Методическая разработка урока по дисциплине «Психология общения» Тема: Слушание в межличностном общении

1
0
Материал опубликован 12 October 2021

КГБПОУ СПО «Таймырский колледж»

Лысакова М.В., преподаватель.

Методическая разработка урока по дисциплине «Психология общения»

Тема: Слушание в межличностном общении

Цели: определить, как умение слушать влияет на процесс коммуникации; рассмотреть ситуации, связанные с типичными помехами в процессе коммуникации; разобрать, от чего зависит эффективность коммуникации. Полученные теоретические знания применить на практике, выполнив упражнения (по выбору преподавателя в зависимости от группы).

Ход работы

Лекция

Каждый слушатель решает сам, кого, когда и в какой ситуации ему слушать, кому уделять внимание, а кому нет. К одним людям мы охотно и внимательно прислушиваемся, а некоторых выслушиваем с трудом.

«Слушать других – это своего рода искусство. Чтобы научиться слушать, человек должен забыть или отложить в сторону все свои предубеждения, все стереотипы и все свои ежедневные заботы. Когда вы настроены на то, чтобы познавать, вещи познаются легко; вы слушаете, когда ваше внимание действительно целиком отдано чему-то…», – отмечали Л. Баркер, К. Ватсон.

Если человек сознательно или неосознанно выбирает вариант «не слушать», то, несмотря на все усилия говорящего, заинтересовать, привлечь внимание слушателя вряд ли получится. Выступающий может потратить много времени: уговаривать, развлекать, угрожать, «давить авторитетом» и т. п., но заставить себя слушать не всегда удается, потому что процесс общения зависит во многом от слушающего.

Умение слушать – важная коммуникационная способность, которую нужно развивать, чтобы не пропустить, не прослушать что-либо и не совершать ошибок из-за этого. Тех, кто умеет слушать, обычно и другие слушают с вниманием.

В ситуациях коммуникации выделяют три самых распространенных заблуждения относительно слушания:

оратор больше, чем слушатель, контролирует процесс общения;

человек способен внимательно слушать, когда ему необходимо;

когда я начинаю говорить, другие начинают меня слушать.

Как отмечают исследователи, наши представления о процессе слушания очень разные и часто не соответствуют действительности. Люди изучают ораторское мастерство и способы эмоционального воздействия; тренируются в произнесении длинных монологов, сложных терминов, фамилий и названий, но выбор слушать или нет, делает аудитория. Слушатели настраиваются на разговор или «отключаются», реагируют на высказывания или нет, по-своему интерпретируют информацию, определяют важную и ненужную им и т. д. При этом слушатели, проявляющие максимальное внимание к говорящему, демонстрируя живое участие в коммуникации, получают максимальную информационную пользу для себя.

Слушать очень внимательно не означает слушать хорошо. Даже самые опытные слушатели испытывают затруднения при восприятии технической или незнакомой информации. Большинство людей могут воспроизвести менее 50 % информации после 10-минутного разговора, и этот показатель снижается до 10 % через 24 ч. Люди не могут вспомнить телефонный номер сразу после набора, если им его диктовали, а многие даже не пытаются его запомнить. Примером этого феномена является и забывание имени сразу после знакомства. Когда человек начинает говорить, он не всегда учитывает тот факт, что для восприятия информации необходима определенная настройка. Большинству людей трудно начать слушать, если их серьезно не интересует идея или обсуждаемый вопрос, нужно некоторое время, чтобы сосредоточиться. В обыденной практике каждому необходимо обучиться концентрировать внимание с первых секунд сообщения.

Развитие умения слушать связано с выявлением типичных помех в процессе коммуникации.

Наиболее распространенными являются следующие ситуации:

1. «Отключение» во время разговора. Человек выглядит так, словно он внимательно слушает, при этом «отключившись» от разговора. Зачастую он не в состоянии определить момент «отключения», понять, что именно он пропустил. Только по некоторым невербальным знакам можно понять, что слушатель уже «не в контакте».

2. Сосредоточенность на своих мыслях. Когда человек поглощен собой, например, думает, что в процессе общения обязательно надо что-то сказать, сделать, рассмотреть, он слушает невнимательно. Погружение в свои мысли (произвести впечатление; что они обо мне думают? и пр.) приводит к нарушению контакта и потере необходимой информации.

3. Поспешные выводы. Типичными являются ситуации, когда человек, выслушав часть информации, начинает делать выводы, а то и прерывать говорящего, возражать, навешивать ярлыки, комментировать и т. п., при этом перестает слушать, упускает часть важной информации.

Развитие умения слушать способствует укреплению отношений с разными людьми и достижению успехов в коммуникации, в противовес предвзятости, предубеждениям и стереотипам при невнимательном слушании. Как отмечают все психологи, в любых отношениях человеку важно найти того, кто будет готов его выслушать. Когда человек чувствует, что его слушают, то уровень тревожности и напряженности снижается.

