Технологическая карта урока чтения «Е. Чарушин "Страшный рассказ"» (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока: Е.Чарушин «Страшный рассказ»
Класс: 2 класс
УМК : »Перспектива»
Вид урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.Чарушина и с его рассказом «Страшный рассказ»;
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебник;
находить ответы на вопросы в тексте;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,
Наглядность, оборудование: портрет Е.Чарушина, тексты на карточках (биография), карточки с опорными словами.
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) |
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. |
Приветствует учащихся. Эмоционально настраивает. Организует проверку готовности детей к уроку. |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых принадлежностей. |
Личностные |
2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового |
- Прочитайте пословицу: Чтение – лучшее учение. -Вы согласны с этим утверждением? Объясните - Давайте докажем правдивость этой пословицы своей работой. Отгадайте ребус (из ребуса дети узнают фамилию писателя) |
Предлагает прочитать пословицу, объяснить значение пословицы. Предлагает отгадать ребус. |
Читают пословицу, дают свои варианты ответов, разгадывают ребус. |
Личностные Познавательные |
3.Постановка учебной задачи |
- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся? Е.Чарушин (портрет) – замечательный детский писатель. - Прочитайте как Чарушин назвал свой рассказ?
Составим план нашей работы (на доске) 1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя. 2. Прочитать рассказ «Страшный рассказ». 4.Будем читать выразительно, работать в паре. |
Предлагает ответить на вопросы, показывает портрет Е.Чарушина. Просит определить цель и составить план работы на уроке. |
Рассматривают портрет, называют фамилию писателя, определяют цель урока, составляют план. |
Регулятивные |
4.Открытие нового знания |
Стадия осмысления. 1.Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Дифференциация заданий по объёму учебного материала. Текс на карточках у каждого учащегося. Для медленно читающих детей текст короче. Приём «Чтение с пометками». + знал, ? не знал, новая информация, ! – хочу узнать подробнее Евгений Иванович Чарушин – художник и писатель. Отец писателя много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е.Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. После окончания Ленинградской академии художеств Е.Чарушин получил предложение иллюстрировать книги. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М.Пришвина, В.Бианки. В 1930 году вышел его первый рассказ. Е.Чарушин – блестящий рассказчик и анималист (то есть художник, изображающий животных). С детства природа обогащала Е.Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. Закончите предложения: Вся жизнь Чарушина была связана… Чарушин изображал животных, потому что… Из его книг можно узнать… . 3. Прочитаем рассказ «Страшный рассказ». Первичное восприятие текста. Приём «Мозговой штурм». Прочитайте слова (на доске) вслух, Остались одни, стемнело, как вдруг, прижались друг к другу, тихо-тихо, всё рассказали, пробежит в угол, смотрят – да это. -Предположите, о чем будет рассказ. Прием «Прогнозирование по иллюстрации». -Откройте учебники на странице 97. Рассмотрите иллюстрацию. 1..Как вы думаете, каким будет рассказ страшным или веселым? 3.Почему вы так считаете? Чтение учителем рассказа. Прием «Чтение с остановками». 1. Остановка после слов: с.97 шуршит… - Как вы думаете кто шуршит? 2.Остановка после слов: топ топ шлёп шлёп - Что произошло дальше? 3. Остановка после слов ходит и топает Кто топал за дверью в сенях? - Выскажите свои предположения. Беседа после прочтения. 1.Понравился вам рассказ? 2.Правильное ли предположение вы сделали? 3. Какой момент изображен на иллюстрации? 4. Почему Чарушин назвал рассказ именно так? 5. Какое настроение у вас было до прочтения? 6.Какое после? Почему? 7. Кто герои рассказа? |
Предлагает выполнить работу на карточках, закончить предложения.
Предлагает прочитать слова и предположить о чём будет рассказ.
Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике и предположить страшным или весёлым будет рассказ.
Читает текст рассказа с остановками, предлагает ответить на вопросы, проводит беседу после чтения. |
Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают пометы. Выполняют задание «Закончите предложения»
Читают слова, предлагают свои варианты.
Рассматривают иллюстрацию и высказывают свои предположения.
