12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хворост Мария Григорьевна41 Россия, Коми респ., Усинск |
Рабочая программа учебной дисциплины ПД.01 «Математика: алгебра, начало математического анализа, геометрия»
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Усинский политехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПОУ «УПТ»
__________ О.В. Рубан
«__» _______ 2016 г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.01 «Математика: алгебра, начало математического анализа, геометрия»
профессия -46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
квалификация –Специалист по документационному обеспечению и управлению, архивист
Усинск, 2016 г.
Рассмотрена | Согласовано |
На заседании ПЦК | зам. директора по УР |
Общеобразовательных, ОГСЭ и ЕН дисциплин | __________ О.Е. Воронина |
Протокол № _ от «__» _________ 2016 г. | « ___»_______ 2016 г. |
Председатель ПЦК __________ С.И. Прокопьева |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 г. и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Организация-разработчик: ГПОУ «Усинский политехнический техникум» (ГПОУ «УПТ»)
Разработчики:
Хворост Мария Григорьевна ГПОУ «УПТ»
Рецензенты:
Внутренний рецензент: Мельникова Е.А., преподаватель математики и информатики ГПОУ «УПТ»
Содержание
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета…..5
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности……………...8
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимой на изучение каждой темы……………………………………17
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика: алгебра, начало математического анализа, геометрия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
предметных:
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. АЛГЕБРА | 110 | |||||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Математика в науке и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях СПО. | 1 | ||||
2 | Повторение базисного материала курса основной школы | 3 | ||||
Практические занятия | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
Тема 1.1. Развитие понятия о числе | Содержание учебного материала | 10 | ||||
1 | Целые и рациональные числа. | 2 | ||||
2 | Множество действительных чисел. | 2 | ||||
3 | Комплексные числа. Действия над ними. | 1 | ||||
4 | Геометрическая интерпретация комплексного числа. | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Тема 1.2. Основы тригонометрии | Содержание учебного материала | 44 | ||||
1 | Синус, косинус, тангенс, котангенс. Радианная мера угла. | 2 | ||||
2 | Основные тригонометрические тождества. | 2 | ||||
3 | Формулы приведения. | 1 | ||||
4 | Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. | 1 | ||||
5 | Формулы двойного угла. Формулы половинного угла. | 1 | ||||
6 | Формулы суммы и разности тригонометрических функций. | 1 | ||||
7 | Преобразование простейших тригонометрических выражений. | 2 | ||||
8 | Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс. | 1 | ||||
9 | Простейшие тригонометрические уравнения. | 1 | ||||
10 | Тригонометрические уравнения. | 1 | ||||
11 | Решение тригонометрических уравнений. | 2 | ||||
12 | Тригонометрические системы уравнений. | 1 | ||||
13 | Решение тригонометрических систем уравнений. | 2 | ||||
14 | Простейшие тригонометрические неравенства. | 1 | ||||
15 | Решение простейших тригонометрических неравенств. | 2 | ||||
16 | Тригонометрические неравенства. | 1 | ||||
17 | Решение тригонометрических неравенств. | 2 | ||||
18 | Тригонометрические функции и их графики. | 1 | ||||
19 | Преобразование графиков. | 1 | ||||
Практические занятия | 18 | |||||
Контрольные работы | 6 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | |||||
Тема 1.3. Корни, степени и логарифмы | Содержание учебного материала | 40 | ||||
1 | Корни и степени. Корни натуральной степени из числа. | 2 | ||||
2 | Свойства корней натуральной степени. | 2 | ||||
3 | Степень с рациональным показателем. | 1 | ||||
4 | Свойства степеней с рациональным показателем. | 1 | ||||
5 | Степени с действительными показателями и их свойства. | 1 | ||||
6 | Логарифмы и их свойства. Десятичные и натуральные логарифмы. | 1 | ||||
7 | Правила действий с логарифмами. | 1 | ||||
8 | Преобразование алгебраических выражений. | 2 | ||||
