Конспект урока «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
Рассмотрено на заседании ПЦК Информатики и вычислительной техники Протокол № от « » г.
Председатель ПЦК __________ |
Разработал преподаватель
Мальчер А.О. |
Челябинск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Технологическая карта урока |
5 |
3. |
Задания для практической работы |
13 |
4. |
Командная игра |
18 |
5. |
Литература |
21 |
6. |
Приложения 1-3 |
22-24 |
Пояснительная записка
В данной методической разработке представлен открытый урок практического занятия с элементами ролевой игры по теме: использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
Цель методической разработки – улучшение качества знаний учащихся путем использования современных средств обучения.
Задачи методической разработки:
- Совершенствовать образовательный процесс путем привития интереса к знаниям;
- Активизировать познавательную деятельность за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения;
- Сформировать систему социально-ценностных отношений ученика посредством включения его в активную деятельность.
Материальное обеспечение урока: проектор, персональный компьютер, операционная система Windows, программное обеспечение: Microsoft Excel, инструкция к выполнению практической работы.
Тип урока: практическая работа с элементами ролевой игры.
Ролевые игры – позволяют произвести обыгрывание нестандартных ситуаций, что требует от современного молодого специалиста собранности, стрессоустойчивости, что, несомненно, будет способствовать наилучшим образом реализации профессиональных и общих компетенций. Использование ролевой игры в процессе обучения создаёт возможность менять условия, гибко мыслить, принимать решения «на ходу», что и делает весь процесс обучения увлекательным и динамичным.
Урок с элементами ролевой игры представляет собой систему, в которую включены студенты разных способностей и уровня подготовленности. Работа в коллективе и команде, общение с преподавателем, другими студентами в ходе обучения на уроке позволяет устанавливать студентам межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями других студентов, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, организовывать и поддерживать диалог, разрешать конфликты. Развитие коммуникативной компетентности в будущем позволит студентам эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами на производстве.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО педагогического работника: Мальчер Анастасия Олеговна
Тема занятия: использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
Дисциплина: информатика
Тема: понятие об информационных системах и автоматизации информационных
процессов.
Нормативные документы: 1) ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
2) Учебная программа дисциплины Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУДП.11 Информатика
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- уметь составлять таблицу для решения конкретной задачи; вводить и редактировать данные в ячейке таблицы; задавать адрес и диапазон ячеек, копировать и перемещать данные ячеек; применять автоматическое заполнение ячеек; форматировать ячейки, использовать графические способы представления данных в электронных таблицах.
- знать основные определения; иметь представление о способах хранения и простейшей обработке данных.
Цель:
Обучающая:
- практическое применение изучаемого материала;
- закрепление знаний общих принципов работы с динамическими (электронными) таблицами и умения составлять таблицу для решения конкретной задачи;
- приобретение навыков в составлении электронных таблиц.
Развивающая:
- развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
- развитие способности логически рассуждать, делать выводы;
- развитие умений применять знания для решения прикладных задач с помощью электронных таблиц;
- развитие коммуникативной компетенции;
- формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.
Воспитательная:
- воспитание творческого подхода к работе, желание экспериментировать.
Форма занятия: индивидуальная работа, работа в группах.
Межпредметные связи: математика, экономика.
Структура занятия:
1. Организация занятия (1 мин.).
2. Постановка темы и целей урока (2 мин.).
3. Актуализация (10 мин.).
4. Постановка задания для обучающихся для практической работы (2 мин.).
5. Закрепление знаний (25 мин.).
6. Подведение итогов занятия (3 мин).
7. Сообщение домашнего задания (2 мин.).
Используемая литература:
1. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю.. Информатика : Учебник. – М.: 2017
3. Цветкова, М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017
4. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного профилей. – М.: 2017
5. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс – М.: 2017
Ход урока
Этапы |
Цель |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
Результат |
||
1. Организационный |
Организовать группу на учебное занятие |
Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих.
|
Приветствие преподавателя, обучающиеся готовятся к занятию. |
Группа готова к занятию. |
||
2. Постановка темы и целей урока. |
Мотивация группы на выполнение практической работы.
