Методическая разработка урока математики по теме «Проверка сложения» (2 класс)
Конспект урока математики во 2 классе
Тема: «Проверка сложения».
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ).
Форма урока: урок-деловая игра.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, ролик с выступлением детей по различным профессиям, зеркало, цветные бантики на доску и значки для каждого ребенка для деления на группы по цветам, бейджы «организатор» и «спикер», толковый словарь, конверты с заданиями для работы групп, разрезные карточки для индивидуальной работы, денежные купюры разного номинала, шоколадные медальки в виде монет. Карточки для рефлексии по количеству учеников (евро, рубли, доллар).
Цель: создать условия для формирования у обучающихся умений самостоятельно с помощью алгоритма выводить правило проверки сложения и применять новые знания на практике.
Задачи:
Учить проверять вычисления, выполненные при сложении;
Совершенствовать вычислительные навыки;
Развивать познавательную активность и познавательные процессы учащихся (мышление и внимание);
Воспитывать ценнейшие личностные качества человека: доброжелательность, аккуратность, умение работать в паре и группе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: У учащегося будут сформированы: Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; Элементарные правила общения Учащийся получит возможность для формирования: первичного понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний.
Метапредметные результаты: Регулятивные: Учащийся научится: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем; планировать свое высказывание; фиксировать в конце урока удовлетворенность своей работой на уроке.
Познавательные: Учащийся научится: находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий; описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи.
Коммуникативные: Учащийся научится: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; уважительно вести диалог с товарищами; принимать активное участие в работе пары и группы; оценивать себя и товарищей; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Предметные результаты: Учащийся научится: выполнять проверку правильности выполнения сложения действием вычитания; применять переместительное и сочетательное свойства сложения; использовать термины уравнение, буквенное выражение; упорядочивать заданные числа. Учащийся получит возможность научиться: решать одношаговые уравнения подбором неизвестного числа.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя и учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
Выявление места и причины затруднения
Пробное учебное действие
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с комменти-рованием во внешней речи
Самостоятельная работа с самопровер-кой
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог
|
Слайд 1. -Встаньте все красиво! -С неба звездочка упала, И пятерки получать. -Посмотрите, пожалуйста, на своего соседа по парте, улыбнитесь ему, как солнышко … и мысленно пожелайте удачи. -Молодцы! Присаживайтесь. - Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник в скором будущем будет отмечать весь мир? (новый год). -Говорят, под новый год происходят чудеса. -Ко мне, по счастливой случайности, попало волшебное зеркало. (показывает зеркало) -С его помощью мне удалось заглянуть на 20 лет в будущее. -Кто посчитает, сколько вам будет лет? (28). -А какой год будет стоять на дворе? (2033) (вывешиваю карточки с ответами: 28, 20, 33 – Приложение 1.) -Молодцы. -Что же я увидела в зеркале, давайте, посмотрим. (включает видео-ролик о возможных будущих профессиях детей из класса) – ВИДЕО-РОЛИК (дети читают стихи о том, кем они стали в будущем) -Какие профессии в своей жизни выбрали наши ребята? Доктор, банковский служащий, учитель, повар (вывешивает карточки – Приложение 2) - Пригодится ли математика людям этих профессий? (да) -Какая из этих профессий каждый день связана с математическими вычислениями, цифрами и расчетами? (банковский служащий). -Поднимите руку те, кто тоже хотел бы работать в банке? -Сегодня мы поиграем в деловую игру. И все на один урок превратимся в работников банка. Слайд 3. -Ребята, где мы можем посмотреть точное определение слова «банк»? (в толковом словаре). -Со словарем поработает пара Степа и Лера. Ваша задача найти определение слова «банк». -А мы с остальными пока попробуем своими словами объяснить, что такое банк? -Продолжите фразу: банк – это… -Спасибо за ваши предположения. Послушаем, что говорится в словаре. Степан и Лера, кто из вас зачитает определение понятия из словаря? (дети читают определение). Слайд 4. -Сейчас обсудим, каким должен быть работник банка. Умный, доброжелательный с клиентами, аккуратный в ведении документов, внимательный -Мы сегодня тоже банковские работники. -Поэтому, глядя на слайд, поставьте первую задачу на наш урок и продолжите фразу: наша задача на уроке быть: умными, внимательными, аккуратными, доброжелательными. (вывешивает карточки с задачами на доску - Приложение 3) -Спасибо! Работа банка объявляется открытой. -Рабочее утро мы начнем с трудовой РАЗМИНКИ. ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ Наш банк разделен на 5 отделов. 1 отдел– синий ,2 – белый, 3 – красный, 4 – голубой, 5 – оранжевый (указываю на бантики на доске) -Объединитесь в группы по цветам ваших значков. -В каждой группе уже определен организатор и спикер. (заранее прикрепить детям бейджи «организатор» и «спикер»). 5 слайд. -Напоминаю, что необходимо соблюдать известные вам правила работы в группе, представленные на слайде. -Каждой группе я вручу конверт с заданием. Задания связаны с денежными операциями, которые производят в банке. Посмотрим, какой отдел банка справится быстрее. Приступайте. У вас 3 минуты. Задания для групп: Вы выдаете денежный кредит на сумму 50 тысяч рублей. Отсчитайте необходимую сумму из предложенных вам купюр. Вы принимаете денежный вклад на хранение в банк на сумму 10 тысяч 500 рублей. Отсчитайте необходимую сумму из предложенных вам купюр. Вы отправляете денежный перевод в другой город на сумму 5 тысяч 250 рублей. Отсчитайте необходимую сумму из предложенных вам купюр. Вы принимаете денежные средства за коммунальные услуги (газ, свет, вода) на сумму 2 тысячи 300 рублей 50 копеек. Отсчитайте необходимую сумму из предложенных вам купюр. Вы снимаете денежные средства с банкомата на сумму 5 тысяч 300 рублей. Отсчитайте необходимую сумму из предложенных вам купюр. Проверка работы в группе: -Проверим работу групп. Каждый спикер выходит к доске, быстро читает задание и предъявляет результат. -Молодцы, все отделы банка поработали хорошо. Занимайте свои рабочие места. ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ -За вашу отличную работу вам полагается премия. В каком размере, вы определите сами. Найдите сумму чисел на концах звезды удобным способом.(числа 43, 15, 7, 3, 2) -Что значит найти сумму чисел? -Сосчитайте удобным способом. Назовите ответ. -Расскажи, как решить удобнее? -Запиши удобный способ. 43 + 15 + 7 + 3 + 2 = 70 (43 + 7) + (15 + 3 +2) =70 -Молодцы вам полагается премия в размере 70 математических единиц. (вывешиваю на доску число 70 в ряд чисел, а также отдельно карточку ПРЕМИЯ и там пишу 70) -Если к концу урока вы сможете набрать 200 единиц, то вас ожидает сюрприз. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ -Каждый банковский работник должен уметь работать самостоятельно и быстро. 6 слайд. -Перед вами белые карточки с таблицей. -Сформулируйте задание сами (заполнить пустые клетки, найти сумму, первое или второе слагаемое). Давайте повторим, как найти сумму чисел? первое слагаемое? Второе слагаемое? (вывешиваю таблицу – Приложение 4) -Приступайте к решению. У вас 2 минуты.
-Поменяйтесь карточками. Возьмите простые карандаши. -Данил назови по порядку числа, которые ты вставил (18, 9, 9, 29, 34) (вывешиваю карточки с этими числами) 7 слайд. -Проверьте работу товарища по образцу и поставьте отметку, критерии выставления отметки на доске. (вывешиваю критерии выставления отметки).Поменяйтесь обратно. Поднимите руку те, кто получил 5, 4, 3? (Таким образом, в течение устного счета на доске получился ряд чисел) 28, 20, 33,70, 18, 9, 29, 34 (Прил 1.) ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ -Посмотрите, у нас получился ряд чисел. Алеся, назови все числа. Какое число вы бы выбрали лишним и почему? (9, оно однозначное) -В начале урока вы поставили задачу быть аккуратными в заполнении своих документов. Тетрадь – это ваш документ, объявляю конкурс на самую аккуратную запись в тетради. Подпишите число, классная работа. -Запишите числа, которые вы видите на доске в порядке возрастания. (Каждой цифре своя клетка) Что значит в порядке возрастания? (от маленького к большому). С какого числа начнете? (с 9) Правильно, вы начнете с однозначного числа, которое назвали лишним. -Приступайте. У вас 1 минута (9, 18, 20, 28, 29, 33, 34,70) 8 слайд. -Проверьте свои работы по образцу на слайде, если все выполнено верно, поставьте в конце своего ряда чисел снежинку. Поднимите руку те, кто поставил снежинку? Молодцы! -Глядя на образец на слайде, расположите буквы по порядку и разгадайте слово в таблице.
