12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысенко Татьяна Владимировна37
1

Методическая разработка «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством логопедических занятий» «Мой Дом»

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"











Методическая разработка


«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством логопедических занятий»


«Мой Дом»














Учитель-логопед

Т.В.Лысенко





Мичуринск 2020

«Мой Дом»

(Цикл логопедических занятий в форме виртуальных путешествий по Учреждению, представленных компьютерными презентациями, направленных на формирование коммуникативных навыков и социальной адаптации детей с ОВЗ)

Пояснительная записка

Социальная адаптация - это процесс активного приспособления к условиям социальной среды, которая представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. участвовать в общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами.

Социальная адаптация ребенка с ОВЗ, поступающего в интернатное учреждение представляет собой проблему, так как вносит большие перемены в его жизнь. С первых дней перед воспитанником ставится целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Необходимо время, чтобы произошла адаптация к новым условиям жизни, и ребенок научился соответствовать новым требованиям.

Поэтому в течение первых двух месяцев, два раза в неделю с вновь поступившими детьми проводятся индивидуальные логопедические занятия, направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта, создание доверительных отношений. На таких занятиях дети знакомятся с помещениями детского дома, сотрудниками и их трудовыми обязанностями.

Занятия проводятся в форме виртуальных путешествий по Учреждению, представленных компьютерными презентациями, что позволяет:

воспитывать у детей интерес к занятиям;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

уточнить имена и должности сотрудников, работающих в детском доме и их трудовыми обязанностями;

совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского дома.

стимулировать речевое и познавательное развитие.


Первое занятие не имеет конспекта, так как каждый ребенок индивидуален и знакомство с ним происходит по-разному. Кто-то сам проявляет инициативу и расспрашивает обо всем, что его заинтересовало. С кем-то надо провести экскурсию по кабинету и рассказать обо всех логопедических зонах и их предназначениях. Кого-то надо заинтересовать какой-нибудь дидактической или компьютерной игрой. А кто-то просто нуждается в том, чтобы его посадили на колени и приласкали. Главное, чтобы ребенок понял, что его любят и понимают, всегда готовы поддержать и оказать помощь, что в него верят.



Тематический план занятий

1

«Давай знакомиться!»

2

«Наша группа»

3

«Волшебная кухня»

4

«Наша столовая»

5

«Загадочная прачечная»

6

«Медицинская комната»

7

«Музыкальный зал»

8

«Спортивный зал»



Помимо вышесказанного, при проведении таких занятий, можно определить уровень речевого развития воспитанника, уточнить и активизировать его словарь, совершенствовать грамматический строй речи, что существенно облегчит дальнейшую работу с ребенком.

Только после прохождения процесса социальной адаптации можно приступать к логопедической коррекционно-развивающей работе.

Педагоги нашего Учреждения всегда помнят, что к нам приходят не просто  дети, а дети-личности со своим миром чувств и переживаний, и используют в работе такие методы и приемы, которые позволяют ребенку ощутить себя личностью, почувствовать внимание, уважение и доброжелательность окружающих лично к нему.













Цикл индивидуальных логопедических занятий



Конспект №1

логопедического занятия-путешествия

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Наша группа»

Цель: формирование коммуникативных навыков социальной адаптации детей с ЗПР в условиях детского дома.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнить и активизировать словарь детей по теме;

познакомить с названием и назначением комнат в группе;

закрепить знания детей о профессиях взрослых;

совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

развивать коммуникативную функцию речи;

развивать зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

содействовать социальной адаптации детей;

уточнить имена и должности педагогов и младших воспитателей, работающих с детьми данной группы;

совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского дома;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

воспитывать у детей интерес к занятиям;

воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.


Оборудование: слайдовая презентация


Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед:

Ребята, послушайте стихотворение о нашем «Аистенке».

Детки в доме том живут:
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
«Аистенок»— это дом,
Как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!


