Технологическая карта урока чтения «Е. Чарушин "Страшный рассказ"» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 13 March 2017

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема урока: Е.Чарушин «Страшный рассказ»

Класс: 2 класс

УМК : »Перспектива»

Вид урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.Чарушина и с его рассказом «Страшный рассказ»;

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебник;

находить ответы на вопросы в тексте;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

выразительно читать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,

Наглядность, оборудование: портрет Е.Чарушина, тексты на карточках (биография), карточки с опорными словами.

 

 

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Приветствует учащихся. Эмоционально настраивает. Организует проверку готовности детей к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых принадлежностей.

Личностные

2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового

- Прочитайте пословицу: Чтение – лучшее учение.

-Вы согласны с этим утверждением? Объясните

- Давайте докажем правдивость этой пословицы своей работой.

Отгадайте ребус (из ребуса дети узнают фамилию писателя)

Предлагает прочитать пословицу, объяснить значение пословицы.

Предлагает отгадать ребус.

Читают пословицу, дают свои варианты ответов, разгадывают ребус.

Личностные

Познавательные

3.Постановка учебной задачи

-

С творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся?

Е.Чарушин (портрет) – замечательный детский писатель.

- Прочитайте как Чарушин назвал свой рассказ?


 

Составим план нашей работы (на доске)

1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя.

2. Прочитать рассказ «Страшный рассказ».

4.Будем читать выразительно, работать в паре.

Предлагает ответить на вопросы, показывает портрет Е.Чарушина.

Просит определить цель и составить план работы на уроке.

Рассматривают портрет, называют фамилию писателя, определяют цель урока, составляют план.

Регулятивные

4.Открытие нового знания

Стадия осмысления.

1.Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Дифференциация заданий по объёму учебного материала.

Текс на карточках у каждого учащегося. Для медленно читающих детей текст короче.

Приём «Чтение с пометками».

+ знал, ? не знал, новая информация, ! – хочу узнать подробнее

Евгений Иванович Чарушин – художник и писатель. Отец писателя много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е.Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. После окончания Ленинградской академии художеств Е.Чарушин получил предложение иллюстрировать книги. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М.Пришвина, В.Бианки.

В 1930 году вышел его первый рассказ. Е.Чарушин – блестящий рассказчик и анималист (то есть художник, изображающий животных). С детства природа обогащала Е.Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы.

Закончите предложения:

Вся жизнь Чарушина была связана…

Чарушин изображал животных, потому что…

Из его книг можно узнать…

.

3. Прочитаем рассказ «Страшный рассказ».

Первичное восприятие текста. Приём «Мозговой штурм».

Прочитайте слова (на доске) вслух,

Остались одни, стемнело, как вдруг, прижались друг к другу, тихо-тихо, всё рассказали, пробежит в угол, смотрят – да это.

-Предположите, о чем будет рассказ.

Прием «Прогнозирование по иллюстрации».

-Откройте учебники на странице 97. Рассмотрите иллюстрацию.

1..Как вы думаете, каким будет рассказ страшным или веселым?

3.Почему вы так считаете?

Чтение учителем рассказа. Прием «Чтение с остановками».

1. Остановка после слов: с.97 шуршит…

- Как вы думаете кто шуршит?

2.Остановка после слов: топ топ шлёп шлёп

- Что произошло дальше?

3. Остановка после слов ходит и топает

Кто топал за дверью в сенях?

- Выскажите свои предположения.

Беседа после прочтения.

1.Понравился вам рассказ?

2.Правильное ли предположение вы сделали?

3. Какой момент изображен на иллюстрации?

4. Почему Чарушин назвал рассказ именно так?

5. Какое настроение у вас было до прочтения?

6.Какое после? Почему?

7. Кто герои рассказа?

Предлагает выполнить работу на карточках, закончить предложения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Предлагает прочитать слова и предположить о чём будет рассказ.


 


 


 


 

Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике и предположить страшным или весёлым будет рассказ.


 

Читает текст рассказа с остановками, предлагает ответить на вопросы, проводит беседу после чтения.

Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают пометы. Выполняют задание «Закончите предложения»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Читают слова, предлагают свои варианты.


