12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Александровна1577
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск
5

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Вольные переводы английской поэзии и художественного переложения английской драматургии М.Ю. Лермонтова».

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Вольные переводы английской поэзии и художественного переложения английской драматургии М.Ю. Лермонтова».

Дата проведения: 2018г.

Учитель русского языка и литературы Никитина Екатерина Александровна

Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области

Цели урока:

Ι. Образовательные:формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и репродукции); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

УУД к уроку:

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.

Вид урока: интегрированный урок (русская и английская литература).

Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Средства обучения: учебник, тексты художественных произведений (М.Ю. Лермонтов «Маскарад», баллада «Русалка», У.Шекспир «Отелло», наглядный материал (портреты М.Ю. Лермонтова, Р. Бёрнса, С.Я. Маршака, У.Шекспира), листы аналитических наблюдений и оценки результативности.




Конструкционный план урока

I. Организационный момент

II.Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности (включение фронтального опроса)

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о творческой деятельности знаменитого литератора? Догадайтесь сами, прочитав эпиграф, записанный на доске.

Нет, не за то тебя я полюбил,

Что ты поэт и полновластный гений.

О, … презрением могучим

К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям,

Где только гром гремит псалмом певучим.

И вижу я, как ты в последний раз

Беседовал с ничтожными сердцами,

И жестким блеском этих темных глаз

Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!»

Ты говорил: «Как душно мне средь вас!»

К.Д. Бальмонт

- О ком же писал русский поэт 20 века К.Д. Бальмонт? (О М.Ю. Лермонтове).

- В каких родах литературы проходило творчество Лермонтова? (Эпос- роман «Герой нашего времени», лирика- стихи, поэмы, баллады, драматургия- пьеса «Маскарад»).

- Кроме литературного творчества Лермонтов проявил себя в словесной деятельности. О чём речь догадайтесь по прочитанным строка: «Нет, я не Байрон, я другой, /Ещё неведомый избранник, / Как он, гонимый миром странник,/Но только с русскою душой».

- Что вы знаете о Байроне? Как связан Лермонтов с Байроном? (Переводы Лермонтова с английского языка).

- Кто ещё из литераторов 19 и 20 веков являлся знаменитым переводчиком (В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, И.А. Бунин).

- Какими иностранными языками владел М.Ю. Лермонтов? (немецким, английским, французским).

- Помогите мне сформулировать тему занятия (Переводы М.Ю. Лермонтова английской поэзии).

-Значит, это не только перевод, это- переосмысление его через собственное сердце и душу. К стихотворению «На севере диком стоит одиноко», т.е. ко всему известному переводу из Г.Гейне, Лермонтов пришёл в два переводческих этапа. Такой способ литературного перевода именуется вольным (запись термина в рабочей тетради).

- Лермонтов переводил не только творчество Байрона, но и баллады Роберта Бёрнса. Какая поэзия по национальной принадлежности? (английская).

- Ограничивался ли М.Ю. Лермонтов поэтическими переводами? (Нет, использовал вольную интерпретацию зарубежной драматургии).

- Запишите тему урока в тетрадь «Вольные переводы английской поэзии и художественного переложения английской драматургии М.Ю. Лермонтова».

- Сформулируем целеполагание по названной теме урока (осознание мастерства переводческой деятельности Лермонтова, значимости английской литературы в творчестве Лермонтова).


III. Исследовательская работа по тематическому направлению на основе декламации и создания проблемных ситуаций.

1.Конструирование умозаключения обучающимися по предъявленному проблемному вопросу и декламация лирических произведений.

-Понаблюдаем специфику вольного перевода баллады «Русалка» Лермонтова и соотнесём с балладой Р. Бёрнса «Морская дева» (на основе прочтения текста в оригинале на английском языке).

- Найдите в рабочем листе к уроку термин «баллада» и зафиксируйте в тетради.

Чтение обучающимся наизусть баллады М.Ю. Лермонтова «Русалка»

-Чьё произведение переводил Лермонтов? (перевод баллады Р. Бёрнса).