2. Введение в тему. Беседа с детьми (слайд 2)

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по нашему дому. А куда мы попадем, вы отгадаете сами, посмотрев эти фотографии.

Что это? (это наша группа)

Кто здесь живет? (дети)

Кто работает в вашей группе? (воспитатели, няни)

2. Игра: «Кто это?» (слайд 3)

Давайте вспомним имена воспитателей и младших воспитателей, которые работают в вашей группе.

Ребята, все взрослые, которые работают в нашем «Аистенке» очень вас любят и сделают все, чтобы вам здесь понравилось. Эти люди каждый день заботятся о вас, чтобы вы выросли большими, сильными, здоровыми и красивыми.

3. Игра: «Где это происходит?» (используя фотографии помещений группы – слайд 4)

Посмотрите на фотографии и скажите, где, что делают.

Раздеваются (где?) — ... (в раздевалке)

Моют руки, умываются — ... (в умывальной комнате)

Играют, занимаются, рисуют — ... (в группо­вой комнате)

Спят — ... (в спальне)

4. Демонстрация слайда - «Раздевалка» (слайд 5)

Где мы сейчас находимся? (В раздевалке)

Что в ней делают? (одеваются, раздеваются)

Чего много в раздевалке? (шкафчиков)

Что находится в ваших шкафчиках? (одежда)

Какую одежду вы знаете?

5. Игра: «Одежда» (слайд 6)

Перечислите предметы одежды, которую вы видите на картинке.

6. Демонстрация слайда - «Групповая комната» (слайд 7)

Где мы сейчас находимся? (в групповой комнате)

Что в ней делают? (играют, занимаются)

Чего много в групповой комнате? (игрушек)

Назовите свои любимые игрушки.

7. Игра: «Один – много» (слайд 8)

Я буду называть один предмет, а вы – много.

мяч – мячи

кукла - …

машина - …

8. Пальчиковая гимнастика: «Наша группа»

В нашей группе все друзья.

Самый младший – это Я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Ритмично стучат кулачками

по столу.

Разжимают кулачки, начиная с

мизинчика.




9. Демонстрация слайда - «Ванная комната» (слайд 9)

Где мы сейчас находимся? (в ванной комнате)

Что в ней делают? (умываются)

В ванной комнате находятся предметы туалета, а какие - мы узнаем, если поиграем в игру.

10. Игра: «Для чего это нужно?» (слайд 10)

Что это? (полотенце)

Что делают полотенцем? (вытираются)

Что это? (мыло)

Что делают мылом? (моют руки, умываются)

Что это? (зубная паста и зубная щетка)

Что ими делают? (чистят зубы)

Что это? (расческа)

Что делают расческой? (причесываются)

11. Демонстрация слайда - «Спальная комната» (слайд 11)

Где мы сейчас находимся? (в спальной комнате)

Что в ней делают? (спят)

Чего много в спальной комнате? (кроватей)

12. Игра: «Назови ласково» (слайд 12)

Ребята, а вы любите ласковые слова? Ласковое слово всем приятно. Все предметы можно назвать ласково. Давайте поиграем в игру.

Большая кровать, а маленькая …

Большая подушка, а маленькая …

Большое одеяло, а маленькое …

13. Итог занятия

Где мы с вами побывали?

Как зовут ваших воспитателей?

Какие комнаты есть в вашей группе и что в них делают?















Конспект №2

логопедического занятия-путешествия

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Волшебная кухня»

Цель: формирование коммуникативных навыков социальной адаптации детей с ЗПР в условиях детского дома.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнить и активизировать словарь детей по теме;

познакомить детей с профессией повара;

формировать представление детей о кухонной посуде;

совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

развивать коммуникативную функцию речи;

развивать зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

содействовать социальной адаптации детей;

совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского дома;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

воспитывать у детей интерес к занятиям;

формировать представления о сотрудниках детского дома, трудовых процессах, выполняемых каждым из них;

воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.



