Методическая разработка урока литературы в 9 классе «Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»

2
0
Материал опубликован 23 March 2022

Учебный предмет «Литература»

Методический практикум

Тема: Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Онегинская строфа.

Технологическая карта урока в форме краткосрочного группового проекта

Предмет: литература

Тема: Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Онегинская строфа.

Класс: 9

Автор: Сураева Наталья Евгениевна

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: краткосрочный групповой проект

Технология: проектная

Используемые учебники и учебные пособия:

Цель

Рассказать об истории создания романа «Евгений Онегин»; показать особенности жанра, дать понятие об онегинской строфе, показать принадлежность романа к реалистическому направлению

Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые)

Метапредметные

- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;

- использовать современные источники информации — материалы в контролируемом Интернете;

-определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать информацию;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

-применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.


Планируемые образовательные результаты (формируемые)

Предметные

Знание истории создания, содержания романа, понимание особенностец жанра романа, знание понятий «онегинская строфа», умение работать в группе над краткосрочным пректом.

Личностные:

- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

- обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством учителя;

- расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.

Программное содержание

Рассказать об истории создания романа «Евгений Онегин»; показать особенности жанра, дать понятие об онегинской строфе, показать принадлежность романа к реалистическому направлению

Основные понятия:

Роман, реализм, онегинская строфа, жанровые особенности,

Оборудование

компьютер, планшет, мобильное устройство, Интернет, справочная литература, учебная литература, ватман, карандаши, линейки, проектор, магнитная доска, магниты, раздаточный материал



Этапы учебного занятия

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Подготовительный

-

- формулирование проблемной ситуации,

- определение принципа формирования фокус-групп,

- определение консультантов проекта,

- выбор наблюдателей за работой фокус-групп и оцениванием их результатов,

- закрепление за каждой группой наблюдателя, инструктаж наблюдателя-эксперта,

- планирование хронометража работы над проектом,

- составление проектной тетради для организации работы фокус-групп, маршрутных листов для выполнения заданий,

- формирование информационных ресурсов для работы над проектом,

- составление заданий для реализации проекта

- создание списка электронных ресурсов (список сайтов, книг и пособий для работы над проектом)

- создание приложений для работы фокус-групп – (примеры оформления проекта),

- разработка рекомендаций по организации работы фокус-группы,

- создание инструкции для наблюдателей по оцениванию метапредметных результатов каждого участника фокус-группы,

- создание таблицы Exel для обработки результатов работы над проектом,

- создание листов самооценки работы группы и индивидуальной работы.

-

2.Организационный

(длительность – 1-2 минуты)

Регулятивные УУД: корректировка готовности к деятельности.

- приветствие обучающихся,

- осуществление контроля подготовки к уроку,

- мотивация на успех;

- распределение по фокус-группам

-приветствие учителя,

-осуществление проверки готовности к уроку,

- включение в работу,


3. Мотивационный (постановка учебной задачи).

Длительность – 5 минут.


Коммуникативные УУД: участие в обсуждении поставленной цели.

Познавательные УУД: принятие задач урока, решение поставленных задач, в том числе творческих.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.



- сообщение темы и урока и формы проведения урока;

- распределение обучающихся по фокус-группам (учитель сам определяет состав фокус-групп или проводит жеребьевку (номер группы на свернутом листе бумаги, случайная выборка),

- постановка учебной задачи (Подготовить проекты «История созданий романа», «Особенности жанра романа», «онегинская строфа».

- включение обучающихся в рабочий процесс через обращение к раздаточному материалу,

- определение хронометража работы над проектом – 45 минут.

- принятие и осмысление учебной задачи,

- ознакомление с раздаточным материалом,

-акцентуализация на поставленной учебной задаче.


4. Работа над проектом

Длительность 40 минут.

Коммуникативные УУД: учёт позиции других людей, партнёров по деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка; саморегуляция.

- координирование работы наблюдателей-экспертов при заполнении ими листа оценивания;

-координирование деятельности фокус-групп (роль модератора).

- определение планируемых результатов работы над проектом,

- определение формы представления проекта,

- распределение обязанностей;

- работа с информационными ресурсами, в том числе с ресурсами Интернет (поиск, выделение главного, обобщение информации и т.д.),

- заполнение маршрутных листов,

- создание макета презентации/плаката,

- контроль и коррекция работы над проектом,

- самооценка и взаимооценка (заполняется п.1)



5. Представление продукта проекта

Длительность – 25 минут (5 минут на группу+2 минуты на вопросы экспертов)

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.


- выставление наблюдателями результатов наблюдения за работой фокус-группы в сводную таблицу на данном этапе работы над проектом


- представление результатов работы трёх фокус-групп;

- распределение ролей в представлении продукта проекта (в защите продукта проекта участвуют все члены фокус-группы)

6. Рефлексия Длительность - 10 минут

Регулятивные УУД: оценка результатов работы;

Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- комментирование процедуры выбора лучшего проекта;

- координирование деятельности наблюдателей-экспертов по оцениванию сформированности метапредметных результатов участников фокус-групп;

- подведение итогов учебного занятия.


- оценка деятельности участников других фокус-групп (выбор лучшей модели храма, голосование за проект);

- корректировка самооценки (заполняются п.2,3)





Приложение №1

Задание 1. Ребята, перед вами набор текстовых фрагментов. Ваша задача – вырезать фрагменты текста и составить их таким образом, чтобы получился цельный текст. Вы можете использовать для подготовки краткосрочного проекта не все фрагменты, а только те, которые посчитаете необходимыми для раскрытия темы. Тему вы формулируете самостоятельно. В правом углу каждого фрагмента – прямоугольник для номера, определяющего порядок микротемы в тексте.




«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства ,понятия, идеалы. Оценить такое произведение- значит оценить самого поэта во всем объёме его творческой деятельности»



« Исчерпать онегинский текст невозможно»-, утверждал Ю.Лотман в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению. Другой комментатор романа Н.Долинина в своей книге «Прочитаем Онегина вместе» пишет: «Все возложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна- вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы».


И мы прочитаем «Онегина» вместе- вместе с комментаторами разных эпох, современниками Пушкина и нашими современниками, вместе, в классе, и все-таки каждый отдельно, у каждого будет свой «Онегин». Желаю всем открытий, откровений и просто увлекательного чтения.


Сегодня мы начнем изучать произведение, жанр которого очень интересный. Это произведение Пушкина, о котором он писал своему современнику, другу, поэту Вяземскому: « Я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница».

Обучающиеся должны суметь выделить основную (важную для их проекта) информацию, убрать второстепенную информацию, выстроить тест выступления в логической последовательности.

Задание 2. Подберите фрагменты стихотворений, которые соответствуют теме вашего проекта и помогут осветить творчество поэта (писателя). Используйте данные фрагменты в презентации проекта. Фрагменты стихотворений можно вырезать из информационного листа №2.

Тема «История создания романа»

Тема «Особенности жанра»

Тема «Онегинская строфа»







































Информационный лист №1

Иллюстрации https://evgenij-onegin.ru/illyustratsii/

Информационный лист №2

Отрывки из произведения https://evgenij-onegin.ru/tsitaty/

Информационный лист №3

Интернет ресурс для работы на уроке https://evgenij-onegin.ru/kritika/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.