9 | Преобразование рациональных и иррациональных выражений. | 2 | ||||
10 | Преобразование показательных и логарифмических выражений. | 2 | ||||
11 | Показательная функция и ее свойства. | 1 | ||||
12 | Логарифмическая функция и ее свойства. | 1 | ||||
13 | Степенная функция и ее свойства. Преобразование графиков. | 2 | ||||
14 | Решение иррациональных уравнений и систем. | 2 | ||||
15 | Решение показательных уравнений. | 2 | ||||
16 | Решение показательных неравенств. | 2 | ||||
17 | Решение показательных систем уравнений, неравенств. | 2 | ||||
18 | Решение логарифмических уравнений. | 2 | ||||
19 | Решение логарифмических неравенств. | 2 | ||||
20 | Решение логарифмических систем уравнений, неравенств. | 2 | ||||
Практические занятия | 24 | |||||
Контрольные работы | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 25 | |||||
Тема 1.4. Матрицы | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Матрицы. Определитель матрицы. | 1 | ||||
2 | Действия над матрицами. | 1 | ||||
Практические занятия | 4 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||
Тема 1.5. Системы уравнений | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 | Метод Крамера | 1 | ||||
2 | Матричный метод. | 1 | ||||
3 | Метод Гауса. | 1 | ||||
Практические занятия | 5 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Раздел 2. ГЕОМЕТРИЯ | 60 | |||||
Тема 2.1. Прямые и плоскости в пространстве | Содержание учебного материала | 20 | ||||
1 | Аксиомы стереометрии. Следствия из аксиом стереометрии. | 1 | ||||
2 | Взаимное расположение двух прямых в пространстве. | 1 | ||||
3 | Параллельность прямых и плоскостей. Параллельность плоскостей. | 1 | ||||
4 | Изображение пространственных фигур на плоскости. | 2 | ||||
5 | Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | ||||
6 | Перпендикуляр и наклонная. | 1 | ||||
7 | Перпендикулярность плоскостей. | 1 | ||||
8 | Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Двугранный угол. | 1 | ||||
9 | Геометрические преобразования пространства. Параллельное проектирование. | 2 | ||||
Практические занятия | 6 | |||||
Контрольные работы | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||
Тема 2.2 Координаты и векторы | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 | Декартова система координат. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка. | 2 | ||||
2 | Векторы. Действия над векторами. | 2 | ||||
3 | Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач. | 2 | ||||
Практические занятия | 6 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
Тема 2.3 Многогранники | Содержание учебного материала | 12 | ||||
1 | Многогранники. Призма. | 1 | ||||
2 | Изображение призмы и построение ее сечений. | 2 | ||||
3 | Прямая призма. | 1 | ||||
4 | Параллелепипед. | 1 | ||||
5 | Прямоугольный параллелепипед. Куб. | 2 | ||||
6 | Пирамида. Правильная пирамида. | 1 | ||||
7 | Усеченная пирамида. Тетраэдр. | 1 | ||||
8 | Сечения пирамиды. | 2 | ||||
9 | Правильные многогранники. | 1 | ||||
Практические занятия | 7 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||
Тема 2.4 Тела вращения и поверхности тел вращения | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 | Цилиндр. | 1 | ||||
2 | Конус. Усеченный конус. | 1 | ||||
3 | Шар и сфера. Сечение шара плоскостью. | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||
Тема 2.5 Измерения в геометрии | Содержание учебного материала | 12 | ||||
1 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 2 | ||||
2 | Объем призмы. Объем цилиндра. | 1 | ||||
3 | Объем пирамиды и конуса. | 1 | ||||
4 | Объем шара. Площадь сферы. Объем шарового сегмента, слоя и сектора. | 1 | ||||
5 | Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса. | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||||
Раздел 3. НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА | 44 | |||||
Тема 3.1. Последовательности | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Способы задания и свойства числовых последовательностей. | 2 | ||||
2 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. | 2 | ||||
3 | Предел последовательности. | 1 | ||||
Практические занятия | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
Тема 3.2 Производная | Содержание учебного материала | 24 | ||||
