Урок алгебры и начал математического анализа в 10 классе по теме «Решение тригонометрических заданий с использованием ИКТ-средств»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.РУЗЫ»
Урок алгебры и начал математического анализа
в 10 классе по теме:
«Решение тригонометрических заданий с использованием ИКТ-средств».
Составитель:
учитель математики
высшей квалификационной категории
Карелина И.Е.
Цель урока: показать разнообразие тригонометрических заданий, решаемых с помощью ИКТ-средств, и практическое применение тригонометрии в окружающей жизни
Задачи урока: организовать работу в программе «Живая математика;
организовать работу в парах, тьютерство;
рассмотреть разнообразие задач по содержанию, в том числе развивающего характера и проблемных задач;
показать связь тригонометрии с жизнью.
Оборудование: учебник А,Г, Мордкович, П.В.Семенов, Л.А.Александрова, Е.Л.Мардахаева «Алгебра и начала анализа» 10класс, ч.1
доска, ПК, мультимедийный проектор, ноутбуки с установленной программой «Живая математика», листы контроля.
Формы работы: групповая, индивидуальная
ПЛАН УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Мобилизующее начало
2. СОВЕТ 1: “Настройтесь на успех”.
3. СОВЕТ 2: “Создайте себе окружение из формул и таблиц”.
4. СОВЕТ 3: “Постоянно контролируйте свои действия”.
5. Совет 4. Не забывайте, что История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего. (Сервантес)
6. Работа с единичной окружностью ( по презентации)
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Работа в программе «Живая математика»
7 . СОВЕТ 5: “Не ломайте голову в одиночестве”.
РАБОТА С ЧИСЛОВОЙ ОКРУЖНОСТЬЮ.
СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ.
ПОСТОЕНИЕ ГРАФИКОВ
СОВЕТ 6: «Доверяй, но проверяй»
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ГРАФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЧТЕНИЕ ГРАФИКОВ
8. ТРИГОНОМЕТРИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
СОВЕТ 7: «Не останавливайтесь на малом, старайтесь познать большее»
9. Рефлексия. Итог урока.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Мобилизующее начало
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Некоторые люди считают математику скучной и трудной наукой. А на самом деле математика - красивая, увлекательная и очень важная наука, без нее не может развиваться ни одна другая. Поэтому я решила познакомить вас сегодня с советами, как дружить с математикой и одолевать эту хитрую и совсем не страшную науку.
2. СОВЕТ 1: “Настройтесь на успех”.
• Справиться с математикой – это дело времени и вашего собственного труда.
Каждый из вас может добиться успеха и исполнить свои желания, необходимо всего лишь правильно управлять своими мыслями и концентрироваться на поставленных задачах. Сегодня на уроке в этом вам поможет ваш учебник.
«Книги – самые молчаливые и самые верные друзья; они – самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя» Чарльз Уильям Элиот. (британский дипломат)
На протяжении полугода мы изучали раздел математики «Тригонометрия». Сегодня мы обобщим полученные вами знания и будем решать тригонометрические задачи с помощью ИКТ-средств. Эти задания с условным обозначением «ИКТ»
Использование ИКТ позволит расширить ваши знания, показать насколько интересен и увлекателен мир тригонометрии.
3. СОВЕТ 2: “Создайте себе окружение из формул и таблиц”.
— В тригонометрии большое количество формул, таблиц, которые надо знать. Чтобы их хорошо запомнить, окружите себя ими: имейте под рукой справочник, периодически обращайтесь к нему и запомните эти формулы
В учебнике этот материал можно найти на с.248-253
4. СОВЕТ 3: “Постоянно контролируйте свои действия”.
— Каждый раз, выполнив математические действия, проверяйте себя, чтобы в них не закралась какая-нибудь неточность, которая потом может повлиять на правильность окончательного ответа.
В учебнике вопросы с.113, тесты 114, с.231
На уроке вы сможете проконтролировать свои действия, занеся ответы в листы контроля
Ф.И. |
Ф.И. |
РАБОТА С ЧИСЛОВОЙ ОКРУЖНОСТЬЮ. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. №2.9 А Б В Г №4.21(д) |
РАБОТА С ЧИСЛОВОЙ ОКРУЖНОСТЬЮ. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. №2.9 А Б В Г №4.21(д) |
ПОСТОЕНИЕ ГРАФИКОВ №13.3 |
ПОСТОЕНИЕ ГРАФИКОВ №13.3 |
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ГРАФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ С.69,№9.9(г) с.77,№10.8(в) с.89,№11.9(А) |
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ГРАФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ С.69,№9.9(г) с.77,№10.8(в) с.89,№11.9(А) |
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ |
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ |
С.70,№9.15(г)
с.100,№12.8(д,е) |
С.70,№9.15(г)
с.100,№12.8(д,е) |
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа |
сколько решений имеет уравнение arcsin x – π/6 = 8/х
|
сколько решений имеет уравнение arcsin x – π/6 = - х2 |
расположить в порядке возрастания числа: tg 1, tg 4, tg 7 ( |
расположить в порядке возрастания числа: tg (-1), tg (-2), tg (-6),
|
5. Совет 4. Не забывайте, что История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего. (Сервантес)
Материал «Из истории математики» можно найти на с.117,236
Sinus – впадина, cosinnus – дополнение , complement,синуса
6. Работа с единичной окружностью по презентации
Вторая четверть единичной окружности разделена пополам точкой М, а четвертая четверть разделена на 3 равных части точками К и Р. Чему равны длины дуг АМ, АК, РВ?