|
Озвучивает тему урока: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» и цели урока: - уметь составлять таблицу для решения конкретной задачи; вводить и редактировать данные в ячейке таблицы; задавать адрес и диапазон ячеек, копировать и перемещать данные ячеек; применять автоматическое заполнение ячеек; форматировать ячейки, использовать графические способы представления данных в электронных таблицах. - знать о способах хранения и простейшей обработке данных. Вывод презентации на экран Слайд 1-2. |
Слушают. Оформляют исходные данные в тетради (тему урока, цель, перечень инструментов)
|
Группа готова к этапу актуализации знаний. |
||
Метод- информационно-сообщающий. Методический приём- рассказ, сопровождаемый демонстрацией слайда. Форма обучения- индивидуально-групповая. Средства обучения- проектор, экран. |
||||||
3. Актуализация знаний |
Актуализация по теме урока «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий». |
Рассказывает об актуальности темы урока. Сегодня мы с вами будем работать в программном обеспечении Microsoft Excel. Microsoft Excel – это самый популярный в мире табличный редактор, входящий в пакет MS Office, предназначенный для обработки таблиц (создания табличных документов, расчет математических функций, построения к ним графиков, а также вывода их на печать.). В мире огромнейшее количество различных профессий, представителям которых требуются навыки владения данной программой. Бухгалтер без труда рассчитает заработную плату, менеджер подготовит диаграммы для совещания, работник социального обеспечения оформит в электронных таблицах справочную информацию о клиенте и т.д. Вывод презентации на экран Слайд 3. Выводит на экран цифровой образовательный ресурс с помощью которого проводит устный фронтальный опрос. |
Слушают, воспринимают, отвечают на вопросы. |
Актуализированы знания по теме «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий».
|
||
Метод – словесный. Методический приём - устный фронтальный опрос. Средства обучения – цифровой образовательный ресурс. |
||||||
4. Постановка задания для обучающихся для практической работы. |
Подготовка группы к выполнению практической работы. |
Проводит инструктаж обучающихся Формулирует задание. Нам сегодня предстоит решить непростую задачу: смоделировать деятельность туристического агентства. Слайд 4. В нашей организации имеются следующие отделы: - планово-экономический; - бухгалтерия; - отдел продаж. Слайд 5. Раскрывает этапы работы. Этап 1. – Распределение ролей. Этап 2. – Оперативка, постановка задач для каждого отдела. Этап 3. Самостоятельная работа, выполнение поставленной задачи. Этап 4. Командообразование, или тимбилдинг. Этап 5. Использование графических возможностей Excel. (В роли дизайнеров организации. Рисуем логотип с помощью графических. возможностей Excel.) Этап 6. Тестирование Для начала распределим роли. Роль руководителя организации я возьму на себя. Роль руководителя заключается в постановке задач сотрудникам организации и контроль за их исполнением.
Роли остальных сотрудников распределим по жребию. Этап 1. – Распределение ролей. |
Слушают, воспринимают объяснение.
|
Группа готова к закреплению знаний по теме «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» по заданному алгоритму работы. |
||
Метод- информационно-сообщающий. Методический приём- рассказ. Форма обучения- индивидуально-групповая. Средства обучения- проектор, экран. |
||||||
5. Закрепление знаний |
1. Закрепление и развитие знаний и умений 2. Формирование новых умений и навыков
|
Этап 2. – Оперативка, постановка задач для каждого отдела. Бухгалтерия - рассчитывает заработной плату для работников предприятия. Отдел продаж - составит таблицу экскурсионных туров. Планово-экономический отдел – рассчитает прибыль за 2018-2019 год. Выдача инструкций по выполнению индивидуальных заданий. Этап 3. Самостоятельная работа, выполнение поставленной задачи. Контролирует выполнение работы. Подведение итогов работы по этапу. Следующий этап нашей работы: этап 4. Командообразование, или тимбилдинг. Тимбилдинг- командная игра Цели тимбилдинга: Формирование и развитие навыков командной работы. Выдача заданий для тимбилдинга. Контролирует выполнение работы. Подведение итогов работы по этапу. Этап 5. Нашей работы Использование графических возможностей Excel. На этом этапе мы сменим роли и попробуем себя в роли дизайнеров организации. Нарисуем логотип с помощью графических возможностей Excel. Выдача заданий для индивидуальной работы. Контролирует выполнение работы. Подведение итогов работы по этапу. Этап 6. Тестирование Рассказывает про программу тестирование.
|
Этап 2. Слушают поставленные задачи.
Этап 3. Самостоятельно выполняют работу по вариантам.
Этап 4. Слушают правила. Принимают участие в тимбилдинге, выполняют предложенные задания.
Этап 5. Самостоятельно выполняют работу по заданному алгоритму.
Этап 6. Слушают. Проходят тестирование в предложенной программе, показывают результаты.
Этап 7. Слушают. Записывают домашнее задание. |
Знания и умения по теме «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» сформированы и закреплены. |
||
Метод – словесно-наглядный, практический, ролевая игра. Форма обучения – индивидуальная, групповая. Средства обучения – карточки с заданиями, инструкции к выполнению работы, цифровой образовательный ресурс. |
||||||
6. Подведение итогов занятия |
Подведение итогов. |
Анализирует совместную работу. Оценивает обучающихся. |
Оценивают значимость полученных умений. |
Обучающие и преподаватель взаимно удовлетворены занятием. |
||
Метод - словесный |
||||||
7. Сообщение домашнего задания |
Информация о домашнем задании: |
Сообщает задание на дом, сроки выполнения. Слайд 6 |
Записывают домашнее задание |
Демонстрируют желание выполнять предложенное задание. |
||
Метод - словесный |
Задания для практической работы
Вариант 1 (Бухгалтерия)
Задание 1. Составить таблицу начисления заработной платы для работников предприятия.
