Методическая разработка урока математики «Все профессии важны, с математикой дружны» (2 класс)
Методическая разработка интегрированного урока математики во 2 классе
Учитель: Козлова Екатерина Ивановна
Полное название образовательного учреждения: ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района Санкт-Петербурга
Тема урока: «Все профессии важны, с математикой дружны!»
Цель: воспитание у детей интереса к математике как жизненно необходимой дисциплине в жизни человека любой профессии.
Задачи:
расширять кругозор обучающихся, знания о профессиях;
показать значение математики в жизни человека, ее необходимость людям разных профессий;
способствовать адаптации обучающихся в социуме и профориентации;
воспитывать интерес и уважение к труду любой профессии;
закреплять знание нумерации чисел первой сотни, вычислительные приёмы сложения и вычитания в пределах 10 и 20 с переходом через десяток ;
упражнять в решении простых и составных задач изученных видов;
развивать логическое мышление, внимание, речь.
Планируемые результаты
Личностные:
получить начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика.
Метапредметные
Регулятивные:
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
• осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Познавательные:
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей (разгадывание ребусов);
Коммуникативные:
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищами;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр..
Предметные результаты:
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
проверять и исправлять выполненные действия.
решать задачи в одно и два действия практического содержания;
составлять по рисунку, по схеме текст задачи, вносить нужные изменения;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
проверять и исправлять неверное решение задачи.
Подготовительный этап:
оформление класса – выставка детских рисунков «Профессии наших родителей», плакаты с пословицами и поговорками о труде, профессиях; на доске – плакат с изображения для проведения рефлексии; расстановка столов для работы в группах;
выступающие – 3 ученика (о профессиях повара, медицинского работника и строителя).
Время реализации: 40 минут с
Авторский медиапродукт:
конспект занятия – Word (бумажный и электронный варианты);
2 мультимедийные презентации к занятию – PowerPoint (на «Рабочем столе» и флеш-носителе); просмотр слайдов по щелчку.
Оборудование и материалы:
оборудование – компьютер, колонки, проектор, флеш-носитель с презентациями, бумажный вариант конспекта занятия;
материалы – карта путешествия «Страна мастеров», 4 набора карточек с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительная беседа
( Рассказ учителя о значении математики в жизни человека)
Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что просто не замечаем ее. А ведь с математики начинается все. Ребенок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слово “математика”, а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету кубиков, игрушек. Да и родители, готовя ребенку пищу, взвешивая его, приходится использовать математику, ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды надо приготовить для малыша, учитывая его вес.
В школе математических задач приходится решать очень много. Они не просто учат школьников математике, определенным действиям, но и развивает, тренирует их мозг, делает человека целеустремленным, активным, самостоятельным.
И вот, окончив школу, можно подумать, что математика нигде не пригодится уже. Но! Тут мы начинаем использовать ее все чаще: человек постоянно решает задачи. Сколько денег надо заработать, чтобы купить квартиру? Каким должен быть объем дома и сколько для этого надо кирпича? И тут на помощь приходит математика. Она следует за человеком везде: дома, во время учебы в вузе, на работе, помогает решать задачи, делает жизнь намного удобнее.
Математика очень важно и для вашей будущей профессии.
(Чтение отрывка из пьесы В. Коростылева и М. Львовского “Димка – невидимка”)
Чтоб врачом, моряком,
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Математику знать.
А на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась …
(арифметика, т.е. математика).
II. Сообщение темы занятия
Сегодня я приглашаю вас в Страну Мастеров (вывесить карту «Страна мастеров» и слайды № 4,5 презентации), путешествуя по которой мы встретимся с Мастерами, станем свидетелями того, как благодаря их труду, мир наполняется теплом и светом. И, может быть, кто-то из вас задумается над тем, какая профессия для него наиболее привлекательна и могла бы стать главной в жизни.
III. Работа по теме занятия
1 . Актуализация знаний
– Ребята, ка вы думаете, какая профессия самая интересная, самая творческая, самая лучшая на Земле?
(Ответы учащихся.)
– Думаю, что самую лучшую профессию определить сложно, и вы в этом со мной согласитесь. И так же сложно сказать, какие профессии самые нужные и на рынке труда будут самыми востребованными. Однако есть такие сферы, в которых всегда будут нужны люди с умелыми трудолюбивыми руками, чистой совестью и хорошим уровнем знаний. Это сфера питания, медицина, промышленность, строительство, образование. Кто-то, возможно скажет: «Зачем повару или медику математика? Повар вкусно приготовил блюдо, доктор умело сделал укол. При чем тут математика?». Кто из вас, ребята, разделяет эту точку зрения? А кто считает иначе? Выскажите свою точку зрения.
