Методическая разработка урока окружающего мира по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Ф.И.О. автора: Горбань Наталья Александровна.
Должность: учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
Полное официальное название организации – места работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 имени С.Н. Кравцова станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район.
Регион, населённый пункт: Краснодарский край, Ленинградский район, станица Ленинградская.
Название: Методическая разработка урока окружающего мира по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Тема: «Я - пассажир. Права и обязанности пассажиров»
Цель: сформировать у детей, как участников дорожного движения, устойчивые навыки безопасного поведения в транспорте.
Задачи:
научить детей выполнять правила поведения в транспорте и соблюдать дорожную этику,
развить у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях,
проводить эксперименты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения,
способствовать развитию интереса в познании Правил дорожной безопасности и культуры поведения на дорогах, самостоятельности и организованности в опасных ситуациях,
реализация краевой программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 1-11 классов общеобразовательных организаций «Безопасные дороги Кубани».
Целевая аудитория: 1-4 классы
Концепция деятельности: урок – исследование.
Сведения об апробации: МБОУ СОШ № 12 имени С.Н. Кравцова станицы Ленинградской, 3 класс.
Оборудование: интерактивная доска, документ камера, система интерактивного голосования Mimio Vote, дорожные знаки, книги по ПДД.
Эпиграф урока: «Умный пассажир – здоровый пассажир».
Ход урока
1. Организационный момент.
Содержит эмоциональный настрой на урок.
- Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка расположит к приятному общению, настроит на радостную работу – вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться вокруг. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:
Не выкрикиваем.
Учимся работать сообща.
Мы слышим друг друга.
2. Эмоциональный настрой.
-Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
3. Стадия вызова. Постановка проблемы, определение темы занятия.
-
Создание проблемной ситуации
-Послушайте стихотворение и придумайте ему название
День был весенний,
Солнечный, ясный.
Мчались машины
По улице Красной.
Мчались машины,
Где надо — гудели,
В каждой из них
____________ сидели:
В «ЗИЛе-110», в машине зеленой,
Рядом с водителем — старый ученый.
В «Чайке» — седой генерал-лейтенант,
Рядом с шофером его адъютант.
В бежевой «Волге» — шахтер из Донбасса,
Знатный забойщик высокого класса.
В серой «Победе» — известный скрипач,
И в «Москвиче» — врач. С. Михалков
Все эти люди такие разные – по профессии, и по возрасту. Но в этом стихотворении и врач, и скрипач, и генерал являются ______________.
- Вы догадались, какое слово их всех объединяет?
- Если нет, то скоро узнаете.
-
Актуализация имеющихся знаний
- Назовите транспорт, в котором ехали герои стихотворения С. Михалкова.
- Как называют людей, совершающих поездку в транспортном средстве?
- Какие правила перевозки пассажиров вам известны?
- Какие еще виды транспорта вы знаете?
- Какой транспорт называют общественным?
- Вспомните правила поведения в транспорте.
-
Приём «Верите ли вы?»
- Заполните таблицу
№ |
Высказывание |
Начало урока |
Итог урока |
1. |
Верите ли вы, что перевозка детей должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств? |
|
|
2. |
Верите ли вы, что ремень безопасности увеличивает безопасность пассажира? |
|
|
4 |
Верите ли вы, что с помощью куриного яйца можно узнать, что такое инерция? |
|
|
5. |
Верите ли вы, что светофору исполнилось 100 лет? |
|
|
3.4. Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме
(2 группы – по 2 ребуса)- Разгадайте ребусы.
(пассажир, кресло, автобус, ремень)
- Что объединяет все эти слова?
- Рассмотрите иллюстрацию. Что произошло? Почему это случилось? Можно ли было избежать этой беды?
-Анжелика провела исследование по теме «Ремень безопасности и жизнь ребенка» и на многие вопросы нашла ответ. Послушайте.
Выступление Анжелики.
