Методическая разработка урока математики в 3 классе "Решение текстовых задач"
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Еравнинский район Республика Бурятия
Учитель начальных классов Чебунина Надежда Ивановна
Методическая разработка урока математики в 3 классе.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка поможет учителям начальной школы в проектировании урока с позиции формирования функциональной математической грамотности младших школьников.
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия проведения урока с обучающимися, подобраны оптимальные формы, методы, средства обучения, использованы современные педагогические технологии.
ВВЕДЕНИЕ
Данный урок входит в серию уроков для 3 класса по УМК Л.Г.Петерсон, объединенных одной темой «Решения текстовых задач».
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний
Цель
способствовать формированию умения решать составные задачи.
Задачи урока
Образовательные
создать условия для решения текстовых задач, продолжить работу по формированию вычислительных навыков
Развивающие
развивать интерес к предмету через творческие задания, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитывающие
воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки, умение работать в коллективе, интерес к точным наукам, любовь к предмету и своей малой родине.
Планируемые результаты
учащиеся закрепят навыки счёта, научатся решать задачи разных видов, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Личностные УУД
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: совершенствовать умение ставить учебную задачу, контролировать, корректировать и оценивать свою работу, выбирать способы и приемы действий
Коммуникативные УУД
уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь слушать и слышать других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
уметь использовать в речи математические термины, уметь решать задачи на все математические действия.
Методы обучения: частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный, самостоятельная работа.
Форма проведения урока: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Технологии: постановка проблемы, технологии дифференцированного подхода, создание ситуации успеха на уроке, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: персональный компьютер для показа презентации, принтер для печати наглядности, конверты с пазлами карты Еравнинского района Республики Бурятия для организации групповой работы, оценочные листы на каждого учащегося
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОРГМОМЕНТ
Сегодня урок математики пройдет под девизом «Лучший способ изучить что-либо - открыть самому!»
Нам предстоит поработать в группах. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишки-пазлы, собирать картинку в процессе урока, которая поможет вам расширить кругозор и пополнить знания. Также у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать каждый вид работы на уроке (шкала оценивания 0-2)
ЭТАП МОТИВАЦИИ (самоопределения) к учебной деятельности.
Давайте вспомним основные правила работы в группах (слайд)
1.Умей выслушать собеседника, не перебивая его.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работай в команде дружно, всегда будь готов оказать помощь другим.
- Желаю всем плодотворной работы и отличных результатов!
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Найдите значение выражений.
(45:5+3)*40 | Ч |
440*2 :5+101 | Д |
(184+26):3*8:1 | А |
100:25*15-13 | З |
(66+94):4*9-62 | А |
240:20*5+17 | А |
47 | 77 | 145 | 298 | 480 | 560 |
| | | | | |
Проверка. Оценивание
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
-Как вы понимаете значение слова «задача», подберите синонимы? (задание, проблема, поручение)
- Как вы думаете, какая ваша задача на сегодняшнем уроке? (учиться решать задачи, рассуждать, внимательно слушать/читать, понимать новую информацию)
- Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение решать задачи, содержащие особые даты истории нашей страны и юбилейную дату вашей малой Родины.
5. ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
а) Перед вами представлены числа.(слайд) Запомните и воспроизведите их по памяти в тетрадях. (дается 20 секунд)
22, 12, 1812, 1939, 1941, 1961, 1922, 1991,1917
б)- запишите наибольшее из всех представленных? (1991)
- запишите число, в котором 199дес и 1 единица
- какие два числа можно отнести к одному событию в истории нашей страны?(22, 1941; 12,1961 - 22 июня 1941 г – начало Великой Отечественной войны, 12 апреля 1961 года – полет в космос первого космонавта Ю.А.Гагарина,)
- к каким историческим событиям можно отнести оставшиеся числа? (1939год – начало Второй мировой войны, 1922 год – Гражданская война, 1917 год – Октябрьская революция, 1812 год – Бородинское сражение, вторжение в Россию Наполеона)
- разбейте на разрядные слагаемые число, которое относится к началу Второй мировой войны (1939 = 1000+900+30+9)
Самопроверка. Оценивание работы
в) Задумано число, разделили его на 5, прибавили 248, сумму разделили на 3 и получили 89. Какое число задумано? (95)
С каким событием 2022 года можно связать это число? (95-летие Еравнинского района)
Взаимопроверка. Оценивание работы
6. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ
- Что можете рассказать о нашем районе. Какой он? Охарактеризуйте именами прилагательными (красивый, чудесный прекрасный, щедрый, интересный, привлекательный, богатый, знаменитый, далекий, открытый, известный, любимый, родной и т.д.)