2. Сообщение темы и задач занятия
Некоторые школьники неохотно учат математику, считая, что им она в будущем не пригодится. Это большая ошибка. На самом деле математика нужна в любой области деятельности. Математика является основой логического мышления, как бы тренировкой для мозга. Если мозг человека будет развит математикой до высокого уровня, то в дальнейшем человек будет успешным в любой профессии, было бы желание трудиться. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания.
3. Знакомство с профессиями, ролью математики в деятельности каждого Мастера, решение примеров и задач
А) Профессия – повар
Познакомимся с первым Мастером и его делом. Чтобы с этим Мастером встретиться, надо выполнить задание (на доске). Вычислить выражения, а ответы записать в порядке возрастания. (Повторение случаев сложения и вычитания в пределах десяти. Буквы скрыты, перевёрнуты, иначе дети сразу догадаются). А, может быть, кто-то догадается по одной открытой букве… , по двум…(слайд № 6) . Проверим ваши предположения, вычислив значения выражений.
3 + 6 – 7 + 4 = |
|
В |
2 + 8 – 7 + 5 = |
|
А |
7 + 3 – 2 – 8 = |
|
П |
9 – 5 + 3 – 6 = |
|
О |
4+ 4 – 5 + 7 = |
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Самостоятельная работа учащимися с последующей проверкой.)
– Это повар, правильно.
Повар – мастер щей, борщей(слайд №7)
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
(Ученик рассказывает о профессии повара.. Хорошо, если у него поваром работает родственник. Выступление ребёнка надо прослушать накануне и подготовить сопровождение рассказа слайдами мультимедийной презентации.
Примерный текст рассказа обучающегося )
Профессия повара трудная, ему необходимо много знать, иметь хорошую память. Он должен хорошо знать математику, т.к. повару часто приходится рассчитывать время приготовления блюда, а также количество продуктов, необходимых для приготовления определенного числа порций. Повар должен быть внимательным. Чтобы блюдо, которое готовит повар, получилось вкусным ему необходимо следить за процессом его приготовления. Хороший повар должен обладать хорошей памятью, т.к. память позволяет запомнить сотни рецептов на все случаи жизни!
Современный повар работает на специально оборудованной кухне. И работа повара требует чистоты во всем. Поэтому у повара есть специальная одежда – поварской колпак, халат.
Задания:
1. (Устно, (слайд №8). Яйцо варится 5 мин. Сколько необходимо времени повару, чтобы сварить 3 яйца? (5 мин)
2. (Устное решение задачи. Ответы – обратной связью, (слайд № 9).
Для приготовления фруктового салата повар израсходовал 6 плодов киви, 4 плода манго, 60 граммов папайи и 20 граммов миндальных орехов. Сколько всего плодов киви и манго израсходовал Мастер? На сколько граммов больше понадобилось папайи, чем миндальных орехов?
- Старинная русская пословица говорит «Добрый повар стоит доктора» (слайд № 10).
– Почему так говорят? (Ответы учащихся.)
- Правильно, от питания зависит здоровье человека. Питание в сухомятку, на бегу, а также однообразное питание, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ, может привести к болезням. И тогда человек обращается к кому? (Ответ детей.)
Правильно, к врачам.
Б) Профессия – врач
- Врач – это второй Мастер, о труде которого мы поговорим на уроке(слайд № 11).
(Рассказ ученика о профессии врача).
Профессия врача очень трудная и очень древняя. Ей пять тысяч лет. В старину врачей считали волшебниками. Ведь самое дорогое, что есть у человека – это здоровье. А врачи в этом помогают. Врачи – это очень добрые люди. Они все время думают о нас, заботятся о нашем здоровье, следят, чтобы мы не болели. И чтобы стать врачом, нужно учиться в медицинском институте. И очень хорошо учиться, ведь от этого зависит здоровье и жизнь людей. Врач должен много знать и уметь. Нужно уметь распознать болезнь у человека, нужно выбрать самые лучшие лекарства, и научить больного правильно себя вести, чтобы поскорее выздороветь. Самое главное для врача – это любить, жалеть других людей и хотеть им помочь стать здоровыми. Врач должен быть очень хорошим человеком, веселым, дружелюбным и, конечно, дружить с математикой.
- У врачей есть предметы – помощники, без которых невозможно оказать людям полноценную медицинскую помощь. Назовите эти предметы! (Ответы учащихся: градусник, специальные палочки, шприц…)
– Я предлагаю вам назвать еще один медицинский инструмент, без которого любой врач не сможет обойтись. Для этого надо выполнить задание (слайд № 12).
Найдите значения выражений, полученные числа запишите в порядке убывания. Каждому числу соответствует буква, сложив которые получите слово. (Дети выполняют задание на индивидуальных карточках, складывают и вычитают по алгоритму, используя «усики». самопроверка - с помощью учителя и использованием на доске демонстрационных карточек).