Из справочника автомобилиста я узнала, что реме́нь безопа́сности — средство пассивной безопасности, предназначенное для удержания пассажира автомобиля (или иного транспортного средства) на месте в случае аварии либо внезапной остановки и предотвращения перемещений пассажира и вызванных этим перемещением столкновений с деталями интерьера транспортного средства или другими пассажирами. [1]
Я решила провести эксперименты и рассказать своим друзьям об их результате.
Я задумалась, почему, когда в автобусе я стою и не держусь, а автобус в это время тормозит, то я делаю несколько шагов вперед. И, наоборот, когда автобус трогается с места, я шагаю назад? Что за сила заставляет меня двигаться по салону автобуса, вопреки моему желанию? Как это связано с ремнями безопасности?
Эксперимент №1 Ленивая монета
Требуется: стакан, игральная карта, монетка.
Ход опыта:
1. Я положила на стакан игральную карту, а на нее – монетку.
2. Резко щелкнула пальцем по карте, чтобы сбросить ее, не поднимая.
Результат. Карта слетела, но монетка не последовала за ней, а упала в стакан.
Это потому … что монетка тяжелее карты и имеет большую инерцию, что означает стремление тела сохранять покой или продолжать движение. Сила пальца смещает карту, а не монетку, остающуюся в покое. Оставшись без опоры, монетка падает в стакан.
Эксперимент №2 Сырое или крутое
Требуется: тарелка, 2 яйца, кастрюлька, вода.
Ход опыта:
1. Мама сварила одно яйцо вкрутую. Когда оно остыло, то на глаз отличить его от сырого очень трудно.
2. Я попробовала вращать на тарелке оба яйца.
3. Остановила яйца легким касанием пальца.
Результат. Крутое яйцо остановилось при касании, а сырое продолжало вращение.
Это потому… что в сыром яйце белок и желток продолжают движение даже тогда, когда скорлупа остановилась. Как только убрала палец, яйцо возобновило вращение.
Итак, в ходе экспериментов я сделала следующие выводы:
Сила, которая заставляет меня двигаться по салону транспортного средства при торможении или начале движения – это инерция. [3]
Чем выше скорость и резче торможение, тем сильнее инерция.
Чтобы погасить эту силу инерции, используют ремни безопасности.
Я всегда пристегивалась ремнем безопасности, но не всегда понимала, зачем это нужно. В ходе своего исследования, я поняла, что он нужен для того, чтобы спасти жизнь мне, моим близким и всем - всем людям. И еще я поняла, какая сила меня заставляет двигаться вперед при торможении, и, наоборот, отклоняться назад при начале движения транспортного средства. Это сила инерции. И чтобы погасить эту силу, нужны ремни безопасности.
В ходе исследования я также узнала, что с 1 января 2010 года введено обязательное наличие ремней безопасности в автобусах, осуществляющих междугородние пассажирские перевозки.
-Какой вывод для себя сделаем?
-Кто еще, кроме пассажира является участником дорожного движения? (пешеходы и водители)
-А что помогает пешеходам и водителям на дороге, чтобы избежать ДТП?
(дорожные знаки и светофор)
-А что вы знаете о светофоре? Вот какое исследование провела Оля и теперь хочет поделиться им с вами.
Выступление Оли.
- Наша команда-агитбригада готова поделиться своими знаниями со всеми нами.
Выступление агитбригады (Приложение).
-Но кроме светофора на дорогах есть еще знаки. Что это за знаки? (дорожные)
- Работать вы будете в группах. Какие правила вы должны выполнять для успешной работы?
Правила поведения во время работы
Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!
В учебнике на стр.13 соедините специальной стрелкой знак и название его. (Один ученик работает под Документ камерой)
- Проверьте свою работу.
Песня «Разрешается-запрещается»
5.1. Первичное закрепление в парах.
5.4.Использование системы интерактивного голосования Mimio Vote для закрепления изученного материала.
- Ответьте на вопросы по Правилам дорожного движения.
6.Стадия рефлексии.
6.2. Рефлексия собственной деятельности.
проверка таблицы «Верите ли вы?» (индивидуально)
прием «Дерево успеха» (коллективно)
7.Творческое дифференцированное домашнее задание.