Оборудование: слайдовая презентация

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед:

Ребята, послушайте загадку:

Всегда в халате белом,

В крахмальном колпаке.

Готовит детям кашу

На свежем молоке.

На противне котлеты

Купаются в жирке,

Рассольник ароматный

Кипит в большом бачке,

Шумит овощерезка –

Готовится салат.

И всё это, конечно,

Готовит для ребят! Кто? (повар)


2. Введение в тему. Беседа с детьми (слайд 14)

А кто готовит еду в детском доме? (повар)

Посмотрите, кто это? (это наш повар)

Правильно, нашего повара зовут Людмила Николаевна.

Каждый день, рано-рано утром, когда вы еще спите, наш повар приходит в детский дом и начинает готовить вам вкусную и полезную еду. Что бы вы были здоровыми, сильными, красивыми.

Что готовит наш повар? (повар варит суп, кашу, компот. Жарит котлеты, рыбу. Печет пирожки, булочки…)

3. Демонстрация слайда - кухня (слайд 15)

Где работает повар? (на кухне)

Вот и мы с вами очутились на кухне.

Что делает повар? (готовит, варит, печет…)

Посмотрите, а как одет наш повар? (в халат и колпак)

Правильно, потому что работа повара требует чистоты. Нельзя приступать к приготовлению еды в грязной одежде, с немытыми руками, с непокрытой головой. Поэтому у повара специальная одежда.

4. Игра: «Что нужно повару для работы?» (слайд 16)

Давайте поиграем в игру.

Покажи и назови, в чём варят (в кастрюле).

Покажи и назови, в чём жарят (в сковороде).

Покажи и назови, чем мешают (половником).

Покажи и назови, чем режут (ножом).

Покажи и назови, на чём режут (на доске).

5. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять!
Пошли пальчики гулять
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё поел,
Потому и растолстел!

хлопаем в ладоши

загибаем пальчики от мизинца к большому



6. Демонстрация слайда - продукты питания (слайд 17)

На чем повар готовит еду? (повар готовит еду на плите)

Что нужно повару, чтобы приготовить вкусную еду? (продукты)

Какие продукты вы знаете? (мясо, овощи, рыба и т. д.)

7. Игра: «Мы повара» (слайд 18)

А сейчас, мы с вами станем поварами и сварим кашу.

Что нужно, чтобы приготовить кашу? (молоко, крупа)
У нашего повара есть разные крупы. Я вам сейчас их покажу.

Как называются эти крупы? (рис, гречка, манка)

Если мы сварим кашу из риса, то какая будет каша? (рисовая)

Если мы сварим кашу из гречки, то какая будет каша? (гречневая)

Если мы сварим кашу из манки, то какая будет каша? (манная)

8. Итог занятия

Где мы с вами побывали?

Кто готовит нам еду? Как зовут нашего повара?

Какое блюдо тебе больше всего нравится?

Знают повара секреты

Приготовленья вкусных блюд.

Спасибо скажем им за это-

Быть поваром нелегкий труд!



Конспект №3

логопедического занятия-путешествия

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Наша столовая»

Цель: формирование коммуникативных навыков социальной адаптации детей с ЗПР в условиях детского дома.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнить и активизировать словарь детей по теме;

формировать представление детей о кухонной, столовой и чайной посуде;

совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

развивать коммуникативную функцию речи;

развивать зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

содействовать социальной адаптации детей;

совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского дома;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

воспитывать у детей интерес к занятиям;

воспитывать навыки бережного отношения к пище, навыки культуры еды, уважение к труду работников кухни.



Оборудование: слайдовая презентация

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед:

Ребята, послушайте стихотворение:

Утро завтраком встречает,
День обедом угощает,
Вечером мы ужин ждём,
Ну, а ночью спать идём.

2. Введение в тему. Беседа с детьми

Скажите, а где вы завтракаете, обедаете и ужинаете? (в столовой)

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в нашу столовую.