- Чем привлекателен и интересен наш район туристам, гостям? (озерами. аршанами, полезными ископаемыми, тружениками и т.д)
- А вы знаете, сколько озер насчитывается в районе? Существует ЛЕГЕНДА. На нашу землю падал огромный камень и в полете он раскололся на три крупных глыбы и тридцать три маленьких камня. Когда камни упали, пошел сильный дождь, и вода заполнила углубления от упавших камней. Так образовались озера Большое Еравное, Малое Еравное и Сосновское в нашей республике.
- Угадайте, о каком озере представлены следующие задачи. В это озеро впадает несколько рек - Тулдун, Индола, вытекают протоки, соединяющие его с соседними водоемами. На его берегу расположен рыбацкий поселок Гарам.(Большое Еравное)
А) Решение задач в группах. (Задачи даны для каждой группы на рабочих листах)
Задача 1. Глубина озера Большое Еравное равна частному суммы чисел 105 и 15 и числу 24. Узнайте глубину озера? (5 метров)
Задача 2. Длина этого озера 14 км, а ширина равна разности чисел 25 и 12. Найди ширину озера.(13 км)
Задача3. Масса хищницы щуки, которая водится в наших озерах может быть равна 3 кг плюс половина всей массы. Узнайте массу щуки (4кг 500 г)
Проверка. Оценивание.
Вывод: чтобы наши озера оставались местом отдыха, источником чистой воды и пищи для всех местных и приезжих, должны ли мы заботиться о них? Как? (слайд)
7.ФИЗМИНУТКА
Б) Самостоятельное закрепление решения задач по образовательной платформе JOYTEKA (https://joyteka.com/100021079 )
Задача 1.Благородный олень имеет рост 125 см, косуля на 25 см меньше, а лось на 135см больше, чем косуля. Какой рост имеет лось?
125-25=100(см)
100+135=235(см)
Задача 2. У барсука длина лапы равна 10 см, а у рыси на 2 см меньше, чем у барсука, а длина лапы лисицы меньше на 1 см, чем у рыси. Чему равна длина лапы лисицы?
10-2=8 (см)
8-1=7(см)
Задача 3. Лесная мышь весит 9 кг, это на 2 кг больше, чем весит заяц-русак и на 3 кг меньше, чем весит барсук. Сколько весят эти животные?
9-2=7 (кг)
9+3=12 (кг)
9+7+12=28(кг)
Проверка. Оценивание
Вывод: Сегодня не один раз прозвучало, что наш район очень богат подземными кладовыми, это и каменный уголь, и золото, и полиметаллы. Очень разнообразен растительный и животный мир (слайд)
- А сейчас настало время сложить пазлы в картинку. Что вы получили? (карту Еравнинского района)
- Познакомьтесь с информационной справкой: «Еравна – край голубых озер. Районный центр – село Сосново-Озерское. Население – 18448 человек. Территория - 25600 квадратных км. Дата образования 26 сентября 1927 года.»
8. ИТОГ УРОКА
-Какой теме посвятили сегодняшний урок?
- Получился ли урок интересным, познавательным, увлекательным?
- Оцените свою деятельность на уроке, суммируя баллы каждого этапа. Переведите в отметку (13- 14 баллов – «5», 9-12 баллов – «4», 6-8 баллов – «3»)
9. РЕФЛЕКСИЯ («Свободный микрофон»)
- Продолжите незаконченную фразу:
1. На уроке я работал(а) …
2. Урок для меня показался …
3. Самым полезным и интересным для меня было …
4. Я встретился(лась) с трудностью при …
5. У меня хорошо получилось …
6. Я понял(а), что …
- Вы большие молодцы, ребята! Я вас БЛАГОДАРЮ за ваш труд, старание, стремление к новым знаниям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание учебного материала построено на включении национально- регионального компонента, который позволяет учащимся проявить больший интерес к предмету, лучше усвоить изучаемый материал, получить наглядное представление о роли математики в повседневной жизни, тем самым реализовывается возможность развития познавательных способностей. Объём материала оптимальный по учебной программе, базируется на уже имеющуюся в опыте учащихся систему знаний. Изложение материала последовательное, логически правильное.
Применяемые современные методы и приемы на уроке способствуют развитию умения сопоставлять, анализировать и делать выводы. На разных этапах урока каждый ребёнок включается в поиски решения поставленной задачи. Это требует от учеников активной мыслительной деятельности и самостоятельности в выборе способа действия.
На уроке используется прием формирующего оценивания. В группе учащиеся обсуждают и анализируют свою работу и работы друг друга, определяют, что получилось, что не удалось, над чем еще надо работать.
.