 


 


 


 

Рассматривают иллюстрацию и высказывают свои предположения.


 


 

Слушают рассказ, отвечают на вопросы, сверяют свои предположения с текстом.

Познавательные


 


 


 


 


 

Регулятивные


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные

Физминутка:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час

Раз. Два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири

Вдруг раздался сильный звон

Побежали мышки вон.

Проводит динамическую паузу.

Выполняют предложенные упражнения.

Личностные

5. Первичное закрепление.

Словарная работа Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

Информация о еже.

1-й ученик. Ежиков можно найти практически где угодно: в лесах, парках, садах и даже на своей даче. Ежи ведут ночной образ жизни . Ежи способны лазить по деревьям и плавать. В дикой среде ежи живут до 3 лет, а в неволе могут доживать до десяти. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.


 

2-й ученик. В случае опасности ежик свёртывается в клубок.

К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой. Находятся в спячке с ноября по март.


 

 

 

4.Будем читать выразительно.

Анализ произведения (понимание фактического содержания)

Работа по учебнику

1. Прочитайте первые три абзаца по цепочке. С какой интонацией надо читать начало рассказа?

-Где произошла эта история и с кем? Как звали мальчиков? Почему они остались одни? Какие звуки они услышали?


 


 

Чтение по ролям С какой интонацией надо читать разговор мальчиков? Почему?

О чём говорили мальчики? Почему у них начался такой разговор? Почему мальчики говорят, что они никого не бояться? (успокаивают, подбадривают)

Выборочное чтение

Что особенно испугало ребят?

Как поступили мальчики в опасной ситуации? (не бросили друг друга)

Прочитайте самое страшное место.

5.Чтение абзаца на с98 Но тут пришли мама с папой… С какой интонацией надо читать отрывок, где дети вместе с родителями увидели ежа?

Кого увидели дети с родителями в углу?

Как вёл себя ёжик, когда искали его?

Чем угостили ежа?

Боялись мальчики его потом?

Проводит словарную работу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Организует чтение рассказа различными способами.

Сообщают дополнительную информацию о еже.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Читают рассказ выразительно, анализируют прочитанное.

Познавательные

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

Самоанализ и самоконтроль

1.Приём «Моделирование текста по опорным словам».

Выбирают из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

– Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вам нужно выбрать и расположить карточки согласно содержанию текста.

2. Придумайте вопросы к рассказу

– Представьте себя учителями. Придумайте вопросы по содержанию текста.

Предлагает выполнить самостоятельную работу, проверить себя по эталону.


 


 


 


 


 

Предлагает придумать вопросы по содержанию текста.

Выполняют самостоятельную работу, осуществляют самопроверку.


 


 


 


 


 

Составляют вопросы, задают их одноклассникам.

Познавательные

Регулятивные

7.Включение знаний в систему.

Составление плана рассказа (в парах)

-Ребята, у вас на столе лежат карточки. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План:

Мальчики одни

Легли спать

За дверью кто-то топает ногами

Пришли мама с папой

Потом все заснули

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Чарушин?

-А вы боитесь чего-нибудь? Почему?

- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?

- За что можно их поругать?


 

- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу?


 

Предлагает восстановить план текста.


 


 


 


 


 


 

Предлагает ответить на вопросы.

Работают в парах.

Восстанавливают план текста.


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы, рассуждают о поведении героев.

Познавательные

Коммуникативные

8.Оценка (рефлексия).

Стадия рефлексии.

Анализ полученной информации

– Можно ли сказать, что «Страшный рассказ» – поучительный рассказ? Почему? Почему надо любить и беречь природу?

Е.Чарушин на этот вопрос ответил так: Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной.

- Как вы думаете, мы смогли доказать правдивость пословицы «Чтение – лучшее учение?

Приём «Письмо к учителю». Учитель предлагает учащимся написать письмо

1. Я прочитал(а) рассказ

2.Понравилось

3. Мое эмоциональное состояние

4. Этот рассказ учит меня

Домашнее задание.

Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике

Творческое задание (на выбор)

2.Продолжить рассказ. «Однажды дети снова остались одни дома…».

3.Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Организует самооценку учащимися своей работы на уроке.

Даёт рекомендации по домашнему заданию.

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.