Порядок выполнения работы
Составьте таблицу для выплаты заработной платы для работников предприятия (рисунок 1.)
Рисунок 1. Ведомость начисления заработной платы
Сосчитайте по формулам пустые столбцы:
Премия = Оклад *0,27
Всего начислено = Оклад + Премия
Удержано = Всего начислено*0,13
К выдаче = Всего начислено – Удержано
Итого =СУММ(G5:G18)
Отформатируйте таблицу по образцу.
Выделить в таблице столбцы Фамилия И.О. и К выдаче (руб.)
Выполнить команду Вставка/Диаграммы/Гистограмма с группировкой.
Оформить диаграммы по образцу (Изменить заливку Формата области диаграммы и Формата области построения диаграммы).
Лист переименуйте в Расчёт з/пл и сохраните работу под именем ПР_EXCEL
Вариант 2 (Планово-экономический отдел)
Задание 1. Составить таблицы Расчёта квартальной и годовой прибыли за 2018 – 2019 год.
Порядок выполнения работы
Составьте таблицы по образцу (рисунок 2.)
Рисунок 2. Расчёт квартальной и годовой прибыли.
Сосчитайте по формулам пустые столбцы:
Прибыль = Доход – Расход
За год – Рассчитать значения используя Мастер функции: Формулы/Вставить функцию/Математические/СУММ.
Отформатируйте таблицу по образцу.
Создать для каждой из таблиц диаграмму: выделить таблицу перейти на вкладку Вставка/Диаграммы/Гистограмма с группировкой.
Оформить диаграммы по образцу (Изменить заливку Формата области диаграммы и Формата области построения диаграммы.)
Лист переименуйте в Расчёт прибыли.
Сохраните работу в своей папке под именем ПР_EXCEL2
Вариант 3. (Отдел продаж)
Задание 1. Составить таблицу экскурсионных туров.
Порядок выполнения работы
Составьте таблицу экскурсионных туров (рисунок 3.)
Рисунок 3. Программа экскурсионных туров
Выделить в таблице столбцы Название тура и Цена тура.
Вставить диаграмму Вставка/Диаграммы/Линейчатая с группировкой.
Изменить заливку Формата области диаграммы и Формата области построения диаграммы.
Отформатируйте таблицу и диаграмму по образцу.
Лист переименуйте в Программа экскурсионных туров.
Сохраните работу в своей папке под именем ПР_EXCEL4
Задание 2. Постойте диаграмму.
Приведены функции, графики которых участвуют в построении данной диаграммы:
у1= -1/18х2 + 12, хÎ[-12;12]
y2= -1/8х2 +6, хÎ[-4;4]
y3= -1/8(x+8)2 + 6, хÎ[-12; -4]
y4= -1/8(x-8)2 + 6, хÎ[4; 12]
y5= 2(x+3)2 – 9, хÎ[-4;0]
y6=1.5(x+3)2 – 10, хÎ[-4;0]
Порядок Выполнения работы
Запустить MS EXCEL
В ячейке А1 вводим х
Заполнить автозаполнением диапазон ячеек А2:А26 числами с -12 до 12.
Устанавливаем курсор в ячейку В1 и вводим у1
Последовательно для каждого графика функции будем вводить формулы. Для у1= -1/18х2 + 12, хÎ[-12;12]. В ячейку В2 вводим формулу
Нажимаем Enter на клавиатуре, автоматически происходит подсчет значения функции.
Растягиваем формулу до ячейки В26
Аналогично в ячейку С10 вводим формулу (В С10 т.к. для графика функции y2= -1/8х2 +6 значение функции находим только на отрезке хÎ[-4;4]) и т.д в итоге должна получится таблица (рисунок 4.)
После того, как все значения функций подсчитаны, можно строить графики этих функций. Выделяем диапазон ячеек А1:G26.
На панели инструментов выбираем меню Вставка/Диаграммы/Все диаграммы (или вставка/рекомендуемые диаграммы/график) выбираем тип диаграммы График.
Рисунок 4.
Командная игра
Цель:
- В игровой форме обобщить и проверить знания основных определений по теме «Электронные таблицы».
- Формирование и развитие навыков командной работы.
Задачи:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности.
- Учебная - повторение основных понятий, определений.
- Развивающая - развитие памяти, логического мышления.
Оборудование:
Карточки с заданиями, оценочные листы.
