Конспект урока математики в 3 классе на тему «Решение текстовых задач»
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА УРОКА: «Решение текстовых задач»
Цель: повторить, как решаются различные виды задач.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• формирование интереса к учебному материалу;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
• воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;
• развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;
• формирование умений работать в статичных парах и группах в режиме интерактивного обучения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• закрепление знаний и умений по теме «Умножение и деление»
• формирование общего умения решать текстовые задачи;
• формирование вычислительных навыков (сложение и вычитание)
Оборудование урока:
• компьютер и мультимедийный проектор.
• Презентация в программе PowerPoint.
- учебники «Математика» класс 3 М.И. Моро
- дидактический материал: индивидуальные карточки с заданиями для этапа актуализации знаний
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | ||||||||||||||||
Самоопределение учащихся к учебной деятельности (1 мин) | -Начинается урок, он пойдет ребятам впрок. Учитесь тайны открывать, ответы верные давать, Чтоб за работу получать, Только лишь отметку «пять».
Урок математики. -Какую большую тему вы недавно закончили изучать на уроках математики? - Сегодня на уроке мы повторим таблицу умножения, решение задач и посмотрим, чему же вы научились за полгода | Воспринимают информацию, проверяют свою готовность к уроку. - тему «Таблица умножения» Настраиваются на учебную деятельность, на общение с учителем и одноклассниками. | | ||||||||||||||||
Актуализация знаний (5мин) | Итак, ребята, для начала мы с вами разгадаем арифметический ребус. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? Вместо звездочек вам нужно вставить цифры, так чтобы получилось верное равенство. -Какое действие выполняется в 1-ом примере? -Ребята, с какого разряда мы начинаем решать пример столбиком? Правильно! Начнем. -Из 7 можно вычесть какое-то число и в ответе получить 9? -Значит, вычитали не из 7 , а из 17-ти. Из 17-ти вычли какое-то число и получили 9. Какое число вычли? -Значит, вместо звездочки мы пишем цифру 8. Итак, ребята, продолжим. -Из какого-то числа вычли 3 и получили 5. -Какое это было число?
-Ребята, мы еще занимали десяток, Когда вычитали 8 единиц. Сколько же сначала было всего десятков? -Вместо звездочки пишем цифру 9. -Кто хочет прочитать полностью пример. -Давайте проверим, правильно ли мы нашли недостающие цифры. Кто расскажет решение этого примера? Молодцы ребята! Следующий ребус. -Какое действие выполняется во 2-ом примере? -К какому числу нужно прибавить 7, чтобы сумма оканчивалась цифрой 4 -Ребята что это за число? Вместо звездочки пишем цифру 7. -7+7= -Как запишем? Правильно -К какому-то числу прибавили 5, да еще 1 и получили 8 -Что это за число? -Так какую цифру мы запишем вместо звездочки? Правильно! -Кто хочет прочитать и проверить получившийся пример? Молодцы, ребята, справились с этим трудным заданием. И теперь приступим к повторению изученного вами материала. | -Примеры решены в столбик, но вместо некоторых цифр стоят звездочки. -Вычитание -С единиц.
8 8 К 8 прибавим 1 9 1 ученик рассказывает решение примера и делает вывод: цифры нашли правильно. Сложение 7 14 4 пишем, 1 запоминаем.1 ставим над десятками. 2 2 27+57=84 | | ||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (2мин) | Хоть ты смейся, хоть ты плачь, Не люблю решать задач, Потому что нет удачи На противные задачи. Может быть, задачник скверный, Может быть, таланта нет... Но нашёл я способ верный — Сразу посмотреть ответ. -О чем говорится в стихотворении? - А это стихотворение про вас, ребята? Вы любите решать задачи? Я очень рада ребята, что вы любите решать задачи. -Какую же цель мы проставим себе на уроке? Правильно, ребята! Физминутка Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. | О задачах Любим Проверить, как научились решать задачи | | ||||||||||||||||
Повторение (16мин) | -Запишите в тетрадях число, классная работа. -Давайте решим задачу №19 на странице 78 ваших учебников. -Прочитайте задачу про себя внимательно. Кто прочитает задачу вслух? -О чем говорится в задаче? -Что в задаче обозначает число 14? -Что в задаче обозначает число 2? -Что значит пара? -Что в задаче обозначает число3? -Что требуется узнать? -Давайте составим краткую запись к задаче. В каком виде будет наша краткая запись? -Посмотрите на доску, я уже нарисовала таблицу. Под таблицей приготовлены карточки, которые мы сейчас будем использовать для заполнения таблицы. (Сначала коллективно заполняем на доске, потом даю время, чтобы перенесли в тетрадь) -Отлично. Давайте заполним первую строчку таблицы. Кто уже догадался, какую карточку мы должны прикрепить? -Молодец. Выйди и закрепи эту карточку в 1 графе. - какую карточку мы должны прикрепить во второй графе нашей таблицы? -Выходи и прикрепи нужную карточку во вторую графу. -А какую карточку мы должны прикрепить в 3 графу нашей таблицы? - Выходи и прикрепи нужную карточку. -Теперь заполним таблицу . -Какие слова запишем слева от таблицы?
