Айбатова Аида Нажибовна,
преподаватель ГБПОУ «МГРК»
Методическая разработка урока по дисциплине
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»
по теме «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ»
2021г.
Группа: СО-1-1( Мастер строительный отделочных работ 1 курс)
Тема: «Тригонометрические формулы»
Тип урока: повторение и закрепление темы.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, личностно-ориентированная, проблемного обучения.
Методы обучения: словесные методы (слово учителя, беседа); метод демонстрации; практические методы, связанные с математическими вычислениями, АМО ( прием: «Найди лишнее», позволяющий осмысленно и более прочно запомнить формулы, заключается в следующем. Группа делится на подгруппы. Каждой подгруппе необходимо на листе бумаге записать последовательность формул (их количество определяет преподаватель), соотносящихся с некоторым понятием. При этом одна из формул должна быть «лишней».)
Реализуемая технология: информационно-коммуникационная.
Оснащение: компьютер, проектор, экран, тригонометрический круг, раздаточный материал (карточки)
Цели деятельности преподавателя | Образовательные цели: Систематизация изученного материала по тригонометрическим формулам; Закрепление навыков преобразования, упрощения тригонометрических выражений; Формирование умений пользоваться в работе над вычислениями значений выражения тригонометрического круга. Развивающие цели: Продолжить формирование у студентов общих компетенций ОК 2: Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определяемых руководителем; ОК3: анализировать рабочую ситуацию, осуществить текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности. Продолжить развитие речи студентов с использованием математической терминологии. Повышение уровня интеллектуальных способностей обучающихся. Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность, ответственность и активность студентов. Формирование сотрудничества, взаимодействия, лидерских качеств, взаимопомощи в группе, в паре. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Уметь вычислять простейшие значения синуса, косинуса, тангенса, котангенса; знать основные формулы тригонометрии; знать способы преобразования тригонометрических выражений; Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, объяснять свою точку зрения, аргументирование своего мнения, уметь корректно поправлять товарища. Познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на урок); использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений. |
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1 | Организационный момент
  1 минута | Преподаватель проверяет готовность к уроку обучающихся, раздает карточки, формирует группы с разным уровнем успеваемости.
Объясняет правила работы с оценочным листом. | Занимают свои места, готовят к уроку основные принадлежности, проверяют на столах наличие раздаточного материала.
Выбирают в группе капитана, организующего деятельность.
Рассматривают структуру оценочного листа, в котором отметки индивидуально выполняет каждый ученик. |
2 | Целеполагание
 
2 минуты | Преподаватель обращает внимание обучающихся на экран: - Деятельность на уроке будет успешной и продуктивной, если мы верно поставим себе цели и будем стремиться к их достижению. Подумайте и найдите соответствующее продолжение к целям, которые начинаются со слов повторить, закрепить, проверить в соответствии с темой нашего урока. Преподаватель выводит на экран верный ответ и проговаривает классу. Напоминает правила работы в группах, умение уступать, сотрудничать, прислушиваться, доносить свою точку зрения до коллектива. | Обучающиеся смотрят на экран, совещаются в группах, предлагают варианты. |
3 | Повторение


Карточка 1 
Самопроверка 
7 минут | На этапе повторения материла преподаватель демонстрирует тригонометрический круг, правило работы с ним.
Преподаватель предлагает в группах решить первое задание, входе которого необходимо перевести радианную меру угла в градусную, показать на окружности данные углы.
После выполнения карточки преподаватель открывает готовый тригонометрический круг с данными углами и просить провести самопроверку. | Обучающиеся в группах слушают, задают вопросы.
Обучающиеся, посоветовавшись, повторяют формулу, распределяют примеры между собой и передают данные для изображения на круге ответственному за оформление карточки, которого назначил капитан. Проверяют свои карточки, отмечают ошибки, задают вопросы, доносят до каждого участника группы правильное решение. |
4 |
Закрепление


7 минут | Выполнение следующего задания способствует закреплению умения применять формулы.
Преподаватель предлагает в группах рассмотреть решенные задания и восстановить, по какой формуле было выполнено преобразование.
Время на выполнение 6-7 минут.
- Проверим, насколько вы справились с заданием, проведем самопроверку.
Преподаватель поочередно назначает отвечающую группу. | Обучающиеся рассматривают формулы, предлагают варианты, пишут в тетрадях, редактируют, проверяют, возможно использование справочного материала в учебнике.
Обучающиеся отвечают, анализируют, доказывают, почему именно такая формула была использована в задании. |
| Мини-проект «Формула успеха»

 Слайд 12-22  10-15 минут
| Преподаватель распределяет темы мини-проектов между группами с учетом мнения обучающихся. Знакомит с основным алгоритмом работы: 1. Поставить цель мини-проекта. 2. Найти в учебнике или справочном материале подходящие формулы. 3. Подобрать проблемные ситуации, то есть примеры, которые без использования данных формул трудно преобразовать. 4. Показать применение формулы. 5. Продумать и составить план выступления по формулам данного вида. Преподаватель предлагает небольшое задание на разминку для закрепления формул.
Преподаватель заранее готовит слайды с формулами и примерам для групп, их выступлений. | Обучающиеся получают определенные названия формул и строят работу по алгоритму. При этом тесно сотрудничают между собой, педагогом, которые помогает распределить задания, наладить ход работы, продумать интересные выступления.
Выступают, либо в паре, либо распределяют текст выступления между собой. |
5 | Самостоятельная работа 
10 минут | На данном этапе урока преподаватель раздает карточки каждому обучающемуся. Поясняет правило и порядок выполнения.
В конце проводят взаимопроверку в парах по готовым ответам на экране. | Выполняют карточку самостоятельно в течение 10 минут. |
6 | Подведение итогов, рефлексия

 3 минуты | Преподаватель просит заполнить оценочные листы. Выделить важные проблемы и предложить пути их решения.
Предлагает в классе озвучить проблемы представителям групп.
| Заполняют оценочный лист, в соответствии с критериям в таблице.
Отвечают, предлагают варианты.
Помогают друг другу советом.
|