Разработка урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей»
Тема урока: «Умножение десятичных дробей». 5 класс.
Цель урока: отработка правила умножения десятичных дробей и закрепление его на практике.
Задачи урока.
Коррекционно-образовательные: создать условия на уроке для
- проведения актуализации знаний по темам: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»;
- отработки правил умножения десятичных дробей;
- применения данного правила при выполнении заданий;
- развития речи в ходе устных ответов и объяснений решения примеров;
- коррекции речи учащихся в ходе обучающего диалога.
Коррекционно-развивающие: создать условия для развития навыков
- самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки,
- развития внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное;
- развития моторики мелких мышц;
- развития двигательной сноровки;
- восприятия устной речи.
Коррекционно - воспитывающие: помочь в воспитании
- познавательного интереса к предмету;
- уверенности в своих силах;
- формирования положительного мотива учения.
Здоровьесберегающие : соблюдение санитарно - гигиенических требований:
- провести гимнастику для глаз,
- провести динамическую паузу,
- следить за ношением очков,
- следить за дозировкой зрительной работы.
В классе обучаются вместе со здоровыми детьми 3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У всех троих – зрительные патологии. У двух детей миопия высокой степени, у одного расходящееся косоглазие, астигматизм. Дети с диагнозом «миопия» сидят на первых партах. Ребенок с диагнозом «расходящееся косоглазие» сидит на среднем ряду на последней парте. У детей с ОВЗ имеются подставки для книг и индивидуальные оптические приборы. У ребенка с астигматизмом должна быть пластиковая линейка контрастных цветов для выделения строки в учебнике и ее фиксации зрением.
Ход урока
Организационная часть – начало урока. (5 минут)
1.Психоэмоциональный момент.
Учитель: Что у нас за окном?
(дети смотрят в окно и говорят: дома, деревья, небо, солнце, машины, люди и т.д.)
Учитель: Как одним словом назвать все, что вы увидели?
(дети предлагают варианты: город, окружение, мир, …)
Учитель: Что нужно, чтобы жить в современном мире?
(обсуждая, дети приходят к выводу, чтобы жить в современном мире нужно много знаний)
Учитель: в том числе разнообразных математических знаний.
Учитель объявляет тему урока «Умножение десятичных дробей» и обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске:
«Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» Цицерон
(В классе обучаются слабовидящие дети, поэтому все, что записано на доске необходимо проговаривать вслух!)
2. Целеполагание.
Учитель: какова цель изучения данной темы?
(дети предлагают варианты, в результате анализа которых формулируется цель урока: познакомиться с правилом умножения десятичных дробей, понять его, запомнить и применять для вычислений)
Актуализация знаний. (10 минут)
1.Проверка домашнего задания.
Учитель выясняет затруднения обучающихся при выполнении домашнего задания. Затруднения устраняются с привлечение всего класса.
Дополнительное внимание к обучающимся с ОВЗ!
Учитель: закончите пословицу «Повторенье - мать ….» (ученья)
Учитель: А теперь вспомним правила умножения и деления десятичных дробей на натуральные числа.
2.Практическая работа.
Найди ошибку (примеры записаны на доске заранее)
100 · 0,815=81,5
1,6 · 4 = 6,4
0,3 · 20 = 60
365 : 100 = 3,65
1,68 : 4 = 4,2
Учитель: Если ответ верный рисуем +, если не верный -.
(Ответ: ++ - + - -)
Слабовидящим детям приготовлена карточка с этими примерами. Шрифт Arial, №20!
(Применяем блокноты обратной связи, графический ответ записываем на блокнотах, учитель проверяет на местах)
Особое внимание детям с ОВЗ!
3.Проверка знания теоретического материала.
Учитель: А теперь я попрошу сформулировать правило умножения десятичных дробей. Вы готовили это правило к сегодняшнему уроку.
(Идет опрос)
Учитель предлагает ещё один вариант правила, стихотворный.
Учитель: интересно то, что этот стишок в свое время сочинили ребята, такие же пятиклассники как вы.
