Методическая разработка урока по дисциплине «Введение в специальность» на тему «Профессия юрист»
министерство общего и профессионального образования
свердловской области
ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им И.И. Ползунова»
Методическая разработка занятия на тему «Профессия юрист»
по дисциплине «Введение в специальность»
Автор: Гильманова Ольга Павловна – преподаватель экономических дисциплин Верхнепышминского филиала УГК имени И.И. Ползунова
Урок по теме «Профессия юрист»
дисциплина «Введение в специальность»
Цель: расширение знаний обучающихся о профессиях.
Задачи: ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами присущими людям той или иной профессии;
-развить кругозор, обогатить словарный запас студентов;
-воспитать уважение к различным профессиям.
Организационная форма занятия: урок
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок - викторина
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Повторение изученного материала в дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» и получение новых знаний по дисциплине.
Сегодня нам предстоит путешествие в страну профессий. Каждая профессия хороша по-своему. А знаете ли, что в мире существует около 40000 профессий. А мы познакомимся с профессией юрист во время нашего путешествия.
Давайте уточним понятия: профессия, специальность, должность.
Профессия – это основной род занятий, дело, которому человек научен заниматься. (Например, врач, учитель)
Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т.д.)
Должность - это служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей.
Задание:
Распределите профессии, должности и специальности по колонкам таблицы
Профессия |
Должность |
Специальность |
*главный бухгалтер, кассир, бухгалтер;
*старший инженер, инженер, инженер-системотехник;
*учитель, учитель начальных классов, завуч;
*продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров;
*лесник, главный лесничий, директор лесхоза.
Ответы
Профессия |
Должность |
Специальность |
бухгалтер |
главный бухгалтер |
кассир |
инженер |
старший инженер |
инженер-системотехник |
учитель |
завуч |
учитель начальных классов |
продавец |
заведующий магазином |
продавец продовольственных товаров |
лесник |
директор лесхоза |
главный лесничий |
Более подробно рассмотрим кто же такой юрист? Какое образование ему необходимо? Карьерный рост юриста. Размер оплаты труда.
Юрист (от лат. jus — право) (нем. Jurist, англ. Jurist) — специалист по правоведению, юридическим наукам, практический деятель в области права.
Сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью — судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов.
Этот род деятельности почитается одним из древнейших занятий человека. К первым юристам-профессионалам можно отнести членов Коллегии понтификов Древнего Рима.
Жизнь современного общества регламентирована огромным количеством законов, постановлений, правил и т. п. Принимая решения о том, допустимо ли то или иное действие, или как грамотно разрешить возникшую конфликтную ситуацию (будь то отказ работников магазина вернуть деньги за некачественный товар, раздел имущества между супругами при разводе, угроза увольнения с работы или еще что-нибудь подобное), прежде всего нужно ориентироваться как раз на законы, имеющиеся по соответствующим поводам.
Именно этим цивилизованное общество отличается от живущего по обычаям дикарей, где правым считается тот, кто сильнее (или кто богаче).
Юрист помогает отдельным людям и организациям, опираясь на действующие законы, определить оптимальную стратегию поведения в той или иной ситуации, а при необходимости составить заявление в суд и другие компетентные органы, просьбу об обжаловании официального решения и т. п.
Образование: Профессия подразумевает наличие высшего юридического образования. Юристу требуется прекрасное знание действующего законодательства, специфики делопроизводства в различных органах власти. Он должен знать Конституцию РФ, действующее законодательства, гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, административное право, методы криминалистики, психологию, логику, основы экономики, организации труда, производства и управления.
Место работы и карьера: Правоохранительные органы, юридические консультации и т.д. Перспективы для карьерного роста средние. По мере накопления успешного опыта работы возрастают возможности для трудоустройства в крупные престижные фирмы, а также для привлечения частных клиентов. Возможен рост по административной линии (например, можно стать главным юристом на крупном предприятии), переход к другим юридическим специальностям (так, опыт работы юрисконсультом позволяет претендовать на должность судьи), поступление на государственную службу.
Создание успешного бизнеса в сфере оказания юридических услуг в настоящее время довольно сложно (в связи с перенасыщенностью этого рынка), однако прекрасное знание законодательства послужит хорошим подспорьем при управлении любым бизнесом.