9 + 8 = |
|
Т |
15 - 8 = |
|
К |
8 + 6 = |
|
Т |
20 - 1 = |
|
С |
7 + 9 = |
|
Е |
17 - 8 = |
|
С |
10 + 3 = |
|
О |
12 - 8 = |
|
П |
14 - 9 = |
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Какое слово получилось? (Стетоскоп, слайд № 13.)
– Для чего нужен он? - Стетоскоп - предмет для прослушивания тонов сердца, дыхательных шумов и др. натуральных звуков, которые возникают в человеческом организме.
Для измерения артериального давления и пульса доктор использует прибор со стетоскопом (слайд № ) Пульс — это важнейший показатель качества физиологических процессов в организме, позволяющий судить о здоровом состоянии организма и его тренированности, о различных заболеваниях организма, причем не только сердца, но и других органов и систем.
ЕСЛИ ЧАСТОТА ПУЛЬСА СОСТАВЛЯЕТ ВЕЛИЧИНУ ОТ 60 ДО 80 УДАРОВ В МИНУТУ, ТО ДЛЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ НОРМОЙ.
УЧАЩЕНИЕ ПУЛЬСА БОЛЕЕ 100 УДАРОВ В МИНУТУ называется тахикардией и требует к себе особого внимания.
ПОНИЖЕНИЕ ПУЛЬСА ДО ЗНАЧЕНИЙ МЕНЬШЕ 50 УДАРОВ В МИНУТУ называется брадикардией и требует лечения.
Задача(слайд № 14).
. В медицинской карте пациента записаны показания пульса – 70 ударов в минуту. При очередном осмотре доктор определил, что пульс уменьшился на 30 ударов в минуту. Каков пульс у пациента был во время последнего осмотра? Что, по вашему мнению, скажет доктор? (Ответы детей)
Вывод: без знания математики доктор будет бессилен правильно поставить диагноз и оказать грамотную помощь.
В. Профессия – строитель
Продолжим наше путешествие в Страну Великих Мастеров. Следующий Мастер – это человек, чьи руки возводят сооружения, которые выдерживают ураганы, и даже землетрясения, они так искусно построены, что будто пустили в землю корни.
– Что это за Мастер? (Ответы учеников).
- Правильно, следующий Мастер – это строитель (слайд № 15).
(Рассказ о профессии строителя).
Сколько существует человек, столько он нуждается в крове, и поэтому профессия строителя древнейшая, она связана с творчеством, созиданием. Строитель – одна из самых нужных профессий, ведь жизнь на земле без монтажников, каменщиков, маляров, плотников, сварщиков представить очень сложно. Любое здание от заказа до сдачи в эксплуатацию проходит долгий путь, в процессе которого работает немало людей строительных специальностей. Прежде чем воплотить какой-то проект надо просчитать все детали (слайд № 16).
. Сметчики просчитают, какой материал потребуется для строительства, сколько и стоимость каждого из них. Дальше за работу берутся каменщики. Каменщик – это строительный рабочий, который возводит здания из строительных материалов. Кровельщики завершают строительство здания, они возводят крышу. Когда строение готово, за работу берутся маляры, штукатуры, монтажники. Они выполняют отделочные работы и проводят воду, электричество, связь. И вот здание готово к эксплуатации.
Строитель – нужная профессия, каждый ее представитель должен обладать хорошим глазомером, силой, ловкостью, большой ответственностью, отличными знаниями математики.
– А сейчас давайте решим задачу, связанную с профессией строителя (слайд № 17).
Задача. Крановщик поднял на восьмой этаж строящегося дома 9 коробок с облицовочной плиткой, а на девятый этаж – на 2 коробки меньше. Сколько коробок подняли на девятый этаж?
- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия. (Сколько всего коробок с плиткой должен был поднять крановщик?)
- Составим на доске краткую запись задачи и план её решения.
(Самостоятельно дети решают задачу, записывая в тетрадь решение с пояснением и полный ответ).
Г) Профессия – портной.
– С каким Мастером встретимся мы сейчас, надо догадаться по данной комбинации букв (слайд № 18):
ЙОНТРОП
- Название какой профессии получилось? Правильно, следующий Мастер – портной (слайд № 19).
С важностью этой профессии в нашем обществе мы познакомились недавно при изучении предмета «Окружающий мир». Уточню лишь то, что на производстве есть две специальности, связанные с этой профессией – это закройщик и сам портной. В обязанности закройщика входит выбрать фасон будущего изделия, снять мерки с клиента, изготовить лекала для раскроя, выполнить само раскраивание. И только потом за работу берется портной. К нему ткань попадает в раскроенном виде, и он стачивает все детали одежды. Профессиональная деятельность портного требует внимания, аккуратности, творческого воображения, умение общаться с людьми. И самое большое удовольствие для портного – смотреть на красиво одетых людей, видеть их счастливые лица и считать себя творцом этой красоты. А низкий уровень математических знаний у портного к этому не приведёт. Вспомните сказку про зайку-портного, Который хотел лесным обитателям сшить одёжки, да всё испортил.
