Материал на проверке

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Умножение обыкновенных дробей»

1
0
Материал опубликован Вчера в 11:09



Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Умножение обыкновенных дробей»

Предмет:

математика

Класс:

5

Учитель

Маркова Дарья Дмитриевна

Тема:

Умножение обыкновенных дробей

Тип:

Урок изучение новых знаний и способов действий.

Цели урока:


сформировать умение умножать обыкновенные дроби и научиться применять правило при умножении дробей.

Планируемые результаты:

 


Личностные результатыформировать устойчивый познавательный интерес, умение работать в парах.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные УУД: ученик получит возможность вступать в обсуждение, аргументируя свою точку зрения, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: записывать выводы в виде правил «если..., то...».

Предметные результаты: Формулировать правило умножения обыкновенных дробей и  дроби на натуральное число. Применять правило умножения обыкновенных дробей при решении заданий.

Методы:

проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, карточки для игры «Лото», карточки для самостоятельной работы по новой теме, дифференцированные задания для индивидуальной работы, оценочные листы, сигнальные карточки

Приложение

Презентация.

Формы работы:

самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа





Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски

1.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь!


Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Прошу обратить внимание на экран.


Как Вы понимаете это высказывание?


Это высказывание будет девизом нашего сегодняшнего урока, т.к. все свои знания вы будете оценивать сегодня самостоятельно и фиксировать результаты на оценочных листах.

А какую тему мы изучаем, какую область математики мы «осиливаем» сейчас? В этом нам поможет ребус.


2. Актуализация опорных знаний

Так что же мы с вами изучали на протяжении многих уроках?


Фронтальное повторение теоретического материала.


Взяли в руки сигнальные карточки. Если вы со мной согласны, то поднимите зелёный кружочек, а если нет, то красный.

1.      Числитель и знаменатель дроби разделяет знак равно. (нет)

2.       Если числитель меньше, чем знаменатель, то дробь – правильная. (да)

3.      Дроби бывают укротимые и неукротимые. (нет)

4. Дробь называют несократимой, если ее числитель и знаменатель не имеют общих простых делителей.(да)
5. Числитель дроби показывает на сколько частей разделили число, а знаменатель дроби показывает сколько частей взяли. (нет). Поправьте меня.

 6. Если числитель и знаменатель равны, то дробь равна единице. (да)

7. Чтобы сложить две дроби с равными числителями, надо сложить их числители и знаменатели. (Нет) .Поправьте меня.

8.Число под дробной чертой называется числителем (нет)

9. Неправильная дробь больше единицы. (да)
10 .Из двух дробей с одинаковыми  числителями, та дробь больше у которой знаменатель больше. (нет)

Оцените себя. Молодцы.

Чтобы продуктивно работать на уроке нам нужно достать из наших сундучков знания, которые мы уже знаем и умеем. Предлагаю Вам игру «Лото».

(присаживаются)


- числитель — это внешние, телесные и умственные качества человека, а знаменатель — это его оценка этих качеств.




Учащиеся знакомятся со шкалой оценивания на оценочных листах. Обращают внимание на слайд





повторение теоретического материала.


Мы изучаем тему «Обыкновенные дроби».









Показывают карточки – сигналы


























Учащиеся самостоятельно оценивают данный этап.



Слайд


«Человек есть дробь. Числитель - это сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя»



Слайд шкала оценивания

На слайде ребус






(фронтальная работа) – 6 мин





































Изображения сундучков



«Игра « Математическое ЛОТО» 5 мин.

(Проводится инструктаж игры «Лото»)

Необходимо выполнить задания на листе, полученный результат найти на соответствующей карточке и приложить её обратной стороной к заданию. В результате получится шифр. Если какое-то задание Вы выполнить не можете, положите на него знак «?».

(Контролирует выполнение заданий)

(Фронтальная работа, вместе с учащимися заполняют табло на доске, анализируют шифр)


Какой у Вас получился шифр? Разгадайте анаграмму.

Мы умеем сравнивать, сокращать дроби, решать задачи на дроби, складывать дроби с одинаковыми, разными знаменателями.


(Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса – как умножить обыкновенную дробь на дробь и на число).


Оценивают работу этапа «Лото»

(Внимательно слушают, задают вопросы, если они есть).


(Выполняют задания, пара, заполнившая карточку «Лото» поднимает руку, после того как большинство выполнили задание – фронтальная проверка)







- умножение

КАК УМНОЖИТЬ ОБЫКНОВЕННУЮ ДРОБЬ НА ?

(В результате работы приходят к проблемному вопросу – как умножить обыкновенную дробь на дробь, так как решить последний пример им не удалось, в силу того, что задание новой не изученной темы)


Работают с оценочными листами.


Слайд «Игра « Математическое ЛОТО»




t1741507743aa.png



3.Постановка учебной задачи 2 мин.

Что ж, сегодня наши мыслительные операции будут направлены на то, чтобы найти ответ на этот проблемный вопрос, этому и посвятим наш урок. Итак, тема нашего урока… ?


Курс задан, какова цель урока? Давайте я начну, а вы продолжите…

(формулируют с учителем тему урока, записывают её в тетрадь)

Умножение обыкновенных дробей!


Научиться умножать обыкновенные дроби, вывести правило умножения обыкновенных дробей и закрепить.