Общение всегда улучшается, если люди готовы друг друга внимательно слушать. Это важнейшее качество как в межличностных и деловых, так и в межгосударственных отношениях. Внимательное слушание уменьшает время деловых встреч, собраний, заседаний и т. п. Внимательные слушатели успешны во всех сферах деятельности. Наиболее успешные агенты по продажам – это те, кто интересуется нуждами клиентов, задает вопросы и внимательно выслушивает их пожелания. Деловые люди всегда прислушиваются к мнению своих заказчиков, работников, партнеров: «…лучшим образом заинтересовать других – значит слушать их, и слушать серьезно»

Эффективность коммуникации зависит и от личных предпочтений слушателей, которые включают:

способы получения информации (лично, телефон, электронная почта и т. п.);

форму изложения информации (кратко, обобщенно или подробное изложение с иллюстрациями, примерами и пр.);

место и время общения (деловая или неформальная обстановка, утром или во второй половине дня).

Следует учитывать, что поведение и желания слушателей зависят от количества свободного времени и близости отношений. Обучаясь лучше слушать, человек создает возможности для качественного роста личных и деловых отношений. Если мы хотим доставить удовольствие партнеру, то нужно внимательно его выслушать.

Для слушателей, ориентированных на людей, важны отношения с окружающими, сам процесс общения. Это самые приятные слушатели. Они поддерживают вербальную и невербальную обратную связь, обращают внимание на эмоциональные составляющие, всегда сочувствуют, не критикуют. При этом могут быть навязчивыми, заражаются эмоциями собеседника, излишне переживают за него.

Слушателям, ориентированным на действие, важно быстро решить насущный вопрос. Они нацелены слушать по существу проблемы и не позволят отклоняться от темы. Такие люди подмечают несоответствия в информации, сразу выделяют ключевые моменты и ориентируют всех в проблеме. Но они нетерпеливы, часто не придают значения эмоциям окружающих, контексту ситуации, склонны забегать вперед и быстро делать выводы. Слушатели, ориентированные на содержание, тщательно проверяют всю информацию, все, что слышат. Им важно уяснить для себя все аспекты вопроса, они ценят сложные, новые и творческие идеи, уделяют им значительное внимание. При этом часто чрезмерно мелочны и скрупулезны в деталях, демонстрируют свою информированность, долго проверяют информацию, чтобы принять решение.

Слушатели, ориентированные на время, эффективно распределяют и берегут время. Они организуют свою деятельность буквально по минутам и требуют этого от других; нетерпеливы к многословию, устанавливают временные ограничения в личных беседах и при деловом общении, призывают «не тратить зря время». Однако их нетерпеливость снижает способность высказывать и воспринимать информацию, стремление все успеть ограничивает их творчество, а постоянная спешка приводит к осложнениям в отношениях.

Безусловно, очень мало «чистых» типов слушателей, в основном преобладают смешанные, комбинированные типы, которые проявляются в разных коммуникативных ситуациях.

На формирование личных слушательских предпочтений влияют национальные и культурные традиции. Выявление личных предпочтений других людей полезно и когда мы выступаем, и когда мы слушаем. Изменение и расширение своих привычек в области слушания позволит выбирать, когда слушать в своей привычной манере, а когда быть более внимательными и регулировать свою манеру слушать окружающих.


Выполнение практических заданий.

Задание 1. Упражнение «Звуки тишины»

Описание. Поставьте таймер на телефоне, часах на 30 с. Закройте глаза и в течение этого времени слушайте звуки, раздающиеся вокруг. Возьмите лист бумаги и запишите все, что услышали.

Обсуждение. Что было сложно? Были ли какие-то звуки, на которые лично вы не обратили внимание? Сравните свои заметки и записи других. Какой вывод сделали для себя? Повторите упражнение еще раз.

Задание 2. Упражнение «Внутренний голос»

Описание. Попробуйте сосредоточиться на «внутреннем голосе» в течение 1 мин. Что и как он говорит? Обсуждение. Как «внутренний голос» нас отвлекает? В какие моменты мы начинаем его слушать и отвлекаемся от собеседника?

Задание 3. Упражнение «Визуальное чувствование»

Описание. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников. Через 2–3 мин все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица членов группы. В течение 1–2 мин нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. Каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.

Обсуждение. Что получилось? Какие лица представили четко, а какие не удалось представить?

Задание 4. Упражнение «Перевоплощение»

Описание. Участники удобно располагаются в креслах. Один их них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она «живет», что «чувствует», о ее «заботах», «пристрастиях» и т. п.