Дорожное расследование «Точный номер»
Карандашное задание «Найди ошибки художника»
Вместе с родителями изучить Советы постового Ф. И. Городового «Берегите юных пассажиров».
Приложение
Выступление агитбригады по ПДД
1. Юные пешеходы! Будущие водители! Все наши зрители!
2. Наш девиз… Все: «Азбуку дорожную знать каждому положено!»
3. И к вам сюда пришли мы с предложеньем:
4. Не нарушайте правила дорожного движения!
1. В центре города большого
Очень много есть дорог
И конечно, важно, чтобы
Перейти их каждый мог.
И поэтому придумал кто-то правила, друзья,
Эти правила движенья, и хожденья, и вожденья
забывать никак нельзя.
1. РАЗ 2. ДВА 3. ТРИ 4. ЧЕТЫРЕ 5. ПЯТЬ
Все: Отправляемся гулять.
2.Гуляй всегда ты во дворе –
Не бегай на дорогу!
Площадки есть - там детворе
Для игр места много.
3. Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе.
Помнит также мал и стар,
Пешеходам – ТРОТУАР.
4. Чтоб аварий избежать,
Надо строго соблюдать
Правила движения
И нормы поведения.
Вы запомните, друзья.
На дороге нам нельзя
Бегать, прыгать и скакать
И с мячом в футбол играть.
- Отгадайте ребята, кто к вам обращается?
5. Я над шумным перекрестком
С огоньками на груди
Для машин и пешеходов
Самый важный командир.
Я и вежливый, и строгий,
Знаменитый на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Я стою здесь с давних пор
И на всех гляжу в упор.
Ну-ка, дружно отвечайте
Кто я дети (Светофор)
6.Загорелся красный свет –
Нам вперёд дороги нет.
Я стою и жду, когда же
Можно мне идти, но даже
Жёлтый свет, на удивленье
Не даёт мне разрешенья.
Говорит мне:
- Стой и жди!
На зелёный свет - иди!
7. Шагая осторожно, за улицей следи
И только там, где можно, её переходи.
8. Ты выходишь на дорогу-
Перехода рядом нет.
Не спеши, постой немного
И послушай наш совет:
Посмотри сперва налево,
Убедись, что нет машин.
Посмотри потом направо.
Нет машин — смелей вперед!
Правила ты знаешь. Браво!
Настоящий пешеход!
ИГРА
– А теперь поиграем. Если ответ утвердительный, поднимаем руки вверх, а если говорим нет, то приседаем. Готовы?
1. Быстрая в городе очень езда.
Правила знаешь движения? (ДА)
Вот в светофоре горит красный свет,
Можно идти через улицу? (НЕТ)
2. Ну а зеленый горит вот тогда
Можно идти через улицу? (ДА)
Сел ты в автобус, не взял ты билет,
Так поступать полагается? (НЕТ)
3. Старушка – преклонные очень года,
Уступишь ей место в автобусе? (ДА)
Мчит по дороге велосипед,
Ты тоже гоняешь по улицам? (НЕТ)
4. А чтоб не случилась с тобою беда,
Следишь за движеньем внимательно? (ДА)
А вот светофор не горит, света нет,
Ты быстро бежишь через улицу? (НЕТ)
5. Скажите, а папы и мамы всегда
Следуют этим правилам? (ДА)
Теперь постарайтесь дать точный ответ,
Можно не следовать правилам? (НЕТ)
Список использованной литературы:
Пособие по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста «Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода», 2016г.
Сергей Михалков. Стихи. Москва: Художественная литература.
Мультимедийная учебно-методическая программа на CD-диске «Азбука дорожной науки» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Производственное объединение Зарница.
Интернет ресурс Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства» http://www.dddgazeta.ru/
В. В. Волгин. Справочник автомобилиста.- М.: Эксмо, 2007
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.Т.Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, Т.С.Вихорева, Е.О.Погорелова.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2014.-160 с.:ил.
Елена Владимировна