Занятие «Советы психолога учащимся по улучшению межличностного общения»
Советы психолога учащимся по улучшению межличностного общения
При входе в класс ребятам предлагается передать настроение в данный момент при помощи цветных кружков. (На столе коробочка).
(При входе можно было прочитать, характеристику каждого цвета.
Характеристика цветов
Желтый - Яркое, солнечное настроение. Стремление к общению, но не готовность активно действовать. Склонность в мыслях представлять различные жизненные ситуации.
Красный - Активное, энергичное настроение. Позиция, направленная на действие. Возможно возбуждение и некоторая агрессивность.
Зеленый - Спокойное, уверенное настроение. Обозначает настойчивость, надежду на лучшее.
Серый – Равнодушное настроение. Поведение «по течению», пассивность.
Черный - Негативное настроение. Протест, переживание огорчений или страха.)
- Здравствуйте! Я рада видеть вас на нашем занятии.
В последнее время люди (особенно это касается молодежи) всё меньше взаимодействуют друг с другом словесно. Общение в соцсетях, просмотр «новостей» многим почти заменило реальное. Всё реже люди делятся тем, как прошёл день, какие мысли посетили, какие эмоции возникали в течение дня. Одни не охотно делятся, у других не возникает желания слушать. Люди при общении могут даже не смотреть друг другу в глаза! Особенно такое поведение характерно для молодого поколения. Проявление эмоций, улыбку заменяет смайлик, одобрение – «лайк». Люди могут целыми часами обмениваться сообщениями в чатах с незнакомыми людьми… Стали исчезать дворовые коллективы. Много ли мы видим сегодня ребят, дружно играющих во дворе в игры нашего детства, такие как «Чай-чай-выручай!», «Тише едешь – дальше будешь», «Черное чернило, белое перо», «Жмурки»? На смену этим играм пришли современные онлайн игры. Но живое общение должно быть предпочтительней. А чтобы почувствовать себя более уверенно в процессе общения, мы с вами сегодня проведем упражнения, которые помогут вам:
- устанавливать межличностные связи;
- углубить опыт анализа ситуаций общения;
- развитии адекватного восприятия себя и других в ситуациях общения;
Общение пронизывает всю нашу жизнь, эта человеческая потребность стоит наравне с биологическими. Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками происходит обмен разного рода информацией.
Этапы работы:
Разминка
Цель: настроить участников на доброжелательное взаимодействие.
Материалы: карточки с названиями различных эмоций (радость, злость, удивление, горе, гнев, презрение, счастье, разочарование, подозрительность, энтузиазм), ручки, бумага.
Упражнение «Определи настроение» (10 мин.)
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
Материалы: карточки с названиями эмоций.
Ход упражнения.
Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим ребятам, говорят фразу «Добрый день» с интонацией, выражающей эмоцию, указанную в карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию изображал участник.
Вопросы для обсуждения:
Насколько сложно было выполнить упражнение?
Насколько легко удавалось определить эмоцию по интонации?
Как часто вам удается по интонации определить настроение собеседника?
Упражнение «Фигурки» (15 мин.)
Цель: понимание необходимости обратной связи при совместной деятельности.
Процедура:
Участники в парах садятся спиной друг к другу. Один из них складывает фигуру из 12 квадратов. Затем он описывает, как надо сложить идентичную фигуру. Задача соседа – выложить такую же фигуру (дополнительные вопросы задавать нельзя). Затем задание повторяется, но уже с правом задавания вопросов.
Обсуждение:
-почувствовали ли вы разницу в первом и втором случаях?
- что вы испытывали, когда не получали или не могли дать обратную связь товарищу?
«Представление своего Я» (10 мин.)
Цель: развитие перцептивной стороны общения.
Процедура:
Участнику предлагают нарисовать два рисунка: «Я – на самом деле», «Я – каким хочу быть в глазах других».
Обсуждение:
- продемонстрируйте и опишите ваши рисунки: на какие детали следует обратить внимание и почему?
- в чем различие между первым и вторым рисунками?
Подведение итогов занятия
Ребята рассказывают, что нового узнали в процессе занятия. Что особенно запомнилось. Им предлагается сформулировать свои рецепты комфортного общения.
- Общение – сложный, важный и чрезвычайно интересный процесс. На протяжении всей жизни вы будете задействованы в нем, будете выполнять разные социальные роли, стоять перед выбором… Но главное, что вы должны помнить: общаться надо так, чтобы было приятно и вам, и другим. Чтобы от общения с вами оставались радостные и добрые чувства. Мне было приятно беседовать с вами! Спасибо.
Итоги занятия можно оформить на стенде в виде радуги.
Литература:
Программа социально-психологического тренинга Русских Л. А., Голубева Е. В. [Электронный ресурс]. URL: http://golubevaelenav.narod.ru/psych_L/progsoc.htm Дата доступа: 29.06.2017.
Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе Аверина И., Грибанова М., Суворова М. [Электронный ресурс]. URL: http://www.trepsy.net/training/stat.php?stat=5610 Дата доступа: 29.06.2017.