Правила игры: Соревнования проходят по командах. (отделы организации)
Ведущий: Для формирования и развития навыков командной работы на предприятиях применяют командообразование (тимбилдинг) – командная игра.
Соревнования проходят между отделами организации. Игра будет проходить по теме «Основные понятия электронных таблиц»
Приглашается один участник команды, которому будет выдано задание для конкурса № 1.
Конкурс 1. «Ребусы» Каждое слово принесет команде 1 балл.
Ответы: формула, рабочая книга, строка, ячейка, таблица.
Конкурс 2. «Словолов»
Найдите как можно больше слов, имеющих отношение к электронным таблицам. Двигаться можно вниз, вправо и вверх. Каждое слово принесет команде 1 балл.
с |
с |
я |
ч |
е |
й |
д |
с |
т |
с |
а |
и |
к |
и |
ы |
о |
т |
в |
к |
а |
а |
л |
л |
р |
о |
к |
а |
п |
к |
б |
ф |
о |
р |
м |
а |
а |
е |
и |
ц |
а |
у |
з |
о |
ц |
л |
д |
ф |
л |
о |
ж |
а |
б |
и |
у |
а |
н |
е |
д |
а |
а |
н |
р |
л |
д |
р |
т |
г |
к |
б |
к |
к |
е |
м |
р |
ц |
и |
я |
р |
с |
н |
а |
м |
м |
а |
Ответы: ячейка, строка, столбец, формула, таблица, диаграмма, функция, адрес, диапазон, ссылка.
Конкурс 3. «Кроссворд» Каждое слово принесет команде 1 балл.
1. Графическое представление данных в электронных таблицах.
2. Несколько ячеек таблицы.
3. Пересечение столбца и строки.
4. Специальная заранее подготовленная формула, которая выполняет операции над заданными значениями.
5. Применяется для расчетов, вычислений, ввод всегда начинается со знака равно.
6. Обозначение ячейки, составленное из названия столбца и строки
7. Один из типов данных, вносимых в ячейку.
8 Сноска на определенную ячейку (формат указания ячеек).
Ответы:
1. Диапазон
2. Диаграмма
3. Ячейка
4. Функция
5. Формула
6. Адрес
7. Число
8. Ссылка
Литература
Основные источники:
1. Малясова, С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017
2. Цветкова, М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: Учебник. – М.: 2014
3. Цветкова, М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017
4. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2017
5. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс .– М., 2017
Дополнительные источники:
1. Семакин, И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. - Бином, Лаборатория знаний, 2012
2. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям: учебное пособие - Москва, Академия, 2013
3. Черноскутова, И.А. Информатика. Учебное пособие для СПО – Питер, 2012
Приложение 1
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
Командная игра
Команды |
Конкурс 1 «Ребусы» |
Конкурс 2 «Словолов»
|
Конкурс 3 «Кроссворд» |
Бухгалтерия |
|
|
|
Отдел продаж |
|
|
|
Планово-экономический |
|
|
|
Критерии оценки практического задания |
|
Отлично |
Все задания выполнены правильно, возможна одна неточность или описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала. Работа выполнена самостоятельно. Работа сдана с соблюдением всех сроков. |
Хорошо |
Все задания выполнены правильно, но недостаточны обоснования, рассуждения, допущены одна ошибка или два – три недочета. Обучающийся единожды обращается за помощью преподавателя. Работа сдана в срок (либо с опозданием на два-три занятия). Есть некоторые недочеты в оформлении отчета. |
Удовлетворительно |
В заданиях допущены более одной ошибки или более трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Обучающийся многократно обращается за помощью преподавателя. |
Неудовлетворительно |
Выполнено меньше половины предложенных заданий, допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полном объеме. Обучающийся выполняет работу с помощью преподавателя. Много нарушений правил оформления. |
Приложение 2
|
|
Критерии оценки тестового задания |
|
Отлично |
20 правильных ответов |
Хорошо |
15-19 правильных ответов |
Удовлетворительно |
11-14 правильных ответов |
Неудовлетворительно |
10 и меньше |
Приложение 3
Рисунок 5. Возможности электронных таблиц для фронтального опроса
Вопросы:
1. Основное назначение электронных таблиц?
2. С какого символа начинается формула в Excel?
3. Как называется прямоугольная область на пересечении строки и столбца?
4. Для наглядного представления числовых данных в ЭТ используют?
5. Как образуется в ЭТ имя ячейки?
6. Какая ссылка в ЭТ называется смешанной?
7. Какая ссылка в ЭТ не изменяется при перемещении или копировании формул?
8. Укажите неправильную формулу а) =А1+С3; б) =$М13-С2 в)=В$4:С2
9. В ЭТ выделена группа ячеек А1:А7. Сколько ячеек входит в этот диапазон?
10. В ЭТ формула не может включать в себя: а) числа; б) имена ячеек в) текст.