- Сейчас мы решим задачу об этой профессии (слайд № 20).
( Устно. Ответ – обратная связь).
Задача. На одно платье требуется 3 метра ткани. Сколько метров ткани израсходует портной на 4 таких платья?
Д) Профессия – парикмахер
(Работа в группах)
- Сейчас поработаем в группах (слайд № 21, правила работы в группах).
Каждая группа, выполнив задание (карточки на столах для каждой группы), получит название профессии. Время – 4 минуты. После чего выслушаем представителей от каждой группы
Задания и ответы
Первая группа. Составьте числовой ряд в порядке убывания и прочитайте слово.
65 |
|
17 |
|
87 |
|
56 |
|
78 |
|
7 |
А |
Ё |
К |
Ф |
У |
Р |
(Ответ: КУАФЁР, слайд № 22, один «клик» и откроется это слово).
Вторая группа. Из набора букв составьте слово, прочитайте его.
А |
|
Р |
|
Е |
|
К |
|
И |
|
П |
|
А |
|
Х |
|
Р |
|
М |
(Ответ: ПАРИКМАХЕР, слайд № 22, второй «клик» и откроется это слово вторым).
Третья группа. Разгадайте ребус и назовите слово.
,,,,
М = Б
(Ответ: БРАДОБРЕЙ, слайд № 22, третий «клик» и откроется это слово третьим на слайде).
Четвёртая группа. Разгадайте ребус и назовите слово.
А = Ь
,,,, ,,,
(Ответ: ЦИРЮЛЬНИК, слайд № 22, четвёртый «клик» и откроется это слово четвёртым по счёту).
- Что общего у этих слов? (Это – синонимы к слову парикмахер, слайд № 22, пятый «клик» и в «шапке» слайда появляется слово «парикмахер»).
- Как математика помогает парикмахеру стать великим Мастером?
Е) Профессия – учитель.
- Отгадайте загадку, о ком она?
Она добра, хоть и бывает строгой
В мир знаний открывает вам дорогу
– Правильно, это учитель (слайд № 23).
. Учитель – очень важный человек в жизни каждого из нас. Он помогает сделать самые первые, самые трудные шаги по “лестнице знаний”, помогает школьникам понять важность всех наук в жизни человека. Именно учитель дает первые знания будущим космонавтам, ученым, капитанам и людям всех других профессий.
IV. Подведение итогов.
Наше путешествие по Стране Мастеров подходит к концу.
– О каких профессиях мы сегодня говорили?
- Какие из них вас особенно заинтересовали? Почему?
- О каких профессиях вы бы хотели узнать больше.
- Сегодня мы вспомнили лишь крошечную часть всех, существующих на Земле, профессий. Перечислять все сферы деятельности человека можно бесконечно. И среди множества профессий человек выбирает себе ту, которая близка ему по духу. Можно быть кем угодно, но самое главное, что в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение и стараться своим трудом приносить радость окружающим. Все профессии важны, с математикой дружны! Прочитаем мудрый совет (слайд № 24).
известного гражданина нашей страны М.И. Калинина: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». Как вы поняли это высказывание, согласны ли вы с автором цитаты?
V. Рефлексия и самооценка деятельности на занятии
- Какой профессией вы мечтаете овладеть в будущем?
-Ребята, я предлагаю вам выразить свою удовлетворённость работой на занятии, поставив «+» на одной из картинок на доске:
Я узнал(а) много нового о профессиях,
у меня на занятии всё получалось.
Я узнал(а) много нового о профессиях,
но во время работы испытывал(а) небольшие трудности
при решении примеров, задач.
Информация была неинтересной,
при выполнении заданий я нуждался(лась) в помощи.
(слайд № 25).
VI. Задания для самостоятельной работы (по желанию).
Ребусы на тему «Разгадай названия профессий» (приложение «Ребусы о профессиях»- мультимедийная презентация с весёлой «Песней мастеров» в конце).
VII. Окончание урока
Литература
1. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий / Т. Л. Александрова // Социологические исследования. 2000. №8. С.11—17.
2. Бякова Н.В Представление первоклассников о профессиях / Н. В. Бякова // Журнал «Начальная школа», 2009. № 06. С. 28–30
3. Дараган А.В Профессии наших пап (классный час во 2м классе) / А. В. Дараган // Журнал «Начальная школа». 2009.
4. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса 4х летней начальной школы. М.: «Просвещение», 1989. –47 с.11.
Приложение 1
Ребусы