранных веществ.

 

 

 

 

Фронтально о проводимом эксперименте с горением глюконата кальция и бисептола

 

 

 

 

 

 

 

 

– дает собственную оценку достоинств и недостатков проведенного эксперимента (ЛР)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2-3 минуты)

Содержательная оценка и самооценка деятельности и достижений учащихся

   

Список используемой для эксперимента литературы

1. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002. – 432 c.: ил.

2. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. 2–е русское изд. – Л.:Химия, 1985 – 247 с.

3. О. Ольгин. Опыты без взрывов. Изд. второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с., ил.

4. О. Ольгин. Чудеса на выбор. Изд. второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с., ил.

5. https://www.youtube.com

6.http://fb.ru/article/145016/faraonovyi-zmei-zanimatelnaya-himiya-kak-sdelat-faraonovyih-zmey-v-domashnih-usloviyah

7. http://allforchildren.ru/sci/sci083.php

8. http://chemistry-chemists.com/forum/viewtopic.php


Фоторепортаж с мастер-класса химических экспериментов
PPTX / 14.28 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно, но пожароопасно!

3 March 2018

Спасибо, все очень обстоятельно!

6 March 2018

Интересный материал. Но не все ссылки открываются корректно. Не будут ли после такой темы мастер-класса четвероклассники экспериментировать с другими препаратами домашней аптечки и к чему это может привести?

8 March 2018

Сомневаюсь. По моему опыту они начинают интересоваться химией и просят родителей приобрести набор юного химика. Хотя некоторые дети проверяют как взрываются яйца в микроволновке...

8 March 2018

Галина Геннадьевна, Вы пишете в конспекте: "Эксперименты должны проводиться в специальном кабинете, оборудованном вытяжным шкафом, так как при демонстрации опытов выделяются вредные вещества". И на почти всех лекарствах написано: "Беречь от детей". А дети могут дома после мастер-класса проделать такие же опыты.

9 March 2018

Если родители содержат аптечку ненадлежащим образом, то возможно...

9 March 2018