Слушают рассказ, отвечают на вопросы, сверяют свои предположения с текстом. |
Познавательные
Регулятивные
Познавательные |
Физминутка: |
Вышли мышки как-то раз Посмотреть который час Раз. Два, три, четыре Мышки дёрнули за гири Вдруг раздался сильный звон Побежали мышки вон. |
Проводит динамическую паузу. |
Выполняют предложенные упражнения. |
Личностные |
5. Первичное закрепление. |
Словарная работа Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом Чулан – помещение в доме, служащее кладовой. Информация о еже. 1-й ученик. Ежиков можно найти практически где угодно: в лесах, парках, садах и даже на своей даче. Ежи ведут ночной образ жизни . Ежи способны лазить по деревьям и плавать. В дикой среде ежи живут до 3 лет, а в неволе могут доживать до десяти. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
2-й ученик. В случае опасности ежик свёртывается в клубок.
4.Будем читать выразительно. Анализ произведения (понимание фактического содержания) Работа по учебнику 1. Прочитайте первые три абзаца по цепочке. С какой интонацией надо читать начало рассказа? -Где произошла эта история и с кем? Как звали мальчиков? Почему они остались одни? Какие звуки они услышали?
Чтение по ролям С какой интонацией надо читать разговор мальчиков? Почему? О чём говорили мальчики? Почему у них начался такой разговор? Почему мальчики говорят, что они никого не бояться? (успокаивают, подбадривают) Выборочное чтение Что особенно испугало ребят? Как поступили мальчики в опасной ситуации? (не бросили друг друга) Прочитайте самое страшное место. 5.Чтение абзаца на с98 Но тут пришли мама с папой… С какой интонацией надо читать отрывок, где дети вместе с родителями увидели ежа? Кого увидели дети с родителями в углу? Как вёл себя ёжик, когда искали его? Чем угостили ежа? Боялись мальчики его потом? |
Проводит словарную работу.
Организует чтение рассказа различными способами. |
Сообщают дополнительную информацию о еже.
Читают рассказ выразительно, анализируют прочитанное. |
Познавательные |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль |
1.Приём «Моделирование текста по опорным словам». Выбирают из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание. – Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вам нужно выбрать и расположить карточки согласно содержанию текста. 2. Придумайте вопросы к рассказу – Представьте себя учителями. Придумайте вопросы по содержанию текста. |
Предлагает выполнить самостоятельную работу, проверить себя по эталону.
Предлагает придумать вопросы по содержанию текста. |
Выполняют самостоятельную работу, осуществляют самопроверку.
Составляют вопросы, задают их одноклассникам. |
Познавательные Регулятивные |
7.Включение знаний в систему. |
Составление плана рассказа (в парах) -Ребята, у вас на столе лежат карточки. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом. План: Мальчики одни Легли спать За дверью кто-то топает ногами Пришли мама с папой Потом все заснули Приём «Толстые и тонкие вопросы» - Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Чарушин? -А вы боитесь чего-нибудь? Почему? - Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? - За что можно их поругать?
- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу? |
Предлагает восстановить план текста.
Предлагает ответить на вопросы. |
Работают в парах. Восстанавливают план текста.
Отвечают на вопросы, рассуждают о поведении героев. |
Познавательные Коммуникативные |
8.Оценка (рефлексия). |
Стадия рефлексии. Анализ полученной информации – Можно ли сказать, что «Страшный рассказ» – поучительный рассказ? Почему? Почему надо любить и беречь природу? Е.Чарушин на этот вопрос ответил так: Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. - Как вы думаете, мы смогли доказать правдивость пословицы «Чтение – лучшее учение? Приём «Письмо к учителю». Учитель предлагает учащимся написать письмо 1. Я прочитал(а) рассказ 2.Понравилось 3. Мое эмоциональное состояние 4. Этот рассказ учит меня Домашнее задание. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике Творческое задание (на выбор) 2.Продолжить рассказ. «Однажды дети снова остались одни дома…». 3.Нарисовать иллюстрацию к рассказу. |
Организует самооценку учащимися своей работы на уроке. Даёт рекомендации по домашнему заданию. |
Оценивают свою работу на уроке. |
Регулятивные |