Тема урока:

Умножение обыкновенных дробей

4. Изучение нового материала (фронтальная работа) – 10 мин.

Для достижения цели и получения ответа на проблемный вопрос предлагаю Вам выполнить небольшое исследование.

Обратите внимание на слайд. Прочитаем задачу.


Оранжевым цветом закрасим уже сшитую часть лоскутного одеяла. Чтобы найти площадь сшитой части, что нужно сделать? То есть выполнить умножение обыкновенных дробей, вычислить 3/5*4/5. Возникает проблема.


С другой стороны, мы видим, что всего сшито 12 из 25 квадратиков. И поскольку площадь всего одеяла составляет 1 м2, то площадь сшитой части равна 12/25м2.


Но ребята, посмотрите внимательно, что у нас получилось – сами того не предполагая мы выполнили умножение обыкновенных дробей! Проанализируйте равенство, выделите закономерности - как же выполнить умножение обыкновенных дробей.


Молодцы! Запишем правило в тетради в буквенной форме.


Решим еще одну задачу. Котенок Гав считал, что 2/3 сосиски очень маленькая порция. Узнайте сколько съедает Гав за день, если у него трехразовое питание?

Мы умножать не умеем, а только складывать и вычитать.

Как быть?

Как быстрее получить? (Заменить произведение суммой одинаковых слагаемых)

Что значит умножить

t1741507743ab.png

Сравните 2/3 и 6/3 что интересного заметили?


Попробуем сформулировать правило умножения дроби на натуральное число.




- зачитываю задачу.




Нужно длину умножить на ширину


(Выслушиваются ответы)



(внимательно изучают, предлагают свои варианты ответов)





Нужно числители перемножить и знаменатели перемножить!


Чтобы умножить обыкновенные дроби нужно числители перемножить и результат записать в числитель, знаменатели перемножить и результат записать в знаменатель.


(записывают)



Зачитывают задачу


- действие, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых


Найти сумму четырёх слагаемых каждое из которых равно 2/3


Числитель дроби 6/3 равен произведению числителя дроби 2/3 и числа 3, а знаменатель остался без изменения.


Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменений.

(записывают правило)

Слайд «Юный исследователь»

t1741507743ac.png
















Слайд «Результат исследования»

а/b*c/d=a*c/b*d















Слайд «Результат исследования»


а/b*c= a*c/b

ФИЗМИНУТКА

Настало время отдохнуть,

выполнить физминутку. Обучающиеся повторяют Движения а слайде

движения за учителем

5 . Закрепление (фронтальная работа) – 2 мин

Для закрепления правила, нужно…

На столах у вас есть «Карточка-тренажёр»

(1 ученик вызывается к доске)


Оценить работу ребят, которые работали у доски.



Сильным ученикам предлагается задание эксперта, найдите ошибку в данных заданиях.

(направляет деятельность учащихся на нахождение ошибок, выявление их характер)


Оцените работу этапа Работа экспертов/ Работа в тетради/ Работа у доски


Критерии оценки работы экспертов:

2 ошибки - «3»

1 ошибка - «4»

0 ошибок - «5»


решить примеры!

(все решают самостоятельно, затем проводят проверку решений на доске)



(анализируют, находят ошибки и их характер)




(анализируют, находят ошибки и их характер)


Арифметическая ошибка.

Не сокращена дробь.

Неправильную дробь нужно переводить в число.

Ошибка в вычислениях



Работают с оценочными листами


Задания на карточке








(После определения ошибки, она выделяется анимацией в примере на доске)

Слайд «Работа экспертов»

t1741507743ad.gif







6) t1741507743ae.gif

6. Проверочная работа (самостоятельная работа, взаимопроверка) – 8 мин

Эмоциональный настрой обучающихся.

( Задание на слайде, время работы 5 минут, затем взаимопроверка).


Кто выполнил все 3 примера правильно?

Кто выполнил 4 задания правильно?

(Проводится анализ: количество выполнивших заданий, количество допустивших ошибки, характер ошибок, выявляется степень усвоения материала)

(Решают задания, затем обмениваются с соседом по парте и выполняют с помощью доски взаимопроверку).


(Проводится анализ: количество выполнивших заданий, количество допустивших ошибки, характер ошибок, выявляется степень усвоения материала)

(поднимают руки)




(Высвечиваются ответы на этапе взаимопроверки)

7. Рефлексия урока – 3 ми.н Этап итогового оценивания

Возьмите в руки оценочные листы и переведите оценки в отметки, следующим образом

Больше всего зеленых – «5»

Больше всего желтых – «4»

Больше всего красных – «3»

Обучающиеся переводят оценки в отметки, поднимают сигнал того цвета, который соответствует полученной отметки.

Шкала оценивания

Больше всего зеленых – «5»

Больше всего желтых – «4»

Больше всего красных – «3»


Игра «Колесо фортуны»

Предлагается обучающимся закончить предложения на выбор:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

(заканчивают предложения, анализируя собственную деятельность на уроке)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

8. Домашнее задание – 2 мин.

Записываем домашнее задание. Задания на выбор.

Есть ли вопросы?

(контролирует запись домашнего задания в дневник или тетрадь)

(записывают, задают вопросы при возникновении таковых)

Записи в тетради. Придумать 2 задачи с практическим содержанием на тему «Умножение обыкновенных дробей».

Записи в тетради. Выполнить № 5.486, 5.487 на С. 78



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.