Методическая разработка урока литературы в 9 классе «Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»
Методический практикум
Тема: Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Онегинская строфа.
Технологическая карта урока в форме краткосрочного группового проекта
Предмет: литература
Тема: Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Онегинская строфа.
Класс: 9
Автор: Сураева Наталья Евгениевна
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: краткосрочный групповой проект
Технология: проектная
Используемые учебники и учебные пособия:Цель | Рассказать об истории создания романа «Евгений Онегин»; показать особенности жанра, дать понятие об онегинской строфе, показать принадлежность романа к реалистическому направлению |
Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые) | Метапредметные - формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; -работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); - собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога; - использовать современные источники информации — материалы в контролируемом Интернете; -определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать информацию; -логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); -применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; -определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. |
Планируемые образовательные результаты (формируемые) | Предметные Знание истории создания, содержания романа, понимание особенностец жанра романа, знание понятий «онегинская строфа», умение работать в группе над краткосрочным пректом. Личностные: - формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; - уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; - следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; - обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством учителя; - расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении. |
Программное содержание | Рассказать об истории создания романа «Евгений Онегин»; показать особенности жанра, дать понятие об онегинской строфе, показать принадлежность романа к реалистическому направлению |
Основные понятия: | Роман, реализм, онегинская строфа, жанровые особенности, |
Оборудование | компьютер, планшет, мобильное устройство, Интернет, справочная литература, учебная литература, ватман, карандаши, линейки, проектор, магнитная доска, магниты, раздаточный материал |
Этапы учебного занятия | УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Подготовительный | - | - формулирование проблемной ситуации, - определение принципа формирования фокус-групп, - определение консультантов проекта, - выбор наблюдателей за работой фокус-групп и оцениванием их результатов, - закрепление за каждой группой наблюдателя, инструктаж наблюдателя-эксперта, - планирование хронометража работы над проектом, - составление проектной тетради для организации работы фокус-групп, маршрутных листов для выполнения заданий, - формирование информационных ресурсов для работы над проектом, - составление заданий для реализации проекта - создание списка электронных ресурсов (список сайтов, книг и пособий для работы над проектом) - создание приложений для работы фокус-групп – (примеры оформления проекта), - разработка рекомендаций по организации работы фокус-группы, - создание инструкции для наблюдателей по оцениванию метапредметных результатов каждого участника фокус-группы, - создание таблицы Exel для обработки результатов работы над проектом, - создание листов самооценки работы группы и индивидуальной работы. | - |
2.Организационный (длительность – 1-2 минуты) | Регулятивные УУД: корректировка готовности к деятельности. | - приветствие обучающихся, - осуществление контроля подготовки к уроку, - мотивация на успех; - распределение по фокус-группам | -приветствие учителя, -осуществление проверки готовности к уроку, - включение в работу,
|
3. Мотивационный (постановка учебной задачи). Длительность – 5 минут. | Коммуникативные УУД: участие в обсуждении поставленной цели. Познавательные УУД: принятие задач урока, решение поставленных задач, в том числе творческих. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | - сообщение темы и урока и формы проведения урока; - распределение обучающихся по фокус-группам (учитель сам определяет состав фокус-групп или проводит жеребьевку (номер группы на свернутом листе бумаги, случайная выборка), - постановка учебной задачи (Подготовить проекты «История созданий романа», «Особенности жанра романа», «онегинская строфа». - включение обучающихся в рабочий процесс через обращение к раздаточному материалу, - определение хронометража работы над проектом – 45 минут. | - принятие и осмысление учебной задачи, - ознакомление с раздаточным материалом, -акцентуализация на поставленной учебной задаче. |
4. Работа над проектом Длительность 40 минут. | Коммуникативные УУД: учёт позиции других людей, партнёров по деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка; саморегуляция. | - координирование работы наблюдателей-экспертов при заполнении ими листа оценивания; -координирование деятельности фокус-групп (роль модератора). | - определение планируемых результатов работы над проектом, - определение формы представления проекта, - распределение обязанностей; - работа с информационными ресурсами, в том числе с ресурсами Интернет (поиск, выделение главного, обобщение информации и т.д.), - заполнение маршрутных листов, - создание макета презентации/плаката, - контроль и коррекция работы над проектом, - самооценка и взаимооценка (заполняется п.1) |
5. Представление продукта проекта Длительность – 25 минут (5 минут на группу+2 минуты на вопросы экспертов) | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | - выставление наблюдателями результатов наблюдения за работой фокус-группы в сводную таблицу на данном этапе работы над проектом | - представление результатов работы трёх фокус-групп; - распределение ролей в представлении продукта проекта (в защите продукта проекта участвуют все члены фокус-группы) |
6. Рефлексия Длительность - 10 минут | Регулятивные УУД: оценка результатов работы; Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, доказательство; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - комментирование процедуры выбора лучшего проекта; - координирование деятельности наблюдателей-экспертов по оцениванию сформированности метапредметных результатов участников фокус-групп; - подведение итогов учебного занятия. | - оценка деятельности участников других фокус-групп (выбор лучшей модели храма, голосование за проект); - корректировка самооценки (заполняются п.2,3) |
Приложение №1
Задание 1. Ребята, перед вами набор текстовых фрагментов. Ваша задача – вырезать фрагменты текста и составить их таким образом, чтобы получился цельный текст. Вы можете использовать для подготовки краткосрочного проекта не все фрагменты, а только те, которые посчитаете необходимыми для раскрытия темы. Тему вы формулируете самостоятельно. В правом углу каждого фрагмента – прямоугольник для номера, определяющего порядок микротемы в тексте.
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства ,понятия, идеалы. Оценить такое произведение- значит оценить самого поэта во всем объёме его творческой деятельности» |
« Исчерпать онегинский текст невозможно»-, утверждал Ю.Лотман в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению. Другой комментатор романа Н.Долинина в своей книге «Прочитаем Онегина вместе» пишет: «Все возложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна- вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы». | ||
И мы прочитаем «Онегина» вместе- вместе с комментаторами разных эпох, современниками Пушкина и нашими современниками, вместе, в классе, и все-таки каждый отдельно, у каждого будет свой «Онегин». Желаю всем открытий, откровений и просто увлекательного чтения. |
Сегодня мы начнем изучать произведение, жанр которого очень интересный. Это произведение Пушкина, о котором он писал своему современнику, другу, поэту Вяземскому: « Я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница». |
Обучающиеся должны суметь выделить основную (важную для их проекта) информацию, убрать второстепенную информацию, выстроить тест выступления в логической последовательности.
Задание 2. Подберите фрагменты стихотворений, которые соответствуют теме вашего проекта и помогут осветить творчество поэта (писателя). Используйте данные фрагменты в презентации проекта. Фрагменты стихотворений можно вырезать из информационного листа №2.
Тема «История создания романа» | Тема «Особенности жанра» | Тема «Онегинская строфа» |
| | |
| | |
Информационный лист №1
Иллюстрации https://evgenij-onegin.ru/illyustratsii/
Информационный лист №2
Отрывки из произведения https://evgenij-onegin.ru/tsitaty/
Информационный лист №3
Интернет ресурс для работы на уроке https://evgenij-onegin.ru/kritika/