Урок математики в 3 классе «Решение задач в 3 действия»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока математики
Класс: 3а
Учитель: Николаева Л.Н.
Программа: УМК «Перспектива»
Тема урока: «Решение задач в 3 действия».
Цель урока:
- формирование умения решать задачи в 3 действия, совершенствовать навыки табличного умножения и деления.
- воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки.
- развивать внимание, мышление, память, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
- воспитывать познавательный интерес у учащихся.
- объединение математики с проблематикой экологии и защиты окружающей среды.
Задачи урока:
Образовательные:
-знать структуру текстовой задачи, знать правило оформления решения задачи в тетради, уметь правильно оформлять решение задачи, повторить математические термины: “разность”, “сумма”, “увеличить на несколько единиц (в несколько раз)», «уменьшить на несколько единиц ( в несколько раз) »
-закрепить знания учащихся о правилах выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками; формировать у них умение пользоваться этими правилами при вычислении конкретных выражений; совершенствовать вычислительные навыки; повторить табличные случаи умножения и деления;
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся,
коммуникативные навыки;
Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество,
культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, воспитывать интерес к занятиям математикой.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Математика» 3 класс; индивидуальные карточки; проектор, ноутбук, сигнальные карточки.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД:
работать по предложенному плану, инструкции;
выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
знать правила порядка выполнения действий:
уметь разъяснить их содержание;
понимать правило порядка выполнения действий;
находить значения выражений согласно правилам порядка выполнения;
действий, используя для этого текстовые задачи;
записывать решение задачи выражением;
применять правила порядка выполнения действий;
уметь применять полученные знания при выполнении контрольной работы.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника;
работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом), участвовать в обсуждениях, работая в паре;
Личностные УУД:
устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
определять общие для всех правила поведения;
уметь осознанно и внимательно читать задания;
выражать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемый результат:
Предметные:
- решать текстовые задачи
- знать правила порядка выполнения действий
- уметь разъяснить их содержание
- уметь решать задачи с помощью выражений
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Ход урока
Деятельность учителя |
деятельность учащихся |
|
1.Организационный момент. (1 мин) Цель: создание атмосферы психологической комфортности.
2.Актуализация знаний. (5 мин) Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных задач. 3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(2 мин) Цель: -организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке.
4. Первичное закрепление (10 мин) Цель: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке организовать самостоятельную работу учащихся организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы Физминутка для глаз (2 мин) электронная 5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. (8 мин) Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. Минутка релаксации. (2 мин) 6.Этап включения в систему знаний и повторения. (6 мин) повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания и умения использовать его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержание, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включения нового способа действий в систему знаний. 7.Подведение итогов. (5 мин) Цель: осознание метода построения и границ применения изученного способа действия. 8 .Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин) Цель: включить изученный способ действий в систему знаний учащихся. 9.Рефлексия и самоанализ (2 мин) Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. |
Ребята, что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно? Слайд №1 Соедините задание с математическим действием (работа в парах по карточкам) Слайд№2 Увеличить на +
Произведение Увеличить в -
Сумма :
Уменьшить на Частное .
Уменьшить в Разность – Ребята, отгадайте, пожалуйста, слово: первое – приставка, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом. -Как вы думаете над чем нам предстоит работать на сегодняшнем уроке? - Что такое задача? - Назовите составные части задачи? Слайд№3 - Какие типы задач вы знаете?