Где и как зарабатывают российские юристы. В России сегодня, по меньшей мере, 1,5 млн. человек имеет на руках диплом о высшем юридическом образовании. Из них профессионально востребованы примерно 52% правоведов, остальные находят себя в менеджменте, торговле и сфере услуг.
Каждая профессия требует определённые качества, которыми должен обладать человек данной профессии.
2. Студенты заполняют таблицу, по предложенным к пояснениям словам. Необходимо назвать 2 профессии, чьи профессиональные качества указаны в таблице.
«Кто это?»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
? |
? |
Честность |
Терпение |
Порядочность |
Собранность |
Эрудированность |
Информированность |
Знание законов |
Коммуникабельность |
Непредвзятость |
Точность |
Информированность |
Образованность |
Тактичность |
Находчивость |
Ответственность |
Тактичность |
Собранность |
Интуиция |
Коммуникабельность |
Ответственность |
Интуиция |
Порядочность |
|
Умение оперировать цифрами, информацией |
Ответ ЮРИСТ |
Ответ ЭКОНОМИСТ |
3 Задание: Студенты заранее подготовили презентации на тему «История возникновения профессии юрист» и «Назначение юриста». Просмотр презентаций и выполнения задания.
Прочитав представленный текст о личностных качествах юриста, необходимо выделить главное и оформить схематично.
Далее рассмотрим с вами личностные качества: Его работа требует аналитических способностей, внимательности и хорошей памяти, умения быстро разыскивать необходимую информацию. Ведь, рассматривая каждую конкретную ситуацию, ему нужно не просто выразить свое мнение по ее поводу, а дать предельно точное юридически грамотное разъяснение со ссылкой на конкретные параграфы действующих законов и подзаконных актов.
Кроме того, желательно наличие коммуникативных способностей и эмоциональной устойчивости, ведь клиенты зачастую находятся в стрессе и склонны необоснованно предъявлять свои претензии юрисконсульту, когда закон оказывается не на их стороне.
Профессия юриста связана с разрешением конфликтов, все несправедливости жизни приходится переживать ежедневно.
4. На проекторе студенты смотрят презентацию.
Я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова.
Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
1. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, зоолог, зоотехник, пчеловод, гидролог, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда: животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
Человек - техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари, токари, часовщики и представители других профессий, использующие технические устройства.
Человек - человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К этому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, следователь, адвокат, библиотекарь, экскурсовод, переводчик, продавец.
Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, инженеры, кассиры, фармацевты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (артисты, архитекторы, дирижеры, искусствоведы, кинорежиссеры, композиторы и др.)
Преподаватель делает необходимо пояснения к презентации.
В основу классификации легли признаки предмета или объекта , с которым взаимодействует человек.
Объектом группы профессии
Чел-чел: люди, группы, коллективы
Чел-знак : цифры , шифры, коды, таблицы
Чел-худ.образ: худож.образ, их роли, элементы.
Чел-природа: живые организмы, растения, животные, биологич. процессы.
Человек-техника: технич.аппараты, установки, машины.
5. Работа в группах. Распределить профессии в 5 групп: слесарь, агроном, ювелир, инженер, садовод, учитель, программист, продавец, ветеринар, музыкант, шофер, лесник, юрист, токарь, экономист, статист, финансист, фотограф, художник, писатель, артист, зоотехник, тракторист, врач.
ОТВЕТЫ
Человек - знаковая система
1.Программист
2.Экономист
3.Статистик
4.финансист
Человек-художественный образ
1.Ювелир
2.Фотограф
3.Музыкант
4.Художник
5.Писатель
6.Артист
Человек-природа
1.Агроном
2.Зоотехник
3.Ветеринар
4.Садовод
5.Лесник
Человек-техника
1.токарь
2.слесарь
3.инженер
4.шофер
5.Тракторист
Человек-человек
1.продавец
2. врач
3. учитель
4. юрист
6. Викторина «Калейдоскоп профессий». Студенты отвечают на поставленные вопросы.