Сообщение обучающегося о шотландском поэте Р. Бёрнсе.

-После прочтение оригинала баллады Р. Бёрнса на английском языке вы сопоставите образы лирических героинь, определите, в чём содержательная близость оригинала и вольного перевода.

Прочтение обучающимся баллады Р.Бёрнса на английском языке.

- В XX веке известный детский писатель, драматург и переводчик с английского языка в 1917 году выполнил близкий к тексту Бёрнса художественный перевод. Это был С.Я. Маршак.

Чтение обучающейся наизусть баллады С.Я. Маршака «Морская песня».

- На основе задания 1 в рабочем листе проведём аналитическую работу по поэтическим материалам, рассказывающим легенду о русалке (баллада Лермонтова «Русалка», баллада Р. Бёрнса «Морская дева», стихотворение С.Я. Маршака «Морская песня»). Запишите вывод в рабочий лист.

Динамическая пауза

2.Конструирование умозаключения обучающимися по сопоставительной работе

- Ни один русский литератор не обходился без образцов зарубежных текстов. Назовите знаменитого английского драматурга эпохи Возрождения, который определил место человека в обществе так: «Весь мир- театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль» (У. Шекспир).

- У. Шекспир- величайший драматург Англии, работы которого состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм, пьесы переведены на все основные языки мира и ставятся на сценах театров чаще, чем пьесы каких-либо других авторов. Дома вы знакомились с трагедией 1604 года «Отелло, венецианский мавр».

- Найдите в рабочем листе к уроку термины «трагедия», «лейтмотив» и зафиксируйте в тетради.

- М.Ю. Лермонтов переложил сюжет данной трагедии на своё драматическое произведение, предназначенное для сцены. О каком произведении Лермонтова идёт речь? (драма «Маскарад»).

- Наше исследование посвящено нахождению лейтмотивного соотношения трагедии 17 века и драмы Лермонтова, написанной в 1836 году.

3.Аналитическая работа обучающихся по содержательному аспекту текстового материала.

- Обратимся к трагедии У. Шекспира «Отелло», проверим ваше владение текста, чередуя с обращением к драме Лермонтова «Маскарад».

Примерные вопросы.

1.Кем был Отелло в трагедии? Кем был Евгений Арбенин в драме?

2.Почему дочь сенатора Дездемона согласилась выйти замуж за старого и некрасивого Отелло? (использование цитат). Почему юная Нина полюбила немолодого, обременённого опытом прошлых ошибок Арбенина?

3.Какая деталь явилась символом доверия и любви Отелло к Дездемоне, а потом явилось мотивом её погибели? Какая деталь явилась символом доверия и любви Арбенина к Нине, а потом явилось мотивом её погибели?

4.Как клеветник Яго смог внушить недоверие Отелло к Дездемоне? Какую роль сыграл костюмированный бал в жизни Звездича, баронессы, Арбенина и Нины?

5.Почему Отелло губит свою супругу? Каким образом Арбенин погубил свою супругу?

- Скажите, какова общая тема двух произведений, разделённых веками и территориальным мировоззрением великих литераторов? (Конфликт героя с самим собой и ориентация на исключительность общественного мнения).

4.Оформление умозаключения в рабочем листе «Значимость сопоставления русской и английской литературы на основе исследуемых произведений».

IV. Постановка домашнего задания (дифференцированное задание)

1. Эссе «Значение переводческой деятельности Лермонтова».

2.Сравнительный анализ стихотворения Байрона (на выбор) и перевода М.Ю. Лермонтова.

V. Рефлексия (с включением самооценки и взаимооценки работы на уроке)

1.Заполняется лист самооценки.

Я узнал…

Мне было интересно узнать…

Особенно мне понравилось на уроке…

Удалось ли нам достигнуть цели урока...

2.Заполняется лист взаимооценки работы одноклассников на уроке.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.