-Что известно о том, как бабушка вязала носки? - Что известно о подаренных носках? -Что нам нужно узнать? Где мы поставим знак вопроса? -Выйди, запиши. Обведите его в кружок. -Запишите таблицу в тетрадях. -Зная общий расход шерсти, и зная расход шерсти на 1 пару, что можно узнать? -Узнав общее количество пар, и зная количество подаренных пар, что мы можем узнать? -Сколько действий будет в решении нашей задачи? -Что мы узнаем 1 действием? -Каким действием? -Почему? -Что узнаем вторым действием? -Каким действием? -Почему? Итак, ребята, мы с вами разобрали полностью задачу. Теперь запишите решение самостоятельно по действиям с пояснением. Кто успеет, запишите решение выражением.. Сверьтесь, пожалуйста, с доской. Кто допустил ошибку? Поднимите руку. Исправьте, пожалуйста, свои ошибки и в следующий раз будьте внимательны. Следующая задача номер 20. Прочитайте задачу про себя внимательно. Кто прочитает задачу вслух? -О чем говорится в задаче? -Что в задаче обозначает число 27? -Нам известно, сколько м проплыл 2 мальчик? - А что сказано? -Что требуется узнать? -Кто выйдет к доске и расскажет задачу по схематическому чертежу? -Ребята, мы можем сразу ответить на вопрос задачи? -Почему?
-Можем мы сразу узнать расстояние, которое проплыл 2 мальчик? -Что мы для этого знаем? -Сколько действий будет в решении нашей задачи? -Что мы узнаем 1 действием? -Каким действием? -Почему? -Что узнаем вторым действием? -Каким действием? -Почему? Итак, ребята, мы с вами разобрали полностью задачу. Теперь запишите решение самостоятельно по действиям с пояснением. Кто успеет, запишите решение выражением... Сверьтесь, пожалуйста, с доской. Кто допустил ошибку? Поднимите руку. Исправьте, пожалуйста, свои ошибки и в следующий раз будьте внимательны. -Поднимите руку те, кто считает, что он научился решать задачи. -А кому это все-таки пока трудно? А теперь, ребята, вам нужно решить в тетради 2 примера. -Какие ответы у вас получились? -Выйди, запиши. -Ребята, чем похожи эти примеры? -Почему разные ответы? -Правильно ребята молодцы! | Открывают учебники. - О том, как из мотков шерсти вязали носки. -Количество всех израсходованных мотков шерсти -Количество мотков, которое расходуется на 1 пару носков. -2 носка. -Количество подаренных пар носков -Количество оставшихся пар носков -В виде таблицы. -Расход шерсти на 1 пару
-Количество пар -Общий расход шерсти -Связала -Подарила -Осталось -Расходовала на 1 пару 2м., всего израсходовала 14м. - 3 пары носков подарила -Количество оставшихся пар носков -количество пар связанных носков. -Количество оставшихся пар носков -2 действия - Количество пар -Делением - Чтобы узнать количество пар, надо общий расход шерсти разделить на расход на 1 пару. -Количество оставшихся пар носков -Вычитанием -Находим остаток 14:2=7(пар)-связала 7-3=4(пары) (14:2)-3=4(пары) Ответ:…
-О расстоянии, которое проплыли навстречу друг другу 2 мальчика. -Расстояние, которое проплыл 1 мальчик до того, как он встретился со 2 мальчиком. -Нет -Он проплыл на 4 м меньше, чем 1 мальчик -Изначальное расстояние между мальчиками -Нет - Мы не знаем расстояние, которое проплыл 2 мальчик
-Можем. -1 проплыл 27м, а 2 – на 4м меньше. 2 действия - Расстояние, которое проплыл 2 мальчик -Вычитанием - на 4 меньше - Изначальное расстояние между ними Сложением -Нахождение целого, сколько вместе проплыли. 1) 27-4=23(м)-проплыл 2 мальчик 2) 27+23=50(м) 27+ (27-4)=50(м) Ответ:… 24,8 Числами, действиями Из-за скобок разный порядок действий. | Из 14 мотков шерсти бабушка связала носки, затратив на каждую пару по 2 мотка. Внукам она подарила 3 пары носков. Сколько еще пар носков у нее осталось?
Два мальчика плыли навстречу друг другу. Один проплыл до встречи 27 м, а другой - на 4 м меньше. Какое расстояние было между ними сначала? 20+10:5+2= (20+10):5+2= | ||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности (4мин) | - Какую тему повторяли? -Поднимите руку те ребята, кто считает, что он хорошо работал. - Поднимите руку те ребята, кто считает, что он плохо работал, ошибался. -Впредь будьте внимательны. | Отвечают на вопросы учителя, Оценивают результаты своей учебной деятельности. | | ||||||||||||||||
Домашнее задание | Выполнить №21 на странице 78 ваших учебников. Наш урок подошел к концу. До свидания! | Воспринимают информацию | |