3. Демонстрация слайда - столовая (слайд 19)

Посмотрите, чего много в столовой? (столов)

Правильно, столов, это для того, чтобы всем ребятам хватило места.

Стол  должен выглядеть аккуратным и красивым. Это повышает настроение и аппетит. Прежде всего, стол должен быть накрыт чистой скатертью. В центре стола ставят салфетницу с бумажными салфетками, чтобы вытирать руки и губы. Рядом с салфетницей ставят хлеб, ведь хлеб — всему голова!

4. Игра: «Посчитаем» (слайд 20)

Давайте пересчитаем все столы (1 стол, 2 стола, 3 стола, 4 стола, 5 столов)

А чего не хватает на наших столах? (посуды)

5. Игра: «Какая бывает посуда» (слайд 21)

Посуда бывает кухонная, столовая и чайная.

Как вы думаете, для чего нужна кухонная посуда? (для того, чтобы готовить еду)

Назовите кухонную посуду.

Для чего нужна столовая посуда? (для того, чтобы обедать, завтракать и ужинать)

Назовите столовую посуду.

Для чего нужна чайная посуда? (для того, чтобы пить чай)

Назовите чайную посуду.

6. Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

Вы любите помогать взрослым? Сейчас мы поможем маме вымыть посуду.

Раз, два, три, четыре,

  Мы посуду перемыли:

  Чайник, чашку, ковшик, ложку

  И большую поварешку.

  Мы посуду перемыли:

  Только чашку мы разбили,

  Ковшик тоже развалился,

  Нос у чайника отбился.

  Ложку мы чуть-чуть сломали,

  Так мы маме помогали.

Удары кулачками др. о друга.

 Одна ладонь скользит по другой.

 Загибают пальчики, начиная с

 большого.

 Одна ладонь скользит по другой.

 Загибают пальчики, начиная с

 большого.

 


Удары кулачками др. о друга.



7. Игра: «Назови ласково» (слайд 22)

Ребята, а вы любите ласковые слова? Ласковое слово всем приятно. Все предметы можно назвать ласково. Давайте поиграем в игру.

Большая тарелка, а маленькая …

Большая чашка, а маленькая …

Большая ложка, а маленькая …

8. Игра: «Части посуды» (слайд 23)

Давайте рассмотрим картинку и посмотрим, из каких частей состоит чайник.

9. Игра: «Из чего сделана посуда» (слайд 24)

Посмотрите на картинку и расскажите, из каких материалов делают посуду и как она называется?

Посуда из дерева - …

Посуда из стекла - …

Посуда из глины - …

Посуда из фарфора - …

10. “Правила поведения в столовой” (слайд 25)

Давайте вспомним как правильно вести себя за столом.

Сидеть на стуле нужно прямо и красиво, не качаться, не класть локти на стол. Жевать нужно неслышно, с закрытым ртом. Не дуть на горячий суп или чай, не чавкать, громко не разговаривать. А после еды, не забыть поблагодарить нашего повара за вкусное угощение.

За столом нельзя кричать,

Петь плясать, озорничать.

И в ладоши звонко хлопать,

И ногами громко топать.

Есть умейте аккуратно,

Чтобы было всем приятно:

Не тянитесь через стол,

Не пролейте сок на пол,

Не стучите громко ложкой,

Не бросайте кошке крошки,

Соблюдайте этикет –

Хорошо пройдет обед!


11. Итог занятия

Где мы с вами побывали?

На каком этаже находится наша столовая?

Скажите, а в какое время суток мы завтракаем? (утром)

А в какое время суток мы обедаем? (днем)

А в какое время суток мы ужинаем? (вечером)





































Конспект №4

логопедического занятия-путешествия

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Загадочная прачечная»

Цель: формирование коммуникативных навыков социальной адаптации детей с ЗПР в условиях детского дома.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнить и активизировать словарь детей по теме;

познакомить детей с профессией прачки;

совершенствовать грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие:

развивать коммуникативную функцию речи;

развивать зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

содействовать социальной адаптации детей;

совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского дома;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

воспитывать у детей интерес к занятиям;

воспитывать навыки бережного отношения к одежде и постельным принадлежностям.