Умножая дроби десятичные,
К запятым их будьте безразличными,
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать как числа натуральные.
А в произведении, полученном,
Справа, запятую в каждом случае,
Отделяйте знаков столько,
три, пять, шесть…
Сколько их во множителях вместе есть.
Учитель: Ребята, если кому-то понравилось стихотворное правило, вы можете взять у меня распечатку.
Основная часть. Применение правила на практике. (15 минут)
Учитель: открываем тетради, записываем число, классная работа, «Умножение десятичных дробей».
1.Решение примера учителем на доске с комментарием учеников –обучающий диалог. Дети работают в тетрадях.
К доске приглашаются дети, которые плохо видят с мест! Следят за учителем!
а) 0,254 · 0,03 = (0,00762)
Учитель просит занять места за партами, записать и решить первый пример в тетрадях, если все понятно!
Все остальные дети самостоятельно решают второй пример.
б) 0,25 · 7,8 = 1,95
Учитель контролирует процесс работы.
Динамическая пауза! Гимнастика для глаз!
Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее. |
Снять очки! На оконном стекле найти глазами точку и рассмотреть ее внимательно! Посмотреть в окно «вдаль»! Пальминг: потерли ладони рук друг о друга до появления тепла и приложили ладони к закрытым глазам – «погрели» (несколько раз)! Поморгали глазками быстро- быстро! |
2. Устный счет
- 0,6 · 0,8 = (0, 48)
- 0,4 · 0,9 = (0,36)
- 0,2 · 0,07 = (0,014)
- 0,09 · 0,5 = (0,045)
- 1,3 · 0,3 = (0,39)
У каждого ребенка карточка для устной работы.
Учитель: ответы записываем на карточке. Коллективная проверка и обсуждение ошибок!
3.Самостоятельная работа .
Учитель: выполняем самостоятельно №1430 (а,б) , стр. 214
а) 16,3 · 0,5 = (8,15)
б) 5,86 · 1,45 = (8,497)
Детям с ОВЗ необходимо помочь найти страницу и номер в учебнике. Ребенку с расходящимся косоглазием положить контрастную линейку на нужный номер! Контроль за выполнением задания.
Проверка учителем на местах, предложение пересчитать, если ответ неверен.
IV. «Это интересно» - тренинг (10 минут)
Учитель: в старые времена на Руси каждая монета имела своё название:
|
А еще были монеты меньше одной копейки: полкопейки – грош, а как называли одну четвёртую копейки? Кто-нибудь знает? Нет?
Задание:
Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово.
0,07 · 0,8 = (0,056) |
У |
|||||||||||
5,2 · 0,2 = (1,04) |
О |
|||||||||||
0,5 · 1,6 = (0,8 ) |
Л |
|||||||||||
0,6 · 0,7 = (0,42 ) |
П |
|||||||||||
58,6 · 1,4 = (82,04) |
Ш |
|||||||||||
7,3 · 0, 03 = (0,219) |
К |
|||||||||||
0,3 · 0,06 = (0,018) |
А |
|||||||||||
0,42 |
1,04 |
0,8 |
0,056 |
82,04 |
0,219 |
0,018 |
|
|
|
|
|
|
|
Таблички приготовлены для каждого ребенка.
Отгаданное слово «ПОЛУШКА».
V. Рефлексия. (1 минута)
Учитель : урок подходит к концу. У кого из вас после урока хорошее настроение – поднимите большой палец вверх. У кого плохое настроение – палец вниз. Спасибо! Всё понятно!
VI. Итого урока. (1 минута)
Учитель: давайте подведем итог нашей работы.
- Чему учились на уроке?
- Проблемы были?
- Следует продолжать отработку правила?
- Выставление оценок.
VII. Домашнее задание. (3 минуты)
Учитель объясняет выполнение домашней работы.
стр.214, п.36 (правило)
№ 1432 (а-е), обучающимся с ОВЗ №1432 (а - г)!
Творческое задание: найти пословицы, в которых употребляется старинные названия монет. Памятка у каждого на столе!
Урок окончен! Спасибо вам, дети!