ПРОВЕРКА -Что такое проверка, как вы понимаете? -А что можно проверить в математике? (правильно ли решены примеры или задача). Вспоминаем, что мы сегодня работаем в банке. Скажите, пожалуйста, должны ли мы уметь проверять свою работу? Да, иначе можем серьезно ошибиться. -Тогда поставьте вторую задачу на наш урок (научиться проверять свою работу) вывешиваю карточку научиться проверять…..(Приложение 3). -а что конкретно будем учиться проверять сегодня, узнаем выполнив следующее задание. ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ 9 слайд. Перед вами на слайде равенства, назовите только уравнения. 67 - y = 60 9 + 5 = 15 x – 2 =18 - Докажите, что выбранные равенства – это уравнения. (Есть неизвестные х и у, значение которых нужно найти.) -Найдите значения неизвестных чисел методом подбора. -Чему равно у? (7) Чему равно х? (20). - Почему оставшаяся запись – это не уравнение? (выделяю красным жирным шрифтом) 9+5=15 (все компоненты известны, это равенство или числовое выражение). -Как называется действие в этом выражении? (сложение) -Назовите компоненты при сложении. (9 – первое слагаемое, 5 - второе слагаемое, 15 сумма) -Проверьте, верно ли выполнено сложение? (нет, ответ 14) А как вы проверили? (просто пересчитали). -Оказывается – пересчет – это не всегда точный способ проверки, так как в нем все равно можно ошибиться. Следовательно, надо найти более надежный способ ПРОВЕРКИ СЛОЖЕНИЯ, чем простой пересчет. -Знаем мы его? Пока нет. Тогда продолжите вторую задачу нашего урока - научиться проверять какое действие? (сложение) (вывешиваю карточку). -Из задачи сформулируйте тему урока – ПРОВЕРКА СЛОЖЕНИЯ (Приложение 5). (вывешиваю карточку с темой урока). 10 слайд. -У вас уже достаточно знаний, чтоб самостоятельно найти способ проверки сложения. Надо просто подумать. Как говорят, одна голова хорошо, две лучше, ну а пять – совсем замечательно. Мы снова объединяемся по отделам банка. Каждому отделу банка выдаю одинаковое задание – произвести проверку сложения определенной суммы денег. Даю подсказку, что в работе вам пригодится знание вот этой взаимосвязи между компонентами при сложении. (указываю на доску - Приложение 4) С = С1+С2 С2 = С-С1 С1 = С-С2 -А также вам поможет подготовленный мной алгоритм. (выдает карточку-алгоритм каждой группе – Приложение 6.) Приступайте. У вас 4 минуты. Задания группам: Вам дана сумма 5 + 15 = 20. Используя алгоритм проверки сложения, вычислите, правильно ли выполнено сложение данной суммы чисел. 11 слайд. (проверка работы групп) -Давайте проверим работу ваших групп. -Какая группа сможет рассказать по данному алгоритму, как вы проверяли сложение? (сначала из суммы вычли 1е слагаемое, получили 2е….) -Сделайте вывод работы в группе: каким действием мы будем проверять сложение? (пишу + где итог урока) Вычитанием. (пишу стрелочку и -) -Когда из суммы я вычту 1 слагаемое, что должна получить? (2е) -Когда из суммы вычту 2 слагаемое, что должна получить? (1е). (указываю на взаимосвязь между компонентами, помещаю ее в итог урока). -Если при вычитании я не получаю нужное число, то какой делаю вывод? (указываю на алгоритм на слайде) (сложение выполнено неверно, нужно искать ошибку). - Как вы думаете, мы нашли новый способ проверки сложения? (да) Где мы можем проверить правильность наших выводов? (в учебнике). Откройте учебник на странице 84, найдите правило. (Чтение правила) Прочитаем его вслух хором. -С помощью какого действия можно проверить сложение? (вычитания) -О какой связи мы должны знать при проверке сложения? (если из суммы вычесть 1е слагаемое, то….и наоборот) -Правильный мы сделали вывод? (да) -Общими усилиями мы открыли новое знание, правило нужно выучить наизусть. За свою отличную работу вы получаете очередную премию в размере 130 математических единиц. (пишу 130, где карточка ПРЕМИЯ) 12 слайд. -Сейчас вернёмся к нашему примеру на слайде: 9+5=15 - Как новым способом можно объяснить, что он решён не верно? 15 – 9 = не 5, а 6 15 – 5 = не 9, а 10, значит сложение выполнено не верно. -Используя алгоритм, представленный на слайде, выполним сложение и проверку у доски и в тетрадях. К доске пойдет Никита. -пиши пример. 9+5=14 -Как будем проверять? (из суммы сначала вычтем 1 слагаемое, должно получиться 2е…) 14-9=5 14-5=9 -Поднимите руки те, кто понял, как мы будем выполнять проверку сложения. Сейчас мы это проверим. Но сначала немного отдохнем и выполним разминку (физминутка) Продолжаем работу. -Подписываем в тетрадях №2. Карина, читай задание. Что мы будем делать? -К доске решать 1 пример с объяснением вслух пойдет… -Сейчас поиграем в игру «Проверь партнера». -Работая в банке, сотрудники часто оказывают друг другу помощь, давайте и мы попробуем это сделать.У каждого на столе желтая карточка с примером на сложение. Ваша первая задача – решить пример, записав только ответ.Выполняйте. Меняемся карточками. -Сейчас вы выполняете проверку решения прямо на карточке вашего партнера, точно также, как мы только что делали это у доски. -Когда работа в паре будет завершена – сигнальте. -Давайте проверим работу одной пары.