Оборудование: слайдовая презентация

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед:

Ребята, послушайте загадку:

Кто для нас белье стирает

Каждый день и круглый год,

Чтоб на чистые простынки

Спать ложились без хлопот? (прачка)


2. Введение в тему. Беседа с детьми (слайд 27)

Нашу прачку зовут Светлана Владимировна.

Прачка заботится о чистоте белья.

3. Демонстрация слайда - прачечная (слайд 28)

Где работает прачка? (в прачечной)

Вот и мы с вами очутились в прачечной.

Что делает прачка? (стирает, сушит и гладит)

Посмотрите, что это? (это стиральная машина)

Для чего она нужна? (чтобы постирать бельё)

А что ещё нужно, чтобы постирать бельё? (нужен стиральный порошок)

Давайте постираем постельное белье.

Какое постельное белье вы знаете? (наволочка, простыня, пододеяльник)

4. Игра: «Посчитаем» (слайд 29)

Давайте посчитаем, сколько наволочек мы положим в стиральную машинку (1 наволочка, 2 наволочки …)

5. Игра: «Постираем» (слайд 30)

А что еще можно постирать в стиральной машине? (одежду)

Выбери предметы одежды и положи их в стиральную машинку (я положу в стиральную машинку кофту, шорты, брюки …)

6. Пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки»

Жили-были в домике                               Маленькие гномики:                                

Токи,  Пики, Лики, Чики,  Мики.            

Раз, два, три, четыре,  пять,                      

Стали гномики стирать:                           Токи — рубашки,                        

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — насочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.


Дети сжимают и разжимают кулачки.


Загибают пальчики, начиная

с больших.

Разгибают пальчики,   начиная с мизинцев.

Трут кулачки друг о друга.

Загибают пальчики, начиная с больших.



7. Игра: «Сушка белья» (слайд 31)

Что делают с постиранным бельём? (постиранное бельё сушат)

Давайте поиграем в игру.

Сейчас мы с вами развесим вашу одежду на веревку и посушим. Посмотрите, ваша одежда очень чистая, красивая, яркая. Вешая ее на веревку, надо называть какого она цвета. Я повешу сушить белую майку, синие шорты, черные брюки …)

8. Игра: «Погладим белье» (слайд 32)

После того, как белье высохло, что с ним делают? (гладят)

Чем гладят белье? (утюгом)

Посмотрите, одежда у нас разная, большая и маленькая. Сейчас мы все перегладим.

Я глажу большие шорты, а ты маленькие …

Я глажу большую рубашку, а ты маленькую …

Я глажу большое платье, а ты маленькое …

Теперь ваша одежда стала чистая и красивая.

9. Итог занятия

Где мы с вами побывали?

Кто работает в прачечной?

Чем она занимается?

Стирает прачка нам белье,

Чтоб было чистое оно,

Посушит и разгладит,

И утюгом погладит?










Конспект №5

логопедического занятия-путешествия

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Медицинская комната»

Цель: формирование коммуникативных навыков социальной адаптации детей с ЗПР в условиях детского дома.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнить и активизировать словарь детей по теме;

познакомить детей с профессией медицинской сестры;

совершенствовать грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие:

развивать коммуникативную функцию речи;

развивать зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

содействовать социальной адаптации детей;

совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского дома;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

воспитывать у детей интерес к занятиям;

воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.



Оборудование: слайдовая презентация

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед:

Ребята, послушайте загадку:

В кабинете есть весы,

Ростомер не для красы,

Всем они дают ответ:

За год выросли или нет.

Кто нам делает прививки,

Чтоб не заболели,

Витаминкой угостит,

Чтоб повеселели.