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Работа в программе «Живая математика»
7 . СОВЕТ 5: “Не ломайте голову в одиночестве”.
— Примеры и задачи преобразятся и оживут, если к их решению вы приступите в компании с другом. Обмениваясь, каждый своим вариантом решения вам будет легче и веселее идти к истинному, верному ответу.
РАБОТА С ЧИСЛОВОЙ ОКРУЖНОСТЬЮ. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ.
с.23,№ 2.9
Укажите знаки абсциссы и ординаты данной точки на числовой окружности.
1)нанести точки на числовую окружность,
2) определить знаки х и у.
Ответы- в лист контроля
С.30,№3.7 (неравенство)
На дуге числовой окружности, соответствующей решению неравенства, нанесите несколько точек.
С.39,№4.21(д)
Расположить в порядке возрастания:
, , ,
________________________________________________________________
ПОСТОЕНИЕ ГРАФИКОВ
в одной системе координат построить графики функций
С.85№11.2(в)
Постройте график гармонического колебания
С.103,№13.3
Назвать амплитуду, частоту колебаний, начальную фазу колебаний
Построить график сложной функции (с ОДЗ)
С.51,№6.14(а)
СОВЕТ 6: «Доверяй, но проверяй»
___________________________________________________________
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ГРАФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ
Альберт Эйнштейн говорил так: "Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важней. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно".
С.69,№9.9(г)
= 1-х
с.77,№10.8(в)
= |х – π/2| +1
с.89,№11.9(А) с ОДЗ
2 = 3,ОДЗ : х≥π
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
____________ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ – ДВИЖЕНИЕ РЫБ В АКВАРИУМЕ
________________________________________________
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ
С.70,№9.15(г)
Сколько решений имеет система уравнений:
с.100,№12.8(д,е)
Сколько решений имеет система уравнений:
д)
е)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
сколько решений имеет уравнение arcsin x – π/6 = 8/х (нет решений)
arcsin x – π/6 = - х2 (1 решение)
расположить в порядке возрастания числа:
tg 1, tg 4, tg 7 (tg 4, tg 7, tg 1)
tg (-1), tg (-2), tg (-6), (tg (-1), tg (-6), tg (-2))
________________________________________________________
ЧТЕНИЕ ГРАФИКОВ (по презентации)
у = , у =3 , у = ,
у =, у =
8. ТРИГОНОМЕТРИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Многие задаются вопросами: зачем нужна тригонометрия? Как она используется в нашем мире? С чем может быть связана тригонометрия?
Тригонометрические функции используются в медицинской визуализации ,например, компьютерной томографии и ультразвуковом исследовании.
Видеоролик от врача ультразвуковой диагностики.
(о необходимости математических знаний по тригонометрии, в частности по чтению графиков, для постановки правильного диагноза)
Формула сердца. В результате исследования, проведенного студентом иранского университета Шираз Вахидом-Резой Аббаси, медики впервые получили возможность упорядочить информацию, относящуюся к электрической активности сердца или, другими словами, электрокардиографии. Формула представляет собой комплексное алгебраически-тригонометрическое равенство, состоящее из 8 выражений, 32 коэффициентов и 33 основных параметров, включая несколько дополнительных для расчетов в случаях аритмии. Как утверждают медики, эта формула в значительной степени облегчает процесс описания основных параметров деятельности сердца, ускоряя, тем самым, постановку диагноза и начало собственно лечения.
Совет 7: «Не останавливайтесь на малом, старайтесь познать большее»
9. Рефлексия. Итог урока.
Тригонометрия или тригонометрические функции используются также в астрономии (особенно для расчётов положения небесных объектов), когда требуется сферическая тригонометрия, в морской и воздушной навигации, в теории музыки, в акустике, в оптике, в анализе финансовых рынков, в электронике, в теории вероятности, в статистике, в биологии, в химии, в теории чисел, в сейсмологии, в метеорологии, в океанографии, во многих физических науках, в межевании и геодезии, в архитектуре, в фонетике, в экономике, в электротехнике, в машиностроении, в гражданском строительстве, в компьютерной графике, в картографии, в кристаллографии, в разработке игр и многих других областях.
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило
14. Мне захотелось…
15. Урок дал мне для жизни
Использование ИКТ позволяет значительно расширить знания, показать насколько интересен и увлекателен мир тригонометрии.
Спасибо за урок.