1) -Пришло время подводить итоги урока и объявлять работу нашего банка закрытой. (подхожу к табличке премия и пишу) -Так как пока вы считаете только в пределах 100, то я сама сосчитаю, получилось ли у вас набрать нужное число математических единиц, чтоб получить сюрприз. (пишу)70 + 130 = 190 -К сожалению, не хватило всего 10 единиц и сюрприз вы не получите. -Как это я ошиблась? А сколько будет? (200) -Иди, исправь. Ребята, а может все-таки не я ошиблась, а ошибся…. -Как проверить? -Иди, запиши проверку. 200-70=130 200-130=70 -Сделайте вывод: важно уметь проверять свои вычисления и вычисления другого? (конечно) -Оказывается и учитель тоже может совершить ошибку, вы должны всегда быть наготове и если необходимо, то поправить учителя. -Всех ждет сюрприз, но сначала подведем итог нашего урока. -Посмотрите на левую доску. - Вспомним тему урока (проверка сложения) -Какие мы ставили задачи? -Удалось ли их достичь? (да) -Какое новое знание мы открыли? (чтобы проверить сложение надо из суммы вычесть первое слагаемое – получится второе и наоборот, из суммы вычесть второе слагаемое и получится первое. -А если слагаемое получается другим? -Значит нужно искать ошибку. 2) -Молодцы! -Вспомним, что все мы сегодня работали в нашем воображаемом банке. -В начале урока мы производили денежные операции. -А как называются денежные единицы в России? (рубли) (вывешиваю карточку руб.) -Какие денежные единицы других стран вам известны? (доллары, евро) -А кто знает, каким значком обозначается доллар? Нарисуй. (вывешиваю карточку со значком) -А знак евро? -Нарисуй. (вывешиваю карточку со значком) -А каким знаком обозначают рубль? 14 слайд. -Оказывается, ребята, официально знак рубля появился не так давно – в 2015 году. У этого знака есть своя история. -Скажите, какая денежная единица больше: 1 руб, 1 евро или 1 доллар? -Если сегодня на уроке вы работали по полной программе, вы все поняли, то выберите для вклада в наш общий банк значок самой крупной денежной единицы – 1евро. (на доску вывешиваю большой кошелек). - если вы чувствовали затруднения в работе и вам что-то было непонятно, то выбираем для вклада - 1 доллар. -если вам многое было непонятно – выбираем наименьшую единицу – 1 рубль. Я рада, что наш банк прилично пополнился. Спасибо за вашу работу. -Настало время сюрприза. Всем вам за отличную трудовую деятельность в качестве банковских работников вручается золотая монета «Лучший работник банка». (выдаю шоколадные медали в виде монеты).-Наш урок окончен. Всем спасибо. |
Приложение 1
28 |
20 |
33 |
|
43 |
15 |
7 |
3 |
2 |
70 |
|
|
18 |
9 |
29 |
34 |
Приложение 2.
доктор |
банкир |
учитель |
повар |
Приложение 3.
Задачи:
1) Быть
внимательными, умными, аккуратными, доброжелательными.
2) Научиться проверять…
Приложение 4.
С = С1+С2
С1 = С-С2
С2 = С-С1
Приложение 5.
Тема:
ПРОВЕРКА СЛОЖЕНИЯ
Приложение 6.
Список используемых источников
Математика: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Поурочные разработки по математике к УМК М. И. Моро и др. («Школа России») 2 класс /Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко
Акционерное общество «Издательство «ВАКО»
Библиотека ЦОК