Рано - с самого утра!

К нам приходит … (медсестра)


2. Введение в тему. Беседа с детьми (слайд 34)

Правильно, а как зовут нашу медсестру? (Тамара Егоровна)

Верно. Чем она занимается? (лечит детей, делает прививки, раздаёт полезные витамины, измеряет наш рост ...)

Вам нравится ходить в гости к Тамаре Егоровне?
Вспомните, а во что одета Тамара Егоровна? (в белый халат)

Все медицинские работники должны соблюдать чистоту, поэтому, приходя на работу, они надевают белые халаты.

3. Демонстрация слайда - медицинский кабинет (слайд 33)

А где работает наша медицинская сестра? (в медицинском кабинете)

Вот и мы с вами очутились в медицинском кабинете.

4. Игра: «Что мы видим в кабинете?» (слайд 35)

Давайте осмотримся и расскажем, что находится в медицинском кабинете.

Дети: стол.

Логопед: да, это рабочий стол Тамары Егоровны. Он необходим ей, чтобы заполнять ваши медицинские карты. Составлять меню для поваров, чтобы ваша еда была вкусной и полезной.

Дети: железный ящик.

Логопед: это сейф, в котором хранятся ваши медицинские карты.

Дети: ростомер.

Логопед: он нужен для того чтобы измерять рост.

Дети: весы.

Логопед: правильно, для того, чтобы взвешивать вас.

Дети: шкаф с лекарствами.

Логопед: там находятся предметы и препараты, которые помогают поставить диагноз и лечить болезни.

5. Пальчиковая гимнастика: «Мое тело»

Это глазки. Вот и вот.               


Это ушки. Вот  и вот.                


Это нос. Это рот.                       


Там спинка. Тут живот.            


Это ручки. Хлоп, хлоп.              

Это ножки. Топ, топ.                 

Ой, устали. Вытрем лоб.           

Показать сначала левый, потом правый глаз.

Берутся сначала за левое ухо, потом –

за правое.

Левой рукой показывать рот, правой – нос.

Левую ладошку на спину, правую – на живот.

Руки вперед, похлопать.

Ладошки на бедра, потопать.

Рукой проводят по лбу.



6. Игра: «Для чего это нужно?» (слайд 36)

 У медсестры много предметов-помощников, без которых работать нельзя. Я буду их называть, а вы расскажите мне, для чего они нужны.

Градусник - (чтобы измерить температуру).

Зеленка и вата - (чтобы помазать ссадину).

Шприц - (чтобы сделать укол).

Шпатель - (чтобы посмотреть горло).

7. Игра: «Из чего сделано?» (слайд 37)

Эти предметы-помощники сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а вы – из чего он сделан.

Стеклянный градусник - (градусник сделан из стекла)

Металлический шпатель - …

Пластиковый стаканчик -

Марлевая салфетка -

Ватная палочка -

8. Игра: «Посчитай таблетки» (слайд 38)

А как вы думаете, у Тамары Егоровны таблеток мало или много? (много)

Давайте их пересчитаем (1 таблетка, 2 таблетки…).

9. Итог занятия

Где мы с вами побывали?

Кто работает в медицинском кабинете?

Как зовут нашу медицинскую сестру?

Чем она занимается?

Мы совсем не без причины,
Очень любим витамины.
Пить коктейль пора, ура!
Вызывает медсестра!












































Конспект №6

логопедического занятия-путешествия

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Музыкальный зал»

Цель: формирование коммуникативных навыков социальной адаптации детей с ЗПР в условиях детского дома.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнить и активизировать словарь детей по теме;

познакомить детей с профессией музыкального руководителя;

формировать представление детей о музыкальных инструментах;

совершенствовать грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие:

развивать коммуникативную функцию речи;

развивать речевое дыхание и голос;

развивать зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

содействовать социальной адаптации детей;

совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского дома;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

воспитывать у детей интерес к занятиям;

воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.