- Он наделен правом проводить проверки соблюдения законности во всех учреждениях, предприятиях и организациях, участвовать в суде при рассмотрении уголовных и гражданских дел, в необходимых случаях проводить расследование по уголовным делам. Однако не вправе санкционировать аресты, обыски, утверждать обвинительные заключения, вносить протесты и представления. (Помощник прокурора)
- Участвует в составлении законов, толкует их, разъясняет, реализует свои знания и способности как в государственных, так и негосударственных структурах. (Юрист-правовед)
- Он знает, что у мужчины длина шага 65-90 см, у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит человек бежал. (Криминалист)
- Его основная задача – обеспечение общественного порядка на обслуживаемой территории, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений. Но это, если говорить кратко. А если расшифровать и конкретизировать, то в его обязанности войдут практически все функции полиции. (Участковый инспектор)
- Обладает всей полнотой судебной власти, вершит суд, отслеживает исполнение законов. Имеет законодательно закрепленную независимость, неприкосновенность и несменяемость. Подчиняется Федеральным законам и Конституции. Ему запрещается вести предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим движениям и партиям, избираться в депутаты. Судья
- Осуществляет юридическую защиту интересов граждан в суде и других органах власти. Он обязан следовать принципу независимости, подчиняясь только законодательству страны, которую он представляет. Поэтому ему запрещено находиться на какой-либо государственной или коммерческой службе, формирующей предвзятое отношение в ведении дел (исключение – преподавательская, творческая или научная деятельность). Адвокат.
- Осуществляет помощь в правовых вопросах в международной и дипломатической деятельности. Обязан знать, помимо российского, международное право, владеть несколькими иностранными языками. Юрист-международник.
- Сотрудник государственной или коммерческой организации. Обеспечивает правовую помощь во всех внутренних вопросах, а также отслеживает соответствие законодательству деятельность самой организации, участвует в составлении договоров, работа с претензиями. Юрисконсульт.
- Обладает законодательно закрепленными за ним полномочиями по совершению следующих действий : свидетельствование подлинности документов, копий, оформление наследства, дарственных и прочее. Может состоять на государственной службе или иметь частную практику. Его деятельность регулируется лицензией. Нотариус.
- Осуществляет контроль за порядком на дорогах, за соблюдением правил дорожного движения. (Инспектор ГИБДД)
7. Сейчас я вам предлагаю вспомнить телепередачу 100 вопросов взрослому и самим задать вопросы.
100 вопросов взрослому
Какие черты характера важны для юристов?
Профессия юрист: плюсы и минусы?
Место работы?
Оплата труда юриста?
Юрист: работа и карьера?
Что определило Ваш выбор юридической специальности?
Какие трудности Вы испытывали, обучаясь в институте?
Что могли бы посоветовать нынешним выпускникам, мечтающим о профессии юриста?
Человек, владеющий тонкостями правовой организации и прекрасным знанием законов, необходим во всех сферах общественной жизни, экономике и политике?
Итак, мы сегодня познакомились с юридическими профессиями. Я надеюсь, что вы поняли, что юрист должен быть классным специалистом, должен овладеть не только определенным объемом теоретических юридических знаний, сформировать у себя высокий уровень правового сознания, правовой культуры, но и должен сформировать у себя целый комплекс практических умений, стойких профессиональных навыков, позволяющих ему быстро и безошибочно выполнять функции юриста любого профиля деятельности.
Заканчивая разговор о юристах, нельзя не сказать, что юридическое образование позволяет добиваться успеха не только на чисто юридической стезе. Если вас прельщает, например, политическая деятельность, то посмотрите, как растет число юристов среди наших парламентариев, заметьте, что юридическое образование имеет нынешний Президент России и премьер министр.
8. Завершающий этап. Преподаватель выставляет студентам оценки за работу на уроке. И задает домашнее задание: Подготовка материалов для оформления презентации «Родственные профессии юриста»
Использованная литература:
1.Дидактический материал по курсу “Твоя профессиональная карьера” Кн. для учителя /И.П. Арефьев и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: 2013г.
2.Жижова О. Перспектива успеха. Тренинговое занятие из элективного курса “Путь в профессию, или В поисках призвания”. //Школьный психолог, № 17. 2012.- С. 6-9.
3.Кабина И., Радзик И. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. /Школьный психолог, № 48. 2013. – С.8-9.
4. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки (Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов) - М: 2016г.
5. Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2015.
6.Мартынова А.В. «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2014
7. Классные часы.9 -11 классы. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2014.
8.Бендюков М. А. «Ступени карьеры: азбука профориентации» - Санкт-Петербург: Речь, 2016
9. Шорыгина Т.А. “Профессии. Какие они?”. Москва 2014г.