Обсуждение. Почему выбирали именно эту вещь? Какой вы получили опыт?

Задание 5. Упражнение «Прекрасный сад»

Описание. Участники сидят, образуя круг. Ведущий предлагает закрыть глаза и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель у этого цветка? А может быть, шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того как все представили это, нарисуйте свой цветок и расскажите о нем.

Обсуждение. Участникам предлагается описать весь сад.

Задание 6. Упражнение «Искажение информации» Упражнение проводится с использованием текста детской сказки «Колобок» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Описание

Вариант 1. Несколько человек выходят из комнаты. Заходит первый участник. Ведущий произносит или зачитывает небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Когда заходит второй участник, первый пересказывает ему эту фразу. И так далее, каждый, входя, выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник произносит фразу громко, чтобы слышали все.

Вариант 2. Первому вошедшему показывают картинку. Он рассматривает ее и описывает участнику, вошедшему следующим, и т. д.

Обсуждение. Почему искажается смысл информации? Как это происходит?

Задание 7. Игра «Ассоциации»

Описание.

Цель игры состоит в отгадывании человека, которого задумала группа, по ассоциациям с различными предметами, явлениями и т. п. Игрок выходит из аудитории, а группа загадывает одного из оставшихся участников. Возвращаясь, игрок пытается угадать загаданного участника, задавая вопросы типа «С какой погодой ассоциируется этот человек?», «С каким предметом мебели?», «С какой машиной?» и т. д. Каждый член группы придумывает свою характеристику-ассоциацию (погода, цветок, дерево, предмет одежды и др.). На вопросы отвечают все, в том числе и тот, кого загадали. Игру можно повторить с другими отгадывающими.

Обсуждение. По каким признакам угадали? Почему не смогли угадать? Что нового узнали о себе те, кого загадывали?


3. Обобщение

1. Почему для человека очень важно уметь слушать других?

2.Какие выделяют типы слушателей и как они влияют на процесс коммуникации?

4. Выставление оценок. Итог.



Рекомендованная литература:

1. Сапегина С.Г. Деловое общение: учеб. пособие / С.Г. Сапегина. – Екатеринбург: Урал. государств. лесотехн. ун-т, 2003. – 214 с.


2. Бабаева А.В. Философия делового общения. Законы, правила и нормы деловых коммуникаций: учеб. для вуза. / А.В. Бабаева, Р.И. Мамина, О.Ю. Маркова. – М.: Велби / Проспект, 2007. – 312 с.


3.Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: учеб. пособие / Г.Н. Нурышев, Д.С. Бразевич. − СПб.: СПбГУНиПТ, 2010. − 292 с

Использование Интернет-ресурсов в ходе лекции:

https://www.youtube.com/watch?v=22xFvw5a3X4 Как научиться слушать людей.

https://www.youtube.com/watch?v=7JERdtnX1hU Виктор Судаков Умение слушать














ПРИЛОЖЕНИЕ


t1634023960aa.jpg Колобок


Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок

t1634023960ab.jpg

Взяла старуха крылышко,

по коробу поскребла,

по сусеку помела

и наскребла муки горсти две. 

Замесила муку на сметане, состряпала колобок,

t1634023960ac.jpg

Изжарила в масле.

t1634023960ad.jpg

И на окошко студить положила

t1634023960ae.jpg

Колобок полежал, полежал,

Взял да и покатился —

с окна на лавку,

с лавки на пол

Пó полу к двери,

прыг через порог — да в сени,

Из сеней на крыльцо,

с крыльца на двор,

Со двора за ворота,

дальше и дальше

t1634023960af.jpg

Катится Колобок по дороге,

навстречу ему Заяц:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

t1634023960ag.jpg

Не ешь меня, Заяц,

я тебе песенку спою:


t1634023960ah.jpg


Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,

На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.

t1634023960ai.jpg

Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду

t1634023960aj.jpg

И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:


t1634023960ak.jpg

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,

На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Волк его и видел!


t1634023960al.jpg

Катится Колобок, навстречу ему Медведь:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Где тебе, косолапому, съесть меня!


t1634023960am.jpg


Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,

На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,

От тебя, медведь, подавно уйду!

t1634023960an.jpg

И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

Колобок, Колобок, куда катишься?

Качусь по дорожке.

t1634023960ao.jpg

Колобок, Колобок, спой мне песенку!

t1634023960ap.jpg

Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!

t1634023960aq.jpg

А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо.

Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок

Да спой еще разок, погромче


t1634023960ar.jpg

Колобок вскочил Лисе на нос

И запел погромче ту же песенку.

А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок

Да пропой в последний разок

t1634023960as.jpg


Колобок прыг Лисе на язык, А Лиса его — гам! — и съела.

t1634023960at.jpg



t1634023960au.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.