Оборудование: слайдовая презентация

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед:

Ребята, послушайте загадку:

Кто учит деток петь, играть,

И вальсы, польки танцевать,

Научит с музыкой дружить

И песню русскую любить? (музыкальный руководитель)



2. Введение в тему. Беседа с детьми (слайд 40)

Правильно, а как зовут нашего музыкального руководителя? (Ирина Александровна)

Верно. Чем она занимается? (учит детей петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; проводит праздники ...)

Правильно. Ирина Александровна умеет профессионально петь, играть на музыкальных инструментах, красиво показывает танцевальные движения.

Вам нравится ходить в гости к Ирине Александровне?


3. Демонстрация слайда - музыкальный зал (слайд 41)

А где работает наш музыкальный руководитель? (в музыкальном зале)

Вот и мы с вами отправляемся в путешествие в музыкальный зал.

Давайте осмотримся и посмотрим, какой наш музыкальный зал? (большой, красивый, уютный…)

4. Игра: «Музыкальные инструменты» (слайд 42)

Ребята, скажите, что такое музыкальные инструменты?

Логопед обобщает ответы детей: музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может  извлекать различные звуки.

Посмотрите на картинки и назовите музыкальные инструменты, которые вы видите? (пианино, гитара, труба, барабан…)

5. Пальчиковая гимнастика: «Мои пальчики»

Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.

Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз.

Пять их на моей руке.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Все делать могут,
Всегда помогут.

Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.

Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,

Имитируем описываемые движения

Всё успевают.

Открываем ручки ладошками вверх.



6. Игра: «Музыканты» (слайд 43)

Посмотрите, музыканты играют на музыкальных инструментах.

Назовите каждого музыканта по образцу.

Логопед: Медвежонок играет на гармошке. Он гармонист (дети называют всех музыкантов)

7. Игра: «Отгадай, что звучало?»

Дифференциация музыкальных инструментов: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка. Логопед показывает каждый инструмент, дети его называют. Затем за ширмой логопед издаёт звук каким-либо инструментом, а дети должны угадать какой инструмент звучал.

8. Игра: «Один - много» (слайд 44)

Посмотрите, как много детских музыкальных инструментов в музыкальном зале.

Давайте поиграем, я называю один музыкальный инструмент, а вы много.

скрипка - …

барабан - …

гитара - …

труба - …

ксилофон - …

9. Игра: «Песенку поем» (слайд 45)

А вы песни петь любите?

Дети «пропевают» гласные звуки за логопедом:

«А – О – У – песенку пою,

А – Ы – О – как мне хорошо!

А – Ы – У – губки я тяну.

А – Ы – И – песенка замри!»


10. Итог занятия


Где мы с вами побывали?

Кто работает в музыкальном зале?

Как зовут нашего музыкального руководителя?

Чем она занимается?


Ноты, песни, развлечения,
К ним мы ходим с увлеченьем.
Игры, танцы, хоровод,

Нам не скучно круглый год!


Конспект №7

логопедического занятия-путешествия

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Спортивный зал»

Цель: формирование коммуникативных навыков социальной адаптации детей с ЗПР в условиях детского дома.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнить и активизировать словарь детей по теме;

познакомить детей с профессией воспитателя по физкультуре;

формировать представление детей о различных видах спорта, спортивном оборудовании;

совершенствовать грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие:

развивать коммуникативную функцию речи;

развивать физиологическое дыхание;

развивать зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

содействовать социальной адаптации детей;

совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского дома;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

воспитывать у детей интерес к занятиям;

воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и спортивному оборудованию.


Оборудование: слайдовая презентация


Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед:

Ребята, послушайте загадку:

Педагог веселый, добрый,

Всегда подтянутый и бодрый

Учит бегать и играть,

Прыгать, лазать, мяч бросать,

Любовь к спорту прививает,

Крепить здоровье помогает.