–Я буду вам читать задачи, вы должны быстро и правильно решить их и записать только ответ: Математический диктант (экологические задачи) 1. Заяц и Волк любят спорт. Заяц проплыл в бассейне 8 метров, а Волк проплыл 12 метров. На сколько метров больше проплыл Волк, чем Заяц? (На 4м больше.) 2. Малыш посмотрел 3 фильма по охране окружающей среды, а Карлсон – в 3 раза больше. Сколько фильмов об охране окружающей среды посмотрел Карлсон? (9 фильмов.) 3. Чебурашка и Крокодил Гена посадили в парке 13 деревьев. Крокодил Гена посадил 8 деревьев. Сколько деревьев посадил Чебурашка? (5 деревьев.) 4. Колобок заметил в лесу 14 мухоморов, а боровиков – на 7 меньше. Колобок знает, что до ядовитых грибов нельзя дотрагиваться, поэтому он собрал в корзину только съедобные грибы. Сколько съедобных грибов он собрал в корзину? (7 съедобных.) 5. Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате напрасно расходуется 4 л воды. Если Незнайка чистит зубы 2 раза в день, то сколько воды в пустую расходуется за день? (8 литров) 6. В шиповнике много витамина С. Надо выпивать хотя бы один стакан в день, чтобы не болеть простудными заболеваниями. Мальвина, Пьеро и Буратино выпивают в день 6 стаканов сока. По сколько стаканов в день выпивает каждый? (2 стакана.) 7. Из сосны получаю бумагу, искусственный шёлк, пластмассу. На месте вырубленных сосен Чебурашка и Крокодил Гена стали сажать по 10 деревьев каждый день. Сколько деревьев посадят за неделю Чебурашка и Крокодил Гена? (70 деревьев.) Слайд№4 - Найдите лишнее число и объясните почему? – А сейчас, ребята, я вам предлагаю творческое задание по вариантам: составьте, пожалуйста, задачи о том, как Чебурашка и Крокодил Гена решили посадить деревья на месте вырубленных лесов. А как лучше сажать деревья? (В ряды.) На доске: 1 в. Берёзы 3 ряда по 5 деревьев 2 в. Сосны 2 ряда по 7 деревьев Слайд№5
- Узнайте сколько всего деревьев посадили Чебурашка и Гена?
- Попробуем записать эти решения в выражение. Слайд№6 - Прочитайте выражение. Ответ: всего посадили 29 деревьев.
- Сколько действий получилось? - Почему скобки можно не ставить?
- Измените, вопрос задачи так, чтобы 3 действие было вычитание. Слайд№7
- Изменилось ли количество действий от вопроса? - С какими задачами мы будем работать сегодня на уроке? Слайд№8
Поднимает руки класс –это раз. Завертелась голова – это два. Руки вверх, вперёд смотри – это три. Руки в стороны пошире, разверни их на четыре. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. Самостоятельная работа Задача на закрепление ТПО, с.50. №2 (2) Работа с интерактивной доской. - работают с карточками (в парах) - проверка 1 ученик с маркером.
Работа над пройденным материалом. Закрепление умения выполнять действия с числами 0 и 1. - работаем в тетради с печатной основой: с.50, № 1 − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? Учебник, с.64, №2 - Чтобы вы хотели пожелать себе и своим товарищам на следующий урок? - Поблагодарите друг друга за помощь, поддержку на уроке. - А что нам скажет мудрая сова? Слайд№9 Вы были внимательны! Вы успели сделать всё! Урок для меня прошёл с пользой. Я научился решать составные задачи и могу помочь другим. Научился решать составные задачи, но мне ещё нужна помощь. Мне было трудно на уроке. Слайд№11 /data/files/c1554185639.ppt (презентация задачи в 3 действия) |
Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть, работать быстро и дружно. Мы будем внимательны! Мы успеем сделать всё! (повторяют хором) Задача Условие, вопрос, решение, ответ простые, составные Проверка на экране (4, 9, 5, 7, 8, 2, 70) Самооценка- смайлик Лишнее число – 70. Это число двузначное, круглое. Учащиеся работают по вариантам. После того, как дети объявляют о своей готовности, задачи читаются, записываются их решения на доске и в тетрадях, выходят по 1 ученику с варианта) 5*3=15 (б.) 1 вариант 7* 2 = 14 (с.)- 2 вариант
Ученик записывает на доске: 15+14=29 (дер.)
Один ученик работает к доски, остальные в тетрадях.) 5*3+7*2=29 (деревьев.) Самооценка- смайлик
Ответ ученика: 3 действия Умножение выполняется первым. На сколько больше или меньше….) Нет Задачи в 3 действия ученик за доской 8*2+4*4=32(п.) |