1 | Приращение функции. Понятие о производной. | 1 | ||||
2 | Правила вычисления производных. | 1 | ||||
3 | Вычисления производных. | 2 | ||||
4 | Производная сложной функции. | 1 | ||||
5 | Производные тригонометрических функций. | 1 | ||||
6 | Физический смысл производной. | 2 | ||||
7 | Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Производная в физике и технике. | 2 | ||||
8 | Касательная к графику функции. | 1 | ||||
9 | Функции и их графики. | 2 | ||||
10 | Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. | 2 | ||||
11 | Возрастание и убывание функций. Экстремумы. | 2 | ||||
12 | Признак возрастания (убывания) функции. | 1 | ||||
13 | Критические точки функции, максимумы и минимумы. | 1 | ||||
14 | Применение производной к исследованию функции. | 2 | ||||
15 | Наибольшее и наименьшее значение функции. | 2 | ||||
Практические занятия | 11 | |||||
Контрольные работы | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 11 | |||||
Тема 3.3 Первообразная и интеграл | Содержание учебного материала | 14 | ||||
1 | Первообразная. Основное свойства первообразной. | 1 | ||||
2 | Неопределенный интеграл. Свойства интеграла. | 1 | ||||
3 | Метод замены переменной. | 1 | ||||
4 | Метод интегрирования по частям. | 1 | ||||
5 | Определенный интеграл. Формула Ньютона – Лейбница. | 1 | ||||
6 | Метод замены переменной для определенного интеграла. | 1 | ||||
7 | Метод интегрирования по частям для определенного интеграла. | 1 | ||||
8 | Физический и геометрический смысл интеграла. | 1 | ||||
Практические занятия | 10 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 11 | |||||
Раздел 4. КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ | 20 | |||||
Тема 4.1. Элементы комбинаторики | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 | Основные понятия комбинаторики. Принцип математической индукции. | 2 | ||||
2 | Задачи на подсчет числа перестановок размещений, сочетаний. | 3 | ||||
3 | Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 1 | ||||
4 | Формула бинома Ньютона. Решение задач. | 2 | ||||
Практические занятия | 5 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||
Тема 4.2. Элементы теории вероятностей | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Случайное событие и ее вероятность | 2 | ||||
2 | Сложения и умножения вероятностей. | 2 | ||||
Практические занятия | 4 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
Тема 4.3. Элементы математической статистики | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Первоначальные понятия математической статистики. | 1 | ||||
2 | Решение практических задач с применением вероятностных методов. | 2 | ||||
Практические занятия | 4 | |||||
Контрольные работы | 2 | |||||
Всего: | 234 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по специальностям СПО технического и социально-экономического профилей — 351 час.
Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 234 часа;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 117 часов
Вид учебной работы | Количество часов | ||||||
Профили профессионального образования | |||||||
Аудиторные занятия. Содержание обучения | Технический и социально- | ||||||
экономический | |||||||
Специальности СПО | |||||||
Введение | 2 | ||||||
Развитие понятия о числе | 10 | ||||||
Корни, степени и логарифмы | 28 | ||||||
Прямые и плоскости в пространстве | 20 | ||||||
Комбинаторика | 12 | ||||||
Координаты и векторы | 16 | ||||||
Основы тригонометрии | 31 | ||||||
Функции и графики | 18 | ||||||
Многогранники и круглые тела | 26 | ||||||
Начала математического анализа | 24 | ||||||
Интеграл и его применение | 15 | ||||||
Элементы теории вероятностей и математической | 12 | ||||||
статистики | |||||||
Уравнения и неравенства | 20 | ||||||
Итого | 234 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | |||||||
Подготовка выступлений по заданным темам, | 117 | ||||||
докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | |||||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |||||||
Всего | 351 | ||||||
Разработчики:
ГПОУ «УПТ» Преподаватель М.Г. Хворост
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
ГПОУ «УПТ» зам. директора по МР С.О. Манова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)