Отгадайте-ка, ребята,

Кто же этот воспитатель? (воспитатель по физкультуре)


2. Введение в тему. Беседа с детьми (слайд 47)

Правильно, а как зовут нашего воспитателя по физкультуре? (Ирина Викторовна)

Верно. Чем она занимается? (учит детей прыгать, бегать, лазать по гимнастической стенке...)

Правильно. Воспитатель физической культуры – это педагог, который с детьми занимается физкультурой. Он учит детей быть физически сильными, здоровыми, ловкими и выносливыми. Наша Ирина Викторовна - бодрая, ловкая, весёлая, чтобы все дети хотели быть похожими на нее.

Вам нравится ходить в гости к Ирине Викторовне?

3. Демонстрация слайда - спортивный зал (слайд 48)

А где работает наш воспитатель по физкультуре? (в спортивном зале)

Вот и мы с вами отправляемся в путешествие в спортивный зал.

Осмотритесь и расскажите, как вы любите играть в спортивном зале? (прыгать на матах, играть в мяч, крутить обруч…)

4. Игра: «Спортивное оборудование» (слайд 49)

Ребята, как вы думаете, что такое спортивное оборудование?

Логопед обобщает ответы детей: спортивное оборудование – это предметы, на которых или с помощью которых человек может  выполнять спортивные упражнения.

Давайте вспомним, какое спортивное оборудование есть в спортивном зале? (мячи, обручи, гимнастические палки, мягкие модули…)

5. Игра: «Спортсмены» (слайд 50)

Посмотрите, сколько спортсменов изображено на картинках, и все они занимаются разными видами спорта. Сейчас я буду называть вид спорта, а вы спортсмена, который занимается этим видом спорта.

В хоккей играет - … (хоккеист).

В футбол играет - …

В баскетбол играет - …

В волейбол играет - …

Каратэ занимается - …

Лыжным сортом занимается - …

6. Пальчиковая гимнастика: «Мы спортсмены»


Чтоб болезней не бояться -

Надо спортом заниматься.

В хоккей играет хоккеист,

На льду танцует фигурист,

Он спортсмен, а не артист,

На лыжах едет лыжник, с горы - сноубордист,

стреляет из винтовки -

меткий биатлонист.



Сжимать и разжимать пальцы рук.


Загибают пальцы по очереди.



7. Игра: «Один - много» (слайд 51)

Посмотрите, как много спортивного инвентаря в зале.

Давайте поиграем, я называю один предмет, а вы много.

мяч - …

обруч - …

самокат - …

клюшка - …

ракетка - …

8. Игра: «Какого цвета?» (слайд 52)

Посмотрите, весь спортивный инвентарь яркий и разноцветный. Сделано это для того, чтобы он поднимал настроение ребятам, которые с ним занимаются.

Я буду называть предмет, а вы говорит его цвет.

Мяч – (красный мяч)

Гиря - …

Лыжи - …

Обруч - …

Скакалки - …

Коньки - …

9. Игра: «Доскажи словечко» (слайд 53)

А вы в футбол играть любите?

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Игра весёлая, футбол

Уже забитый первый…(гол).

Вот разбежался быстро кто-то

И без мяча влетел в … (ворота).

А Петя мяч ногою хлоп,

И угодил мальчишке в … (лоб).

Хохочет весело мальчишка,

На лбу растёт большая… (шишка).

Но парню шишка нипочём,

Опять бежит он за… (мячом).

10. Игра: «Забей мяч в ворота» (слайд 54)

Ватный шарик – это мяч. Наберите воздуха, подуйте так, чтобы мячик укатился в ворота.

11. Итог занятия

Где мы с вами побывали?

Кто работает в спортивном зале?

Как зовут нашего воспитателя по физкультуре?

Чем она занимается?

Без физической культуры,
Трудно жить на белом свете!
Развивать мускулатуру,
Должны взрослые и дети!

t1604448580aa.gif


Презентация к циклу занятий "Мой дом".
PPTX / 11.07 Мб



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.